ПРИМЕЧАНИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
Предисловие
Это предисловие написано Фейербахом в 1846 г. к первому изданию собрания сочинений, предпринятому О. Вигандом (Лейпциг, 1846—1866 гг.). В. Болин и Ф. Иодль, переиздавая в начале XX в. (Штутгарт, 1903—1911гг.) сочинения Фейербаха, поместили его в сокращенном виде во II томе (1904). Мы приводим его в I томе полностью ввиду значительного интереса, представляемого им для занимающихся историей философского развития Фейербаха. В своем предисловии Фейербах дает с материалистической точки зрения общий критический обзор всей своей предшествующей философской деятельности.
Перевод данной работы выполнен Т. Я. Батищевой по тому первого издания собрания сочинений Фейербаха. Переводы остальных работ, вошедших в состав данного трехтомника, выполнены по изданию В. Болина и Ф. Иодля. При подготовке переводов к печати они были сверены с оригиналом и сопоставлены с текстом первого издания.
1 у книгу навсегда
Закрываю, чтоб забыть,
Не услышу никогда,
Кто что будет говорить.
Ведь источник не узнает,
Куда волны утекают?
Эти стихи взяты Фейербахом из “Feuilles d'automne” (“Осенние листья”) В. Гюго.—85.
2alamus nervoram. opticorum — непереводимая игра слов: thalamus значит также брачное ложе. — 36.
3 Речь идет о произведении Фейербаха “Gedanken uber Tod und Unsterblichkeit, aus den Papieren eines Denkers nebst einem Anhang theologisch-satirisch Xenien” (“Мысли о смерти и бессмертии, из бумаг мыслителя с приложением богословско-сатирических стихотворений”), опубликованном анонимно в 1830 г., в котором он отвергал важнейшую догму христианства о личном бессмертии. Эта работа, по словам Фейербаха поссорила его с богом и миром. Имя автора вскоре стало известно, и он был лишен права преподавания в немецких университетах. — 38.
4 Речь идет о произведении Фейербаха “Abfilard und He-loise oder der Schriftsteller und der Mensch” (“Абеляр и Элоиза, или Писатель и человек”), изданном под таким названием в 1834 г. с подзаголовком “Eine Beihe humoristisch-philosophi-scher Aphonsmen” (“Собрание юмористически философских афоризмов”). 38.
5 Фейербах имеет в виду свою работу “Pierre Bayle Ein Beitrag zur Geschichte der Philosophie und Menschheit” (“Пьер Бейль. К истории философии и человечества”), вышедшую в 1838 г. (см. том III наст. изд.).39.
6 “Das Wesen des Christentums” (“Сущность христианства”) — основная работа Фейербаха. Изданная в 1841 г., она оказала большое влияние на представителей прогрессивных слоев немецкого общества накануне революции 1848 г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс “Святое семейство” (Соч., т. 2) и Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” (там же, т. 21)), а также на развитие передовой общественной мысли других стран. Первый русский перевод был сделан П. Н. Рыбниковым и вышел в свет в 1861 г. — 39.
7 Здесь Фейербах ссылается на свое произведение “Dar-stellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie” (“Изложение, развитие и критика философии Лейбница”) изданное в 1836 г. (см. том II настоящее издание).— 39.
8 Речь идет о работе Фейербаха “Das Wesen des Glaubens mi Smne Luthers” (“Сущность веры в смысле Лютера”), опубликованной в 1844 г., в которой он, разбирая лютеровское учение, вскрывает антропологический смысл религии. — 43.
Из Эрлангенских лекций по логике и метафизике
Немецкое заглавие “Aus den Erianger Vorlesungen uber Logic und Metaphysik”. Данная работа представляет собой отдельные извлечения из курса лекций по логике и метафизике, который Фейербах в качестве приват-доцента читал для студентов Эрлангенского университета в 1829—1832 гг.
Эти извлечения были впервые опубликованы после смерти Фейербаха Карлом Грюном (см. К. Grun. Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass. Leipzig und Heidelberg, 1874, Bd. I). Они были перепечатаны в IV томе собрания сочинений Фейербаха, изданном В. Болином и Ф. Иодлем (1910).
В “Фрагментах к характеристике моей философской биографии” Фейербаха (1829—1832) мы находим небольшое вступление к читанным им в Эрлангене лекциям. Фейербах признается, что старался излагать логику, “как её понял и излагал Гегель”. И тут же оговаривается: “Но я преподаю её не в его выражениях и но его собственными словами, но только в его духе, не как филолог, а как философ; но, вместе с тем, я её преподаю не как Гегель, не в смысле абсолютной, высочайшей, последней философии, но в смысле органа философии”
Фейербах. Избранные философские произведения, т. I. м, 1955, стр. 246).
История философии нового времени от Бэкона до Спинозы
Немецкое заглавие — “Geschichte der neuern philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza”. Впервые увидела свет в 1833 г. в г. Ансбахе. Под этим же названием была включена Фейербахом в 1847 г. в собрание сочинений (IV том). В собрании сочинений Фейербаха, изданном Болином и Иодлем, она составила III том, вышедший в 1906 г.
В основе этой работы Фейербаха лежат лекции, которые он читал в Эрлангенском университете, начиная с 1829 г., в качестве введения к курсу логики; логика рассматривалась им как необходимый результат предшествующего развития философии.
Интерес Фейербаха к данной тематике был, несомненно, навеян Гегелем. Ведь именно Гегель, занявший в 1818 г. кафедру философии в Берлинском университете, впервые включил систематический курс истории философии в программу университетских курсов.
В своей истории философии Фейербах во многом следует за Гегелем. Однако он следовал за своим учителем не слепо, не втискивал историко-философский материал в априорные схемы.
Появление “Истории новой философии” Л. Фейербаха было встречено с восторгом многими прогрессивными учеными того времени. Так, известный берлинский юрист Эдуард Ганц писал в своем письме Л. Фейербаху от 11 октября 1833 г.:
“Впечатление, которое произвело на меня Ваше произведение, было очень отрадным, и я не могу описать Вам своего удовлетворения, что наконец-то история философии, одна из её важнейших и значительных частей, попала в руки такого автора, который, будучи знаком с движением спекулятивного духа, стоит выше того, чтобы давать просто внешнее перечисление и описание учений без глубокого их понимания” Ludwig Feuerbach. Briefwechsel, Reclam. Leipzig, 1963, S. 82).
Благодаря выходу в свет “Истории новой философии” Фейербаха на её автора обратило внимание Берлинское общество научной критики, очень авторитетное тогда в научных кругах Германии. Оно напечатало в своих ежегодниках положительную рецензию д-ра Эрдманна на книгу Фейербаха и предложило автору систематически сотрудничать в указанных ежегодниках.
1 Диоген Лаэртский (1 я половина 3 в. нашей эры) — древнегреческий учёный, составитель биографии древних философов. Здесь цитируется его история греческой философии в 10 книгах, ценная тем, что в ней содержатся источники, в настоящее время утраченные.
