ОКУПАЕМОСТЬ ИТ: ПРОДОЛЖАТЬ ЛИ ИНВЕСТИРОВАНИЕ?

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

Итак, почему фирмы продолжают вкладывать капитал в ИТ, ког-

да существуют отрасли с предсказуемой окупаемостью? Потому что

известно множество форм нематериальной отдачи. Компании осоз-

нали, что комфортное положение служащих влечет за собой лояль-

ность к фирме. Во многих компаниях сейчас существует система

администрирования доходов в режиме он-лайн, куда сотрудники мо-

гут ввести свои отпускные или больничные часы и проверить баланс

на Гибком счете оплаты больничных. Часто организации вкладыва-

ют средства в новые информационные системы, чтобы создать пози-

тивный имидж на рынке, даже если выгоду от этого получают лишь

немногие клиенты. В качестве примера приведем опыт доктора

Джеффри Мейдера, который владеет частной зубоврачебной прак-

тикой в Саут Бенд, штат Индиана. В каждом кабинете клиники по те-

левизорам передается информация по различным аспектам

стоматологии. Система также отображает картину ротовой полости

пациента в режиме реального времени, которая передается с по-

мощью микрокамеры, введенной в рот. Телесистема оснащена элект-

ронным расписанием, которое дает врачу возможность назначать

следующие приемы, пока пациент все еще находится в кресле. Нем-

ногие смогут воспользоваться этой услугой, потому что не все носят

с собой календари. И все же система производит впечатление на па-

циентов — дает понять, что доктор Мейдер идет нога в ногу

с новейшими технологиями.

Если производительность организаций повышается, все равно

компании часто отдают часть доходов своим клиентам в форме сни-

жения цен, расширения услуг или и того, и другого. Примером мо-

жет служить экспериментальная система управления каталогом

компании Wal-Mart. Возникает вопрос: зачем Wal-Mart вкладывает

капитал в информационную систему, а в итоге получает такую же прибыль, как и ее конкуренты? Это объясняется стратегией бизнеса

Wal-Mart, направленной на снижение издержек, передачу сэконом-

ленных средств потребителям и повышение доходов за счет увеличе-

ния объемов продаж. Другими примерами, когда продолжение

инвестирования гарантируется, может служить борьба за выжива-

ние в отраслях со снижающейся прибыльностью. В больницах США

наблюдалось значительное падение доходности с 1990-х годов, тем

не менее, они продолжают вкладывать капитал в информационные

технологии. Руководители больниц понимают, что если смогут вы-

жить в течение нескольких лет, пока другие больницы будут закры-

ваться, у них будут конкурентоспособные системы. Другие причины

инвестирования в ИТ оценить трудно, если вообще возможно. Когда

усовершенствованные информационные системы интегрируют про-

цесс разработки новой продукции, результатом инвестирования ста-

новится сокращение времени на выведение продукции на рынок.

Аналогичным образом отдача от систем управления знаниями может

отразиться на разработке новых товаров или на снижении затрат на

разработку.

Правительство и бизнесмены, действующие в сфере торговли,

также вкладывают капитал в информационные системы, обладаю-

щие небольшим потенциалом для повышения прибыльности или

производительности организации, например отслеживание инфор-

мации, связанной со СПИДом, или стремление к выполнению тре-

бований комиссии по равным возможностям трудоустройства

(ЕЕОС). Самым ярким примером вложения капитала в ИТ, которое

не окупилось, стала попытка инвестирования в тестирование ин-

формационных систем в связи с проблемой 2000 года (Y2K). Нако-

нец, организации инвестируют в модернизацию программного

обеспечения, так как поставщик может не поддерживать более ста-

рые версии.

Итак, есть ли доказательства, что ИТ дают отдачу? Почему мы так

часто слышим о «парадоксе производительности»? Существует ли

он?

В словаре Вебстера парадокс определяется как утверждение, ко-

торое кажется противоречивым или противоречащим здравому

смыслу, но все же может быть верным. Является ли окупаемость ИТ па&

радоксом? Некоторые факты могут привести к подобному заклю-

чению. Несмотря на то, что миллионы долларов вкладываются в

ИТ-проекты в надежде на повышение эффективности, окупаемость

не соответствует ожиданиям. Сторонники парадокса спорят, что

соотношение между размером капиталовложений в технологию и

увеличение эффективности функционирования организации не яв-

ляется основанием для выводов. В то время как некоторые компа-

нии предоставляют эпизодические свидетельства положительной

отдачи, другие борются за получение запланированной прибыли.

Недоказательная природа данного спора привела к появлению тер-

мина «парадокс производительности».

