§ 29. Физика Гоббса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Так как представления и образы в ощущающем не всегда остаются те же, но возникают часто новые, а старые исчезают, смотря по тому, на какой объект направлены органы ощущения, то они являются измене­нием ощущающего. Но всякое изменение есть движение внутренних частей изменяемого. Поэтому ощущение не может быть чем-либо, кроме движения внутренних частей ощущающего. Но так как движение производит­ся только чем-либо движущимся и соприкасающимся, то непосредственная причина ощущения состоит в том, что касается органа и давит на него. Таким образом, ощущение есть внутреннее движение, вы­званное в ощущающем движением мельчайших частой объекта и переданное промежуточными частями самой глубинной части органа. Но против этого движе­ния, вызванного объектом и переданного посредством нервов и оболочек мозгу и оттуда сердцу как источ­нику всякого ощущения, поднимается сопротивление и противодействие, или стремление сердца освободить­ся от впечатления, вызванного объектом посредством движения, направленного наружу, которое именно по­этому кажется чем-то внешним. Таким образом, при всяком ощущении имеют место два противоположных движения: впечатление, или действие объекта, и проти­водействие, или реакция, органа, и только из этой для­щейся некоторое время реакции возникает образ, или чувственное представление.

Под ощущением, или чувственным восприятием, обыкновенно разумеют суждение об объектах с помощью образов, именно посредством сравнения и различения их. С ощущением в том смысле, в каком оно понимает­ся здесь, необходимо связана память, дающая воз­можность сравнивать прежнее с позднейшим и разли­чать их друг от друга. Поэтому ощущение требует также разнообразия образов, чтобы различать их друг от друга. Например, человек, который не имел бы дру­гого чувства, кроме зрения, и смотрел бы всегда на один и тот же объект без всякого различия и разнооб­разия формы и цвета, смотрел бы да глядел, но не видел или созерцал. Ибо равнозначно, ощущаю ли я всегда одно и то же или вовсе не ощущаю. Несколько таких верных мыслей и замечаний содержатся у Гоббса, особенно в его физике и эмпирической психологии. Лучше всего 11—14 главы “De homine”,

Так как сущность ощущения состоит в движении, то органы ощущения не могут одновременно приво­диться в действие двумя объектами так, чтобы возни­кали два образа от обоих. В одно и то же время мож­но воспринимать лишь один-единственный объект.

Движение органа, из которого возникает изображе­ние, называется ощущением, пока объект присутству­ет, если же он отсутствует, но образ остался — фанта­зией или воображением. Поэтому воображение есть ощущение, ослабленное и потускневшее по причине удаления объекта. Субъект ощущения есть само ощущающее, именно живое, и поэтому следует говорить: животное или жи­вое видит, а не: глаз видит. Объект есть то, что ощу­щается. Поэтому мы видим собственно не свет, а солн­це, ибо свет, цвет, звук, теплота и остальные чувствен­ные качества не объекты, а представления, или образы, ощущающего. Так называемые чувственные качества в самом объекте суть не что иное, как движе­ние материи, посредством которого объект различным образом действует на органы ощущения, и точно так же они суть в нас лишь различные движения, ибо дви­жение производит лишь движение; и явления или ка­чества во сне или в бодрствовании суть простые обра­зы, акциденции ощущающего, а не объекта. Как дав­ление на орган осязания вызывает представление тре­ния, давление на глаз — представление свечения, а давление на ухо — звук, так и объекты, видимые или слышимые нами, вызывают представление посредством давления, хотя и незаметного. Ибо если бы цвета и звуки были в самих объектах, то они не могли бы быть отделены от них, что, однако, в действительности на­блюдается при отражении видимых объектов зеркалом, а слышимых — гористыми местами. Видимые объекты представляются нам часто в местах, где, как нам опре­деленно известно, их нет, они кажутся разным лицам различно окрашенными и часто также пребывающими одновременно в нескольких местах.

Возникновение качеств, например света, происхо­дит следующим образом. Тело солнца своим движе­нием отталкивает от себя эфир, окружающий его, так что части эфира, ближайшие к солнцу, приводятся в движение им самим, а последние передвигают и оттал­кивают более отдаленные части, пока наконец это дви­жение не станет касаться передней или внешней части глаза или не будет давить на нее, а отсюда распрост­ранится до сердца, внутреннего центра жизни. Проти­водействующее движение сердца идет тем же путем, как первоначальное, в обратную сторону и оканчивает­ся направленным наружу движением сетчатой или нервной оболочки. Это движение наружу есть именно свет или представление светящегося.

