§ 22. Философия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Философия  состоит из трех частей, так как имеет своим объектом бога, природу и человека, и поэтому представляет теологию (именно naturalis — естествен­ную—в отличие от inspirata, основанной на Библии), философию природы и философию о человеке.  О значении философии и её необходимости для позна­ния частных вопросов Бэкон высказывается так: “Тот, кто считает пустым и бесплодным все рвение, потраченное на фи­лософию и исследование общего, забывает, что из нее черпает силу и жизнь, познание и власть над отдельными явлениями” (De augm. scient, II, стр. 39). Другая ошибка в том, что счи­тают возможным отказаться от основной философии и позна­ния самых общих принципов, как скоро люди достигли систе­матического обзора науки. Это заблуждение в высшей степени вредно для успехов науки. Лишь с возвышенной точки зрения можно обозревать науку и невозможно обозреть внутренние связи и более отдаленные области знания, если держаться только почвы этой дисциплины и не пользоваться общей дисциплиной подобно обсерватории” (там же. Познание природы подобно прямому лучу, позна­ние бога ввиду несходства среды, именно творений, по­средством которых бог познается, — преломленному лучу, а познание человека, который представляет себя сам, отражает себя в самом себе, — отраженному лучу.

Но этим трем дисциплинам должна предшествовать всеобщая наука, которая является матерью всех прочих наук и может быть названа первой философией (philosophia prima). Последняя должна содержать такие прин­ципы, которые являются не частной собственностью какой-либо отдельной науки, а общим достоянием не­скольких наук одновременно. Таков, например, всеоб­щий принцип: две вещи, сходные с третьей, сходны между собой; ибо он имеет силу как в математике, так и в логике, где образует основание силлогизма.

Первая философия рассматривает также в особой части относительные или привходящие свойства вещей, например: множество и малое число, равенство и нера­венство, возможность и невозможность. Но эти предметы должны обсуждаться и изучаться совсем иначе, чем до сих пор. Например, прежде, сколько бы ни говорили о большом и малом числе, никогда ещё не старались исследовать основание, почему одни существа в при­роде так многочисленны, а другие встречаются так редко. Столь же мало обосновывались сходства и раз­личия вещества, а также почему природа постоянно вставляет между разными видами промежуточные существа, имеющие нечто общее с обоими видами. Таким образом, эти предметы должны рассматри­ваться и исследоваться не логически, но физически.

Философия природы и её части уже рассмотрены выше; естественную теологию, или философию о боге, Бэкон определяет в обычном смысле, именно как познание бога, исходя из естественного разума и рас­смотрения мира, которое раскрывает нам такие его атри­буты, как всемогущество, мудрость, благость, справед­ливость, а также необходимость его обожания. Таким образом, остается ещё философия о человеке и указание её отдельных отраслей.

Философия о человеке рассматривает его или в изо­лированном состоянии, или в объединениях (segregatum aut conjugatum) и, таким образом, представляет или философию человека (philosophia humanitatis), или фи­лософию государства (philosophia civilis). Той и другой предшествует всеобщая наука, именно о природе и со­стоянии человека (de natura et statu hominis), которая снова делится на две части: науку о неделимой природе (natura hominis indivisa), или личности, человека, ис­следующую как несчастья, так и превосходные свойства или преимущества человека (de miseriis humani gene­ris et praerogativis sive excellentiis), и науку о союзе или связи души с телом (de foedere sive de communi vinculo animae et corporis), которая отчасти исследует, как тело и душа взаимно обнаруживаются, то есть как душа познается из свойств и формы тела и, наоборот, тело познается из свойств души, и, таким образом, пред­ставляет науку об указании или признаках (de indicatione), а частью исследует, как душа и тело действуют друг на друга, и потому образует особую науку о впе­чатлениях (de impressione).

Но философия о человеке в изолированном виде со­стоит из стольких частей, как и человек, то есть из всех наук, занимающихся душой и телом (De augm. scient., IV, 1). Наука о теле состоит из стольких частей, сколько благ у человека, следовательно, из медицины, имеющей своим предметом здоровье, косметики, пред­мет коей красота, атлетики, имеющей предметом силу, и искусства удовольствия (voluptuaria), предмет коей удовольствие.

Наука о душе трактует частью о субстанции и спо­собностях души, частью — об употреблении и объектах этих способностей. Последняя часть содержит ло­гику и этику. Но сама логика состоит из четырех час­тей: из искусства исследования или изобретения— ars inquisitionis seu inventionis, искусства испытания или обсуждения—ars examinis seu judicii, сохранения в памяти — ars custodiae seu memoriae, наконец, из ис­кусства изложения или преподавания — ars elocutionis seu traditionis. Этика разделяется на учение об идеале или идее добра или морального бла­женства — de exemplari sive imagine boni — и учение о руководстве и культуре духа — de regimine et cultura animi, georgica animi.

Философия, исследующая человека в объединении, или обществе (philosophia civilis), включает в себе уче­ния об обхождении, о делах, о государстве и его управ­лении.

Философия  состоит из трех частей, так как имеет своим объектом бога, природу и человека, и поэтому представляет теологию (именно naturalis — естествен­ную—в отличие от inspirata, основанной на Библии), философию природы и философию о человеке.  О значении философии и её необходимости для позна­ния частных вопросов Бэкон высказывается так: “Тот, кто считает пустым и бесплодным все рвение, потраченное на фи­лософию и исследование общего, забывает, что из нее черпает силу и жизнь, познание и власть над отдельными явлениями” (De augm. scient, II, стр. 39). Другая ошибка в том, что счи­тают возможным отказаться от основной философии и позна­ния самых общих принципов, как скоро люди достигли систе­матического обзора науки. Это заблуждение в высшей степени вредно для успехов науки. Лишь с возвышенной точки зрения можно обозревать науку и невозможно обозреть внутренние связи и более отдаленные области знания, если держаться только почвы этой дисциплины и не пользоваться общей дисциплиной подобно обсерватории” (там же. Познание природы подобно прямому лучу, позна­ние бога ввиду несходства среды, именно творений, по­средством которых бог познается, — преломленному лучу, а познание человека, который представляет себя сам, отражает себя в самом себе, — отраженному лучу.

Но этим трем дисциплинам должна предшествовать всеобщая наука, которая является матерью всех прочих наук и может быть названа первой философией (philosophia prima). Последняя должна содержать такие прин­ципы, которые являются не частной собственностью какой-либо отдельной науки, а общим достоянием не­скольких наук одновременно. Таков, например, всеоб­щий принцип: две вещи, сходные с третьей, сходны между собой; ибо он имеет силу как в математике, так и в логике, где образует основание силлогизма.

Первая философия рассматривает также в особой части относительные или привходящие свойства вещей, например: множество и малое число, равенство и нера­венство, возможность и невозможность. Но эти предметы должны обсуждаться и изучаться совсем иначе, чем до сих пор. Например, прежде, сколько бы ни говорили о большом и малом числе, никогда ещё не старались исследовать основание, почему одни существа в при­роде так многочисленны, а другие встречаются так редко. Столь же мало обосновывались сходства и раз­личия вещества, а также почему природа постоянно вставляет между разными видами промежуточные существа, имеющие нечто общее с обоими видами. Таким образом, эти предметы должны рассматри­ваться и исследоваться не логически, но физически.

Философия природы и её части уже рассмотрены выше; естественную теологию, или философию о боге, Бэкон определяет в обычном смысле, именно как познание бога, исходя из естественного разума и рас­смотрения мира, которое раскрывает нам такие его атри­буты, как всемогущество, мудрость, благость, справед­ливость, а также необходимость его обожания. Таким образом, остается ещё философия о человеке и указание её отдельных отраслей.

Философия о человеке рассматривает его или в изо­лированном состоянии, или в объединениях (segregatum aut conjugatum) и, таким образом, представляет или философию человека (philosophia humanitatis), или фи­лософию государства (philosophia civilis). Той и другой предшествует всеобщая наука, именно о природе и со­стоянии человека (de natura et statu hominis), которая снова делится на две части: науку о неделимой природе (natura hominis indivisa), или личности, человека, ис­следующую как несчастья, так и превосходные свойства или преимущества человека (de miseriis humani gene­ris et praerogativis sive excellentiis), и науку о союзе или связи души с телом (de foedere sive de communi vinculo animae et corporis), которая отчасти исследует, как тело и душа взаимно обнаруживаются, то есть как душа познается из свойств и формы тела и, наоборот, тело познается из свойств души, и, таким образом, пред­ставляет науку об указании или признаках (de indicatione), а частью исследует, как душа и тело действуют друг на друга, и потому образует особую науку о впе­чатлениях (de impressione).

Но философия о человеке в изолированном виде со­стоит из стольких частей, как и человек, то есть из всех наук, занимающихся душой и телом (De augm. scient., IV, 1). Наука о теле состоит из стольких частей, сколько благ у человека, следовательно, из медицины, имеющей своим предметом здоровье, косметики, пред­мет коей красота, атлетики, имеющей предметом силу, и искусства удовольствия (voluptuaria), предмет коей удовольствие.

Наука о душе трактует частью о субстанции и спо­собностях души, частью — об употреблении и объектах этих способностей. Последняя часть содержит ло­гику и этику. Но сама логика состоит из четырех час­тей: из искусства исследования или изобретения— ars inquisitionis seu inventionis, искусства испытания или обсуждения—ars examinis seu judicii, сохранения в памяти — ars custodiae seu memoriae, наконец, из ис­кусства изложения или преподавания — ars elocutionis seu traditionis. Этика разделяется на учение об идеале или идее добра или морального бла­женства — de exemplari sive imagine boni — и учение о руководстве и культуре духа — de regimine et cultura animi, georgica animi.

Философия, исследующая человека в объединении, или обществе (philosophia civilis), включает в себе уче­ния об обхождении, о делах, о государстве и его управ­лении.