Первая книга излагает учение семи мудрецов, в том числе упоминаемого Фейербахом Фалеса, собственных сочинений которого не сохранилось, вторая — учение ионийцев, а также Анаксагора, Сократа и его школы, третья—учение Платона, четвертая—историю платоновской Академии, в пятой рассматривается учение Аристотеля и его учеников, в шестой— киников, в седьмой—стоиков, в восьмой—пифагорейцев в девятой — Гераклита Эфесского, Протагора, а также элеатской школы и атомистов, в десятой — Эпикура. — 65.
2 Фюллеборн (Fulleboro), Г. Г. (XVIII в.) немецкий историк философии, автор сочинения “Beitrage zur Geschichte der Philosophic” (“Материалы по истории философии”) (1791— 1799). — 66.
3 Иероним (Hyeronim), Евсевий Софроний (около 340— 420) — церковный писатель и деятель, возведен христианской церковью в ранг святого. Сделанный им перевод Библии на латинский язык, так называемая “Вульгата”, был канонизирован католической церковью. Сочинения Иеронима “О знаменитых мужах...” (“De viris illustribus...”), “Письма” (“Epistles”) содержат богатый исторический материал об его эпохе.— 67.
4 Велиал (Белиал) — божество древних финикийцев которого иудейская религия рассматривала как воплощение
5 Григорий I (понтификат 590-604) -римский папа прозванный церковью Великим, сделал очень много для укрепления экономических позиций папства и светской власти пап известен богословскими трудами и своей враждой к светским наукам. — 67.
6Алкуин (Alkuinus) (около 735—804) - крупный средневековый богослов и педагог, по поручению Карла Великого занимался упорядочением богослужения и школьного дела во Франкской монархии. — 68.
7 Каменский (Comenus), Ян (немецкая транскрипция - Иоганн) Амос (1592-1670) — чешский педагог, философ и писатель. Был протестантским священником и реформатором школьного дела. Основатель демократической педагогической системы, Коменский требовал совместного обучения детей всех сословий. Он выдвинул принцип энциклопедического образования, которое должно развивать прирожденные способности — разум, волю, совесть. Признавал три источника познания, взаимно дополняющие друг друга: чувства, разум и священное писание. — 68.
8 Арнольд Готфрид (Arnold Gottfried) (i665—l7l4)—немецкий истории протестантской церкви. — 68.
9 Альмарих из Шартра, правильнее Амальрих (Амори) из Бенэ в Шартрском округе (родился в XII веке — умер около 1206),— магистр богословия. Преподавал теологию и светские науки в Парижском университете, учил о тождестве мира и его творца. Этот пантеистический бог преподносился им как источник всех единичных созданий, которые в конечном счете опять должны воссоединиться в боге. Пантеизм Амальриха лег в основу учения амальрикан — еретического движения конца XII-начала XIII в.— 70.
10 Давид Динантский (XIII в.) — средневековый французский философ-материалист. Рассматривал материю как первоначальную субстанцию всех вещей. Пантеистически отождествляя материю с богом и разумом, он приходил к идее абсолютного единства мира. Учение Давида было объявлено ересью, а его сочинение “О частях” запрещено и сожжено. — 70.
11 Альберт фон Болъштедт, или Альберт Великий (Albert von Bollstadt, Albertus Magnus) (1193 или 1207—1280),—немецкий теолог-доминиканец, один из наиболее крупных представителей средневековой схоластики и создателей католического богословия, учитель Фомы Аквинского. Одним из первых стал приспосабливать учение Аристотеля, выхолащивая и извращая его истинное содержание, к нуждам католической церкви. Был провозглашен “отцом церкви” и причислен к “святым”. — 70.
12 Теннеман (Tenneman), В. Г. (1761—1819) — немецкий историк философии, кантианец, перешедший к теологическому рационализму. Автор труда по истории новой философии. — 72.
13 Орканъя (Orcagna), Андреа (1308—1368) — флорентийский архитектор, художник, прославившийся своими фресками. — 75.
14 Климент Александрийский (Clemens Alexandrinus), до перехода в христианство Тит Флавий (около 150—215),—один из наиболее влиятельных христианских богословов и “отцов церкви”, руководил церковной школой в Александрии. В своих сочинениях “Увещевание к эллинам”, “Педагог”, “Воспитательная (речь)”, “Строматы” пытался обосновать христианское учение с помощью неоплатоновской эллинистической философии. Его восьмитомный сборник изречений древних философов и поэтов “Строматы” является ценным историко-философским источником. — 75.
15 Тертуллиан (Tertullianus), Квинт Септимий Флоренс (около 160—220) -— видный богослов и писатель. Выступал против научного познания мира, доказывая непостижимость человеческим разумом религиозных истин. Крайним выражением требования слепой веры в догматы христианства служит его формула “credo quia absurdum” (“верую, ибо абсурдно”).—75.
16 Ллавт (Plautus), Тит Макций (около 254—184 до нашей эры) — крупный римский поэт, автор комедий, творчество которого оказало заметное влияние на развитие жанра комедии как в Италии, так и в других странах Европы.
Теренций (Terentius), Лублий Афр (около 185—159 до нашей эры) — наиболее видный после Плавта древнеримский комедиограф Его творчеству подражали в средние века и новое время. — 75.
17 Фома Кемпийский (Thomas a Kempis) (1380—1471) --августинский монах, философ-мистик, автор многих религиозно-назидательных сочинений. В приписываемой ему книге “Подражание Христу”, переведенной на все европейские языки, проповедуются христианские добродетели, в особенности аскетизм. — 78.
18 Лихтенберг (Lichtenberg), Георг Кристоф (1742—1799) — немецкий просветитель, физик, знаток искусств, автор философских афоризмов. В 1794 г. был избран членом Петербургской академии наук. Лихтенберг отрицательно относился к христианской религии и подобно Готхольду Эфраиму Лессингу (Lessing) (1729—1781) считал её продуктом определенной исторической эпохи. В работе “Die Erziehung des Menschen-geschlechts” (1775-1780) (“Воспитание человеческого рода”) Лессинг доказывал, что на высшей ступени истории место христианской религии займет идеал гуманности и справедливости. — 79.
19 Крейцер (Kreizer), Георг Фридрих — немецкий” филолог автор “Akademische Studlum des AIterthums” (“Академическое исследование древности”). — 80.
