§ 52. Происхождение зла

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Видимый, настоящий, действительный, материаль­ный мир есть место действия зла, он даже по христи­анскому религиозному представлению Якова Бёме обязан своим бытием отпадению от бога — падению Люцифера и Адама; ибо до падения человек не был мужчиной и женщиной, но тем и другим, так что не имел ни половых органов, ни зубов, ни желудка, ни кишок, следовательно, не имел также седалища. Все эти материалистические органы, которые даже в хри­стианском мире играют столь влиятельную роль, мы получили благодаря грехопадению. Поэтому мы долж­ны здесь особенно подчеркнуть и объяснить понятие Якова Бёме о зле и его происхождении, хотя оно со­держится уже во всем данном изложении его мыслей. Важность и в то же время трудность предмета требуют

этого.

Зло, по учению Якова Бёме, вообще есть принцип отрицательности, то есть устранения единства, разделения и различения (дифференцирования) и данного вместе с этим противоположения. Поэтому происхождение природы и духа, нечто, бытии и сознания и происхож­дение зла — один акт, имеют одно и то же происхож­дение. Если бы бог не отличался от себя самого, не раздваивался, то он не был бы духом, знанием, созна­нием, “ибо в одной сущности, где нет раздельности, ко­торая едина, нет никакого знания” (Clavis etc., 13). Только из принципа отрицательности, разделения и различия вытекает самосознательный дух. Но принцип отрицательности есть принцип зла, причина того, что нечто вообще становится отличным от себя, и его бы­тие для себя утверждается в этом различии и отделе­нии. “Ибо всякая злая воля есть дьявол, как самостоя­тельная воля к особенности, как отступившая от целой сущности и фантазия” (Выбор благодати, гл. 2, 12). Таким образом, лишь через дьявола как принцип от­рицания бог есть дух, ибо лишь потому, что он исхо­дит, вытекает из себя, различается от себя и раздваи­вается, противополагает себе это второе как иное и из этого исхождения, раздвоения снова входит в себя, он раскрывается для себя самого, становится индивиду­альностью. Но самосознание бога как самое святое, са­мое единое, самое первое различие и раздвоение есть принцип всех различий и вместе с тем принцип при­роды: “Мудрость есть знание, подлежащее или противомет безосновного единства, она великая тайна боже­ственной природы, ибо в ней обнаруживаются силы, цвета и добродетели: в ней раздельность силы есть разум, она сама божественный разум, как божествен­ная созерцаемость, в которой обнаруживается един­ство” (Clavis, § 18, 19).

Самосознание, из которого возникает разум, есть принцип всех различий, то есть принцип различающий;

