§ 13. Причины жалкого положения современных наук

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Общая существенная причина, в силу которой до сего времени науки не смогли подняться, состоит един­ственно в том, что они оторвались от своего корня, при­роды и опыта, ибо то, что имеет в основании природу, растет и развивается, а то, что опирается только на мнения, испытывает, правда, многообразные изменения, но не имеет поступательного движения.

Особенные же причины современного печального состояния наук, в частности их матери — философии природы, различны, они, между прочим, следующие:

старый укоренившийся предрассудок, будто для чело­веческого ума недостойно много и упорно заниматься опытами и особыми, чувственными вещами, погружен­ными в материю; суеверие и слепое, неразумное рели­гиозное рвение — издавна самый упрямый и неприми­римый противник философии природы, который уже во времена греков обвинял в неверии тех, кто вопреки при­вычному выводил гром и молнию из естественных при­чин, и заставлял отцов церкви подозревать в ереси тех, кто доказывал, что земля кругла и потому должны су­ществовать антиподы; исключительное занятие мора­лью и политикой у римлян, а с введением христианства и теологией, которая поглощала лучшие умы; тот недо­статок, что философия природы до сих пор даже среди людей, посвящавших себя её изучению, не находила свободного и цельного человека, особенно в новое вре­мя, когда считали философию природы только мостом, переходом к другим предметам; большой авторитет, приобретенный некоторыми философами, и поклонение древности, которое исходило из совершенно преврат­ного взгляда на мир, ибо время, которое при сопостав­лении с мировой эпохой, дающей единственно правиль­ный, объективный масштаб для определения возраста человечества, является более молодым, считалось древ­ностью, а время, которое в сопоставлении с мировой эпохой старше и потому ввиду большей зрелости и суммы знаний и опыта заслуживает предпочтение пе­ред более ранним, считалось младшим; наконец, изве­стное малодушие и отчаяние в возможности преодолеть множество огромных трудностей при исследовании при­роды, отчаяние, которое овладело даже самыми серьез­ными и разумными людьми, отсюда у них складывалось мнение, будто в науках периодически происходит при­лив и отлив, в одно время они поднимаются, в другое опускаются, на известной же ступени наступает полное затишье.

Общая существенная причина, в силу которой до сего времени науки не смогли подняться, состоит един­ственно в том, что они оторвались от своего корня, при­роды и опыта, ибо то, что имеет в основании природу, растет и развивается, а то, что опирается только на мнения, испытывает, правда, многообразные изменения, но не имеет поступательного движения.

Особенные же причины современного печального состояния наук, в частности их матери — философии природы, различны, они, между прочим, следующие:

старый укоренившийся предрассудок, будто для чело­веческого ума недостойно много и упорно заниматься опытами и особыми, чувственными вещами, погружен­ными в материю; суеверие и слепое, неразумное рели­гиозное рвение — издавна самый упрямый и неприми­римый противник философии природы, который уже во времена греков обвинял в неверии тех, кто вопреки при­вычному выводил гром и молнию из естественных при­чин, и заставлял отцов церкви подозревать в ереси тех, кто доказывал, что земля кругла и потому должны су­ществовать антиподы; исключительное занятие мора­лью и политикой у римлян, а с введением христианства и теологией, которая поглощала лучшие умы; тот недо­статок, что философия природы до сих пор даже среди людей, посвящавших себя её изучению, не находила свободного и цельного человека, особенно в новое вре­мя, когда считали философию природы только мостом, переходом к другим предметам; большой авторитет, приобретенный некоторыми философами, и поклонение древности, которое исходило из совершенно преврат­ного взгляда на мир, ибо время, которое при сопостав­лении с мировой эпохой, дающей единственно правиль­ный, объективный масштаб для определения возраста человечества, является более молодым, считалось древ­ностью, а время, которое в сопоставлении с мировой эпохой старше и потому ввиду большей зрелости и суммы знаний и опыта заслуживает предпочтение пе­ред более ранним, считалось младшим; наконец, изве­стное малодушие и отчаяние в возможности преодолеть множество огромных трудностей при исследовании при­роды, отчаяние, которое овладело даже самыми серьез­ными и разумными людьми, отсюда у них складывалось мнение, будто в науках периодически происходит при­лив и отлив, в одно время они поднимаются, в другое опускаются, на известной же ступени наступает полное затишье.