20 Кардано (Cardano), Джироламо (1501—1576)—итальянский математик, врач, астролог, один из главных представителей натурфилософии эпохи Возрождения. В его мировоззрении материалистические тенденции, выраженные в форме пантеизма, и отдельные элементы диалектики переплетались с элементами мистики неоплатонизма. Его основные философские работы (“О тонкости вещей”, “Об изменчивости вещей”, “Тайны вечности”) посвящены вопросам космологии
Телезио, Бернардино (Telesio) (1509—1588) — видный представитель итальянской натурфилософии периода Возрождения. В объяснении мира в основном придерживался материалистической точки зрения. Его главное сочинение “О природе вещей сообразно их собственным принципам” (1565) занесено католической церковью в индекс запрещенных книг
Патриции (Patrizzi), Франческо (1529-1546) - итальянский философ, находившийся под влиянием неоплатонизма. — 07.
21 в 1847 году при подготовке первого собрания своих сочинений Фейербах внес в свою “Историю новой философии” ряд изменении и дополнений, отражающих его новую материалистическую точку зрения. Это особенно касается подстрочных примечании. Здесь и далее в конце соответствующих примечаний указана дата их написания (1847).-83.
22 Лесаж (Lesage), Жорж Луи (1724—1803) —французский физик, объяснявший всемирное тяготение как результат воздействия на тела мельчайших движущихся частиц. — 96.
23 Прокл (410—485) — наиболее крупный после Плотина представитель неоплатонизма. Развивал мистическое учение о возникновении иерархии существ, в том числе богов и демонов, из непознаваемого, единого начала. — 100.
23а В средние века музыка, а точнее, учение о музыкальной гармонии звуков, или теория музыкального благозвучия, входила составной частью в так называемый квадривиум (quadrivium) — группу наук, включающую также астрономию, арифметику и геометрию. — 102.
24 Мерсенн (Mersenn), Марен (1588—1648)—французский ученый и философ-метафизик, друг и корреспондент Декарта. Выступал против скептицизма и догматизма натурфилософов, считал математику и метафизику высшими способами познания. —136.
28 Гарвей (Harvey), Вильям (1578—1658) — знаменитый английский ученый, врач. Открыл кровообращение и явился одним из основоположников научной физиологии.
Селден, Джон (1584—1654) — английский юрист и писатель.
Коули (Cowly), Абрахам (1618—1667)—английский поэт-лирик и ученый. —187.
26 Гундлинг (Gundling), Я. И. (1671—1729) — профессор философии в Галле, сторонник сенсуалистической и эмпирической теории познания Локка. — 160.
27 Раму с, или Раме (Ramee), Пьер де ла (1515—1572) — французский философ, филолог и математик. Один из предшественников Декарта. Непримиримый противник схоластической философии. Убит в Варфоломеевскую ночь.
Вивес (Vives), Хуан Луис (1492—1540) —философ, профессор Лувенского и Оксфордского университетов. Выступал против схоластики и был сторонником эмпиризма. — 163.
27а Сорбьер (Sorbiere), Самуэлъ (1615—1670) — французский философ-скептик и переводчик “Hypotyposes Pyrrhoneae” “Пирроновы основоположения” Секста Эмпирика. — 164.
27б Шаллер (Schaller), Юлиус (1810—1868) — немецкий философ, автор известной работы “Geschichte der Naturphilo,-sophie von Bacon bis auf unsere Zeit” 2 B-de. Leipzig, 1841 (“История натурфилософии от Бэкона до нашего времени” в 2-х томах. Лейпциг, 1841), которую имеет в виду Фейербах. — 165.
28 Диппель (Dippel), Иоган Конрад (1673—1734) — немецкий последователь философии Якова Бёме, выступивший против Спинозы в своем “Fatum fatunm”. Altuna, 1730 (“Слепая необходимость”. Альтона, 1730).—182.
29 Эттингер (Oettinger), Фридрих Кристоф (1702—1782)— последователь философии Якова Бёме. — 196.
30 Сведенборг (Swedenborg), Эммануил (1688—1772) — шведский естествоиспытатель и теософ. Начал с создания оригинальной космогонии, а кончил “духовидением”. — 196.
31 Философию Якова Бёме Фейербах анализирует также и в произведениях материалистического периода (см. “Сущность христианства”, гл. 10, 24; “Лекции о сущности религии”, гл. 17). — 223.
32 Вольф (Wolff), Христиан (1679—1754) — немецкий философ-идеалист, популяризировавший и вульгаризировавший лейбницевскую философию. На первое место выдвигал метафизический принцип всеобщей целесообразности. — 223.
33 Дине (Dinet), П. (XVII век) — французский иезуит, учитель Декарта в иезуитской школе Ла-Флеш и один из адресатов писем Декарта, которому последний послал на отзыв свои “Принципы философии”.
Воэций (Voetius), Гисберт (1589—1676)—голландский богослов-кальвинист, профессор теологии в Утрехте, сторонник аристотелизма. В 1643 г. выступил против философии Декарта. В анонимном памфлете “Картезианская философия, или Достойный удивления метод новой философии” (1643) изображал философию Декарта как источник безбожия и безнравственности. — 224.
34 Арно (Arnauld), Антуан (1612—1694) — французский теолог и философ, янсенист. Совместно с Пьером Николь издал так называемую “Логику Пор-Рояля”. В 1683 г. опубликовал против Мальбранша “Трактат об истинных и ложных идеях”. —226.
35 Кузен (Cousin), Виктор (1792—1867) — французский философ-идеалист, эклектик, считавший, что возможно достичь правильного философского объяснения мира путем механического объединения принципов всех существовавших философов.
36 Клерселье (Clerseglie), Клод де (1614—1686) —последователь Декарта, издавший оставшиеся после него ненапечатанные работы (в последующем тексте имеются ссылки на письма Декарта к нему, в которых он обозначен буквами С. L. R.).-227.
Форж (Forge), Луи де ла (1614—1687)—врач и философ-картезианец, в сочинении “Traite de Fame humaine, de ses facultes et fonctions et de son union avec le corps suivant des principes de R. Descartes” “Трактат о человеческой душе, её способностях и функциях, а также о её союзе с телом в соответствии с принципами Р. Декарта” разрабатывал в духе Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела.
Рого (Rogo), Жак (1620—1675) —французский физик-картезианец. — 227.
37 Легран (Legrand), Антуан (XVII век) — французский теолог-францисканец, последователь Декарта. Переехав в Англию, распространял там картезианское учение.
Беккер (Bekker), Бальтазар (1634—1698)—фламандский протестантский теолог, картезианец, доказывавший невозможность колдовства и нелепость процессов ведьм, автор изданной в Амстердаме в 1691—1693 гг. книги “Заколдованный мир”, переведенной на многие языки. — 228.
88 Гюэ (Huet), Пьер Даниэль (1630—1721) —французский епископ, находившийся под влиянием иезуитов. В работе “Censura philosophiae Cartesianae”, изданной в Париже в 1689 г., пытайся, пользуясь методом скептицизма, опровергнуть основные положения философии Декарта. — 231.
89 Клауберг (Clauberg), Иоганн (1622—1665)—немецкий философ, последователь Декарта, занимался в основном проблемами логики и психологии. — 248.
