Посвятительные ритуалы в профессиональных традициях
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
1. Комплекс ритуалов посвящения в профессию и связанных с ними внеритуальных практик мы рассматриваем как часть становления профессионала. В наибольшей степени этот комплекс выражен в тех профессиональных традициях, где профессионализм соотносится с мужскими качествами и противопоставляется женским. Это относится как к профессиям, где большинство составляют мужчины, так и к тем, где достаточно много женщин (иногда наблюдается даже их численный перевес), но на символическом уровне, в фольклоре и повседневном дискурсе своих носителей они характеризуются как «мужские профессии». Женщинам, достигшим в них успеха, приписываются мужские качества. Комплекс «посвящения в профессию» в целом воспроизводит схему мужской возрастной инициации и может рассматриваться, по-видимому, как один из механизмов консервации маскулинизированного понимания феномена профессионализма.
2. Пространственно-временные координаты посвятительных обрядов связаны с первым пребыванием в пространстве будущей профессиональной деятельности, в начальной или срединной точке ее временного цикла (экспедиции, путины, сезона и т.д.). Пространство, в котором проходит подготовительный этап посвящения, маркируется в ритуалах и фольклоре как пространство смерти, а весь комплекс посвящения представлен как прохождение через смерть.
3. Одним из элементов посвятительного цикла является символическая идентификация профессионала с объектом его будущей деятельности. Среди форм такой идентификации — эмпатия (учителя пытаются представить себя на месте ученика), мистическое слияние («синдром третьего курса» у студентов-медиков, когда они подозревают у себя симптомы опасных заболеваний), демонстрация отдельных качеств объекта (учителя используют сленговые словечки и выражения, характерные для учеников; будущие врачи узнают друг друга по запаху формалина, который остается после занятий с препаратами в анатомичке), присвоение отдельных частей объекта (рассказы о косточках, унесенных студентами-медиками из анатомички; о конских черепах, вынесенных археологами с раскопа и т.д.). Во многих случаях идентификация с объектом представлена как маркирование будущего профессионала символами смерти, т.е. как элемент символического «прохождения через смерть».
4. В ходе обрядов посвящения неофит должен доказать свою способность не только выжить, но и действовать в пространстве и с объектами, обмеченными знаками смерти. На завершающей стадии посвятительного комплекса эти знаки должны быть блокированы. Происходит символическое перекодирование пространства — оно «одомашнивается», маркируется знаками «дома»: в нем начинают действовать домашние нормы поведения (нередко выраженные в форме магических табу: не свистеть, не плевать, не ходить в уличной обуви и т.п.) и воспроизводиться домашние практики (чаще всего застолье). Напитки, прежде всего спиртные, потребляемые во время коллективных застолий, играют заметную роль в обрядах посвящения. В их символике заключены, с одной стороны, мотивы идентификации с объектом и атрибутами профессиональной деятельности (подчеркивается, что пьется не просто спиртное, а спирт, выданный «для протирки одонтических поверхностей» и «дезинфекции костяков» у антропологов, «протирки деталей» у инженеров-конструкторов, а студенты-медики вообще пьют во время посвятительного застолья спирт, подкрашенный зеленкой). С другой стороны, коллективное потребление спиртного символизирует приобщение к профессиональному сообществу, а нередко содержит и дополнительный момент испытания (рассказ о начальнике геологической партии, который увольнял из экспедиции тех, кто после вечернего застолья уснул одетым и в обуви).
5. На этом этапе формируются средства символического дистанцирования от объекта профессиональной деятельности. Вступают в силу табу — запреты выступать в роли объекта (например, поверья о том, что у врачей и их детей болезни протекают гораздо тяжелее, т.е. они не годятся на роль больных). В качестве средства символического дистанцирования от объекта деятельности выступают орудия и атрибуты профессии (белый халат у медиков, учительский стол и проч., которым в повседневном дискурсе профессионалов приписывается функция обозначения границы или даже магической защиты от символизируемой объектом опасности). В ходе обрядов посвящения неофиту дарят атрибуты профессии, надевают на него (например, белый халат и шапочку будущим медикам, специальное снаряжение — шахтерам), иногда с помощью атрибутов или орудий наносят ему удары, что также можно рассматривать как средство символической идентификации (моряк-подводник «целует» кувалду, иногда разбивая в кровь лицо; летчика ударяют мягким местом о колесо самолета). Многие профессионалы приобретают и тщательно оберегают от чужих свои личные наборы инструментов (парикмахеры, врачи, архитекторы, музыканты и др.), ощущая к ним подчас мистическую привязанность, иногда давая им имена, приписывая пол — т.е. персонифицируя свои инструменты или орудия. Последнее особенно характерно для музыкантов.
6. В целом посвятительный комплекс, зафиксированный в разных профессиональных средах, обнаруживает сходную структуру, в основе которой сюжет «прохождения через пространство смерти», испытания и последующего утверждения способности выживания в нем.
