§ 84. Общие принципы её
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
Определения 1. Под причиной себя самого я разумею то, сущность чего заключает в себе существование или сущность чего не может быть мыслима иначе как существующей. 2. Та вещь называется конечной в своем роде, которая может быть ограничена другой того же рода или той же природы. Так, например, тело называется конечным, поскольку мы всегда можем представить себе ещё большее. Так, мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью и мысль не ограничивается телом. 3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и через себя мыслится или понимается, то есть то, понятие чего не нуждается в понятии другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться. 4. Под атрибутом я разумею то, что разум понимает о субстанции как составляющее её сущность, или как сущность субстанции. 5. Под модусом (способом, определенностью или характером) я разумею состояние субстанции или то, что существует в другом, через что оно также мыслится или понимается. 6. Под богом — абсолютно бесконечное существо или субстанцию, состоящую из бесконечных атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность. Я говорю абсолютно бесконечное, а не бесконечное в своем роде существо, ибо относительно того, что бесконечно лишь в своем роде, можно отрицать бесконечные атрибуты, но к сущности абсолютно бесконечного относится все, что выражает сущность и не заключает в себе никакого отрицания. 7. То существо называется свободным, которое существует только по необходимости своей природы и определяется к действию только самим собой, а необходимым или, скорее, принужденным — то, что определяется чем-либо другим к существованию и действию известным и определенным образом. 8. Под вечностью я разумею само существование, поскольку оно познается из определения вечной вещи как необходимое следствие.
Аксиомы. 1. Все, что существует, существует или в себе, или в другом. 2. То, что не может быть понято через другое, должно быть понято само через себя.
3. Из определенной данной причины необходимо следует действие, и, наоборот, если не дано определенной причины, то невозможно, чтобы последовало действие.
4. Познание действия зависит от познания причины и заключает его в себе. 5. Вещи, не имеющие между собой ничего общего, не могут также быть поняты друг через друга, или понятие одной вещи не заключает в себе понятия другой. 6. Истинная идея, должна согласоваться с её предметом. 7. Сущность того, что можно мыслить несуществующим, не заключает в себе существования.
Положения теоремы. 1. Субстанция по природе существует раньше её состояний.
2. Две субстанции, имеющие различные атрибуты, не имеют ничего общего между собой. Это ясно из опр. 3. Ибо каждая должна существовать в себе и пониматься через себя; или понятие одной не заключает в себе понятия другой.
3. Из вещей, не имеющих между собой ничего общего, ни одна не может быть причиной другой. Доказательство: если они не имеют между собой ничего общего, то они не могут быть понимаемы одна через другую, поэтому ни одна не может быть причиной другой.
4. Две или несколько различных вещей различаются между собой по различию атрибутов субстанций или по различию их состояний. Доказательство: все, что есть, есть или в себе, или в другом, то есть вне разума существуют только субстанции или их атрибуты и состояния; так что, кроме них, нет ничего, чем несколько вещей могут отличаться друг от друга.
5. В действительности не может быть двух или нескольких субстанций с тем же самым атрибутом или сущностью. Доказательство: если бы было несколько различных субстанций, то они должны были бы различаться между собой различием атрибутов или состояний. В первом случае надо признать, что есть лишь одна субстанция с тем же атрибутом. Во втором случае субстанция, если рассматривать её отвлеченно от её состояний, которые по природе существуют позже субстанции, и в себе самой, то есть как истинную, не может быть понята как отличная от другой, то есть может быть лишь одна, а не несколько субстанций.
6. Ни одна субстанция не может быть произведена другой. Доказательство: в действительности не может быть двух субстанций с тем же атрибутом, то есть таких, которые имеют нечто общее между собой. Таким образом, ни одна не может быть причиной другой, следовательно, субстанция не может быть произведена другой. В противном случае её познание зависело бы от познания её причины; так что она бы не была субстанцией.
7. Существование принадлежит к сущности субстанции. Доказательство: субстанция не может быть произведена чем-либо другим, так что она является причиной себя самой, то есть её сущность необходимо содержит существование, или существование относится к её сущности.
8. Всякая субстанция необходимо бесконечна. Доказательство: существует лишь одна субстанция с одним и тем же атрибутом, и существование относится к её сущности. Следовательно, природа её состоит в том, что она существует или как конечная, или как бесконечная. Но первое невозможно, ибо тогда она должна быть ограничена другой субстанцией того же рода, которая также должна необходимо существовать, и потому были бы две субстанции с тем же атрибутом, что само себе противоречит. Таким образом, она существует как бесконечная. Так как конечное бытие есть в действительности отчасти отрицание, а бесконечное бытие — абсолютное утверждение существования сущности, то отсюда следует уже по седьмому положению, что всякая субстанция должна быть бесконечна.
9. Всякая субстанция неделима. Это очевидно уже из того, что природа, или сущность, субстанции может быть мыслима лишь как бесконечная и под частью субстанции разумеется не что иное, как конечная субстанция, что, однако, само себе явно противоречит.