40 Ансельм Кентерберийский (1033—1109)—видный католический богослов. Выдвинул так называемое онтологическое доказательство бытия бога.
Августин, Аврелий (Блаженный) (354—430) — один из “отцов церкви” и основателей христианского богословия. Создал учение о католической церкви как “божьем граде”, спасающем души избранных, а также дал несколько “доказательств” бытия бога, одно из которых впоследствии легло в основу так называемого онтологического доказательства. Своим учением оказал большое влияние на средневековое богословие и философию схоластов, а также на учение вождей Реформации Лютера и Кальвина. —256.
41 Даниелъ (Daniel), Габриель (1649—1728) — французский иезуит, выступивший с сатирическими нападками на картезианскую философию в сочинениях “Voyage au monde de Descartes” (“Путешествие по миру Декарта”, Париж, 1690) и “Nouvelles difficultes proposees par un peripateticien a Fauteur d'un voyage de Descartes”, Amsterdam, 1693 (“Новые затруднения, выдвинутые одним перипатетиком по адресу автора путешествия по миру Декарта”. Амстердам, 1693).—260.
42 Фишер (Fischer), Иоганн Карл (1760—1833) — немецкий физик и математик, автор восьмитомной “Geschichte der Physik seit Widerherstellung der Klinste und Wissenschaften”, 8 B-de. Gottingen, 1801—1808 (“История физики, начиная с эпохи Возрождения искусств и наук”, 8 томов. Геттинген, 1801—1808).— 269.
43 Mop (More), Генри (1614—1687) —английский философ-неоплатоник, мистик и каббалист; выступал с резкой критикой материализма Гоббса и физики Декарта. Полемизируя с Декартом, обменялся с ним в течение 1648—1649 гг. рядом писем. Доказывал, что протяжение является атрибутом бога и существует “имматериальное пространство”, отвергал понимание протяжения как атрибута материи. — 270,
44 Эти заключительные замечания о философии Декарта, отражающие новую материалистическую точку зрения Фейербаха, написаны им в 1847 г. специально при подготовке нового полного издания собрания его сочинений.— 277.
45 Гельмонт (Helmont), Францискус Меркуриус ван (1618—1699)—немецкий натурфилософ, создавший на основе учения Парацельса и своего отца Я. Б. Гельмонта систему идеалистической монадологии, направленную острием против механистического понимания природы и дуализма Декарта. - 281.
46 Фонтенелъ (Fontenelle), Бернар ле Бовье (1657— 1757) — французский философ и писатель-сатирик эпохи Просвещения. — 298.
47 Фейербах имеет в виду различное толкование вопроса о соотношении свободы воли и божественного предопределения крупнейшими католическими богословами Фомой Аквинским и Эриугеной, послужившее основой для длительных споров их последователей. Эриугена (около 810—870) отвергал двойное предопределение одних к добру, других ко злу, считал, что человек обладает свободой воли, злоупотребление же этой свободой — единственный источник зла. Эриугена отстаивал права разума, признавая его одним из средств познания истины. Ряд идей Эриугены, в том числе и по вопросу предопределения, оказал влияние на развитие средневекового свободомыслия (Амори Бенский, Давид Динантский и др.) (см. прим. 9 к странице 70 настоящего тома). Амальрикане, в основе взглядов которых лежало учение Амори Бенского, отрицали важнейшую идею сторонников учения о предопределении — идею греховности человеческой природы.
Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) —виднейший представитель средневековой схоластики, создатель и систематизатор идеалистической философии католицизма (томизма), которую он рассматривал как служанку богословия. Вопрос о предопределении толковал в духе ортодоксального богословия. — 300.
48 Резки (Regis), Пьер Силъвен (1632—1707) — французский философ-картезианец, склонялся к эмпиризму, ставил “врожденные идеи” в ^зависимость от чувственных восприятии. - 319.
49 Виттих (Wittich), Христоф (1625—1687) — немецкий философ, последователь Декарта, профессор философии в Герборне и теологии в Нимвегене и Лейдене. Пытался доказать соответствие между картезианством и Библией и рационалистически обосновать теологию. В 1690 г. выступил против учения Спинозы в книге “Anti-Spinoza” (Amsterdam).—331.
50 Фабрициус (Fabricius). Иоганн Людвиг (1632—1697) — профессор теологии и философии Гейдельбергского университета, кальвинист и активный сторонник Реформации, был воспитателем наследного принца Пфальцского. По поручению
Карла Людвига, брата шведской королевы Христины (1626— 1689), известной своим покровительством ученым и философам, и в частности Декарту, Фабрициус направил Спинозе 16 февраля 1673 г. приглашение, о котором говорит Фейербах (см. Б. Спиноза. Избранные произведения, т. II. М., 1957, стр. 563-565). -346.
51 Кортхолът (Cortholt), Христиан (XVII в.)—профессор теологии в Киле, автор трактата “De tribus impostorilus” (Kiel, 1680).
Кортхольт, Себастьян (XVII в.) — один из первых биографов Спинозы, сын Христиана Кортхольта, сделавший во втором издании его книги, вышедшем в Гамбурге в 1701 г., ряд добавлений о жизни Спинозы. — 346.
52 Чербери (Cherbury), Эдуард Герберт (1583—1648) — английский философ, историк и дипломат, выдвигал учение об истинах, независимых от опыта, естественном познавательном инстинкте, защищал также деистические представления. — 346.
53 Мейер, Людовик (1630—1681)—врач и литератор, Друг и последователь Спинозы, по-видимому, автор предисловия к “Opera posthuma” (“Посмертным сочинениям”) Спинозы, в издании которых он принимал активное участие. — 347.
54 Якоби (Jacobi), Фридрих Генрих (1743—1819) — немецкий философ-идеалист, критиковал рационалистическую философию, противопоставляя ей философию чувства и непосредственного знания.— 349.
55 Плотин (204—270) — греческий философ-мистик, наиболее крупный представитель неоплатонизма, отождествлял религию и философию; учил, что мир возникает путем истечения — эманации из божества, а высшее познание достигается в мистическом экстазе; оказал заметное влияние на христианскую философию. “Эннеады” представляют собой собрание сочинений Плотина (всего 54 трактата по 9 в каждой “Эннеаде”), изданные его учеником Порфирием.—363.
56 Мосгейм (Mosheim) , Иоганн Лоренц (1694—1775) — лютеранский богослов, перевел в 1743 г. на латинский язык главное произведение Кедворта (см. прим. 57) “Система разума”. Автор биографии Толанда на латинском языке. — 402.
57 Кедворт (Cudworth), Ральф (1617—1688) — английский философ-идеалист, представитель группы кембриджских платоников, отстаивал теорию сверхчувственного знания, использовал аристотелевскую телеологию и учение об энтелехии для обоснования догматов религии. — 402.
58 Леклерк (Le Clerk), Жан (1657-1736) -философ и филолог, сторонник Локка и противник Бейля.
Предисловие
Это предисловие написано Фейербахом в 1846 г. к первому изданию собрания сочинений, предпринятому О. Вигандом (Лейпциг, 1846—1866 гг.). В. Болин и Ф. Иодль, переиздавая в начале XX в. (Штутгарт, 1903—1911гг.) сочинения Фейербаха, поместили его в сокращенном виде во II томе (1904). Мы приводим его в I томе полностью ввиду значительного интереса, представляемого им для занимающихся историей философского развития Фейербаха. В своем предисловии Фейербах дает с материалистической точки зрения общий критический обзор всей своей предшествующей философской деятельности.
Перевод данной работы выполнен Т. Я. Батищевой по тому первого издания собрания сочинений Фейербаха. Переводы остальных работ, вошедших в состав данного трехтомника, выполнены по изданию В. Болина и Ф. Иодля. При подготовке переводов к печати они были сверены с оригиналом и сопоставлены с текстом первого издания.
1 у книгу навсегда
Закрываю, чтоб забыть,
Не услышу никогда,
Кто что будет говорить.
Ведь источник не узнает,
Куда волны утекают?
Эти стихи взяты Фейербахом из “Feuilles d'automne” (“Осенние листья”) В. Гюго.—85.
2alamus nervoram. opticorum — непереводимая игра слов: thalamus значит также брачное ложе. — 36.
3 Речь идет о произведении Фейербаха “Gedanken uber Tod und Unsterblichkeit, aus den Papieren eines Denkers nebst einem Anhang theologisch-satirisch Xenien” (“Мысли о смерти и бессмертии, из бумаг мыслителя с приложением богословско-сатирических стихотворений”), опубликованном анонимно в 1830 г., в котором он отвергал важнейшую догму христианства о личном бессмертии. Эта работа, по словам Фейербаха поссорила его с богом и миром. Имя автора вскоре стало известно, и он был лишен права преподавания в немецких университетах. — 38.
4 Речь идет о произведении Фейербаха “Abfilard und He-loise oder der Schriftsteller und der Mensch” (“Абеляр и Элоиза, или Писатель и человек”), изданном под таким названием в 1834 г. с подзаголовком “Eine Beihe humoristisch-philosophi-scher Aphonsmen” (“Собрание юмористически философских афоризмов”). 38.
5 Фейербах имеет в виду свою работу “Pierre Bayle Ein Beitrag zur Geschichte der Philosophie und Menschheit” (“Пьер Бейль. К истории философии и человечества”), вышедшую в 1838 г. (см. том III наст. изд.).39.
6 “Das Wesen des Christentums” (“Сущность христианства”) — основная работа Фейербаха. Изданная в 1841 г., она оказала большое влияние на представителей прогрессивных слоев немецкого общества накануне революции 1848 г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс “Святое семейство” (Соч., т. 2) и Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” (там же, т. 21)), а также на развитие передовой общественной мысли других стран. Первый русский перевод был сделан П. Н. Рыбниковым и вышел в свет в 1861 г. — 39.
7 Здесь Фейербах ссылается на свое произведение “Dar-stellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie” (“Изложение, развитие и критика философии Лейбница”) изданное в 1836 г. (см. том II настоящее издание).— 39.
8 Речь идет о работе Фейербаха “Das Wesen des Glaubens mi Smne Luthers” (“Сущность веры в смысле Лютера”), опубликованной в 1844 г., в которой он, разбирая лютеровское учение, вскрывает антропологический смысл религии. — 43.
Из Эрлангенских лекций по логике и метафизике
Немецкое заглавие “Aus den Erianger Vorlesungen uber Logic und Metaphysik”. Данная работа представляет собой отдельные извлечения из курса лекций по логике и метафизике, который Фейербах в качестве приват-доцента читал для студентов Эрлангенского университета в 1829—1832 гг.
Эти извлечения были впервые опубликованы после смерти Фейербаха Карлом Грюном (см. К. Grun. Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass. Leipzig und Heidelberg, 1874, Bd. I). Они были перепечатаны в IV томе собрания сочинений Фейербаха, изданном В. Болином и Ф. Иодлем (1910).
В “Фрагментах к характеристике моей философской биографии” Фейербаха (1829—1832) мы находим небольшое вступление к читанным им в Эрлангене лекциям. Фейербах признается, что старался излагать логику, “как её понял и излагал Гегель”. И тут же оговаривается: “Но я преподаю её не в его выражениях и но его собственными словами, но только в его духе, не как филолог, а как философ; но, вместе с тем, я её преподаю не как Гегель, не в смысле абсолютной, высочайшей, последней философии, но в смысле органа философии”
Фейербах. Избранные философские произведения, т. I. м, 1955, стр. 246).
История философии нового времени от Бэкона до Спинозы
Немецкое заглавие — “Geschichte der neuern philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza”. Впервые увидела свет в 1833 г. в г. Ансбахе. Под этим же названием была включена Фейербахом в 1847 г. в собрание сочинений (IV том). В собрании сочинений Фейербаха, изданном Болином и Иодлем, она составила III том, вышедший в 1906 г.
В основе этой работы Фейербаха лежат лекции, которые он читал в Эрлангенском университете, начиная с 1829 г., в качестве введения к курсу логики; логика рассматривалась им как необходимый результат предшествующего развития философии.
Интерес Фейербаха к данной тематике был, несомненно, навеян Гегелем. Ведь именно Гегель, занявший в 1818 г. кафедру философии в Берлинском университете, впервые включил систематический курс истории философии в программу университетских курсов.
В своей истории философии Фейербах во многом следует за Гегелем. Однако он следовал за своим учителем не слепо, не втискивал историко-философский материал в априорные схемы.
Появление “Истории новой философии” Л. Фейербаха было встречено с восторгом многими прогрессивными учеными того времени. Так, известный берлинский юрист Эдуард Ганц писал в своем письме Л. Фейербаху от 11 октября 1833 г.:
“Впечатление, которое произвело на меня Ваше произведение, было очень отрадным, и я не могу описать Вам своего удовлетворения, что наконец-то история философии, одна из её важнейших и значительных частей, попала в руки такого автора, который, будучи знаком с движением спекулятивного духа, стоит выше того, чтобы давать просто внешнее перечисление и описание учений без глубокого их понимания” Ludwig Feuerbach. Briefwechsel, Reclam. Leipzig, 1963, S. 82).
Благодаря выходу в свет “Истории новой философии” Фейербаха на её автора обратило внимание Берлинское общество научной критики, очень авторитетное тогда в научных кругах Германии. Оно напечатало в своих ежегодниках положительную рецензию д-ра Эрдманна на книгу Фейербаха и предложило автору систематически сотрудничать в указанных ежегодниках.
1 Диоген Лаэртский (1 я половина 3 в. нашей эры) — древнегреческий учёный, составитель биографии древних философов. Здесь цитируется его история греческой философии в 10 книгах, ценная тем, что в ней содержатся источники, в настоящее время утраченные.
Первая книга излагает учение семи мудрецов, в том числе упоминаемого Фейербахом Фалеса, собственных сочинений которого не сохранилось, вторая — учение ионийцев, а также Анаксагора, Сократа и его школы, третья—учение Платона, четвертая—историю платоновской Академии, в пятой рассматривается учение Аристотеля и его учеников, в шестой— киников, в седьмой—стоиков, в восьмой—пифагорейцев в девятой — Гераклита Эфесского, Протагора, а также элеатской школы и атомистов, в десятой — Эпикура. — 65.
2 Фюллеборн (Fulleboro), Г. Г. (XVIII в.) немецкий историк философии, автор сочинения “Beitrage zur Geschichte der Philosophic” (“Материалы по истории философии”) (1791— 1799). — 66.
3 Иероним (Hyeronim), Евсевий Софроний (около 340— 420) — церковный писатель и деятель, возведен христианской церковью в ранг святого. Сделанный им перевод Библии на латинский язык, так называемая “Вульгата”, был канонизирован католической церковью. Сочинения Иеронима “О знаменитых мужах...” (“De viris illustribus...”), “Письма” (“Epistles”) содержат богатый исторический материал об его эпохе.— 67.
4 Велиал (Белиал) — божество древних финикийцев которого иудейская религия рассматривала как воплощение
5 Григорий I (понтификат 590-604) -римский папа прозванный церковью Великим, сделал очень много для укрепления экономических позиций папства и светской власти пап известен богословскими трудами и своей враждой к светским наукам. — 67.
6Алкуин (Alkuinus) (около 735—804) - крупный средневековый богослов и педагог, по поручению Карла Великого занимался упорядочением богослужения и школьного дела во Франкской монархии. — 68.
7 Каменский (Comenus), Ян (немецкая транскрипция - Иоганн) Амос (1592-1670) — чешский педагог, философ и писатель. Был протестантским священником и реформатором школьного дела. Основатель демократической педагогической системы, Коменский требовал совместного обучения детей всех сословий. Он выдвинул принцип энциклопедического образования, которое должно развивать прирожденные способности — разум, волю, совесть. Признавал три источника познания, взаимно дополняющие друг друга: чувства, разум и священное писание. — 68.
8 Арнольд Готфрид (Arnold Gottfried) (i665—l7l4)—немецкий истории протестантской церкви. — 68.
9 Альмарих из Шартра, правильнее Амальрих (Амори) из Бенэ в Шартрском округе (родился в XII веке — умер около 1206),— магистр богословия. Преподавал теологию и светские науки в Парижском университете, учил о тождестве мира и его творца. Этот пантеистический бог преподносился им как источник всех единичных созданий, которые в конечном счете опять должны воссоединиться в боге. Пантеизм Амальриха лег в основу учения амальрикан — еретического движения конца XII-начала XIII в.— 70.
10 Давид Динантский (XIII в.) — средневековый французский философ-материалист. Рассматривал материю как первоначальную субстанцию всех вещей. Пантеистически отождествляя материю с богом и разумом, он приходил к идее абсолютного единства мира. Учение Давида было объявлено ересью, а его сочинение “О частях” запрещено и сожжено. — 70.
11 Альберт фон Болъштедт, или Альберт Великий (Albert von Bollstadt, Albertus Magnus) (1193 или 1207—1280),—немецкий теолог-доминиканец, один из наиболее крупных представителей средневековой схоластики и создателей католического богословия, учитель Фомы Аквинского. Одним из первых стал приспосабливать учение Аристотеля, выхолащивая и извращая его истинное содержание, к нуждам католической церкви. Был провозглашен “отцом церкви” и причислен к “святым”. — 70.
12 Теннеман (Tenneman), В. Г. (1761—1819) — немецкий историк философии, кантианец, перешедший к теологическому рационализму. Автор труда по истории новой философии. — 72.
13 Орканъя (Orcagna), Андреа (1308—1368) — флорентийский архитектор, художник, прославившийся своими фресками. — 75.
14 Климент Александрийский (Clemens Alexandrinus), до перехода в христианство Тит Флавий (около 150—215),—один из наиболее влиятельных христианских богословов и “отцов церкви”, руководил церковной школой в Александрии. В своих сочинениях “Увещевание к эллинам”, “Педагог”, “Воспитательная (речь)”, “Строматы” пытался обосновать христианское учение с помощью неоплатоновской эллинистической философии. Его восьмитомный сборник изречений древних философов и поэтов “Строматы” является ценным историко-философским источником. — 75.
15 Тертуллиан (Tertullianus), Квинт Септимий Флоренс (около 160—220) -— видный богослов и писатель. Выступал против научного познания мира, доказывая непостижимость человеческим разумом религиозных истин. Крайним выражением требования слепой веры в догматы христианства служит его формула “credo quia absurdum” (“верую, ибо абсурдно”).—75.
16 Ллавт (Plautus), Тит Макций (около 254—184 до нашей эры) — крупный римский поэт, автор комедий, творчество которого оказало заметное влияние на развитие жанра комедии как в Италии, так и в других странах Европы.
Теренций (Terentius), Лублий Афр (около 185—159 до нашей эры) — наиболее видный после Плавта древнеримский комедиограф Его творчеству подражали в средние века и новое время. — 75.
17 Фома Кемпийский (Thomas a Kempis) (1380—1471) --августинский монах, философ-мистик, автор многих религиозно-назидательных сочинений. В приписываемой ему книге “Подражание Христу”, переведенной на все европейские языки, проповедуются христианские добродетели, в особенности аскетизм. — 78.
18 Лихтенберг (Lichtenberg), Георг Кристоф (1742—1799) — немецкий просветитель, физик, знаток искусств, автор философских афоризмов. В 1794 г. был избран членом Петербургской академии наук. Лихтенберг отрицательно относился к христианской религии и подобно Готхольду Эфраиму Лессингу (Lessing) (1729—1781) считал её продуктом определенной исторической эпохи. В работе “Die Erziehung des Menschen-geschlechts” (1775-1780) (“Воспитание человеческого рода”) Лессинг доказывал, что на высшей ступени истории место христианской религии займет идеал гуманности и справедливости. — 79.
19 Крейцер (Kreizer), Георг Фридрих — немецкий” филолог автор “Akademische Studlum des AIterthums” (“Академическое исследование древности”). — 80.