разум есть причина того, что нечто существует, без разума и первоначального раздвоения божественной сущности все было бы едино, ибо он есть разделитель и, как таковой, творец нечто. Разум как великий разделитель есть принцип нечто, но вместе с тем и прин­цип всякой самости, партикулярности, своенравия, свое­властия, всякого упрямства и ожесточения, как раз­делитель твоего и моего — отец всякого отвращения, войны и спора. Поэтому принцип бытия, по кото­рому вообще нечто существует, и принцип зла есть один принцип, или, как это можно также выразить, принцип качества и принцип зла есть один принцип, ибо нечто есть нечто лишь как отличное от наделен­ного свойством, своеволием, качество есть отступив­шая, эгоистичная частная воля, дух голода, на языке Якова Бёме — самовластие, закоснелая, упрямая от­дельность, которая обнаруживается как злобное вле­чение, стремящееся уничтожить другое, как своекоры­стие, алчность. Но царство бытия и нечто, царство ка­честв, свойств, всех особенных сущностей и вещей есть природа: так что принцип природы и принцип зла есть один принцип. Но принцип природы, natura naturans производящей природы, есть противоположность и предмет бога в боге, этот принцип един с принци­пом отрицательности, которым бог в себе раздваивает­ся и различается, противополагает себе различённое как другое и из этого процесса раздвоения производит свет своего сознания: принцип самосознания и прин­цип природы, именно природы в боге, вечной первона­чальной природы, есть, таким образом, один и тот же принцип. “Сущность всех сущностей есть лишь одна единая сущность, но она разделяется в своем рождении (то есть самоопределении) на два принципа, на свет и тьму, на радость и страдание, на зло и добро, любовь и гнев, на огонь и свет, а из этих двух вечных начал исходит третье начало, исходит творение для своей соб­ственной любовной игры по свойству обоих вечных вле­чений. Великая тайна всех сущностей есть извечная в себе самой одна вещь, но в своем развитии и обнаруже­нии (под чем Яков Бёме разумеет имманентное, вечно происходящее в боге откровение, тождественное с про­исхождением его самосознания) она от вечности пере­ходит в две сущности — добро и зло” (Sing, гег., с. 16, § 11, 26). Поэтому происхождение, принцип зла лежит в самом боге, и так как он одинаков с принципом отрицательности, различия, то он имеет бытие во всех вещах и сущностях, ибо принцип зла вообще есть то, с помощью чего и в чем нечто утверждает себя само, свою особенность, но в этом утверждении себя самого отрицает другое, и в этой именно отрицательности есть самостоятельная сущность, Я. Яков Бёме говорит (в своей второй апологии против Б. Тилькена, № 140): “Если говорить по-вашему, что бог мо­гуществен во всем, а это истинно, то я должен сказать, что бог все. Он бог, он небо и ад, а также внешний мир, ибо от него и в нем происходит все”. “Это смерть и несчастье людей и всех творений, что свойства борются друг с другом и каждое возвышается само в себе и получает качества в собственной воле, отчего происходит болезнь и горе... каждое свойство стремится к равенству, как сущность к себе и из себя” (Myst. magnum., с. 11; 17). “Во всех есть яд и злоба; оказывается, что так должно быть, иначе не было бы ни жизни, ни подвижности, не было бы также ни цвета, ни добродетели, ни толстого, ни тонкого или какого-либо ощущения, но все было бы ничто” (О трех принц, предисловие, § 13). Поэтому дья­вол, по Якову Бёме, есть соль природы, без которой все было бы лишь безвкусной кашей, ибо принцип всякого различия или вида и принцип зла один и тот же. Но в боге принцип зла есть принцип не зла, а добра. Самораздвоение и различение бога зажигают в нем, правда, с самосознанием огонь индивидуально­сти и самости, но эта индивидуальность только форма, оболочка единства, его содержание — бескорыстная полнота всех сущностей. Эта индивидуальность есть лишь блаженное сознание чистой любви; бытие для себя бога, которое вытекает из его различия в себе, из противоположения себе противомета, есть не бытие для себя различия, но скорее единство и свобода, обнару­живающиеся для себя в отличие от различия. Бог об­наруживается лишь в своей противоположности, в от­личии от себя, если бы бог не полагал в себе противо­действия противоположности, то он не знал бы себя самого. Но это самосознание есть сознание добра о себе, любви и, как самосознание любви, источник ра­дости, блаженства; бог есть блаженство, так как или поскольку он познает себя богом. Таким образом, прин­цип отрицательности, противоположения, раздвоения, принцип зла в боге есть причина добра. Отрицательное в боге есть положительное. Огонь отрицательности, индивидуальность в боге есть лишь благотворное горе­ние любви, огонь любви, добра; принцип зла есть в боге лишь причина того, что положительное, добро в форме самости переходит в аффект, становится под­вижным, действующим, чувствительным, деятельным, познающим само себя. “Добро поглотило в себе зло или отвращение и держит его в неволе в плену, так как зло должно быть причиной жизни и света” (О шести пунктах, III, 2). “Зло относится к образованию и подвижности, добро — к лжи, а строгость или отвра­щение — к радости” (Предисл. к трем принц., § 14). Единство сначала простое, тихое, неподвижное только через полагание противомета и различие от него ста­новится различающим себя, отрицательным, самостным, горящим, огненным единством и лишь благодаря это­му действительным, живым единством. Поэтому огонь отрицательности в боге тожествен со светом и единст­вом; зло в боге (или в себе) лишь добро. “В царстве бога, как в мире света, правильно познается не более одного принципа, ибо свет правит, а все другие каче­ства и свойства скрыты, как тайна, ибо все они должны служить свету и представлять ему свою волю; отсюда злобная сущность света превращается во влечение к свету и любви, в кротость. Хотя такие свойства, как жестокость, горечь, боязнь и горькое страдание, вечно остаются в огне, а также в мире света, но ни одно из них не обнаруживается в своем свойстве и все они вместе лишь причины жизни, движения и радостей. Что в темном мире есть страдание, то в мире света благодеяние; и что во мраке страх, испуг и трепет, то в свете ликование радостей, звон и пение, и этого не могло бы быть, если бы в первоначальном состоянии не было такой серьезной муки (Quaal). Поэтому тем­ный мир есть основа и первоначало светлого, и бояз­ливое зло должно быть причиной добра, и все от бога (О шести пунктах, III, 1—5). “Все, что в этом мире пред­ставляет земное подобие и зеркало, в царстве божьем находится в большем совершенстве в духовной сущно­сти. В небе (то есть в боге как боге) все добро; что в аду зло, боязнь и мука, то в небе благо и радость, ибо все пребывает как свет” (Signal rer., с. 16, 22 и 20). “В боге нет гнева, только чистая любовь; но в основе, через которую любовь подвижна, находится огонь гне­ва, а в боге это причина царства радости” (Теософиче­ские вопросы, 3, 27). “Если бы любовь единства не состояла в огненно горящем виде, то она не была бы действительна и в единстве не было бы радости или движения” (там же, 18).

