§ 63. Принцип объективной достоверности и познание

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Декарт продолжает: “Так как я убежден, что бог — бесконечное существо, содержащее в себе всякое со­вершенство, то я убежден также, что бог никогда не обманывает меня и не вводит в заблуждение, ибо за­блуждение, обман есть нереальность и потому, как таковое, не может принадлежать богу”. Скорее он высшая правдивость, источник всякого света. Так что противоречило бы его сущности мыслить его как собственную и положительную причину наших за­блуждений. Отсюда необходимо следует, что свет при­роды, или данная нам богом способность познания, никогда не может познать объект, который неверен, поскольку он познается, то есть, постигается ясно и отчет­ливо. Ибо бога можно было бы справедливо назвать обманщиком, если бы он дал нам способность позна­ния, которая была бы искажена и ложь считала бы ис­тиной. Поэтому теперь исчезает прежнее сомнение, возникшее во мне, потому что я не знал, не имел ли я такой природы, которая обманывает меня в самом очевидном. Поэтому через уверенность в реальности и правдивости бога я убеж­даюсь также в том, что существуют материальные ве­щи, ибо представления о материальных вещах я произ­вожу не из самого себя, напротив, они возникают часто против моей воли и без моего содействия. Я усматри­ваю вполне ясно, что они исходят из самих вещей, по­этому бог обманывал бы меня, если бы они исходили из какого-либо иного места, а не из вещей, следова­тельно, материальные вещи существуют. Точно так же я убеждаюсь, что я тесно связан с толом. Поэтому до­стоверность всякого познания зависит только от позна­ния бога, так что, прежде чем мы познаем бога, мы ни­чего не можем знать в совершенстве”. Таким образом, дух в сознании бога поднялся с точки зрения простой самодостоверности к сознанию истины и бесконечности, однако он не выходит из себя самого, ибо сознание бога в свою очередь есть лишь уверенность в себе самом, бог же представляет лишь подтверждение и удостоверение того, в чем он уверен из самого себя, лишь гарантию, что все, что он пони­мает ясно и отчетливо, истинно. “Нет сомнения, что бог в состоянии создать все, что может воспринимать­ся ясно и отчетливо, и я никогда не считал невозмож­ным чего-либо по иной причине, как потому, что оно не представлялось мне вполне отчетливо”. Таким образом, у Декарта бог по крайней мере в этом отношении имеет уже то значение, какое он получил почти везде в новое время, но лишь с боль­шим различием в том, что у Декарта бог есть утверж­дение мыслящего духа, а позднее он получил значение утверждения субъективных пожеланий сердца.

Декарт продолжает: “Так как я убежден, что бог — бесконечное существо, содержащее в себе всякое со­вершенство, то я убежден также, что бог никогда не обманывает меня и не вводит в заблуждение, ибо за­блуждение, обман есть нереальность и потому, как таковое, не может принадлежать богу”. Скорее он высшая правдивость, источник всякого света. Так что противоречило бы его сущности мыслить его как собственную и положительную причину наших за­блуждений. Отсюда необходимо следует, что свет при­роды, или данная нам богом способность познания, никогда не может познать объект, который неверен, поскольку он познается, то есть, постигается ясно и отчет­ливо. Ибо бога можно было бы справедливо назвать обманщиком, если бы он дал нам способность позна­ния, которая была бы искажена и ложь считала бы ис­тиной. Поэтому теперь исчезает прежнее сомнение, возникшее во мне, потому что я не знал, не имел ли я такой природы, которая обманывает меня в самом очевидном. Поэтому через уверенность в реальности и правдивости бога я убеж­даюсь также в том, что существуют материальные ве­щи, ибо представления о материальных вещах я произ­вожу не из самого себя, напротив, они возникают часто против моей воли и без моего содействия. Я усматри­ваю вполне ясно, что они исходят из самих вещей, по­этому бог обманывал бы меня, если бы они исходили из какого-либо иного места, а не из вещей, следова­тельно, материальные вещи существуют. Точно так же я убеждаюсь, что я тесно связан с толом. Поэтому до­стоверность всякого познания зависит только от позна­ния бога, так что, прежде чем мы познаем бога, мы ни­чего не можем знать в совершенстве”. Таким образом, дух в сознании бога поднялся с точки зрения простой самодостоверности к сознанию истины и бесконечности, однако он не выходит из себя самого, ибо сознание бога в свою очередь есть лишь уверенность в себе самом, бог же представляет лишь подтверждение и удостоверение того, в чем он уверен из самого себя, лишь гарантию, что все, что он пони­мает ясно и отчетливо, истинно. “Нет сомнения, что бог в состоянии создать все, что может воспринимать­ся ясно и отчетливо, и я никогда не считал невозмож­ным чего-либо по иной причине, как потому, что оно не представлялось мне вполне отчетливо”. Таким образом, у Декарта бог по крайней мере в этом отношении имеет уже то значение, какое он получил почти везде в новое время, но лишь с боль­шим различием в том, что у Декарта бог есть утверж­дение мыслящего духа, а позднее он получил значение утверждения субъективных пожеланий сердца.