Определения 1. Под причиной себя самого я разумею то, сущность чего заключает в себе существование или сущность чего не может быть мыслима иначе как существующей. 2. Та вещь называется конечной в своем роде, которая может быть ограничена другой того же рода или той же природы. Так, например, тело называется конечным, поскольку мы всегда можем представить себе ещё большее. Так, мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью и мысль не ограничивается телом. 3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и через себя мыслится или понимается, то есть то, понятие чего не нуждается в понятии другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться. 4. Под атрибутом я разумею то, что разум понимает о субстанции как составляющее её сущность, или как сущность субстанции. 5. Под модусом (способом, определенностью или характером) я разумею состояние субстанции или то, что существует в другом, через что оно также мыслится или понимается. 6. Под богом — абсолютно бесконечное существо или субстанцию, состоящую из бесконечных атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность. Я говорю абсолютно бесконечное, а не бесконечное в своем роде существо, ибо относительно того, что бесконечно лишь в своем роде, можно отрицать бесконечные атрибуты, но к сущности абсолютно бесконечного относится все, что выражает сущность и не заключает в себе никакого отрицания. 7. То существо называется свободным, которое существует только по необходимости своей природы и определяется к действию только самим собой, а необходимым или, скорее, принужденным — то, что определяется чем-либо другим к существованию и действию известным и определенным образом. 8. Под вечностью я разумею само существование, поскольку оно познается из определения вечной вещи как необходимое следствие.
Аксиомы. 1. Все, что существует, существует или в себе, или в другом. 2. То, что не может быть понято через другое, должно быть понято само через себя.
3. Из определенной данной причины необходимо следует действие, и, наоборот, если не дано определенной причины, то невозможно, чтобы последовало действие.
4. Познание действия зависит от познания причины и заключает его в себе. 5. Вещи, не имеющие между собой ничего общего, не могут также быть поняты друг через друга, или понятие одной вещи не заключает в себе понятия другой. 6. Истинная идея, должна согласоваться с её предметом. 7. Сущность того, что можно мыслить несуществующим, не заключает в себе существования.
Положения теоремы. 1. Субстанция по природе существует раньше её состояний.
2. Две субстанции, имеющие различные атрибуты, не имеют ничего общего между собой. Это ясно из опр. 3. Ибо каждая должна существовать в себе и пониматься через себя; или понятие одной не заключает в себе понятия другой.
3. Из вещей, не имеющих между собой ничего общего, ни одна не может быть причиной другой. Доказательство: если они не имеют между собой ничего общего, то они не могут быть понимаемы одна через другую, поэтому ни одна не может быть причиной другой.
4. Две или несколько различных вещей различаются между собой по различию атрибутов субстанций или по различию их состояний. Доказательство: все, что есть, есть или в себе, или в другом, то есть вне разума существуют только субстанции или их атрибуты и состояния; так что, кроме них, нет ничего, чем несколько вещей могут отличаться друг от друга.
5. В действительности не может быть двух или нескольких субстанций с тем же самым атрибутом или сущностью. Доказательство: если бы было несколько различных субстанций, то они должны были бы различаться между собой различием атрибутов или состояний. В первом случае надо признать, что есть лишь одна субстанция с тем же атрибутом. Во втором случае субстанция, если рассматривать её отвлеченно от её состояний, которые по природе существуют позже субстанции, и в себе самой, то есть как истинную, не может быть понята как отличная от другой, то есть может быть лишь одна, а не несколько субстанций.
6. Ни одна субстанция не может быть произведена другой. Доказательство: в действительности не может быть двух субстанций с тем же атрибутом, то есть таких, которые имеют нечто общее между собой. Таким образом, ни одна не может быть причиной другой, следовательно, субстанция не может быть произведена другой. В противном случае её познание зависело бы от познания её причины; так что она бы не была субстанцией.
7. Существование принадлежит к сущности субстанции. Доказательство: субстанция не может быть произведена чем-либо другим, так что она является причиной себя самой, то есть её сущность необходимо содержит существование, или существование относится к её сущности.
8. Всякая субстанция необходимо бесконечна. Доказательство: существует лишь одна субстанция с одним и тем же атрибутом, и существование относится к её сущности. Следовательно, природа её состоит в том, что она существует или как конечная, или как бесконечная. Но первое невозможно, ибо тогда она должна быть ограничена другой субстанцией того же рода, которая также должна необходимо существовать, и потому были бы две субстанции с тем же атрибутом, что само себе противоречит. Таким образом, она существует как бесконечная. Так как конечное бытие есть в действительности отчасти отрицание, а бесконечное бытие — абсолютное утверждение существования сущности, то отсюда следует уже по седьмому положению, что всякая субстанция должна быть бесконечна.
9. Всякая субстанция неделима. Это очевидно уже из того, что природа, или сущность, субстанции может быть мыслима лишь как бесконечная и под частью субстанции разумеется не что иное, как конечная субстанция, что, однако, само себе явно противоречит.