Таким образом, зло есть абсолютный, вечный мо­мент, момент в самой божественной жизни; но в боге зло лишь сила, энергия, строгость, резкость и страст­ность, то есть субъективность, или самость, форма добра. Здесь зло играет ту же роль, что страсть в более под­чиненной сфере человеческой жизни. Страсть здесь принцип зла; но принципом зла и даже злом она ста­новится, лишь когда и поскольку она, отделяясь от добра, становится собственной жизнью; сама по себе страсть есть двигатель, энергия, огонь, форма, дух доб­ра. Доброта, которая, так сказать, неодержима бесом, не имеет в себе принципа и момента зла, огня индиви­дуальности, жизненности и страстности, не есть доб­рота духа, а доброта глупости.

Только в великом разделительном процессе обна­ружения в природе, где все вступает в самостоятельное своеобразие и отдельное существование, чтобы обна­ружиться, лишь там принцип зла становится принци­пом зла; лишь когда зло отделяется от добра, вступает в особое существование; когда форма становится со­держанием для самой себя, а индивидуальность — сущностью и предметом для самого себя; когда огонь, отделившись от любви, не есть уже огонь любви, но истребительный огонь гнева, огонь эгоизма; лишь ко­гда, таким образом, зло становится само для себя, — оно становится злом и в качестве зла раскрывается и становится действительным. Но именно этот пункт, впервые попадающий в цель, есть пункт, в котором Яков Бёме совершенно теряется в теологической фантастике и произволе, не разрешая, однако, трудности невозможность разрешения которой, конечно, вполне понятна. К несчастью, эта трудность представляется ему дважды: сначала при падении Люцифера, затем при падении Адама Он прибегает к помощи свободной воли. Но абсолютно непонятно и нелепо, как свободная воля могла выступить из божественного согласия. Из фантастического мира теологии нет никакого перехода в действительный мир (1847). Но этот акт разделе­ния неотделим от первоначального акта раздвоения и различения бога, он уже в боге, но лишь поскольку он центр, принцип природы. Он в нем, как в вечной при­роде, которая снова производит и осуществляет себя как эта временная, чувственная природа, в которой вечная природа имеет свое выражение, развитое су­ществование и проявление. Поэтому же поскольку зло имеет свое определенное развитое существование лишь в творении, то акт, тождественный в себе с вечным раздвоением сознания, находит свою определенную действительность в творении или только в нем стано­вится  определенным,  действительным  процессом. “Когда говорят о воле гнева божьего, чтобы он отсту­пил от любви и принял образ, то это следует понимать только относительно творения. Надо возлагать вину падения не на бога, но лишь на силу, развитую в тво­рении после “нет”. Она была небрежна и стала ложью, не бог, а творение, не неразвитая сила гнева, в коей горит любовь” (Теос. вопр., IX, 7, 8). Но в то же время, так как огонь гнева в боге есть принцип творения, надо принцип этого процесса снова полагать в боге, поскольку лишь в противомете вечной приро­ды, которой присущи добро и зло, свет и тьма, бог за­жигает сознание о себе как свете, единстве.

