Роль мужчины-творца в воскрешении национальной памяти
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В докладе рассматриваются произведения писателей-ровесников редактора журнала «Новый мир» С.Залыгина и провинциальной писательницы А.Медведской, издавших в 1989 году повести с символическим названием «Незабудка» («Незабудки» — вторая часть автобиографической трилогии Медведской). История советской страны интерпретируются авторами как история распавшихся семейных связей, приведших к утрате национальной памяти. Соответственно процесс ее воскрешения связан с восстановлением родственных отношений, со знанием правды о родителях. В текстах представлены «мужской» и «женский» варианты данного процесса. «Мужской» реализуется через взаимоотношения матери (родной и Матери-Родины) и сына, которые представлены как творческий акт (скульптор, создающий портрет матери, у Залыгина; известный режиссер Радлов, оказавшийся в фашистском плену вместе со своим театром и поставивший для узников концлагерей драму А.Островского «Без вины виноватые»). В обоих случаях творческий акт сопоставим с хирургической операцией, в результате которой больной может либо выздороветь, либо погибнуть. Решение принимает или не принимает «врач», и от этого волевого акта зависит будущее семьи-страны.
О.В. Матвеев (Краснодар)
В докладе рассматриваются произведения писателей-ровесников редактора журнала «Новый мир» С.Залыгина и провинциальной писательницы А.Медведской, издавших в 1989 году повести с символическим названием «Незабудка» («Незабудки» — вторая часть автобиографической трилогии Медведской). История советской страны интерпретируются авторами как история распавшихся семейных связей, приведших к утрате национальной памяти. Соответственно процесс ее воскрешения связан с восстановлением родственных отношений, со знанием правды о родителях. В текстах представлены «мужской» и «женский» варианты данного процесса. «Мужской» реализуется через взаимоотношения матери (родной и Матери-Родины) и сына, которые представлены как творческий акт (скульптор, создающий портрет матери, у Залыгина; известный режиссер Радлов, оказавшийся в фашистском плену вместе со своим театром и поставивший для узников концлагерей драму А.Островского «Без вины виноватые»). В обоих случаях творческий акт сопоставим с хирургической операцией, в результате которой больной может либо выздороветь, либо погибнуть. Решение принимает или не принимает «врач», и от этого волевого акта зависит будущее семьи-страны.
О.В. Матвеев (Краснодар)