ВЗГЛЯД, НАПРАВЛЕННЫЙ НАРУЖУ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

Стратегия в равной степени представляет собой использование

слабых сторон конкурентов и собственных сильных сторон. Именно

это сочетание и создает новые возможности.

Идите нога в ногу с основными технологиями и вспомогательной

организационной инфраструктурой, и вы получите конкурентоспо-

собную продукцию.

Одним из наиболее широко используемых подходов к рыночно-

му анализу является подход пяти рыночных сил Майкла Портера

(Рисунок 3.1).5 Состояние конкуренции по Портеру зависит от (1) уг-

розы товаров-заменителей; (2) угрозы новых конкурентов; (3) интен-

сивности соперничества между конкурентами; (4) рыночной власти

поставщиков и (5) рыночной власти покупателей. Хотя работа Пор-

тера не посвящена именно стратегии в области информационных технологий, она касается и ИТ. Когда вы рассматриваете эти пять

сил, вы думаете о том, как стратегия ИТ может подействовать на эти

силы в вашей отрасли. Далее мы расскажем, как оценить возможнос-

ти вашей стратегии инвестирования ИТ. Используя схему Портера,

можно увидеть факторы, которые связывают инвестирование в ИТ

с корпоративной стратегией с целью максимизации отдачи.

Угроза появления товаров-заменителей может изменить конкуре-

нтную природу отрасли.

Могут ли ИТ вызвать появление новых товаров или услуг? Может

ли ваша компания стать угрозой для рынка? Необходимо изучать, ка-

кие технологии могут превратить существующие товары в устарев-

шие. Аналогичным образом, угроза со стороны новых конкурентов,

выходящих на рынок, может изменить его правила. Обычно новые

участники рынка приходят со свежими идеями, пересмотренными

моделями и, как революционеры, могут быть недовольны текущим

функционированием отрасли.

Неудовлетворенность ценообразованием в области информаци-

онных услуг, отсутствие связи ИТ со стратегией бизнеса и возмож-

ность не отставать от развития технологии заставили многих

специалистов в области ИТ отмежеваться и конкурировать с их быв-

шими руководителями и работодателями. Бывшие специалисты

IBM, осознав, что клиенты нуждаются в приложениях, работающих в рамках всего предприятия, создали компанию SAP, которая специ-

ализируется на поставках систем управления ресурсами предприя-

тия. В то время большинство поставщиков, включая IBM, не

производили интегрирующих приложений, в которых объединя-

лись функции целого предприятия. Аутсорсинговые компании, пос-

тавляющие приложения, получают признание на рынке, так как

цены на существовавшее до того программное обеспечение не соот-

ветствовали нуждам потребителей. Возросшая в последнее время по-

пулярность Napster, Web-услуги по загрузке музыки, доказывает, что

потребители предпочитают выбирать отдельные песни, а не поку-

пать целый альбом. Если индустрия музыки не удовлетворит это

желание потребителей, новый бизнес будет продолжать ориентиро-

ваться на этот спрос в ущерб сложившемуся за многие десятилетия

музыкальному бизнесу. Таким образом, новый участник, ориентиру-

ющийся на потребности рынка, может получить его значительную

часть.

Интенсивность соперничества между конкурентами доказывает,

что компании будет сложно пробиться в новой отрасли. Индустрия

пневматических труб не настолько хороша, как некоторые отрасли

с современными технологиями. Однако конкуренцию между тремя

основными игроками можно описать как интенсивную.6 Для дости-

жения успеха новый участник должен обладать оригинальной идеей,

подходом к завоеванию клиентов или средством устранения слабых

сторон отрасли.

Рыночная власть покупателей или продавцов может повлиять на

природу конкуренции, если вы являетесь продавцом или покупате-

лем соответственно. Компания General Motors имела возможность

вести переговоры со своими поставщиками по поводу присоедине-

ния к электронной системе обмена данными (EDI). Сотрудничество

с поставщиками, которые не смогли осуществить преобразование,

прекращалось. Почему у General Motors была возможность ставить

условия? В данном случае роль сыграл масштаб деятельности

General Motors и торговый оборот, который она обеспечивала пос-

тавщикам. Точно так же небольшие клиники объединились в консор-

циум и потребовали конкурентных цен от крупных поставщиков

медицинского оборудования. Поставщики, обладающие средствами воздействия на своих потребителей, могут получать прибыль от капиталовложений в ИТ и, следовательно, требовать сохранения

выгодных условий. В подобных условиях прибыль на капиталовло-

жения в ИТ может быть увеличена, если фирма свяжет их со своей

позицией на рынке.

