§ 21. Подразделение науки

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Вернее всего подразделять науку по трем способно­стям разумной души, от которых она возникает и зави­сит, то есть на историю, которая возникает и зависит от памяти, поэзию — от фантазии, философию — от разума.

История имеет, собственно говоря, дело только с индивидами, ограниченными временем и пространством, ибо хотя естественная история, по-видимому, занимает­ся также видами, но это зависит лишь от того, что ин­дивиды в природе, относящиеся к одному виду, так сходны между собой, что, кто знает одного из них, знает все. Поэтому к естественной истории относится также описание индивидов, стоящих одиноко в своем виде вроде Солнца или Луны или особым образом отличаю­щихся от своего вида, как уроды. Но все эти объекты связаны с памятью.

Поэзия, под которой здесь разумеется только сочи­нение историй или басен, также имеет дело с индиви­дами, но это вымышленные существа; хотя поэзия со­здает их по примеру действительно существующих ин­дивидов, но при этом вовсе не сообразуясь с законами действительности, вводя и измышляя вещи по жела­нию, которое никогда не могло бы осуществиться. Но именно это дело фантазии.

Философия покидает индивиды и делает своим пред­метом не первые впечатления чувств, но отвлеченные от них понятия и занимается их соединением и разде­лением, причем она руководится законами природы и очевидностью дела. Но это делает лишь разум.

Главные части этих различных наук следующие. История делится на естественную историю, части коей указаны уже ранее, и гражданскую историю (historia civilis). Последняя независимо от специальных подраз­делений делится на историю церкви, общую историю искусств и наук до сих пор ещё отсутствующую, нако­нец, историю государства в собственном смысле слова. Поэзия бывает или повествовательная — narrativa, или драматическая — dramatica, или иносказательная — parabolica.

Вернее всего подразделять науку по трем способно­стям разумной души, от которых она возникает и зави­сит, то есть на историю, которая возникает и зависит от памяти, поэзию — от фантазии, философию — от разума.

История имеет, собственно говоря, дело только с индивидами, ограниченными временем и пространством, ибо хотя естественная история, по-видимому, занимает­ся также видами, но это зависит лишь от того, что ин­дивиды в природе, относящиеся к одному виду, так сходны между собой, что, кто знает одного из них, знает все. Поэтому к естественной истории относится также описание индивидов, стоящих одиноко в своем виде вроде Солнца или Луны или особым образом отличаю­щихся от своего вида, как уроды. Но все эти объекты связаны с памятью.

Поэзия, под которой здесь разумеется только сочи­нение историй или басен, также имеет дело с индиви­дами, но это вымышленные существа; хотя поэзия со­здает их по примеру действительно существующих ин­дивидов, но при этом вовсе не сообразуясь с законами действительности, вводя и измышляя вещи по жела­нию, которое никогда не могло бы осуществиться. Но именно это дело фантазии.

Философия покидает индивиды и делает своим пред­метом не первые впечатления чувств, но отвлеченные от них понятия и занимается их соединением и разде­лением, причем она руководится законами природы и очевидностью дела. Но это делает лишь разум.

Главные части этих различных наук следующие. История делится на естественную историю, части коей указаны уже ранее, и гражданскую историю (historia civilis). Последняя независимо от специальных подраз­делений делится на историю церкви, общую историю искусств и наук до сих пор ещё отсутствующую, нако­нец, историю государства в собственном смысле слова. Поэзия бывает или повествовательная — narrativa, или драматическая — dramatica, или иносказательная — parabolica.