20 Кардано (Cardano), Джироламо (1501—1576)—итальянский математик, врач, астролог, один из главных представителей натурфилософии эпохи Возрождения. В его мировоззрении материалистические тенденции, выраженные в форме пантеизма, и отдельные элементы диалектики переплетались с элементами мистики неоплатонизма. Его основные философские работы (“О тонкости вещей”, “Об изменчивости вещей”, “Тайны вечности”) посвящены вопросам космологии
Телезио, Бернардино (Telesio) (1509—1588) — видный представитель итальянской натурфилософии периода Возрождения. В объяснении мира в основном придерживался материалистической точки зрения. Его главное сочинение “О природе вещей сообразно их собственным принципам” (1565) занесено католической церковью в индекс запрещенных книг
Патриции (Patrizzi), Франческо (1529-1546) - итальянский философ, находившийся под влиянием неоплатонизма. — 07.
21 в 1847 году при подготовке первого собрания своих сочинений Фейербах внес в свою “Историю новой философии” ряд изменении и дополнений, отражающих его новую материалистическую точку зрения. Это особенно касается подстрочных примечании. Здесь и далее в конце соответствующих примечаний указана дата их написания (1847).-83.
22 Лесаж (Lesage), Жорж Луи (1724—1803) —французский физик, объяснявший всемирное тяготение как результат воздействия на тела мельчайших движущихся частиц. — 96.
23 Прокл (410—485) — наиболее крупный после Плотина представитель неоплатонизма. Развивал мистическое учение о возникновении иерархии существ, в том числе богов и демонов, из непознаваемого, единого начала. — 100.
23а В средние века музыка, а точнее, учение о музыкальной гармонии звуков, или теория музыкального благозвучия, входила составной частью в так называемый квадривиум (quadrivium) — группу наук, включающую также астрономию, арифметику и геометрию. — 102.
24 Мерсенн (Mersenn), Марен (1588—1648)—французский ученый и философ-метафизик, друг и корреспондент Декарта. Выступал против скептицизма и догматизма натурфилософов, считал математику и метафизику высшими способами познания. —136.
28 Гарвей (Harvey), Вильям (1578—1658) — знаменитый английский ученый, врач. Открыл кровообращение и явился одним из основоположников научной физиологии.
Селден, Джон (1584—1654) — английский юрист и писатель.
Коули (Cowly), Абрахам (1618—1667)—английский поэт-лирик и ученый. —187.
26 Гундлинг (Gundling), Я. И. (1671—1729) — профессор философии в Галле, сторонник сенсуалистической и эмпирической теории познания Локка. — 160.
27 Раму с, или Раме (Ramee), Пьер де ла (1515—1572) — французский философ, филолог и математик. Один из предшественников Декарта. Непримиримый противник схоластической философии. Убит в Варфоломеевскую ночь.
Вивес (Vives), Хуан Луис (1492—1540) —философ, профессор Лувенского и Оксфордского университетов. Выступал против схоластики и был сторонником эмпиризма. — 163.
27а Сорбьер (Sorbiere), Самуэлъ (1615—1670) — французский философ-скептик и переводчик “Hypotyposes Pyrrhoneae” “Пирроновы основоположения” Секста Эмпирика. — 164.
27б Шаллер (Schaller), Юлиус (1810—1868) — немецкий философ, автор известной работы “Geschichte der Naturphilo,-sophie von Bacon bis auf unsere Zeit” 2 B-de. Leipzig, 1841 (“История натурфилософии от Бэкона до нашего времени” в 2-х томах. Лейпциг, 1841), которую имеет в виду Фейербах. — 165.
28 Диппель (Dippel), Иоган Конрад (1673—1734) — немецкий последователь философии Якова Бёме, выступивший против Спинозы в своем “Fatum fatunm”. Altuna, 1730 (“Слепая необходимость”. Альтона, 1730).—182.
29 Эттингер (Oettinger), Фридрих Кристоф (1702—1782)— последователь философии Якова Бёме. — 196.
30 Сведенборг (Swedenborg), Эммануил (1688—1772) — шведский естествоиспытатель и теософ. Начал с создания оригинальной космогонии, а кончил “духовидением”. — 196.
31 Философию Якова Бёме Фейербах анализирует также и в произведениях материалистического периода (см. “Сущность христианства”, гл. 10, 24; “Лекции о сущности религии”, гл. 17). — 223.
32 Вольф (Wolff), Христиан (1679—1754) — немецкий философ-идеалист, популяризировавший и вульгаризировавший лейбницевскую философию. На первое место выдвигал метафизический принцип всеобщей целесообразности. — 223.
33 Дине (Dinet), П. (XVII век) — французский иезуит, учитель Декарта в иезуитской школе Ла-Флеш и один из адресатов писем Декарта, которому последний послал на отзыв свои “Принципы философии”.
Воэций (Voetius), Гисберт (1589—1676)—голландский богослов-кальвинист, профессор теологии в Утрехте, сторонник аристотелизма. В 1643 г. выступил против философии Декарта. В анонимном памфлете “Картезианская философия, или Достойный удивления метод новой философии” (1643) изображал философию Декарта как источник безбожия и безнравственности. — 224.
34 Арно (Arnauld), Антуан (1612—1694) — французский теолог и философ, янсенист. Совместно с Пьером Николь издал так называемую “Логику Пор-Рояля”. В 1683 г. опубликовал против Мальбранша “Трактат об истинных и ложных идеях”. —226.
35 Кузен (Cousin), Виктор (1792—1867) — французский философ-идеалист, эклектик, считавший, что возможно достичь правильного философского объяснения мира путем механического объединения принципов всех существовавших философов.
36 Клерселье (Clerseglie), Клод де (1614—1686) —последователь Декарта, издавший оставшиеся после него ненапечатанные работы (в последующем тексте имеются ссылки на письма Декарта к нему, в которых он обозначен буквами С. L. R.).-227.
Форж (Forge), Луи де ла (1614—1687)—врач и философ-картезианец, в сочинении “Traite de Fame humaine, de ses facultes et fonctions et de son union avec le corps suivant des principes de R. Descartes” “Трактат о человеческой душе, её способностях и функциях, а также о её союзе с телом в соответствии с принципами Р. Декарта” разрабатывал в духе Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела.
Рого (Rogo), Жак (1620—1675) —французский физик-картезианец. — 227.
37 Легран (Legrand), Антуан (XVII век) — французский теолог-францисканец, последователь Декарта. Переехав в Англию, распространял там картезианское учение.
Беккер (Bekker), Бальтазар (1634—1698)—фламандский протестантский теолог, картезианец, доказывавший невозможность колдовства и нелепость процессов ведьм, автор изданной в Амстердаме в 1691—1693 гг. книги “Заколдованный мир”, переведенной на многие языки. — 228.
88 Гюэ (Huet), Пьер Даниэль (1630—1721) —французский епископ, находившийся под влиянием иезуитов. В работе “Censura philosophiae Cartesianae”, изданной в Париже в 1689 г., пытайся, пользуясь методом скептицизма, опровергнуть основные положения философии Декарта. — 231.
89 Клауберг (Clauberg), Иоганн (1622—1665)—немецкий философ, последователь Декарта, занимался в основном проблемами логики и психологии. — 248.