Стратегия в равной степени представляет собой использование

слабых сторон конкурентов и собственных сильных сторон. Именно

это сочетание и создает новые возможности.

Идите нога в ногу с основными технологиями и вспомогательной

организационной инфраструктурой, и вы получите конкурентоспо-

собную продукцию.

Одним из наиболее широко используемых подходов к рыночно-

му анализу является подход пяти рыночных сил Майкла Портера

(Рисунок 3.1).5 Состояние конкуренции по Портеру зависит от (1) уг-

розы товаров-заменителей; (2) угрозы новых конкурентов; (3) интен-

сивности соперничества между конкурентами; (4) рыночной власти

поставщиков и (5) рыночной власти покупателей. Хотя работа Пор-

тера не посвящена именно стратегии в области информационных технологий, она касается и ИТ. Когда вы рассматриваете эти пять

сил, вы думаете о том, как стратегия ИТ может подействовать на эти

силы в вашей отрасли. Далее мы расскажем, как оценить возможнос-

ти вашей стратегии инвестирования ИТ. Используя схему Портера,

можно увидеть факторы, которые связывают инвестирование в ИТ

с корпоративной стратегией с целью максимизации отдачи.

Угроза появления товаров-заменителей может изменить конкуре-

нтную природу отрасли.

Могут ли ИТ вызвать появление новых товаров или услуг? Может

ли ваша компания стать угрозой для рынка? Необходимо изучать, ка-

кие технологии могут превратить существующие товары в устарев-

шие. Аналогичным образом, угроза со стороны новых конкурентов,

выходящих на рынок, может изменить его правила. Обычно новые

участники рынка приходят со свежими идеями, пересмотренными

моделями и, как революционеры, могут быть недовольны текущим

функционированием отрасли.

Неудовлетворенность ценообразованием в области информаци-

онных услуг, отсутствие связи ИТ со стратегией бизнеса и возмож-

ность не отставать от развития технологии заставили многих

специалистов в области ИТ отмежеваться и конкурировать с их быв-

шими руководителями и работодателями. Бывшие специалисты

IBM, осознав, что клиенты нуждаются в приложениях, работающих в рамках всего предприятия, создали компанию SAP, которая специ-

ализируется на поставках систем управления ресурсами предприя-

тия. В то время большинство поставщиков, включая IBM, не

производили интегрирующих приложений, в которых объединя-

лись функции целого предприятия. Аутсорсинговые компании, пос-

тавляющие приложения, получают признание на рынке, так как

цены на существовавшее до того программное обеспечение не соот-

ветствовали нуждам потребителей. Возросшая в последнее время по-

пулярность Napster, Web-услуги по загрузке музыки, доказывает, что

потребители предпочитают выбирать отдельные песни, а не поку-

пать целый альбом. Если индустрия музыки не удовлетворит это

желание потребителей, новый бизнес будет продолжать ориентиро-

ваться на этот спрос в ущерб сложившемуся за многие десятилетия

музыкальному бизнесу. Таким образом, новый участник, ориентиру-

ющийся на потребности рынка, может получить его значительную

часть.

Интенсивность соперничества между конкурентами доказывает,

что компании будет сложно пробиться в новой отрасли. Индустрия

пневматических труб не настолько хороша, как некоторые отрасли

с современными технологиями. Однако конкуренцию между тремя

основными игроками можно описать как интенсивную.6 Для дости-

жения успеха новый участник должен обладать оригинальной идеей,

подходом к завоеванию клиентов или средством устранения слабых

сторон отрасли.

Рыночная власть покупателей или продавцов может повлиять на

природу конкуренции, если вы являетесь продавцом или покупате-

лем соответственно. Компания General Motors имела возможность

вести переговоры со своими поставщиками по поводу присоедине-

ния к электронной системе обмена данными (EDI). Сотрудничество

с поставщиками, которые не смогли осуществить преобразование,

прекращалось. Почему у General Motors была возможность ставить

условия? В данном случае роль сыграл масштаб деятельности

General Motors и торговый оборот, который она обеспечивала пос-

тавщикам. Точно так же небольшие клиники объединились в консор-

циум и потребовали конкурентных цен от крупных поставщиков

медицинского оборудования. Поставщики, обладающие средствами воздействия на своих потребителей, могут получать прибыль от капиталовложений в ИТ и, следовательно, требовать сохранения

выгодных условий. В подобных условиях прибыль на капиталовло-

жения в ИТ может быть увеличена, если фирма свяжет их со своей

позицией на рынке.