Таким образом, по Якову Бёме, зло абсолютно не­обходимо, определение отрицательности — абсолютно действительное определение, ибо зло есть принцип вся­кого духа и жизни, как достаточно ясно видно из вы­шеизложенного.

“Если бы в жизни не было отвратительного, то не было бы ни чувствительности, ни воления, ни действия, а также в ней не было бы ни разума, ни знания; ибо вещь, имеющая лишь одну волю, не имеет раздельно­сти, так как она не ощущает отвращения, которое по­буждает её к движению, она стоит тихо” (О божеств. созерц., I, § 9). “Жизнь состоит из многих воль: каждая сущность может иметь волю и имеет её. Одна фор­ма враждует с другой, и не только и человеке, но и во всех творениях” (О шести пунктах, III, гл. 4, § 2, 3).

Происхождение жизни есть происхождение зла, по­следнее не может быть отделено от первой и рассма­триваться отдельно от нее, так, чтобы можно было предположить сначала жизнь, а затем ещё спрашивать:

как появилось зло или как из нее развивается зло? Но хотя зло, как тождественное с жизнью и духом, абсолютно необходимо, первоначально, тем не менее о его происхождении так же нельзя спрашивать, как о происхождении жизни, так как в нем самом лежит по­нятие первоначальности. Таким образом, зло, когда оно выступает и обнаруживается как зло, в отдельном от добра собственном существовании, не имеет у Якова Бёме значения абсолютно необходимой или самостоя­тельной сущности, как, например, в дуализме древно­сти. Скорее зло, даже когда оно действует как зло, есть причина, средство, побуждение к добру, средство к проявлению, ощущению и познанию добра. Отрица­тельное есть отрицание себя самого или отрицательно к себе самому; дьявол есть дьявол лишь для себя са­мого; зло — наибольший враг и противник себя само­го; то есть на языке Якова Бёме это ужасная мука, ад­ский огонь, вечно возникающая болезненная мука и поэтому влечение к покою и миру, к добру, к воз­врату в первоначальное состояние, где оно одинаково с добром и представляет лишь оживление, одушевле­ние, зажигание его. “Коли бы не было муки, то для нее не раскрывалась бы радость. Зло должно быть при­чиной того, что ему самому раскрывается добро, и добро должно быть причиной того, что ему раскры­вается зло, очевидное в своей хитрости и злобе, чтобы все вещи стали созерцаемыми”. “Самое злое должно быть причиной наилучшего” (там же, гл. 10, § 62). Это понятие зла объясняет так­же приведенное уже определение, в котором Яков Бё­ме формулирует единство и дух. Истинное, действи­тельное единство не первое, начальное; истинный дух не безраздельно единый с собой, но переходящий в адскую муку зла, в болезненную муку различия и через устранение различия, как такового, через едине­ние его с собой снова возвращающийся в себя дух; ибо, лишь как возвращающийся в себя, он ощущающий, раскрывшийся, действительный и живой дух. “Стрем­ление к свободе (которую Яков Бёме в других местах называет духом) снова повлеклось в тишину как в ни­что и вновь проникло из тьмы, строгости влечения в себя само как в свободу вне гнева вражды, и, таким образом, лишь в строгом стеснении обострилось так, что оказалось движущей чувствующей жизнью и что её свобода обострилась (стала индивидуальной, самостной, воодушевленной), стала блеском, который в сво­боде представляет и дает царство радости” (Signal гег., с. 3, § 18). Но тот же процесс имеет также место в человеке. Беспокойство и мука зла бывают причиной того, что человек желает вернуться обратно из разли­чия своей индивидуальности в свое первоначальное состояние и происхождение и в форму своей индиви­дуальности включает волю вечного единства, которое только теперь в противоположность мучительному злу ощущается и познается как единство, как сладкая кротость, как благодеяние. “Зло или отвращение по­буждает добро, как волю, снова стремиться к своему первоначальному состоянию, как к богу, и внушает влечение к добру как к доброй воле. Ибо вещь, которая добра лишь в одной себе и не имеет муки, не стремит­ся ни к чему, так как она не знает ничего лучшего в себе или для себя, чего она могла бы алкать” (О бо­жеств. созерцаемости, гл. 1, 13).

