Жизнь, смерть, поиск идентичности в культурно-историческом сюжете России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

В локладе предлагается соотнести фундаментальные проблемы чело­веческой жизни, индивидуальной экзистенции (прежде всего мужской) с культурно-исторической спецификой России и делается попытка продемонстри­ровать, как эта специфика в символичес­кой форме выражает российское мессианское самосознание.

Психоанализ выделяет в человеческой личности три основные уровня или структуры. Бессознательное — «оно», подчиняю­щееся принципу удовольствия, «сознание» — «я», подчиняющееся принципу реальности и надсознание — «сверх-я», подчиняющееся принципу должного. Фрейд называл «сверх-я» символическим отцом, перенесенным внутрь человеческой личности и превратившимся в совесть.

Позднейшие психоаналитики различают два основных вида любви, которые символически представлены фигурами матери и отца. Материнская любовь — безусловная, чисто альтруистическая любовь к человеку. Она слепа и иррациональна и для нее не существует достоинств и недостатков. Она принимает человека таким, каков он есть. Отцовская любовь — условна и ее необходимо заслужить. Это уважение, которое имеет рациональную природу. Эти два вида любви, как правило, гармонично дополняют друг друга. При перевесе материнской любви человек впадает в крайний эгоизм. Преобладание отцовской любви может вызвать чувство собственной ничтожности, необходимость постоянно доказывать другим свое право на существование.

В культурно-историческом сюжете России Запад символизирует отцов­скую любовь. Здесь опорами существования человека являются заслуга, труд, навык, технология. Запад основывается на принципе свободной конкуренции, культивирует идею равенства возможностей, индиви­дуального успеха, прав человека. Конечная цель человеческого бытия в западной культурной традиции — стремление к счастью через преобразо­вание окружающего мира. Запад велик своей наукой, своими «западными» учеными. Он представляет собой активное, хорошо структурированное мужественное начало.

Восток же символизирует материнскую любовь. Здесь опорами существования являются дар, благо­дать, удача, шанс. Отсюда культивируемые востоком кастовость, отказ от свободной конкуренции, привилегии, вытекающие из происхождения и родовитости. Восток — это пассивное женское начало, бесформенное, ориентированное на смирение и терпение. Востоку присуща проповедь аскезы. Конечная цель человеческого бытия в данной культурной тради­ции — избавление от страданий через переосмысление. Именно поэтому Восток так знаменит своей философией, своими «восточными» мудрецами.

Существует афоризм: «Любовь и голод правят миром». Нам представляет­ся, что эти два основных инстинкта также можно соотнести с символичес­кими фигурами Востока и Запада. Избавление от страданий, к которому в конечном счете стремится Восток, — это стремление избежать голода. Стремление к счастью, присущее Западу, выражается в культе сексуаль­ного наслаждения, оргазма, сексуальной свободы.

В докладе будет уделено внимание проблемам России в контексте взаимодействия на нее Запада и Востока.

Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург)

В локладе предлагается соотнести фундаментальные проблемы чело­веческой жизни, индивидуальной экзистенции (прежде всего мужской) с культурно-исторической спецификой России и делается попытка продемонстри­ровать, как эта специфика в символичес­кой форме выражает российское мессианское самосознание.

Психоанализ выделяет в человеческой личности три основные уровня или структуры. Бессознательное — «оно», подчиняю­щееся принципу удовольствия, «сознание» — «я», подчиняющееся принципу реальности и надсознание — «сверх-я», подчиняющееся принципу должного. Фрейд называл «сверх-я» символическим отцом, перенесенным внутрь человеческой личности и превратившимся в совесть.

Позднейшие психоаналитики различают два основных вида любви, которые символически представлены фигурами матери и отца. Материнская любовь — безусловная, чисто альтруистическая любовь к человеку. Она слепа и иррациональна и для нее не существует достоинств и недостатков. Она принимает человека таким, каков он есть. Отцовская любовь — условна и ее необходимо заслужить. Это уважение, которое имеет рациональную природу. Эти два вида любви, как правило, гармонично дополняют друг друга. При перевесе материнской любви человек впадает в крайний эгоизм. Преобладание отцовской любви может вызвать чувство собственной ничтожности, необходимость постоянно доказывать другим свое право на существование.

В культурно-историческом сюжете России Запад символизирует отцов­скую любовь. Здесь опорами существования человека являются заслуга, труд, навык, технология. Запад основывается на принципе свободной конкуренции, культивирует идею равенства возможностей, индиви­дуального успеха, прав человека. Конечная цель человеческого бытия в западной культурной традиции — стремление к счастью через преобразо­вание окружающего мира. Запад велик своей наукой, своими «западными» учеными. Он представляет собой активное, хорошо структурированное мужественное начало.

Восток же символизирует материнскую любовь. Здесь опорами существования являются дар, благо­дать, удача, шанс. Отсюда культивируемые востоком кастовость, отказ от свободной конкуренции, привилегии, вытекающие из происхождения и родовитости. Восток — это пассивное женское начало, бесформенное, ориентированное на смирение и терпение. Востоку присуща проповедь аскезы. Конечная цель человеческого бытия в данной культурной тради­ции — избавление от страданий через переосмысление. Именно поэтому Восток так знаменит своей философией, своими «восточными» мудрецами.

Существует афоризм: «Любовь и голод правят миром». Нам представляет­ся, что эти два основных инстинкта также можно соотнести с символичес­кими фигурами Востока и Запада. Избавление от страданий, к которому в конечном счете стремится Восток, — это стремление избежать голода. Стремление к счастью, присущее Западу, выражается в культе сексуаль­ного наслаждения, оргазма, сексуальной свободы.

В докладе будет уделено внимание проблемам России в контексте взаимодействия на нее Запада и Востока.

Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург)