КАК ВНЕДРЯТЬ СИСТЕМУ ОЦЕНКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
Успех системы оценки окупаемости ИТ в равной мере зависит
как от политических и личностных факторов, так и от технических
возможностей рабочей группы, осуществляющей проект. Вполне
объяснима обеспокоенность относительно распределения расходов,
конфиденциальности и возможных обвинений по результатам
исследований. Поэтому при составлении плана действий важно учи-
тывать следующие вопросы.
Обеспечение поддержки со стороны сотрудников и
руководства
Обычно это является первым шагом в инициировании проекта.
Важной задачей становится привлечение внимания к анализу окупа-
емости информационных технологий со стороны высшего руковод-
ства. Как мы уже упоминали ранее, если в организации наблюдаются
тревожные «симптомы», например, возникло ощущение, что инвес-
тиции в высокие технологии не окупаются, что упущены сроки внед-
рения новых механизмов или перерасходованы средства, что
существует угроза потери части клиентской базы, необходимость
анализа окупаемости ИТ доказать несложно. Если компания не ис-
пытывает затруднений, необходимо заставить руководство принять
участие в процессе. Исходя из нашего опыта, когда идея предложе-
на, официальным или неофициальным путем, высшие руководители
с готовностью поддерживают ее, потому что они заинтересованы
в оценке стоимости инвестиций в информационные технологии
и получают на это распоряжение от исполнительного директора или
совета директоров.
Проблемы с одобрением проекта возникают, если организация
функционирует успешно и бизнес идет хорошо. Например, в период
расцвета Интернет-компаний их руководство трудно было убедить провести формальный анализ расходов на ИТ. Безусловно, для неко-
торых компаний, таких как eBay и Amazon.com, ИТ и являются
бизнесом, поэтому оценка окупаемости ИТ может оказаться беспо-
лезной. В целом подобные организации заинтересованы в более под-
робном анализе рентабельности информационных технологий.
Результаты исследования могут привлечь их внимание, если окупае-
мость проявляется в свете организационных императивов.
В прошлом успешными становились следующие организацион-
ные инициативы: рабочие группы по внедрению ИТ состояли из
пяти и менее человек; рабочие группы по осуществлению ИТ-проек-
тов, включающие посредников из сферы руководства, заканчивали
проекты в срок и укладывались в бюджет; инвестиции в информаци-
онные технологии, которым предшествовала реорганизация про-
цессов, приносили больше прибыли. Во всех трех случаях поиск
союзников, которые понимают необходимость анализа окупаемости
ИТ и заинтересованы в его результатах, существенно облегчает воп-
лощение проекта в жизнь. Более того, если удается доказать при-
быльность проекта для организации, даже если в данный момент
результаты не очень хорошие, руководство может одобрить проект.
Вы также должны продемонстрировать понимание аналитики.
Этого можно добиться с помощью предварительной работы или
приводя примеры из опубликованной ранее литературы. Можно так-
же сотрудничать с исследователями из университетов.
Обмен данными с участниками проекта внутри орга[
низации и за ее пределами
Партнерство с другими участниками проекта имеет смысл в про-
цессе сбора информации для оценки рентабельности ИТ. Однако
оценка данных и взаимодействие со служащими других отделов вы-
зывает затруднение. Задача усложняется, если данные находятся за
пределами компании, например, у потребителей, поставщиков или
деловых партнеров. Внешнюю информацию добыть сложнее, так
как она обладает рыночной стоимостью.
Ниже перечислены некоторые подходы к сбору данных. Однако
каждая организация должна выбирать способ налаживания сотруд-
ничества с учетом своей культуры и иерархии. Партнерство — ключе-
вое слово для получения доступа к полезной информации. Лучше привлечь служащих и отделы к участию в проекте, чем заставлять их
передавать информацию в приказном порядке. Важно узнать кон-
текст данных, например: в какой момент они были собраны, какой
вид деятельности компании они отображают, что не было в них
включено, для какой цели они были собраны. Ответы на эти вопро-
сы помогают аналитикам сохранить целостность анализа и избежать
дальнейших затруднений.
Партнерство также означает заинтересованность в результатах
анализа со стороны тех, кто передает информацию. Проект по оцен-
ке окупаемости ИТ, для которого производится сбор данных, не дол-
жен представлять угрозы для людей, информационных систем или
отделов компании. Чаще всего обладатели информации задают воп-
рос: «Вы собираетесь оценивать продуктивность работы моего отде-
ла?» Их беспокоит то, что если предоставленные ими данные не
будут отображать приемлемой окупаемости, то бюджет сократится
или отдел будет ликвидирован.
