§ 63. Принцип объективной достоверности и познание
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
Декарт продолжает: “Так как я убежден, что бог — бесконечное существо, содержащее в себе всякое совершенство, то я убежден также, что бог никогда не обманывает меня и не вводит в заблуждение, ибо заблуждение, обман есть нереальность и потому, как таковое, не может принадлежать богу”. Скорее он высшая правдивость, источник всякого света. Так что противоречило бы его сущности мыслить его как собственную и положительную причину наших заблуждений. Отсюда необходимо следует, что свет природы, или данная нам богом способность познания, никогда не может познать объект, который неверен, поскольку он познается, то есть, постигается ясно и отчетливо. Ибо бога можно было бы справедливо назвать обманщиком, если бы он дал нам способность познания, которая была бы искажена и ложь считала бы истиной. Поэтому теперь исчезает прежнее сомнение, возникшее во мне, потому что я не знал, не имел ли я такой природы, которая обманывает меня в самом очевидном. Поэтому через уверенность в реальности и правдивости бога я убеждаюсь также в том, что существуют материальные вещи, ибо представления о материальных вещах я произвожу не из самого себя, напротив, они возникают часто против моей воли и без моего содействия. Я усматриваю вполне ясно, что они исходят из самих вещей, поэтому бог обманывал бы меня, если бы они исходили из какого-либо иного места, а не из вещей, следовательно, материальные вещи существуют. Точно так же я убеждаюсь, что я тесно связан с толом. Поэтому достоверность всякого познания зависит только от познания бога, так что, прежде чем мы познаем бога, мы ничего не можем знать в совершенстве”. Таким образом, дух в сознании бога поднялся с точки зрения простой самодостоверности к сознанию истины и бесконечности, однако он не выходит из себя самого, ибо сознание бога в свою очередь есть лишь уверенность в себе самом, бог же представляет лишь подтверждение и удостоверение того, в чем он уверен из самого себя, лишь гарантию, что все, что он понимает ясно и отчетливо, истинно. “Нет сомнения, что бог в состоянии создать все, что может восприниматься ясно и отчетливо, и я никогда не считал невозможным чего-либо по иной причине, как потому, что оно не представлялось мне вполне отчетливо”. Таким образом, у Декарта бог по крайней мере в этом отношении имеет уже то значение, какое он получил почти везде в новое время, но лишь с большим различием в том, что у Декарта бог есть утверждение мыслящего духа, а позднее он получил значение утверждения субъективных пожеланий сердца.
Декарт продолжает: “Так как я убежден, что бог — бесконечное существо, содержащее в себе всякое совершенство, то я убежден также, что бог никогда не обманывает меня и не вводит в заблуждение, ибо заблуждение, обман есть нереальность и потому, как таковое, не может принадлежать богу”. Скорее он высшая правдивость, источник всякого света. Так что противоречило бы его сущности мыслить его как собственную и положительную причину наших заблуждений. Отсюда необходимо следует, что свет природы, или данная нам богом способность познания, никогда не может познать объект, который неверен, поскольку он познается, то есть, постигается ясно и отчетливо. Ибо бога можно было бы справедливо назвать обманщиком, если бы он дал нам способность познания, которая была бы искажена и ложь считала бы истиной. Поэтому теперь исчезает прежнее сомнение, возникшее во мне, потому что я не знал, не имел ли я такой природы, которая обманывает меня в самом очевидном. Поэтому через уверенность в реальности и правдивости бога я убеждаюсь также в том, что существуют материальные вещи, ибо представления о материальных вещах я произвожу не из самого себя, напротив, они возникают часто против моей воли и без моего содействия. Я усматриваю вполне ясно, что они исходят из самих вещей, поэтому бог обманывал бы меня, если бы они исходили из какого-либо иного места, а не из вещей, следовательно, материальные вещи существуют. Точно так же я убеждаюсь, что я тесно связан с толом. Поэтому достоверность всякого познания зависит только от познания бога, так что, прежде чем мы познаем бога, мы ничего не можем знать в совершенстве”. Таким образом, дух в сознании бога поднялся с точки зрения простой самодостоверности к сознанию истины и бесконечности, однако он не выходит из себя самого, ибо сознание бога в свою очередь есть лишь уверенность в себе самом, бог же представляет лишь подтверждение и удостоверение того, в чем он уверен из самого себя, лишь гарантию, что все, что он понимает ясно и отчетливо, истинно. “Нет сомнения, что бог в состоянии создать все, что может восприниматься ясно и отчетливо, и я никогда не считал невозможным чего-либо по иной причине, как потому, что оно не представлялось мне вполне отчетливо”. Таким образом, у Декарта бог по крайней мере в этом отношении имеет уже то значение, какое он получил почти везде в новое время, но лишь с большим различием в том, что у Декарта бог есть утверждение мыслящего духа, а позднее он получил значение утверждения субъективных пожеланий сердца.