Женщина как территория (anima в мужском автобиографическом тексте)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В течение 2002 года Пропповский Центр при поддержке Института «Открытое общество» осуществлял культурный проект «Конкурс биографий. Русская провинция. ХХ век». Одной из его задач было создание фонда автобиографий региона, в котором проходят в течение последних десяти лет фольклорные экспедиции Санкт-Петербургского Университета — южного и северного Белозерья. В числе других автобиографических материалов в нашем распоряжении оказался дневник жителя Островского сельсовета Вашкинского района Дмитрия Петровича Беспалова, который хранится ныне в районном краеведческом музее пгт. Липин Бор. Дневник начинается с даты 10 сентября 1945 года и заканчивается датой 20 августа 1946 года.
Об авторе, помимо информации из дневника, нам известно немногое: известно, что он уехал из родного края в конце сороковых годов, известно также и то, что он умер в семидесятых годах в доме инвалидов, семьи и потомства не оставил. Этот дневник был в числе других материалов, которые составили, наряду с автобиографиями, направленными на конкурс, основной корпус текстов, на основании анализа которых была создана передвижная выставка «Музей биографий», представленная летом 2002 г. в Липином Бору, Белозерске и Петербурге.
Для того чтобы выделить основные тематические блоки автобиографической прозы мы разделили материалы, и каждый из участников проекта читал свою часть, после чего выделенные темы обсуждались совместно.
Знакомство с этой рукописью, автором которой был, несомненно, очень неординарный человек открывает целый ряд новых тем (этнографических, фольклорных, поэтико-риторических, антропологических). Основной ее сюжет личная и общественная жизнь молодого человека (автору 21 год) в послевоенной деревне, а также его взгляды на цель и смысл жизни вообще, его риторические и поэтические опыты, ориентированные на классическую русскую литературу с одной стороны и на фольклор, с другой.
Эта, предусмотренная автором, позиция делает возможной для нас обсуждение темы, являющейся одной из центральных тем дневника. Эта тема — девушки и отношения автора с ними. А поскольку эта сфера отношений дана через призму авторской оценки, одной из наиболее интересных задач для меня показалось выделение тех характеристик, посредством которых пишущий дневник молодой мужчина конструирует для себя женский образ.
Н.В. Аксёнова (Харьков)
В течение 2002 года Пропповский Центр при поддержке Института «Открытое общество» осуществлял культурный проект «Конкурс биографий. Русская провинция. ХХ век». Одной из его задач было создание фонда автобиографий региона, в котором проходят в течение последних десяти лет фольклорные экспедиции Санкт-Петербургского Университета — южного и северного Белозерья. В числе других автобиографических материалов в нашем распоряжении оказался дневник жителя Островского сельсовета Вашкинского района Дмитрия Петровича Беспалова, который хранится ныне в районном краеведческом музее пгт. Липин Бор. Дневник начинается с даты 10 сентября 1945 года и заканчивается датой 20 августа 1946 года.
Об авторе, помимо информации из дневника, нам известно немногое: известно, что он уехал из родного края в конце сороковых годов, известно также и то, что он умер в семидесятых годах в доме инвалидов, семьи и потомства не оставил. Этот дневник был в числе других материалов, которые составили, наряду с автобиографиями, направленными на конкурс, основной корпус текстов, на основании анализа которых была создана передвижная выставка «Музей биографий», представленная летом 2002 г. в Липином Бору, Белозерске и Петербурге.
Для того чтобы выделить основные тематические блоки автобиографической прозы мы разделили материалы, и каждый из участников проекта читал свою часть, после чего выделенные темы обсуждались совместно.
Знакомство с этой рукописью, автором которой был, несомненно, очень неординарный человек открывает целый ряд новых тем (этнографических, фольклорных, поэтико-риторических, антропологических). Основной ее сюжет личная и общественная жизнь молодого человека (автору 21 год) в послевоенной деревне, а также его взгляды на цель и смысл жизни вообще, его риторические и поэтические опыты, ориентированные на классическую русскую литературу с одной стороны и на фольклор, с другой.
Эта, предусмотренная автором, позиция делает возможной для нас обсуждение темы, являющейся одной из центральных тем дневника. Эта тема — девушки и отношения автора с ними. А поскольку эта сфера отношений дана через призму авторской оценки, одной из наиболее интересных задач для меня показалось выделение тех характеристик, посредством которых пишущий дневник молодой мужчина конструирует для себя женский образ.
Н.В. Аксёнова (Харьков)