Комбинирование различных подходов играет важную роль в ус-
пешном осуществлении проекта. Эффективный коммуникационный
план должен:
1. отображать организационную необходимость проекта;
2. определять цели и потребность в проекте;
3. представлять рабочую группу проекта;
4. давать распоряжения отделам относительно передачи инфор-
мации участникам проекта;
5. снимать обеспокоенность негативными результатами;
6. предоставить график обнародования результатов исследо-
вания.
Перед осуществлением проектов, для которых потребуется сбор
данных за пределами организации, необходимо изучить мотивацию
партнера(-ов). Если их цель — показать рыночную стоимости товара,
то они будут ожидать, что результаты анализа покажут прибыль от
внедрения этой продукции.
Важно четко обозначить цели анализа и не делать поспешных вы-
водов о его результатах. Ситуация будет более выигрышной, если мы
позволим фактам говорить самим за себя. Аналитикам нужно прислу-
шиваться к мнению своих партнеров и проверять их гипотезы, одна-
ко все выводы должны быть основаны на точных данных.
Часто в ходе анализа окупаемости ИТ партнеры обеспокоены
сохранением конфиденциальности информации о своей фирме и
о своих клиентах. Более того, они обеспокоены тем, что публикация
результатов, даже успешных, может поставить под угрозу их преиму-
щество в конкурентной борьбе. Мы считаем, что при совместной ра-
боте аналитики или руководители проектов должны быть готовы:
1. подписать договор о неразглашении;
2. исключить все ссылки, которые могут указывать на партне-
ров или их клиентов;
3. изменить реальные цифры и коэффициенты путем умноже-
ния или деления на постоянные значения.
Сбор данных
Следующим шагом после обеспечения поддержки всех участни-
ков становится сбор данных. В значительной степени этот процесс
представляет собой ведение переговоров с обладателями этих дан-
ных. Может возникнуть и несоответствие между затраченными уси-
лиями и ценностью собранной информации. На начальной стадии
мы рекомендуем изучить все источники количественной и качест-
венной информации. Во-первых, нужно установить последователь-
ность событий, начиная с момента, когда возникла необходимость
в инвестировании, и определить, сколько времени потребовалось на
разработку систематического подхода к инвестированию, внедре-
нию и использованию ИТ-активов. Во-вторых, следует определить
круг пользователей технологий, обслуживающего ИТ персонала,
а также людей, отвечающих за хранение данных. Каждый из участни-
ков проекта может быть полезным на разных этапах анализа.
В-третьих, чтобы облегчить дальнейшую работу, необходимо запро-
сить образцы всех доступных наборов данных.
Выбор основных источников данных зависит от типа ИТ (страте-
гическая, управленческая или операционная), от круга пользовате-
лей (клиенты, служащие) и целей внедрения технологии
(повышение производительности, прибыльности или потребительс-
кой стоимости). Однако мы считаем, что некоторые данные потре-
буются в любом случае. Мы приводим их ниже, снабжая примерами
из Таблицы 12.1.
а. Бухгалтерский учет и финансы.
Показатели, связанные с прибыльностью: прибыль на вложен-
ный капитал, прибыль на общую сумму активов, чистый доход,
прибыльность на одного потребителя, стоимость акций.
Показатели, связанные с производительностью: Выручка на
одного служащего, продукция на одного служащего, продол-
жительность пребывания (для больниц), расходы на служаще-
го, время на оплату счетов, кассовая наличность.
b. Производство и функционирование.
Цикл разработки новой продукции, время для выхода на ры-
нок, время на выполнение заказов, степень реорганизации
процессов, статистика безопасности, количество брака, фак-
тическое использование ИТ.
с. Человеческие ресурсы.
Демография (служащих), куда относятся: срок работы на ком-
панию, опыт работы, навыки, образование, квалификация,
структура отчетности, инициативы управления изменениями,
семинары, прогулы, текучесть кадров.
d. Маркетинг и корпоративное развитие.
Конкурентная ситуация, слияния и поглощения, стратегичес-
кие планы, рыночная доля, число потребителей и демографи-
ческая ситуация в целевой аудитории, рекламные кампании.
Определите период, за который вы будете собирать данные из
каждого источника. Доступна ли информация за неделю, месяц,
квартал или год? Это важно для равнозначного сопоставления дан-
ных об окупаемости инвестиции.
Далее создайте интерфейс для вывода данных. Находятся ли они
в соответствующих отчетах, компьютерных дисках или он-лайн?
Если показатели доступны в режиме он-лайн, могут ли они быть
запрошены и предоставлены в стандартном формате для чтения
в виде таблиц, баз данных или статистических пакетов? Можете ли
вы получить доступ к интерактивной системе, чтобы извлечь необ-
ходимые данные?