Большинство людей имеет не слишком определенное представ-

ление о роли информационных технологий. В своей программной

Итак, почему фирмы продолжают вкладывать капитал в ИТ, ког-

да существуют отрасли с предсказуемой окупаемостью? Потому что

известно множество форм нематериальной отдачи. Компании осоз-

нали, что комфортное положение служащих влечет за собой лояль-

ность к фирме. Во многих компаниях сейчас существует система

администрирования доходов в режиме он-лайн, куда сотрудники мо-

гут ввести свои отпускные или больничные часы и проверить баланс

на Гибком счете оплаты больничных. Часто организации вкладыва-

ют средства в новые информационные системы, чтобы создать пози-

тивный имидж на рынке, даже если выгоду от этого получают лишь

немногие клиенты. В качестве примера приведем опыт доктора

Джеффри Мейдера, который владеет частной зубоврачебной прак-

тикой в Саут Бенд, штат Индиана. В каждом кабинете клиники по те-

левизорам передается информация по различным аспектам

стоматологии. Система также отображает картину ротовой полости

пациента в режиме реального времени, которая передается с по-

мощью микрокамеры, введенной в рот. Телесистема оснащена элект-

ронным расписанием, которое дает врачу возможность назначать

следующие приемы, пока пациент все еще находится в кресле. Нем-

ногие смогут воспользоваться этой услугой, потому что не все носят

с собой календари. И все же система производит впечатление на па-

циентов — дает понять, что доктор Мейдер идет нога в ногу

с новейшими технологиями.

Если производительность организаций повышается, все равно

компании часто отдают часть доходов своим клиентам в форме сни-

жения цен, расширения услуг или и того, и другого. Примером мо-

жет служить экспериментальная система управления каталогом

компании Wal-Mart. Возникает вопрос: зачем Wal-Mart вкладывает

капитал в информационную систему, а в итоге получает такую же прибыль, как и ее конкуренты? Это объясняется стратегией бизнеса

Wal-Mart, направленной на снижение издержек, передачу сэконом-

ленных средств потребителям и повышение доходов за счет увеличе-

ния объемов продаж. Другими примерами, когда продолжение

инвестирования гарантируется, может служить борьба за выжива-

ние в отраслях со снижающейся прибыльностью. В больницах США

наблюдалось значительное падение доходности с 1990-х годов, тем

не менее, они продолжают вкладывать капитал в информационные

технологии. Руководители больниц понимают, что если смогут вы-

жить в течение нескольких лет, пока другие больницы будут закры-

ваться, у них будут конкурентоспособные системы. Другие причины

инвестирования в ИТ оценить трудно, если вообще возможно. Когда

усовершенствованные информационные системы интегрируют про-

цесс разработки новой продукции, результатом инвестирования ста-

новится сокращение времени на выведение продукции на рынок.

Аналогичным образом отдача от систем управления знаниями может

отразиться на разработке новых товаров или на снижении затрат на

разработку.

Правительство и бизнесмены, действующие в сфере торговли,

также вкладывают капитал в информационные системы, обладаю-

щие небольшим потенциалом для повышения прибыльности или

производительности организации, например отслеживание инфор-

мации, связанной со СПИДом, или стремление к выполнению тре-

бований комиссии по равным возможностям трудоустройства

(ЕЕОС). Самым ярким примером вложения капитала в ИТ, которое

не окупилось, стала попытка инвестирования в тестирование ин-

формационных систем в связи с проблемой 2000 года (Y2K). Нако-

нец, организации инвестируют в модернизацию программного

обеспечения, так как поставщик может не поддерживать более ста-

рые версии.

Итак, есть ли доказательства, что ИТ дают отдачу? Почему мы так

часто слышим о «парадоксе производительности»? Существует ли

он?

В словаре Вебстера парадокс определяется как утверждение, ко-

торое кажется противоречивым или противоречащим здравому

смыслу, но все же может быть верным. Является ли окупаемость ИТ па&

радоксом? Некоторые факты могут привести к подобному заклю-

чению. Несмотря на то, что миллионы долларов вкладываются в

ИТ-проекты в надежде на повышение эффективности, окупаемость

не соответствует ожиданиям. Сторонники парадокса спорят, что

соотношение между размером капиталовложений в технологию и

увеличение эффективности функционирования организации не яв-

ляется основанием для выводов. В то время как некоторые компа-

нии предоставляют эпизодические свидетельства положительной

отдачи, другие борются за получение запланированной прибыли.

Недоказательная природа данного спора привела к появлению тер-

мина «парадокс производительности».

Большинство людей имеет не слишком определенное представ-

ление о роли информационных технологий. В своей программной