Маскулинные и феминные роли в мифологических системах
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Уже во времена Римской империи мы видим устойчивую тенденцию изменения гендерных ролей у мифологических персонажей, связанных с культом судьбы, семьи, рода и посмертным существованием. В более раннюю эпоху смены родоплеменного строя на государственный видно паритетное соотношение женских и мужских персонажей — покровителей государственной власти, что нашло свое отражение в аналогичном соправительстве царя и царицы у хеттов и ряда других народов. Культы древнейших богинь-Матерей связаны с сезонным или циклическим принесением в жертву мужского персонажа, иногда ее мужа, что могло быть причиной появления культа умирающего и воскресающего божества с характерными для него вакхическими и оргиастическими женскими мистериями, а позднее — выделения отдельной «ужасной» ипостаси богини. Прослеживается важная роль Великой Матери как хозяйки трех миров, хотя в более позднюю эпоху ее культы испытывают воздействие патриархальных представлений.
Резкий отход от культов великих богинь происходит в период господства военной аристократии и становления государства. При потере социальных позиций женской жреческой кастой культ женских божеств и его мифологическое наполнение претерпевают серьезные изменения. Следующим был период постепенного возвращения и определенного паритета гендерных ролей как в мифологических, так и в социальных системах. Новый виток вытеснения женских богинь из пантеона и замены их мужскими персонажами происходит в период абсолютизма царской власти и появления «имперского мышления», когда остатки родоплеменных отношений оказываются или полностью разрушенными, или отодвинутыми государственной властью на второй и третий план. При этом женские персонажи часто заменяются древнейшими зооморфными ипостасями, их значение забывается, а связанные с ними мифы трасформируются в легенды и сказки.
И.Н. Некрасова (Тверь)
Уже во времена Римской империи мы видим устойчивую тенденцию изменения гендерных ролей у мифологических персонажей, связанных с культом судьбы, семьи, рода и посмертным существованием. В более раннюю эпоху смены родоплеменного строя на государственный видно паритетное соотношение женских и мужских персонажей — покровителей государственной власти, что нашло свое отражение в аналогичном соправительстве царя и царицы у хеттов и ряда других народов. Культы древнейших богинь-Матерей связаны с сезонным или циклическим принесением в жертву мужского персонажа, иногда ее мужа, что могло быть причиной появления культа умирающего и воскресающего божества с характерными для него вакхическими и оргиастическими женскими мистериями, а позднее — выделения отдельной «ужасной» ипостаси богини. Прослеживается важная роль Великой Матери как хозяйки трех миров, хотя в более позднюю эпоху ее культы испытывают воздействие патриархальных представлений.
Резкий отход от культов великих богинь происходит в период господства военной аристократии и становления государства. При потере социальных позиций женской жреческой кастой культ женских божеств и его мифологическое наполнение претерпевают серьезные изменения. Следующим был период постепенного возвращения и определенного паритета гендерных ролей как в мифологических, так и в социальных системах. Новый виток вытеснения женских богинь из пантеона и замены их мужскими персонажами происходит в период абсолютизма царской власти и появления «имперского мышления», когда остатки родоплеменных отношений оказываются или полностью разрушенными, или отодвинутыми государственной властью на второй и третий план. При этом женские персонажи часто заменяются древнейшими зооморфными ипостасями, их значение забывается, а связанные с ними мифы трасформируются в легенды и сказки.
И.Н. Некрасова (Тверь)