П.П. Щербинин (Тамбов)
1. Комплекс ритуалов посвящения в профессию и связанных с ними внеритуальных практик мы рассматриваем как часть становления профессионала. В наибольшей степени этот комплекс выражен в тех профессиональных традициях, где профессионализм соотносится с мужскими качествами и противопоставляется женским. Это относится как к профессиям, где большинство составляют мужчины, так и к тем, где достаточно много женщин (иногда наблюдается даже их численный перевес), но на символическом уровне, в фольклоре и повседневном дискурсе своих носителей они характеризуются как «мужские профессии». Женщинам, достигшим в них успеха, приписываются мужские качества. Комплекс «посвящения в профессию» в целом воспроизводит схему мужской возрастной инициации и может рассматриваться, по-видимому, как один из механизмов консервации маскулинизированного понимания феномена профессионализма.
2. Пространственно-временные координаты посвятительных обрядов связаны с первым пребыванием в пространстве будущей профессиональной деятельности, в начальной или срединной точке ее временного цикла (экспедиции, путины, сезона и т.д.). Пространство, в котором проходит подготовительный этап посвящения, маркируется в ритуалах и фольклоре как пространство смерти, а весь комплекс посвящения представлен как прохождение через смерть.
3. Одним из элементов посвятительного цикла является символическая идентификация профессионала с объектом его будущей деятельности. Среди форм такой идентификации — эмпатия (учителя пытаются представить себя на месте ученика), мистическое слияние («синдром третьего курса» у студентов-медиков, когда они подозревают у себя симптомы опасных заболеваний), демонстрация отдельных качеств объекта (учителя используют сленговые словечки и выражения, характерные для учеников; будущие врачи узнают друг друга по запаху формалина, который остается после занятий с препаратами в анатомичке), присвоение отдельных частей объекта (рассказы о косточках, унесенных студентами-медиками из анатомички; о конских черепах, вынесенных археологами с раскопа и т.д.). Во многих случаях идентификация с объектом представлена как маркирование будущего профессионала символами смерти, т.е. как элемент символического «прохождения через смерть».
4. В ходе обрядов посвящения неофит должен доказать свою способность не только выжить, но и действовать в пространстве и с объектами, обмеченными знаками смерти. На завершающей стадии посвятительного комплекса эти знаки должны быть блокированы. Происходит символическое перекодирование пространства — оно «одомашнивается», маркируется знаками «дома»: в нем начинают действовать домашние нормы поведения (нередко выраженные в форме магических табу: не свистеть, не плевать, не ходить в уличной обуви и т.п.) и воспроизводиться домашние практики (чаще всего застолье). Напитки, прежде всего спиртные, потребляемые во время коллективных застолий, играют заметную роль в обрядах посвящения. В их символике заключены, с одной стороны, мотивы идентификации с объектом и атрибутами профессиональной деятельности (подчеркивается, что пьется не просто спиртное, а спирт, выданный «для протирки одонтических поверхностей» и «дезинфекции костяков» у антропологов, «протирки деталей» у инженеров-конструкторов, а студенты-медики вообще пьют во время посвятительного застолья спирт, подкрашенный зеленкой). С другой стороны, коллективное потребление спиртного символизирует приобщение к профессиональному сообществу, а нередко содержит и дополнительный момент испытания (рассказ о начальнике геологической партии, который увольнял из экспедиции тех, кто после вечернего застолья уснул одетым и в обуви).
5. На этом этапе формируются средства символического дистанцирования от объекта профессиональной деятельности. Вступают в силу табу — запреты выступать в роли объекта (например, поверья о том, что у врачей и их детей болезни протекают гораздо тяжелее, т.е. они не годятся на роль больных). В качестве средства символического дистанцирования от объекта деятельности выступают орудия и атрибуты профессии (белый халат у медиков, учительский стол и проч., которым в повседневном дискурсе профессионалов приписывается функция обозначения границы или даже магической защиты от символизируемой объектом опасности). В ходе обрядов посвящения неофиту дарят атрибуты профессии, надевают на него (например, белый халат и шапочку будущим медикам, специальное снаряжение — шахтерам), иногда с помощью атрибутов или орудий наносят ему удары, что также можно рассматривать как средство символической идентификации (моряк-подводник «целует» кувалду, иногда разбивая в кровь лицо; летчика ударяют мягким местом о колесо самолета). Многие профессионалы приобретают и тщательно оберегают от чужих свои личные наборы инструментов (парикмахеры, врачи, архитекторы, музыканты и др.), ощущая к ним подчас мистическую привязанность, иногда давая им имена, приписывая пол — т.е. персонифицируя свои инструменты или орудия. Последнее особенно характерно для музыкантов.
6. В целом посвятительный комплекс, зафиксированный в разных профессиональных средах, обнаруживает сходную структуру, в основе которой сюжет «прохождения через пространство смерти», испытания и последующего утверждения способности выживания в нем.
П.П. Щербинин (Тамбов)