Для того чтобы определить, насколько быстро вы сможете прис-
тупить к анализу данных, необходимо ответить на эти вопросы.
Анализ данных
Руководители должны изучить план анализа, чтобы убедиться,
что информации достаточно для ответов на поставленные вопро-
сы. Мы считаем, что использование примерных данных, собранных
на более ранних стадиях для проведения условного анализа, являет-
ся практическим способом для определения новых вопросов
в будущем.
В предыдущих главах мы рассмотрели подход к анализу окупае-
мости с учетом типа изучаемой ИТ. Очевидно, что подобное иссле-
дование потребует аналитических навыков и основательных знаний
в области бизнеса. Иногда бывает полезно освежить свои представ-
ления в этой области с помощью изучения статистики бизнеса или
других источников, посвященных методикам анализа. Можно также
воспользоваться помощью специалистов отдела контроля качества,
финансового и других отделов, сведущих в вопросе анализа данных.
Успех системы оценки окупаемости ИТ в равной мере зависит
как от политических и личностных факторов, так и от технических
возможностей рабочей группы, осуществляющей проект. Вполне
объяснима обеспокоенность относительно распределения расходов,
конфиденциальности и возможных обвинений по результатам
исследований. Поэтому при составлении плана действий важно учи-
тывать следующие вопросы.
Обеспечение поддержки со стороны сотрудников и
руководства
Обычно это является первым шагом в инициировании проекта.
Важной задачей становится привлечение внимания к анализу окупа-
емости информационных технологий со стороны высшего руковод-
ства. Как мы уже упоминали ранее, если в организации наблюдаются
тревожные «симптомы», например, возникло ощущение, что инвес-
тиции в высокие технологии не окупаются, что упущены сроки внед-
рения новых механизмов или перерасходованы средства, что
существует угроза потери части клиентской базы, необходимость
анализа окупаемости ИТ доказать несложно. Если компания не ис-
пытывает затруднений, необходимо заставить руководство принять
участие в процессе. Исходя из нашего опыта, когда идея предложе-
на, официальным или неофициальным путем, высшие руководители
с готовностью поддерживают ее, потому что они заинтересованы
в оценке стоимости инвестиций в информационные технологии
и получают на это распоряжение от исполнительного директора или
совета директоров.
Проблемы с одобрением проекта возникают, если организация
функционирует успешно и бизнес идет хорошо. Например, в период
расцвета Интернет-компаний их руководство трудно было убедить провести формальный анализ расходов на ИТ. Безусловно, для неко-
торых компаний, таких как eBay и Amazon.com, ИТ и являются
бизнесом, поэтому оценка окупаемости ИТ может оказаться беспо-
лезной. В целом подобные организации заинтересованы в более под-
робном анализе рентабельности информационных технологий.
Результаты исследования могут привлечь их внимание, если окупае-
мость проявляется в свете организационных императивов.
В прошлом успешными становились следующие организацион-
ные инициативы: рабочие группы по внедрению ИТ состояли из
пяти и менее человек; рабочие группы по осуществлению ИТ-проек-
тов, включающие посредников из сферы руководства, заканчивали
проекты в срок и укладывались в бюджет; инвестиции в информаци-
онные технологии, которым предшествовала реорганизация про-
цессов, приносили больше прибыли. Во всех трех случаях поиск
союзников, которые понимают необходимость анализа окупаемости
ИТ и заинтересованы в его результатах, существенно облегчает воп-
лощение проекта в жизнь. Более того, если удается доказать при-
быльность проекта для организации, даже если в данный момент
результаты не очень хорошие, руководство может одобрить проект.
Вы также должны продемонстрировать понимание аналитики.
Этого можно добиться с помощью предварительной работы или
приводя примеры из опубликованной ранее литературы. Можно так-
же сотрудничать с исследователями из университетов.
Обмен данными с участниками проекта внутри орга[
низации и за ее пределами
Партнерство с другими участниками проекта имеет смысл в про-
цессе сбора информации для оценки рентабельности ИТ. Однако
оценка данных и взаимодействие со служащими других отделов вы-
зывает затруднение. Задача усложняется, если данные находятся за
пределами компании, например, у потребителей, поставщиков или
деловых партнеров. Внешнюю информацию добыть сложнее, так
как она обладает рыночной стоимостью.