40 Ансельм Кентерберийский (1033—1109)—видный католический богослов. Выдвинул так называемое онтологическое доказательство бытия бога.
Августин, Аврелий (Блаженный) (354—430) — один из “отцов церкви” и основателей христианского богословия. Создал учение о католической церкви как “божьем граде”, спасающем души избранных, а также дал несколько “доказательств” бытия бога, одно из которых впоследствии легло в основу так называемого онтологического доказательства. Своим учением оказал большое влияние на средневековое богословие и философию схоластов, а также на учение вождей Реформации Лютера и Кальвина. —256.
41 Даниелъ (Daniel), Габриель (1649—1728) — французский иезуит, выступивший с сатирическими нападками на картезианскую философию в сочинениях “Voyage au monde de Descartes” (“Путешествие по миру Декарта”, Париж, 1690) и “Nouvelles difficultes proposees par un peripateticien a Fauteur d'un voyage de Descartes”, Amsterdam, 1693 (“Новые затруднения, выдвинутые одним перипатетиком по адресу автора путешествия по миру Декарта”. Амстердам, 1693).—260.
42 Фишер (Fischer), Иоганн Карл (1760—1833) — немецкий физик и математик, автор восьмитомной “Geschichte der Physik seit Widerherstellung der Klinste und Wissenschaften”, 8 B-de. Gottingen, 1801—1808 (“История физики, начиная с эпохи Возрождения искусств и наук”, 8 томов. Геттинген, 1801—1808).— 269.
43 Mop (More), Генри (1614—1687) —английский философ-неоплатоник, мистик и каббалист; выступал с резкой критикой материализма Гоббса и физики Декарта. Полемизируя с Декартом, обменялся с ним в течение 1648—1649 гг. рядом писем. Доказывал, что протяжение является атрибутом бога и существует “имматериальное пространство”, отвергал понимание протяжения как атрибута материи. — 270,
44 Эти заключительные замечания о философии Декарта, отражающие новую материалистическую точку зрения Фейербаха, написаны им в 1847 г. специально при подготовке нового полного издания собрания его сочинений.— 277.
45 Гельмонт (Helmont), Францискус Меркуриус ван (1618—1699)—немецкий натурфилософ, создавший на основе учения Парацельса и своего отца Я. Б. Гельмонта систему идеалистической монадологии, направленную острием против механистического понимания природы и дуализма Декарта. - 281.
46 Фонтенелъ (Fontenelle), Бернар ле Бовье (1657— 1757) — французский философ и писатель-сатирик эпохи Просвещения. — 298.
47 Фейербах имеет в виду различное толкование вопроса о соотношении свободы воли и божественного предопределения крупнейшими католическими богословами Фомой Аквинским и Эриугеной, послужившее основой для длительных споров их последователей. Эриугена (около 810—870) отвергал двойное предопределение одних к добру, других ко злу, считал, что человек обладает свободой воли, злоупотребление же этой свободой — единственный источник зла. Эриугена отстаивал права разума, признавая его одним из средств познания истины. Ряд идей Эриугены, в том числе и по вопросу предопределения, оказал влияние на развитие средневекового свободомыслия (Амори Бенский, Давид Динантский и др.) (см. прим. 9 к странице 70 настоящего тома). Амальрикане, в основе взглядов которых лежало учение Амори Бенского, отрицали важнейшую идею сторонников учения о предопределении — идею греховности человеческой природы.
Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) —виднейший представитель средневековой схоластики, создатель и систематизатор идеалистической философии католицизма (томизма), которую он рассматривал как служанку богословия. Вопрос о предопределении толковал в духе ортодоксального богословия. — 300.
48 Резки (Regis), Пьер Силъвен (1632—1707) — французский философ-картезианец, склонялся к эмпиризму, ставил “врожденные идеи” в ^зависимость от чувственных восприятии. - 319.
49 Виттих (Wittich), Христоф (1625—1687) — немецкий философ, последователь Декарта, профессор философии в Герборне и теологии в Нимвегене и Лейдене. Пытался доказать соответствие между картезианством и Библией и рационалистически обосновать теологию. В 1690 г. выступил против учения Спинозы в книге “Anti-Spinoza” (Amsterdam).—331.
50 Фабрициус (Fabricius). Иоганн Людвиг (1632—1697) — профессор теологии и философии Гейдельбергского университета, кальвинист и активный сторонник Реформации, был воспитателем наследного принца Пфальцского. По поручению
Карла Людвига, брата шведской королевы Христины (1626— 1689), известной своим покровительством ученым и философам, и в частности Декарту, Фабрициус направил Спинозе 16 февраля 1673 г. приглашение, о котором говорит Фейербах (см. Б. Спиноза. Избранные произведения, т. II. М., 1957, стр. 563-565). -346.
51 Кортхолът (Cortholt), Христиан (XVII в.)—профессор теологии в Киле, автор трактата “De tribus impostorilus” (Kiel, 1680).
Кортхольт, Себастьян (XVII в.) — один из первых биографов Спинозы, сын Христиана Кортхольта, сделавший во втором издании его книги, вышедшем в Гамбурге в 1701 г., ряд добавлений о жизни Спинозы. — 346.
52 Чербери (Cherbury), Эдуард Герберт (1583—1648) — английский философ, историк и дипломат, выдвигал учение об истинах, независимых от опыта, естественном познавательном инстинкте, защищал также деистические представления. — 346.
53 Мейер, Людовик (1630—1681)—врач и литератор, Друг и последователь Спинозы, по-видимому, автор предисловия к “Opera posthuma” (“Посмертным сочинениям”) Спинозы, в издании которых он принимал активное участие. — 347.
54 Якоби (Jacobi), Фридрих Генрих (1743—1819) — немецкий философ-идеалист, критиковал рационалистическую философию, противопоставляя ей философию чувства и непосредственного знания.— 349.
55 Плотин (204—270) — греческий философ-мистик, наиболее крупный представитель неоплатонизма, отождествлял религию и философию; учил, что мир возникает путем истечения — эманации из божества, а высшее познание достигается в мистическом экстазе; оказал заметное влияние на христианскую философию. “Эннеады” представляют собой собрание сочинений Плотина (всего 54 трактата по 9 в каждой “Эннеаде”), изданные его учеником Порфирием.—363.
56 Мосгейм (Mosheim) , Иоганн Лоренц (1694—1775) — лютеранский богослов, перевел в 1743 г. на латинский язык главное произведение Кедворта (см. прим. 57) “Система разума”. Автор биографии Толанда на латинском языке. — 402.
57 Кедворт (Cudworth), Ральф (1617—1688) — английский философ-идеалист, представитель группы кембриджских платоников, отстаивал теорию сверхчувственного знания, использовал аристотелевскую телеологию и учение об энтелехии для обоснования догматов религии. — 402.
58 Леклерк (Le Clerk), Жан (1657-1736) -философ и филолог, сторонник Локка и противник Бейля.