Видимый, настоящий, действительный, материаль­ный мир есть место действия зла, он даже по христи­анскому религиозному представлению Якова Бёме обязан своим бытием отпадению от бога — падению Люцифера и Адама; ибо до падения человек не был мужчиной и женщиной, но тем и другим, так что не имел ни половых органов, ни зубов, ни желудка, ни кишок, следовательно, не имел также седалища. Все эти материалистические органы, которые даже в хри­стианском мире играют столь влиятельную роль, мы получили благодаря грехопадению. Поэтому мы долж­ны здесь особенно подчеркнуть и объяснить понятие Якова Бёме о зле и его происхождении, хотя оно со­держится уже во всем данном изложении его мыслей. Важность и в то же время трудность предмета требуют

этого.

Зло, по учению Якова Бёме, вообще есть принцип отрицательности, то есть устранения единства, разделения и различения (дифференцирования) и данного вместе с этим противоположения. Поэтому происхождение природы и духа, нечто, бытии и сознания и происхож­дение зла — один акт, имеют одно и то же происхож­дение. Если бы бог не отличался от себя самого, не раздваивался, то он не был бы духом, знанием, созна­нием, “ибо в одной сущности, где нет раздельности, ко­торая едина, нет никакого знания” (Clavis etc., 13). Только из принципа отрицательности, разделения и различия вытекает самосознательный дух. Но принцип отрицательности есть принцип зла, причина того, что нечто вообще становится отличным от себя, и его бы­тие для себя утверждается в этом различии и отделе­нии. “Ибо всякая злая воля есть дьявол, как самостоя­тельная воля к особенности, как отступившая от целой сущности и фантазия” (Выбор благодати, гл. 2, 12). Таким образом, лишь через дьявола как принцип от­рицания бог есть дух, ибо лишь потому, что он исхо­дит, вытекает из себя, различается от себя и раздваи­вается, противополагает себе это второе как иное и из этого исхождения, раздвоения снова входит в себя, он раскрывается для себя самого, становится индивиду­альностью. Но самосознание бога как самое святое, са­мое единое, самое первое различие и раздвоение есть принцип всех различий и вместе с тем принцип при­роды: “Мудрость есть знание, подлежащее или противомет безосновного единства, она великая тайна боже­ственной природы, ибо в ней обнаруживаются силы, цвета и добродетели: в ней раздельность силы есть разум, она сама божественный разум, как божествен­ная созерцаемость, в которой обнаруживается един­ство” (Clavis, § 18, 19).

Самосознание, из которого возникает разум, есть принцип всех различий, то есть принцип различающий;

