Жизнь, смерть, поиск идентичности в культурно-историческом сюжете России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В локладе предлагается соотнести фундаментальные проблемы человеческой жизни, индивидуальной экзистенции (прежде всего мужской) с культурно-исторической спецификой России и делается попытка продемонстрировать, как эта специфика в символической форме выражает российское мессианское самосознание.
Психоанализ выделяет в человеческой личности три основные уровня или структуры. Бессознательное — «оно», подчиняющееся принципу удовольствия, «сознание» — «я», подчиняющееся принципу реальности и надсознание — «сверх-я», подчиняющееся принципу должного. Фрейд называл «сверх-я» символическим отцом, перенесенным внутрь человеческой личности и превратившимся в совесть.
Позднейшие психоаналитики различают два основных вида любви, которые символически представлены фигурами матери и отца. Материнская любовь — безусловная, чисто альтруистическая любовь к человеку. Она слепа и иррациональна и для нее не существует достоинств и недостатков. Она принимает человека таким, каков он есть. Отцовская любовь — условна и ее необходимо заслужить. Это уважение, которое имеет рациональную природу. Эти два вида любви, как правило, гармонично дополняют друг друга. При перевесе материнской любви человек впадает в крайний эгоизм. Преобладание отцовской любви может вызвать чувство собственной ничтожности, необходимость постоянно доказывать другим свое право на существование.
В культурно-историческом сюжете России Запад символизирует отцовскую любовь. Здесь опорами существования человека являются заслуга, труд, навык, технология. Запад основывается на принципе свободной конкуренции, культивирует идею равенства возможностей, индивидуального успеха, прав человека. Конечная цель человеческого бытия в западной культурной традиции — стремление к счастью через преобразование окружающего мира. Запад велик своей наукой, своими «западными» учеными. Он представляет собой активное, хорошо структурированное мужественное начало.
Восток же символизирует материнскую любовь. Здесь опорами существования являются дар, благодать, удача, шанс. Отсюда культивируемые востоком кастовость, отказ от свободной конкуренции, привилегии, вытекающие из происхождения и родовитости. Восток — это пассивное женское начало, бесформенное, ориентированное на смирение и терпение. Востоку присуща проповедь аскезы. Конечная цель человеческого бытия в данной культурной традиции — избавление от страданий через переосмысление. Именно поэтому Восток так знаменит своей философией, своими «восточными» мудрецами.
Существует афоризм: «Любовь и голод правят миром». Нам представляется, что эти два основных инстинкта также можно соотнести с символическими фигурами Востока и Запада. Избавление от страданий, к которому в конечном счете стремится Восток, — это стремление избежать голода. Стремление к счастью, присущее Западу, выражается в культе сексуального наслаждения, оргазма, сексуальной свободы.
В докладе будет уделено внимание проблемам России в контексте взаимодействия на нее Запада и Востока.
Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург)
В локладе предлагается соотнести фундаментальные проблемы человеческой жизни, индивидуальной экзистенции (прежде всего мужской) с культурно-исторической спецификой России и делается попытка продемонстрировать, как эта специфика в символической форме выражает российское мессианское самосознание.
Психоанализ выделяет в человеческой личности три основные уровня или структуры. Бессознательное — «оно», подчиняющееся принципу удовольствия, «сознание» — «я», подчиняющееся принципу реальности и надсознание — «сверх-я», подчиняющееся принципу должного. Фрейд называл «сверх-я» символическим отцом, перенесенным внутрь человеческой личности и превратившимся в совесть.
Позднейшие психоаналитики различают два основных вида любви, которые символически представлены фигурами матери и отца. Материнская любовь — безусловная, чисто альтруистическая любовь к человеку. Она слепа и иррациональна и для нее не существует достоинств и недостатков. Она принимает человека таким, каков он есть. Отцовская любовь — условна и ее необходимо заслужить. Это уважение, которое имеет рациональную природу. Эти два вида любви, как правило, гармонично дополняют друг друга. При перевесе материнской любви человек впадает в крайний эгоизм. Преобладание отцовской любви может вызвать чувство собственной ничтожности, необходимость постоянно доказывать другим свое право на существование.
В культурно-историческом сюжете России Запад символизирует отцовскую любовь. Здесь опорами существования человека являются заслуга, труд, навык, технология. Запад основывается на принципе свободной конкуренции, культивирует идею равенства возможностей, индивидуального успеха, прав человека. Конечная цель человеческого бытия в западной культурной традиции — стремление к счастью через преобразование окружающего мира. Запад велик своей наукой, своими «западными» учеными. Он представляет собой активное, хорошо структурированное мужественное начало.
Восток же символизирует материнскую любовь. Здесь опорами существования являются дар, благодать, удача, шанс. Отсюда культивируемые востоком кастовость, отказ от свободной конкуренции, привилегии, вытекающие из происхождения и родовитости. Восток — это пассивное женское начало, бесформенное, ориентированное на смирение и терпение. Востоку присуща проповедь аскезы. Конечная цель человеческого бытия в данной культурной традиции — избавление от страданий через переосмысление. Именно поэтому Восток так знаменит своей философией, своими «восточными» мудрецами.
Существует афоризм: «Любовь и голод правят миром». Нам представляется, что эти два основных инстинкта также можно соотнести с символическими фигурами Востока и Запада. Избавление от страданий, к которому в конечном счете стремится Восток, — это стремление избежать голода. Стремление к счастью, присущее Западу, выражается в культе сексуального наслаждения, оргазма, сексуальной свободы.
В докладе будет уделено внимание проблемам России в контексте взаимодействия на нее Запада и Востока.
Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург)