§ 17. Подразделение естествознания

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Высшее место в области естественных наук принад­лежит лишь той науке, которая имеет предметом своего исследования истинные отличия или определения, то есть в своем роде вечные и неизменные формы, и потому называется метафизикой. Подчиненные ей науки суть фи­зика и естественная история. Физика в свою очередь стоит над естественной историей и вместе с метафизи­кой образует теоретическую философию природы, ибо как науки вообще делятся на историю, или опыт, и фи­лософию, так и естественная наука делится на естест­венную историю и философию природы.

1. Естественная история имеет три части. В первой речь идет о природе в состоянии свободы, то есть обо всех её произведениях в их ненарушенном, свободном, зако­номерном развитии; во второй — об ошибках природы, то есть уродах и других ненормальных явлениях, в кото­рых она сталкивается со своего закономерного пути злобой и упрямством непокорной материи и другими насильственными препятствиями; в третьей — о приро­де в состоянии рабства, в которое приводит её челове­ческая деятельность или искусство, преобразующее природу до основания и зачастую потрясающее её сущ­ность, заставляющее её подобно Протею производить то, чего бы она иначе не сделала.

Искусство не представляет собой поверхностного до­бавления к природе, оно не имеет определения и назна­чения выполнять её планы, или исправлять её ошибки, или же освобождать от задержек в деятельности. Произ­ведения искусства или эмпирии (например, земледелия, химии, поварского или красильного искусства и так далее) отличаются от произведений природы не по форме или сущности, а по производящей, внешней действую­щей причине, ибо человек не имеет никакой иной вла­сти над природой, кроме той, что он может сближать тела природы или удалять их друг от друга; таким образом, в его власти лишь движение природы, все ос­тальное природа выполняет сама, побуждаемая изнутри собственной силой.

Но теперь естественная история должна изучаться в совершенно ином духе, чем до сих пор, именно лишь в отношении к философии, а не сама по себе и ради себя. Ибо естественная история не имеет иной цели, как добывать запасы, материалы для философии; все ручьи эмпирии должны вливаться в океан философии. Поэтому не следует больше, чем было до сих пор, в ес­тественной истории обращать столько бесплодного вни­мания на описание и точное указание разнородности вещей, различий пород животных, растений и ископае­мых. Ибо такие мелкие различия большей частью толь­ко забавы, шутки природы, и описание их хотя и до­ставляет удовольствие, принося иногда даже пользу, но не ведет к развитию знания и науки. Поэтому надо стараться отыскивать сходства и общие отношения ве­щей как во всей их сущности, так и в отдельных час­тях. Ибо только они вносят единство в природу и та­ким образом закладывают основание науки.

2. Философия природы имеет две главные части, а именно: теоретическую и практическую.

а) Теоретическая часть философии природы в свою очередь делится на две части, именно: метафизику и физику. Физика имеет своей задачей исследование ма­терии и внешней действующей причины. Поэтому объ­екты её изменчивые и непостоянные причины, которые так же разнообразны, как вещества, составляющие предметы их действия, как, например, огонь является причиной твердости одного вещества и жидкости — другого. Поэтому физика имеет своим предметом все совершенно погруженное в материю и изменчивое, а метафизика как наука о формах и конечных причинах — более абстрактное и постоянное. Физика предполагает в природе лишь бытие, движение и необходимость, а метафизика — также дух и идею.

Первая и главнейшая часть метафизики имеет своим объектом законы и формы простых качеств (как, на­пример, теплоты, холода, плотности, тяжести и так далее) и их движений или процессов, которые превращают их в конкретные тела, то есть те формы, которые, несмотря на их небольшое число, составляют, однако, основу и сущность свойств и определений всех конкретных тел. Поэтому метафизика имеет те же объекты, что и физи­ка, но последняя рассматривает их лишь как внешние, изменчивые причины, то есть как causa efficiens дейст­вующую причину, простой двигатель формы.