разум есть причина того, что нечто существует, без разума и первоначального раздвоения божественной сущности все было бы едино, ибо он есть разделитель и, как таковой, творец нечто. Разум как великий разделитель есть принцип нечто, но вместе с тем и прин­цип всякой самости, партикулярности, своенравия, свое­властия, всякого упрямства и ожесточения, как раз­делитель твоего и моего — отец всякого отвращения, войны и спора. Поэтому принцип бытия, по кото­рому вообще нечто существует, и принцип зла есть один принцип, или, как это можно также выразить, принцип качества и принцип зла есть один принцип, ибо нечто есть нечто лишь как отличное от наделен­ного свойством, своеволием, качество есть отступив­шая, эгоистичная частная воля, дух голода, на языке Якова Бёме — самовластие, закоснелая, упрямая от­дельность, которая обнаруживается как злобное вле­чение, стремящееся уничтожить другое, как своекоры­стие, алчность. Но царство бытия и нечто, царство ка­честв, свойств, всех особенных сущностей и вещей есть природа: так что принцип природы и принцип зла есть один принцип. Но принцип природы, natura naturans производящей природы, есть противоположность и предмет бога в боге, этот принцип един с принци­пом отрицательности, которым бог в себе раздваивает­ся и различается, противополагает себе различённое как другое и из этого процесса раздвоения производит свет своего сознания: принцип самосознания и прин­цип природы, именно природы в боге, вечной первона­чальной природы, есть, таким образом, один и тот же принцип. “Сущность всех сущностей есть лишь одна единая сущность, но она разделяется в своем рождении (то есть самоопределении) на два принципа, на свет и тьму, на радость и страдание, на зло и добро, любовь и гнев, на огонь и свет, а из этих двух вечных начал исходит третье начало, исходит творение для своей соб­ственной любовной игры по свойству обоих вечных вле­чений. Великая тайна всех сущностей есть извечная в себе самой одна вещь, но в своем развитии и обнаруже­нии (под чем Яков Бёме разумеет имманентное, вечно происходящее в боге откровение, тождественное с про­исхождением его самосознания) она от вечности пере­ходит в две сущности — добро и зло” (Sing, гег., с. 16, § 11, 26). Поэтому происхождение, принцип зла лежит в самом боге, и так как он одинаков с принципом отрицательности, различия, то он имеет бытие во всех вещах и сущностях, ибо принцип зла вообще есть то, с помощью чего и в чем нечто утверждает себя само, свою особенность, но в этом утверждении себя самого отрицает другое, и в этой именно отрицательности есть самостоятельная сущность, Я. Яков Бёме говорит (в своей второй апологии против Б. Тилькена, № 140): “Если говорить по-вашему, что бог мо­гуществен во всем, а это истинно, то я должен сказать, что бог все. Он бог, он небо и ад, а также внешний мир, ибо от него и в нем происходит все”. “Это смерть и несчастье людей и всех творений, что свойства борются друг с другом и каждое возвышается само в себе и получает качества в собственной воле, отчего происходит болезнь и горе... каждое свойство стремится к равенству, как сущность к себе и из себя” (Myst. magnum., с. 11; 17). “Во всех есть яд и злоба; оказывается, что так должно быть, иначе не было бы ни жизни, ни подвижности, не было бы также ни цвета, ни добродетели, ни толстого, ни тонкого или какого-либо ощущения, но все было бы ничто” (О трех принц, предисловие, § 13). Поэтому дья­вол, по Якову Бёме, есть соль природы, без которой все было бы лишь безвкусной кашей, ибо принцип всякого различия или вида и принцип зла один и тот же. Но в боге принцип зла есть принцип не зла, а добра. Самораздвоение и различение бога зажигают в нем, правда, с самосознанием огонь индивидуально­сти и самости, но эта индивидуальность только форма, оболочка единства, его содержание — бескорыстная полнота всех сущностей. Эта индивидуальность есть лишь блаженное сознание чистой любви; бытие для себя бога, которое вытекает из его различия в себе, из противоположения себе противомета, есть не бытие для себя различия, но скорее единство и свобода, обнару­живающиеся для себя в отличие от различия. Бог об­наруживается лишь в своей противоположности, в от­личии от себя, если бы бог не полагал в себе противо­действия противоположности, то он не знал бы себя самого. Но это самосознание есть сознание добра о себе, любви и, как самосознание любви, источник ра­дости, блаженства; бог есть блаженство, так как или поскольку он познает себя богом. Таким образом, прин­цип отрицательности, противоположения, раздвоения, принцип зла в боге есть причина добра. Отрицательное в боге есть положительное. Огонь отрицательности, индивидуальность в боге есть лишь благотворное горе­ние любви, огонь любви, добра; принцип зла есть в боге лишь причина того, что положительное, добро в форме самости переходит в аффект, становится под­вижным, действующим, чувствительным, деятельным, познающим само себя. “Добро поглотило в себе зло или отвращение и держит его в неволе в плену, так как зло должно быть причиной жизни и света” (О шести пунктах, III, 2). “Зло относится к образованию и подвижности, добро — к лжи, а строгость или отвра­щение — к радости” (Предисл. к трем принц., § 14). Единство сначала простое, тихое, неподвижное только через полагание противомета и различие от него ста­новится различающим себя, отрицательным, самостным, горящим, огненным единством и лишь благодаря это­му действительным, живым единством. Поэтому огонь отрицательности в боге тожествен со светом и единст­вом; зло в боге (или в себе) лишь добро. “В царстве бога, как в мире света, правильно познается не более одного принципа, ибо свет правит, а все другие каче­ства и свойства скрыты, как тайна, ибо все они должны служить свету и представлять ему свою волю; отсюда злобная сущность света превращается во влечение к свету и любви, в кротость. Хотя такие свойства, как жестокость, горечь, боязнь и горькое страдание, вечно остаются в огне, а также в мире света, но ни одно из них не обнаруживается в своем свойстве и все они вместе лишь причины жизни, движения и радостей. Что в темном мире есть страдание, то в мире света благодеяние; и что во мраке страх, испуг и трепет, то в свете ликование радостей, звон и пение, и этого не могло бы быть, если бы в первоначальном состоянии не было такой серьезной муки (Quaal). Поэтому тем­ный мир есть основа и первоначало светлого, и бояз­ливое зло должно быть причиной добра, и все от бога (О шести пунктах, III, 1—5). “Все, что в этом мире пред­ставляет земное подобие и зеркало, в царстве божьем находится в большем совершенстве в духовной сущно­сти. В небе (то есть в боге как боге) все добро; что в аду зло, боязнь и мука, то в небе благо и радость, ибо все пребывает как свет” (Signal rer., с. 16, 22 и 20). “В боге нет гнева, только чистая любовь; но в основе, через которую любовь подвижна, находится огонь гне­ва, а в боге это причина царства радости” (Теософиче­ские вопросы, 3, 27). “Если бы любовь единства не состояла в огненно горящем виде, то она не была бы действительна и в единстве не было бы радости или движения” (там же, 18).

