§ 40. Учение Гассенди о духе

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Вследствие противоречия, в котором Гассенди на­ходится с самим собой, и произвольности его мышле­ния он отказывается также от других определений, связанных с атомистическим принципом, определяет бога способом, совершенно противоположным этому принципу, и утверждает затем также бестелесность и бессмертие духа. Если бы Гассенди, вместо того чтобы опровергать Декарта, постарался основательно изучить его, то он и в отношении духа не остался бы в кругу неопределенных представлений, хотя он высказывает о нем несколько более глубоких философских мыслей в виде следующих предложений.

В связи с вопросом, бессмертен ли дух, прежде всего надо решить вопрос, представляет ли рассудок или разум (который является самой главной, преимущест­венной частью духа, а потому и корнем воли) нечто нематериальное. Но рассудок есть прежде всего нечто отличное от фантазии или чувственной способности представления, ибо он наша способность путем заклю­чений подниматься к познанию того, что не может быть  представлено чувственно, о чем нельзя составить себе чувственного представления. Рассудок в отличие от представления не имеет материальных образов, в ко­торых он представляет себе вещи; но то, что восприни­мается без материальной формы, само нематериально во-вторых, одному духу присущи отраженные действия, только он понимает самого себя и свои действия, и особенно он знает, что он познает. Но эта функция превосходит способность телесной природы, ибо все телесное так связано с определенным местом, что мо­жет обращаться не само на себя, но лишь на другое, отличное от него. Отсюда предложение: ничто не дей­ствует обратно само на себя. Конечно, может казаться, что действие чего-либо телесного возвращается само на себя, но тогда в действительности одна часть действу­ет на другую. В-третьих, мы составляем себе не просто общие понятия, но мыслим и самое сущность и прин­цип общности. Но так как общее таково, что оно отде­лено от всех материальных условий и различий еди­ничности, то дух, совершающий этот разрыв с мате­рией, должен действительно быть свободен от материи. Животные не познают и не мыслят общности, или об­щей сущности, например человеческой гуманности, человечности, отдельно от материальных условий и различий; они представляют себе не абстрактное, но всегда только конкретное, не цвет, а цветное, не вкус, а лишь определенную вещь, имеющую тот или иной вкус. Наконец, что касается объекта духа, то он не определенен, он обнимает все, его объект не ограничен, так как все истинное, всякая сущность в качестве сущ­ности составляет его объект. Поэтому его способность познания простирается на все роды вещей, как телес­ных, так и бестелесных, хотя некоторые препятствия удерживают его от познания многих предметов. По­этому дух бестелесен, ибо он не мог бы иметь пред­ставления о чем-либо бестелесном, если бы он сам был материален. Но так как дух, или разумная душа, бес­телесен, то он необходимо должен быть бессмертен, ибо то, что бестелесно, следовательно не имеет массы и частей, на которые оно могло бы быть разделено и разложено, должно по необходимости всегда оставать­ся таковым, каково оно теперь, ибо ни в нем самом, ни в другом не может быть причины его разложения, поэтому оно должно сохраняться вечно.

Вследствие противоречия, в котором Гассенди на­ходится с самим собой, и произвольности его мышле­ния он отказывается также от других определений, связанных с атомистическим принципом, определяет бога способом, совершенно противоположным этому принципу, и утверждает затем также бестелесность и бессмертие духа. Если бы Гассенди, вместо того чтобы опровергать Декарта, постарался основательно изучить его, то он и в отношении духа не остался бы в кругу неопределенных представлений, хотя он высказывает о нем несколько более глубоких философских мыслей в виде следующих предложений.

В связи с вопросом, бессмертен ли дух, прежде всего надо решить вопрос, представляет ли рассудок или разум (который является самой главной, преимущест­венной частью духа, а потому и корнем воли) нечто нематериальное. Но рассудок есть прежде всего нечто отличное от фантазии или чувственной способности представления, ибо он наша способность путем заклю­чений подниматься к познанию того, что не может быть  представлено чувственно, о чем нельзя составить себе чувственного представления. Рассудок в отличие от представления не имеет материальных образов, в ко­торых он представляет себе вещи; но то, что восприни­мается без материальной формы, само нематериально во-вторых, одному духу присущи отраженные действия, только он понимает самого себя и свои действия, и особенно он знает, что он познает. Но эта функция превосходит способность телесной природы, ибо все телесное так связано с определенным местом, что мо­жет обращаться не само на себя, но лишь на другое, отличное от него. Отсюда предложение: ничто не дей­ствует обратно само на себя. Конечно, может казаться, что действие чего-либо телесного возвращается само на себя, но тогда в действительности одна часть действу­ет на другую. В-третьих, мы составляем себе не просто общие понятия, но мыслим и самое сущность и прин­цип общности. Но так как общее таково, что оно отде­лено от всех материальных условий и различий еди­ничности, то дух, совершающий этот разрыв с мате­рией, должен действительно быть свободен от материи. Животные не познают и не мыслят общности, или об­щей сущности, например человеческой гуманности, человечности, отдельно от материальных условий и различий; они представляют себе не абстрактное, но всегда только конкретное, не цвет, а цветное, не вкус, а лишь определенную вещь, имеющую тот или иной вкус. Наконец, что касается объекта духа, то он не определенен, он обнимает все, его объект не ограничен, так как все истинное, всякая сущность в качестве сущ­ности составляет его объект. Поэтому его способность познания простирается на все роды вещей, как телес­ных, так и бестелесных, хотя некоторые препятствия удерживают его от познания многих предметов. По­этому дух бестелесен, ибо он не мог бы иметь пред­ставления о чем-либо бестелесном, если бы он сам был материален. Но так как дух, или разумная душа, бес­телесен, то он необходимо должен быть бессмертен, ибо то, что бестелесно, следовательно не имеет массы и частей, на которые оно могло бы быть разделено и разложено, должно по необходимости всегда оставать­ся таковым, каково оно теперь, ибо ни в нем самом, ни в другом не может быть причины его разложения, поэтому оно должно сохраняться вечно.