Метафизика как наука о форме есть самая важная наука, ибо только она лучше всего решает задачу всех наук — сокращением долгих путей опыта положить конец старой жалобе на краткость жизни и продолжи­тельность учения, а именно тем, что она связывает отдельные предложения и соединяет их в общие поло­жения или роды, обнимающие всю область отдельных существ, как бы различна ни была их материя. Такова прекрасная мысль Платона и Парменида (хотя она была у них простым умозрением), что все постепенно восходит к единству. Поэтому метафизика является са­мой величественной наукой, так как она наименее об­ременяет человеческий ум множеством вещей, ибо она исследует главным образом только простые формы ве­щей, которые, как ни мало их, все-таки различными степенями и способами связи между собой обосновы­вают все разновидности конкретных тел.

Вторая часть метафизики имеет своим объектом цели или конечные причины в природе. Именно ис­следование целей не относится к физике, хотя до сих пор оно, к большому вреду для нее, считалось её обла­стью, ибо это удерживало людей от исследования реаль­ных, истинно физических причин. Поэтому философия природы Демокрита и других, которые не клали в ос­нову устройства природы идеи бога и духа и выводили строение Вселенной не из бесчисленных попыток природы, а причины отдельных вещей — не из целей, но лишь из материи и движения необходимости, — эта философия была гораздо основательнее философии при­роды Платона и Аристотеля. Телеология бесплодна и подобно деве, посвятившей себя богу, не рождает ни­чего.

b) Практическая философия природы имеет также две части, именно: механику и магию. Первая создает­ся физикой как наукой о действующих материальных внешних причинах, а вторая — метафизикой как нау­кой об истинных причинах и всеобщих формах. Ибо ма­гия есть наука или искусство, которое из познания скрытых форм выводит удивительные действия или эксперименты и надлежащим сближением действующих сил с восприимчивыми к ним предметами открывает ве­ликие деяния природы, искусство, которое подобно мно­гим другим до сих пор ещё неизвестно и совершенно отлично от нынешней так называемой магии. Впрочем, и старая магия вовсе не заслуживает пренебрежения;

следует тщательно исследовать, нет ли среди суевер­ных, ложных и сказочных вещей чего-либо, как, напри­мер, очарования, обострения и усиления воображения, симпатии отдаленных вещей, магического влияния од­них умов на другие, тел — на тела, имеющего основа­ние в действительных силах природы.

Высшее место в области естественных наук принад­лежит лишь той науке, которая имеет предметом своего исследования истинные отличия или определения, то есть в своем роде вечные и неизменные формы, и потому называется метафизикой. Подчиненные ей науки суть фи­зика и естественная история. Физика в свою очередь стоит над естественной историей и вместе с метафизи­кой образует теоретическую философию природы, ибо как науки вообще делятся на историю, или опыт, и фи­лософию, так и естественная наука делится на естест­венную историю и философию природы.

1. Естественная история имеет три части. В первой речь идет о природе в состоянии свободы, то есть обо всех её произведениях в их ненарушенном, свободном, зако­номерном развитии; во второй — об ошибках природы, то есть уродах и других ненормальных явлениях, в кото­рых она сталкивается со своего закономерного пути злобой и упрямством непокорной материи и другими насильственными препятствиями; в третьей — о приро­де в состоянии рабства, в которое приводит её челове­ческая деятельность или искусство, преобразующее природу до основания и зачастую потрясающее её сущ­ность, заставляющее её подобно Протею производить то, чего бы она иначе не сделала.

Искусство не представляет собой поверхностного до­бавления к природе, оно не имеет определения и назна­чения выполнять её планы, или исправлять её ошибки, или же освобождать от задержек в деятельности. Произ­ведения искусства или эмпирии (например, земледелия, химии, поварского или красильного искусства и так далее) отличаются от произведений природы не по форме или сущности, а по производящей, внешней действую­щей причине, ибо человек не имеет никакой иной вла­сти над природой, кроме той, что он может сближать тела природы или удалять их друг от друга; таким образом, в его власти лишь движение природы, все ос­тальное природа выполняет сама, побуждаемая изнутри собственной силой.

Но теперь естественная история должна изучаться в совершенно ином духе, чем до сих пор, именно лишь в отношении к философии, а не сама по себе и ради себя. Ибо естественная история не имеет иной цели, как добывать запасы, материалы для философии; все ручьи эмпирии должны вливаться в океан философии. Поэтому не следует больше, чем было до сих пор, в ес­тественной истории обращать столько бесплодного вни­мания на описание и точное указание разнородности вещей, различий пород животных, растений и ископае­мых. Ибо такие мелкие различия большей частью толь­ко забавы, шутки природы, и описание их хотя и до­ставляет удовольствие, принося иногда даже пользу, но не ведет к развитию знания и науки. Поэтому надо стараться отыскивать сходства и общие отношения ве­щей как во всей их сущности, так и в отдельных час­тях. Ибо только они вносят единство в природу и та­ким образом закладывают основание науки.

2. Философия природы имеет две главные части, а именно: теоретическую и практическую.

а) Теоретическая часть философии природы в свою очередь делится на две части, именно: метафизику и физику. Физика имеет своей задачей исследование ма­терии и внешней действующей причины. Поэтому объ­екты её изменчивые и непостоянные причины, которые так же разнообразны, как вещества, составляющие предметы их действия, как, например, огонь является причиной твердости одного вещества и жидкости — другого. Поэтому физика имеет своим предметом все совершенно погруженное в материю и изменчивое, а метафизика как наука о формах и конечных причинах — более абстрактное и постоянное. Физика предполагает в природе лишь бытие, движение и необходимость, а метафизика — также дух и идею.

Первая и главнейшая часть метафизики имеет своим объектом законы и формы простых качеств (как, на­пример, теплоты, холода, плотности, тяжести и так далее) и их движений или процессов, которые превращают их в конкретные тела, то есть те формы, которые, несмотря на их небольшое число, составляют, однако, основу и сущность свойств и определений всех конкретных тел. Поэтому метафизика имеет те же объекты, что и физи­ка, но последняя рассматривает их лишь как внешние, изменчивые причины, то есть как causa efficiens дейст­вующую причину, простой двигатель формы.

Метафизика как наука о форме есть самая важная наука, ибо только она лучше всего решает задачу всех наук — сокращением долгих путей опыта положить конец старой жалобе на краткость жизни и продолжи­тельность учения, а именно тем, что она связывает отдельные предложения и соединяет их в общие поло­жения или роды, обнимающие всю область отдельных существ, как бы различна ни была их материя. Такова прекрасная мысль Платона и Парменида (хотя она была у них простым умозрением), что все постепенно восходит к единству. Поэтому метафизика является са­мой величественной наукой, так как она наименее об­ременяет человеческий ум множеством вещей, ибо она исследует главным образом только простые формы ве­щей, которые, как ни мало их, все-таки различными степенями и способами связи между собой обосновы­вают все разновидности конкретных тел.

Вторая часть метафизики имеет своим объектом цели или конечные причины в природе. Именно ис­следование целей не относится к физике, хотя до сих пор оно, к большому вреду для нее, считалось её обла­стью, ибо это удерживало людей от исследования реаль­ных, истинно физических причин. Поэтому философия природы Демокрита и других, которые не клали в ос­нову устройства природы идеи бога и духа и выводили строение Вселенной не из бесчисленных попыток природы, а причины отдельных вещей — не из целей, но лишь из материи и движения необходимости, — эта философия была гораздо основательнее философии при­роды Платона и Аристотеля. Телеология бесплодна и подобно деве, посвятившей себя богу, не рождает ни­чего.

b) Практическая философия природы имеет также две части, именно: механику и магию. Первая создает­ся физикой как наукой о действующих материальных внешних причинах, а вторая — метафизикой как нау­кой об истинных причинах и всеобщих формах. Ибо ма­гия есть наука или искусство, которое из познания скрытых форм выводит удивительные действия или эксперименты и надлежащим сближением действующих сил с восприимчивыми к ним предметами открывает ве­ликие деяния природы, искусство, которое подобно мно­гим другим до сих пор ещё неизвестно и совершенно отлично от нынешней так называемой магии. Впрочем, и старая магия вовсе не заслуживает пренебрежения;

следует тщательно исследовать, нет ли среди суевер­ных, ложных и сказочных вещей чего-либо, как, напри­мер, очарования, обострения и усиления воображения, симпатии отдаленных вещей, магического влияния од­них умов на другие, тел — на тела, имеющего основа­ние в действительных силах природы.