Таким образом, зло есть абсолютный, вечный мо­мент, момент в самой божественной жизни; но в боге зло лишь сила, энергия, строгость, резкость и страст­ность, то есть субъективность, или самость, форма добра. Здесь зло играет ту же роль, что страсть в более под­чиненной сфере человеческой жизни. Страсть здесь принцип зла; но принципом зла и даже злом она ста­новится, лишь когда и поскольку она, отделяясь от добра, становится собственной жизнью; сама по себе страсть есть двигатель, энергия, огонь, форма, дух доб­ра. Доброта, которая, так сказать, неодержима бесом, не имеет в себе принципа и момента зла, огня индиви­дуальности, жизненности и страстности, не есть доб­рота духа, а доброта глупости.

Только в великом разделительном процессе обна­ружения в природе, где все вступает в самостоятельное своеобразие и отдельное существование, чтобы обна­ружиться, лишь там принцип зла становится принци­пом зла; лишь когда зло отделяется от добра, вступает в особое существование; когда форма становится со­держанием для самой себя, а индивидуальность — сущностью и предметом для самого себя; когда огонь, отделившись от любви, не есть уже огонь любви, но истребительный огонь гнева, огонь эгоизма; лишь ко­гда, таким образом, зло становится само для себя, — оно становится злом и в качестве зла раскрывается и становится действительным. Но именно этот пункт, впервые попадающий в цель, есть пункт, в котором Яков Бёме совершенно теряется в теологической фантастике и произволе, не разрешая, однако, трудности невозможность разрешения которой, конечно, вполне понятна. К несчастью, эта трудность представляется ему дважды: сначала при падении Люцифера, затем при падении Адама Он прибегает к помощи свободной воли. Но абсолютно непонятно и нелепо, как свободная воля могла выступить из божественного согласия. Из фантастического мира теологии нет никакого перехода в действительный мир (1847). Но этот акт разделе­ния неотделим от первоначального акта раздвоения и различения бога, он уже в боге, но лишь поскольку он центр, принцип природы. Он в нем, как в вечной при­роде, которая снова производит и осуществляет себя как эта временная, чувственная природа, в которой вечная природа имеет свое выражение, развитое су­ществование и проявление. Поэтому же поскольку зло имеет свое определенное развитое существование лишь в творении, то акт, тождественный в себе с вечным раздвоением сознания, находит свою определенную действительность в творении или только в нем стано­вится  определенным,  действительным  процессом. “Когда говорят о воле гнева божьего, чтобы он отсту­пил от любви и принял образ, то это следует понимать только относительно творения. Надо возлагать вину падения не на бога, но лишь на силу, развитую в тво­рении после “нет”. Она была небрежна и стала ложью, не бог, а творение, не неразвитая сила гнева, в коей горит любовь” (Теос. вопр., IX, 7, 8). Но в то же время, так как огонь гнева в боге есть принцип творения, надо принцип этого процесса снова полагать в боге, поскольку лишь в противомете вечной приро­ды, которой присущи добро и зло, свет и тьма, бог за­жигает сознание о себе как свете, единстве.

