Посвятительные ритуалы в профессиональных традициях

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

1. Комплекс ритуалов посвящения в профессию и связанных с ними внеритуальных практик мы рассматриваем как часть становления профессионала. В наибольшей степени этот комплекс выражен в тех профессиональных традициях, где профессионализм соотносится с мужскими качествами и противопоставляется женским. Это относится как к профессиям, где большинство составляют мужчины, так и к тем, где достаточно много женщин (иногда наблюдается даже их численный перевес), но на символическом уровне, в фольклоре и повседневном дискурсе своих носителей они характеризуются как «мужские профессии». Женщинам, достигшим в них успеха, приписываются мужские качества. Комплекс «посвящения в профессию» в целом воспроизводит схему мужской возрастной инициации и может рассматриваться, по-видимому, как один из механизмов консервации маскулинизированного понимания феномена профессионализма.

2. Пространственно-временные координаты посвятительных обрядов связаны с первым пребыванием в пространстве будущей профессиональной деятельности, в начальной или срединной точке ее временного цикла (экспедиции, путины, сезона и т.д.). Пространство, в котором проходит подготовительный этап посвящения, маркируется в ритуалах и фольклоре как пространство смерти, а весь комплекс посвящения представлен как прохождение через смерть.

3. Одним из элементов посвятительного цикла является символическая идентификация профессионала с объектом его будущей деятельности. Среди форм такой идентификации — эмпатия (учителя пытаются представить себя на месте ученика), мистическое слияние («синдром третьего курса» у студентов-медиков, когда они подозревают у себя симптомы опасных заболеваний), демонстрация отдельных качеств объекта (учителя используют сленговые словечки и выражения, характерные для учеников; будущие врачи узнают друг друга по запаху формалина, который остается после занятий с препаратами в анатомичке), присвоение отдельных частей объекта (рассказы о косточках, унесенных студентами-медиками из анатомички; о конских черепах, вынесенных археологами с раскопа и т.д.). Во многих случаях идентификация с объектом представлена как маркирование будущего профессионала символами смерти, т.е. как элемент символического «прохождения через смерть».

4. В ходе обрядов посвящения неофит должен доказать свою способность не только выжить, но и действовать в пространстве и с объектами, обмеченными знаками смерти. На завершающей стадии посвятительного комплекса эти знаки должны быть блокированы. Происходит символическое перекодирование пространства — оно «одомашнивается», маркируется знаками «дома»: в нем начинают действовать домашние нормы поведения (нередко выраженные в форме магических табу: не свистеть, не плевать, не ходить в уличной обуви и т.п.) и воспроизводиться домашние практики (чаще всего застолье). Напитки, прежде всего спиртные, потребляемые во время коллективных застолий, играют заметную роль в обрядах посвящения. В их символике заключены, с одной стороны, мотивы идентификации с объектом и атрибутами профессиональной деятельности (подчеркивается, что пьется не просто спиртное, а спирт, выданный «для протирки одонтических поверхностей» и «дезинфекции костяков» у антропологов, «протирки деталей» у инженеров-конструкторов, а студенты-медики вообще пьют во время посвятительного застолья спирт, подкрашенный зеленкой). С другой стороны, коллективное потребление спиртного символизирует приобщение к профессиональному сообществу, а нередко содержит и дополнительный момент испытания (рассказ о начальнике геологической партии, который увольнял из экспедиции тех, кто после вечернего застолья уснул одетым и в обуви).

5. На этом этапе формируются средства символического дистанцирования от объекта профессиональной деятельности. Вступают в силу табу — запреты выступать в роли объекта (например, поверья о том, что у врачей и их детей болезни протекают гораздо тяжелее, т.е. они не годятся на роль больных). В качестве средства символического дистанцирования от объекта деятельности выступают орудия и атрибуты профессии (белый халат у медиков, учительский стол и проч., которым в повседневном дискурсе профессионалов приписывается функция обозначения границы или даже магической защиты от символизируемой объектом опасности). В ходе обрядов посвящения неофиту дарят атрибуты профессии, надевают на него (например, белый халат и шапочку будущим медикам, специальное снаряжение — шахтерам), иногда с помощью атрибутов или орудий наносят ему удары, что также можно рассматривать как средство символической идентификации (моряк-подводник «целует» кувалду, иногда разбивая в кровь лицо; летчика ударяют мягким местом о колесо самолета). Многие профессионалы приобретают и тщательно оберегают от чужих свои личные наборы инструментов (парикмахеры, врачи, архитекторы, музыканты и др.), ощущая к ним подчас мистическую привязанность, иногда давая им имена, приписывая пол — т.е. персонифицируя свои инструменты или орудия. Последнее особенно характерно для музыкантов.

6. В целом посвятительный комплекс, зафиксированный в разных профессиональных средах, обнаруживает сходную структуру, в основе которой сюжет «прохождения через пространство смерти», испытания и последующего утверждения способности выживания в нем.