Так как представления и образы в ощущающем не всегда остаются те же, но возникают часто новые, а старые исчезают, смотря по тому, на какой объект направлены органы ощущения, то они являются измене­нием ощущающего. Но всякое изменение есть движение внутренних частей изменяемого. Поэтому ощущение не может быть чем-либо, кроме движения внутренних частей ощущающего. Но так как движение производит­ся только чем-либо движущимся и соприкасающимся, то непосредственная причина ощущения состоит в том, что касается органа и давит на него. Таким образом, ощущение есть внутреннее движение, вы­званное в ощущающем движением мельчайших частой объекта и переданное промежуточными частями самой глубинной части органа. Но против этого движе­ния, вызванного объектом и переданного посредством нервов и оболочек мозгу и оттуда сердцу как источ­нику всякого ощущения, поднимается сопротивление и противодействие, или стремление сердца освободить­ся от впечатления, вызванного объектом посредством движения, направленного наружу, которое именно по­этому кажется чем-то внешним. Таким образом, при всяком ощущении имеют место два противоположных движения: впечатление, или действие объекта, и проти­водействие, или реакция, органа, и только из этой для­щейся некоторое время реакции возникает образ, или чувственное представление.

Под ощущением, или чувственным восприятием, обыкновенно разумеют суждение об объектах с помощью образов, именно посредством сравнения и различения их. С ощущением в том смысле, в каком оно понимает­ся здесь, необходимо связана память, дающая воз­можность сравнивать прежнее с позднейшим и разли­чать их друг от друга. Поэтому ощущение требует также разнообразия образов, чтобы различать их друг от друга. Например, человек, который не имел бы дру­гого чувства, кроме зрения, и смотрел бы всегда на один и тот же объект без всякого различия и разнооб­разия формы и цвета, смотрел бы да глядел, но не видел или созерцал. Ибо равнозначно, ощущаю ли я всегда одно и то же или вовсе не ощущаю. Несколько таких верных мыслей и замечаний содержатся у Гоббса, особенно в его физике и эмпирической психологии. Лучше всего 11—14 главы “De homine”,

Так как сущность ощущения состоит в движении, то органы ощущения не могут одновременно приво­диться в действие двумя объектами так, чтобы возни­кали два образа от обоих. В одно и то же время мож­но воспринимать лишь один-единственный объект.

Движение органа, из которого возникает изображе­ние, называется ощущением, пока объект присутству­ет, если же он отсутствует, но образ остался — фанта­зией или воображением. Поэтому воображение есть ощущение, ослабленное и потускневшее по причине удаления объекта. Субъект ощущения есть само ощущающее, именно живое, и поэтому следует говорить: животное или жи­вое видит, а не: глаз видит. Объект есть то, что ощу­щается. Поэтому мы видим собственно не свет, а солн­це, ибо свет, цвет, звук, теплота и остальные чувствен­ные качества не объекты, а представления, или образы, ощущающего. Так называемые чувственные качества в самом объекте суть не что иное, как движе­ние материи, посредством которого объект различным образом действует на органы ощущения, и точно так же они суть в нас лишь различные движения, ибо дви­жение производит лишь движение; и явления или ка­чества во сне или в бодрствовании суть простые обра­зы, акциденции ощущающего, а не объекта. Как дав­ление на орган осязания вызывает представление тре­ния, давление на глаз — представление свечения, а давление на ухо — звук, так и объекты, видимые или слышимые нами, вызывают представление посредством давления, хотя и незаметного. Ибо если бы цвета и звуки были в самих объектах, то они не могли бы быть отделены от них, что, однако, в действительности на­блюдается при отражении видимых объектов зеркалом, а слышимых — гористыми местами. Видимые объекты представляются нам часто в местах, где, как нам опре­деленно известно, их нет, они кажутся разным лицам различно окрашенными и часто также пребывающими одновременно в нескольких местах.

Возникновение качеств, например света, происхо­дит следующим образом. Тело солнца своим движе­нием отталкивает от себя эфир, окружающий его, так что части эфира, ближайшие к солнцу, приводятся в движение им самим, а последние передвигают и оттал­кивают более отдаленные части, пока наконец это дви­жение не станет касаться передней или внешней части глаза или не будет давить на нее, а отсюда распрост­ранится до сердца, внутреннего центра жизни. Проти­водействующее движение сердца идет тем же путем, как первоначальное, в обратную сторону и оканчивает­ся направленным наружу движением сетчатой или нервной оболочки. Это движение наружу есть именно свет или представление светящегося.