Таким образом, по Якову Бёме, зло абсолютно не­обходимо, определение отрицательности — абсолютно действительное определение, ибо зло есть принцип вся­кого духа и жизни, как достаточно ясно видно из вы­шеизложенного.

“Если бы в жизни не было отвратительного, то не было бы ни чувствительности, ни воления, ни действия, а также в ней не было бы ни разума, ни знания; ибо вещь, имеющая лишь одну волю, не имеет раздельно­сти, так как она не ощущает отвращения, которое по­буждает её к движению, она стоит тихо” (О божеств. созерц., I, § 9). “Жизнь состоит из многих воль: каждая сущность может иметь волю и имеет её. Одна фор­ма враждует с другой, и не только и человеке, но и во всех творениях” (О шести пунктах, III, гл. 4, § 2, 3).

Происхождение жизни есть происхождение зла, по­следнее не может быть отделено от первой и рассма­триваться отдельно от нее, так, чтобы можно было предположить сначала жизнь, а затем ещё спрашивать:

как появилось зло или как из нее развивается зло? Но хотя зло, как тождественное с жизнью и духом, абсолютно необходимо, первоначально, тем не менее о его происхождении так же нельзя спрашивать, как о происхождении жизни, так как в нем самом лежит по­нятие первоначальности. Таким образом, зло, когда оно выступает и обнаруживается как зло, в отдельном от добра собственном существовании, не имеет у Якова Бёме значения абсолютно необходимой или самостоя­тельной сущности, как, например, в дуализме древно­сти. Скорее зло, даже когда оно действует как зло, есть причина, средство, побуждение к добру, средство к проявлению, ощущению и познанию добра. Отрица­тельное есть отрицание себя самого или отрицательно к себе самому; дьявол есть дьявол лишь для себя са­мого; зло — наибольший враг и противник себя само­го; то есть на языке Якова Бёме это ужасная мука, ад­ский огонь, вечно возникающая болезненная мука и поэтому влечение к покою и миру, к добру, к воз­врату в первоначальное состояние, где оно одинаково с добром и представляет лишь оживление, одушевле­ние, зажигание его. “Коли бы не было муки, то для нее не раскрывалась бы радость. Зло должно быть при­чиной того, что ему самому раскрывается добро, и добро должно быть причиной того, что ему раскры­вается зло, очевидное в своей хитрости и злобе, чтобы все вещи стали созерцаемыми”. “Самое злое должно быть причиной наилучшего” (там же, гл. 10, § 62). Это понятие зла объясняет так­же приведенное уже определение, в котором Яков Бё­ме формулирует единство и дух. Истинное, действи­тельное единство не первое, начальное; истинный дух не безраздельно единый с собой, но переходящий в адскую муку зла, в болезненную муку различия и через устранение различия, как такового, через едине­ние его с собой снова возвращающийся в себя дух; ибо, лишь как возвращающийся в себя, он ощущающий, раскрывшийся, действительный и живой дух. “Стрем­ление к свободе (которую Яков Бёме в других местах называет духом) снова повлеклось в тишину как в ни­что и вновь проникло из тьмы, строгости влечения в себя само как в свободу вне гнева вражды, и, таким образом, лишь в строгом стеснении обострилось так, что оказалось движущей чувствующей жизнью и что её свобода обострилась (стала индивидуальной, самостной, воодушевленной), стала блеском, который в сво­боде представляет и дает царство радости” (Signal гег., с. 3, § 18). Но тот же процесс имеет также место в человеке. Беспокойство и мука зла бывают причиной того, что человек желает вернуться обратно из разли­чия своей индивидуальности в свое первоначальное состояние и происхождение и в форму своей индиви­дуальности включает волю вечного единства, которое только теперь в противоположность мучительному злу ощущается и познается как единство, как сладкая кротость, как благодеяние. “Зло или отвращение по­буждает добро, как волю, снова стремиться к своему первоначальному состоянию, как к богу, и внушает влечение к добру как к доброй воле. Ибо вещь, которая добра лишь в одной себе и не имеет муки, не стремит­ся ни к чему, так как она не знает ничего лучшего в себе или для себя, чего она могла бы алкать” (О бо­жеств. созерцаемости, гл. 1, 13).