П.П. Щербинин (Тамбов)

1. Комплекс ритуалов посвящения в профессию и связанных с ними внеритуальных практик мы рассматриваем как часть становления профессионала. В наибольшей степени этот комплекс выражен в тех профессиональных традициях, где профессионализм соотносится с мужскими качествами и противопоставляется женским. Это относится как к профессиям, где большинство составляют мужчины, так и к тем, где достаточно много женщин (иногда наблюдается даже их численный перевес), но на символическом уровне, в фольклоре и повседневном дискурсе своих носителей они характеризуются как «мужские профессии». Женщинам, достигшим в них успеха, приписываются мужские качества. Комплекс «посвящения в профессию» в целом воспроизводит схему мужской возрастной инициации и может рассматриваться, по-видимому, как один из механизмов консервации маскулинизированного понимания феномена профессионализма.

2. Пространственно-временные координаты посвятительных обрядов связаны с первым пребыванием в пространстве будущей профессиональной деятельности, в начальной или срединной точке ее временного цикла (экспедиции, путины, сезона и т.д.). Пространство, в котором проходит подготовительный этап посвящения, маркируется в ритуалах и фольклоре как пространство смерти, а весь комплекс посвящения представлен как прохождение через смерть.

3. Одним из элементов посвятительного цикла является символическая идентификация профессионала с объектом его будущей деятельности. Среди форм такой идентификации — эмпатия (учителя пытаются представить себя на месте ученика), мистическое слияние («синдром третьего курса» у студентов-медиков, когда они подозревают у себя симптомы опасных заболеваний), демонстрация отдельных качеств объекта (учителя используют сленговые словечки и выражения, характерные для учеников; будущие врачи узнают друг друга по запаху формалина, который остается после занятий с препаратами в анатомичке), присвоение отдельных частей объекта (рассказы о косточках, унесенных студентами-медиками из анатомички; о конских черепах, вынесенных археологами с раскопа и т.д.). Во многих случаях идентификация с объектом представлена как маркирование будущего профессионала символами смерти, т.е. как элемент символического «прохождения через смерть».

4. В ходе обрядов посвящения неофит должен доказать свою способность не только выжить, но и действовать в пространстве и с объектами, обмеченными знаками смерти. На завершающей стадии посвятительного комплекса эти знаки должны быть блокированы. Происходит символическое перекодирование пространства — оно «одомашнивается», маркируется знаками «дома»: в нем начинают действовать домашние нормы поведения (нередко выраженные в форме магических табу: не свистеть, не плевать, не ходить в уличной обуви и т.п.) и воспроизводиться домашние практики (чаще всего застолье). Напитки, прежде всего спиртные, потребляемые во время коллективных застолий, играют заметную роль в обрядах посвящения. В их символике заключены, с одной стороны, мотивы идентификации с объектом и атрибутами профессиональной деятельности (подчеркивается, что пьется не просто спиртное, а спирт, выданный «для протирки одонтических поверхностей» и «дезинфекции костяков» у антропологов, «протирки деталей» у инженеров-конструкторов, а студенты-медики вообще пьют во время посвятительного застолья спирт, подкрашенный зеленкой). С другой стороны, коллективное потребление спиртного символизирует приобщение к профессиональному сообществу, а нередко содержит и дополнительный момент испытания (рассказ о начальнике геологической партии, который увольнял из экспедиции тех, кто после вечернего застолья уснул одетым и в обуви).

5. На этом этапе формируются средства символического дистанцирования от объекта профессиональной деятельности. Вступают в силу табу — запреты выступать в роли объекта (например, поверья о том, что у врачей и их детей болезни протекают гораздо тяжелее, т.е. они не годятся на роль больных). В качестве средства символического дистанцирования от объекта деятельности выступают орудия и атрибуты профессии (белый халат у медиков, учительский стол и проч., которым в повседневном дискурсе профессионалов приписывается функция обозначения границы или даже магической защиты от символизируемой объектом опасности). В ходе обрядов посвящения неофиту дарят атрибуты профессии, надевают на него (например, белый халат и шапочку будущим медикам, специальное снаряжение — шахтерам), иногда с помощью атрибутов или орудий наносят ему удары, что также можно рассматривать как средство символической идентификации (моряк-подводник «целует» кувалду, иногда разбивая в кровь лицо; летчика ударяют мягким местом о колесо самолета). Многие профессионалы приобретают и тщательно оберегают от чужих свои личные наборы инструментов (парикмахеры, врачи, архитекторы, музыканты и др.), ощущая к ним подчас мистическую привязанность, иногда давая им имена, приписывая пол — т.е. персонифицируя свои инструменты или орудия. Последнее особенно характерно для музыкантов.

6. В целом посвятительный комплекс, зафиксированный в разных профессиональных средах, обнаруживает сходную структуру, в основе которой сюжет «прохождения через пространство смерти», испытания и последующего утверждения способности выживания в нем.

П.П. Щербинин (Тамбов)