§ 19. Цель науки, особенно естествознания

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Истинная и разумная цель науки — приносить поль­зу человеческой жизни, обогащать её новыми изобрете­ниями и сокровищами. Поэтому цель её не удовлетво­рение любопытства и забава или же слава и почет, спо­собность хорошо болтать и спорить или добывание де­нег и хлеба. Наука должна быть не местом отдыха для духа, терзаемого любопытством, или увеселительной прогулкой, или высокой башней, с которой можно с презрением смотреть вниз, или крепостью и траншеей для борьбы, или мастерской для наживы и корысти, но богатым складом товаров, сокровищницей к чести твор­ца всех вещей и на пользу человечеству. Поэтому цель науки есть соединение спокойного созерцания с прак­тической деятельностью, соединение, подобное соедине­нию обеих благородных планет, Сатурна, князя спокой­ного созерцания, и Юпитера, князя деятельной жизни.

 О точке зрения Бэкона сравнительно с позднейшей фи­зикой и отдельными вопросами её ср. Фишера “История физики, начиная с возрождения наук и искусств и пр.”, т. I, стр. 35—40, 54—58, 62—67 и так далее. Здесь Бэкон, конечно, ещё сильно отстает. Особенно поразительно, что, как замечает и Фишер, Бэкон, которому, конечно, были известны открытия Галилея о тяжести, механическом движении, давлении и ударе, имеет о них очень плохие и малоопределённые понятия и что он ещё соглашается с неподвижностью Земли или по крайней мере не имеет определенного мнения по этому вопросу. Поэтому естествознание но имеет иной цели, как прочнее обосновать и расширить мощь и господство че­ловека над природой. Но это господство человека над природой зависит только от искусства и науки. Ведь человек имеет лишь столько силы, сколько он знает, его знание и умение совпадают, ибо господствует над природой лишь тот, кто к ней прислушивается (подчи­няет ей свой рассудок). Без знания причины нельзя произвести действия, ибо то, что в познании имеет для нас значение причины, в применении к делу служит лишь средством, правилом или руководством для его правильного выполнения; Cogitata et visa Мысли и перспективы, р. 592; Impet. phil„p.684).

Истинная и разумная цель науки — приносить поль­зу человеческой жизни, обогащать её новыми изобрете­ниями и сокровищами. Поэтому цель её не удовлетво­рение любопытства и забава или же слава и почет, спо­собность хорошо болтать и спорить или добывание де­нег и хлеба. Наука должна быть не местом отдыха для духа, терзаемого любопытством, или увеселительной прогулкой, или высокой башней, с которой можно с презрением смотреть вниз, или крепостью и траншеей для борьбы, или мастерской для наживы и корысти, но богатым складом товаров, сокровищницей к чести твор­ца всех вещей и на пользу человечеству. Поэтому цель науки есть соединение спокойного созерцания с прак­тической деятельностью, соединение, подобное соедине­нию обеих благородных планет, Сатурна, князя спокой­ного созерцания, и Юпитера, князя деятельной жизни.

 О точке зрения Бэкона сравнительно с позднейшей фи­зикой и отдельными вопросами её ср. Фишера “История физики, начиная с возрождения наук и искусств и пр.”, т. I, стр. 35—40, 54—58, 62—67 и так далее. Здесь Бэкон, конечно, ещё сильно отстает. Особенно поразительно, что, как замечает и Фишер, Бэкон, которому, конечно, были известны открытия Галилея о тяжести, механическом движении, давлении и ударе, имеет о них очень плохие и малоопределённые понятия и что он ещё соглашается с неподвижностью Земли или по крайней мере не имеет определенного мнения по этому вопросу. Поэтому естествознание но имеет иной цели, как прочнее обосновать и расширить мощь и господство че­ловека над природой. Но это господство человека над природой зависит только от искусства и науки. Ведь человек имеет лишь столько силы, сколько он знает, его знание и умение совпадают, ибо господствует над природой лишь тот, кто к ней прислушивается (подчи­няет ей свой рассудок). Без знания причины нельзя произвести действия, ибо то, что в познании имеет для нас значение причины, в применении к делу служит лишь средством, правилом или руководством для его правильного выполнения; Cogitata et visa Мысли и перспективы, р. 592; Impet. phil„p.684).