ОКУПАЕМОСТЬ ИТ: ПРОДОЛЖАТЬ ЛИ ИНВЕСТИРОВАНИЕ?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
Итак, почему фирмы продолжают вкладывать капитал в ИТ, ког-
да существуют отрасли с предсказуемой окупаемостью? Потому что
известно множество форм нематериальной отдачи. Компании осоз-
нали, что комфортное положение служащих влечет за собой лояль-
ность к фирме. Во многих компаниях сейчас существует система
администрирования доходов в режиме он-лайн, куда сотрудники мо-
гут ввести свои отпускные или больничные часы и проверить баланс
на Гибком счете оплаты больничных. Часто организации вкладыва-
ют средства в новые информационные системы, чтобы создать пози-
тивный имидж на рынке, даже если выгоду от этого получают лишь
немногие клиенты. В качестве примера приведем опыт доктора
Джеффри Мейдера, который владеет частной зубоврачебной прак-
тикой в Саут Бенд, штат Индиана. В каждом кабинете клиники по те-
левизорам передается информация по различным аспектам
стоматологии. Система также отображает картину ротовой полости
пациента в режиме реального времени, которая передается с по-
мощью микрокамеры, введенной в рот. Телесистема оснащена элект-
ронным расписанием, которое дает врачу возможность назначать
следующие приемы, пока пациент все еще находится в кресле. Нем-
ногие смогут воспользоваться этой услугой, потому что не все носят
с собой календари. И все же система производит впечатление на па-
циентов — дает понять, что доктор Мейдер идет нога в ногу
с новейшими технологиями.
Если производительность организаций повышается, все равно
компании часто отдают часть доходов своим клиентам в форме сни-
жения цен, расширения услуг или и того, и другого. Примером мо-
жет служить экспериментальная система управления каталогом
компании Wal-Mart. Возникает вопрос: зачем Wal-Mart вкладывает
капитал в информационную систему, а в итоге получает такую же прибыль, как и ее конкуренты? Это объясняется стратегией бизнеса
Wal-Mart, направленной на снижение издержек, передачу сэконом-
ленных средств потребителям и повышение доходов за счет увеличе-
ния объемов продаж. Другими примерами, когда продолжение
инвестирования гарантируется, может служить борьба за выжива-
ние в отраслях со снижающейся прибыльностью. В больницах США
наблюдалось значительное падение доходности с 1990-х годов, тем
не менее, они продолжают вкладывать капитал в информационные
технологии. Руководители больниц понимают, что если смогут вы-
жить в течение нескольких лет, пока другие больницы будут закры-
ваться, у них будут конкурентоспособные системы. Другие причины
инвестирования в ИТ оценить трудно, если вообще возможно. Когда
усовершенствованные информационные системы интегрируют про-
цесс разработки новой продукции, результатом инвестирования ста-
новится сокращение времени на выведение продукции на рынок.
Аналогичным образом отдача от систем управления знаниями может
отразиться на разработке новых товаров или на снижении затрат на
разработку.
Правительство и бизнесмены, действующие в сфере торговли,
также вкладывают капитал в информационные системы, обладаю-
щие небольшим потенциалом для повышения прибыльности или
производительности организации, например отслеживание инфор-
мации, связанной со СПИДом, или стремление к выполнению тре-
бований комиссии по равным возможностям трудоустройства
(ЕЕОС). Самым ярким примером вложения капитала в ИТ, которое
не окупилось, стала попытка инвестирования в тестирование ин-
формационных систем в связи с проблемой 2000 года (Y2K). Нако-
нец, организации инвестируют в модернизацию программного
обеспечения, так как поставщик может не поддерживать более ста-
рые версии.
Итак, есть ли доказательства, что ИТ дают отдачу? Почему мы так
часто слышим о «парадоксе производительности»? Существует ли
он?
В словаре Вебстера парадокс определяется как утверждение, ко-
торое кажется противоречивым или противоречащим здравому
смыслу, но все же может быть верным. Является ли окупаемость ИТ па&
радоксом? Некоторые факты могут привести к подобному заклю-
чению. Несмотря на то, что миллионы долларов вкладываются в
ИТ-проекты в надежде на повышение эффективности, окупаемость
не соответствует ожиданиям. Сторонники парадокса спорят, что
соотношение между размером капиталовложений в технологию и
увеличение эффективности функционирования организации не яв-
ляется основанием для выводов. В то время как некоторые компа-
нии предоставляют эпизодические свидетельства положительной
отдачи, другие борются за получение запланированной прибыли.
Недоказательная природа данного спора привела к появлению тер-
мина «парадокс производительности».
Большинство людей имеет не слишком определенное представ-
ление о роли информационных технологий. В своей программной
Итак, почему фирмы продолжают вкладывать капитал в ИТ, ког-
да существуют отрасли с предсказуемой окупаемостью? Потому что
известно множество форм нематериальной отдачи. Компании осоз-
нали, что комфортное положение служащих влечет за собой лояль-
ность к фирме. Во многих компаниях сейчас существует система
администрирования доходов в режиме он-лайн, куда сотрудники мо-
гут ввести свои отпускные или больничные часы и проверить баланс
на Гибком счете оплаты больничных. Часто организации вкладыва-
ют средства в новые информационные системы, чтобы создать пози-
тивный имидж на рынке, даже если выгоду от этого получают лишь
немногие клиенты. В качестве примера приведем опыт доктора
Джеффри Мейдера, который владеет частной зубоврачебной прак-
тикой в Саут Бенд, штат Индиана. В каждом кабинете клиники по те-
левизорам передается информация по различным аспектам
стоматологии. Система также отображает картину ротовой полости
пациента в режиме реального времени, которая передается с по-
мощью микрокамеры, введенной в рот. Телесистема оснащена элект-
ронным расписанием, которое дает врачу возможность назначать
следующие приемы, пока пациент все еще находится в кресле. Нем-
ногие смогут воспользоваться этой услугой, потому что не все носят
с собой календари. И все же система производит впечатление на па-
циентов — дает понять, что доктор Мейдер идет нога в ногу
с новейшими технологиями.
Если производительность организаций повышается, все равно
компании часто отдают часть доходов своим клиентам в форме сни-
жения цен, расширения услуг или и того, и другого. Примером мо-
жет служить экспериментальная система управления каталогом
компании Wal-Mart. Возникает вопрос: зачем Wal-Mart вкладывает
капитал в информационную систему, а в итоге получает такую же прибыль, как и ее конкуренты? Это объясняется стратегией бизнеса
Wal-Mart, направленной на снижение издержек, передачу сэконом-
ленных средств потребителям и повышение доходов за счет увеличе-
ния объемов продаж. Другими примерами, когда продолжение
инвестирования гарантируется, может служить борьба за выжива-
ние в отраслях со снижающейся прибыльностью. В больницах США
наблюдалось значительное падение доходности с 1990-х годов, тем
не менее, они продолжают вкладывать капитал в информационные
технологии. Руководители больниц понимают, что если смогут вы-
жить в течение нескольких лет, пока другие больницы будут закры-
ваться, у них будут конкурентоспособные системы. Другие причины
инвестирования в ИТ оценить трудно, если вообще возможно. Когда
усовершенствованные информационные системы интегрируют про-
цесс разработки новой продукции, результатом инвестирования ста-
новится сокращение времени на выведение продукции на рынок.
Аналогичным образом отдача от систем управления знаниями может
отразиться на разработке новых товаров или на снижении затрат на
разработку.
Правительство и бизнесмены, действующие в сфере торговли,
также вкладывают капитал в информационные системы, обладаю-
щие небольшим потенциалом для повышения прибыльности или
производительности организации, например отслеживание инфор-
мации, связанной со СПИДом, или стремление к выполнению тре-
бований комиссии по равным возможностям трудоустройства
(ЕЕОС). Самым ярким примером вложения капитала в ИТ, которое
не окупилось, стала попытка инвестирования в тестирование ин-
формационных систем в связи с проблемой 2000 года (Y2K). Нако-
нец, организации инвестируют в модернизацию программного
обеспечения, так как поставщик может не поддерживать более ста-
рые версии.
Итак, есть ли доказательства, что ИТ дают отдачу? Почему мы так
часто слышим о «парадоксе производительности»? Существует ли
он?
В словаре Вебстера парадокс определяется как утверждение, ко-
торое кажется противоречивым или противоречащим здравому
смыслу, но все же может быть верным. Является ли окупаемость ИТ па&
радоксом? Некоторые факты могут привести к подобному заклю-
чению. Несмотря на то, что миллионы долларов вкладываются в
ИТ-проекты в надежде на повышение эффективности, окупаемость
не соответствует ожиданиям. Сторонники парадокса спорят, что
соотношение между размером капиталовложений в технологию и
увеличение эффективности функционирования организации не яв-
ляется основанием для выводов. В то время как некоторые компа-
нии предоставляют эпизодические свидетельства положительной
отдачи, другие борются за получение запланированной прибыли.
Недоказательная природа данного спора привела к появлению тер-
мина «парадокс производительности».
Большинство людей имеет не слишком определенное представ-
ление о роли информационных технологий. В своей программной