Ниже перечислены некоторые подходы к сбору данных. Однако
каждая организация должна выбирать способ налаживания сотруд-
ничества с учетом своей культуры и иерархии. Партнерство — ключе-
вое слово для получения доступа к полезной информации. Лучше привлечь служащих и отделы к участию в проекте, чем заставлять их
передавать информацию в приказном порядке. Важно узнать кон-
текст данных, например: в какой момент они были собраны, какой
вид деятельности компании они отображают, что не было в них
включено, для какой цели они были собраны. Ответы на эти вопро-
сы помогают аналитикам сохранить целостность анализа и избежать
дальнейших затруднений.
Партнерство также означает заинтересованность в результатах
анализа со стороны тех, кто передает информацию. Проект по оцен-
ке окупаемости ИТ, для которого производится сбор данных, не дол-
жен представлять угрозы для людей, информационных систем или
отделов компании. Чаще всего обладатели информации задают воп-
рос: «Вы собираетесь оценивать продуктивность работы моего отде-
ла?» Их беспокоит то, что если предоставленные ими данные не
будут отображать приемлемой окупаемости, то бюджет сократится
или отдел будет ликвидирован.
Комбинирование различных подходов играет важную роль в ус-
пешном осуществлении проекта. Эффективный коммуникационный
план должен:
1. отображать организационную необходимость проекта;
2. определять цели и потребность в проекте;
3. представлять рабочую группу проекта;
4. давать распоряжения отделам относительно передачи инфор-
мации участникам проекта;
5. снимать обеспокоенность негативными результатами;
6. предоставить график обнародования результатов исследо-
вания.
Перед осуществлением проектов, для которых потребуется сбор
данных за пределами организации, необходимо изучить мотивацию
партнера(-ов). Если их цель — показать рыночную стоимости товара,
то они будут ожидать, что результаты анализа покажут прибыль от
внедрения этой продукции.
Важно четко обозначить цели анализа и не делать поспешных вы-
водов о его результатах. Ситуация будет более выигрышной, если мы
позволим фактам говорить самим за себя. Аналитикам нужно прислу-
шиваться к мнению своих партнеров и проверять их гипотезы, одна-
ко все выводы должны быть основаны на точных данных.
Часто в ходе анализа окупаемости ИТ партнеры обеспокоены
сохранением конфиденциальности информации о своей фирме и
о своих клиентах. Более того, они обеспокоены тем, что публикация
результатов, даже успешных, может поставить под угрозу их преиму-
щество в конкурентной борьбе. Мы считаем, что при совместной ра-
боте аналитики или руководители проектов должны быть готовы:
1. подписать договор о неразглашении;
2. исключить все ссылки, которые могут указывать на партне-
ров или их клиентов;
3. изменить реальные цифры и коэффициенты путем умноже-
ния или деления на постоянные значения.
Сбор данных
Следующим шагом после обеспечения поддержки всех участни-
ков становится сбор данных. В значительной степени этот процесс
представляет собой ведение переговоров с обладателями этих дан-
ных. Может возникнуть и несоответствие между затраченными уси-
лиями и ценностью собранной информации. На начальной стадии
мы рекомендуем изучить все источники количественной и качест-
венной информации. Во-первых, нужно установить последователь-
ность событий, начиная с момента, когда возникла необходимость
в инвестировании, и определить, сколько времени потребовалось на
разработку систематического подхода к инвестированию, внедре-
нию и использованию ИТ-активов. Во-вторых, следует определить
круг пользователей технологий, обслуживающего ИТ персонала,
а также людей, отвечающих за хранение данных. Каждый из участни-
ков проекта может быть полезным на разных этапах анализа.
В-третьих, чтобы облегчить дальнейшую работу, необходимо запро-
сить образцы всех доступных наборов данных.
Выбор основных источников данных зависит от типа ИТ (страте-
гическая, управленческая или операционная), от круга пользовате-
лей (клиенты, служащие) и целей внедрения технологии
(повышение производительности, прибыльности или потребительс-
кой стоимости). Однако мы считаем, что некоторые данные потре-
буются в любом случае. Мы приводим их ниже, снабжая примерами
из Таблицы 12.1.
а. Бухгалтерский учет и финансы.
Показатели, связанные с прибыльностью: прибыль на вложен-
ный капитал, прибыль на общую сумму активов, чистый доход,
прибыльность на одного потребителя, стоимость акций.
Показатели, связанные с производительностью: Выручка на
одного служащего, продукция на одного служащего, продол-
жительность пребывания (для больниц), расходы на служаще-
го, время на оплату счетов, кассовая наличность.
b. Производство и функционирование.
Цикл разработки новой продукции, время для выхода на ры-
нок, время на выполнение заказов, степень реорганизации
процессов, статистика безопасности, количество брака, фак-
тическое использование ИТ.
с. Человеческие ресурсы.
Демография (служащих), куда относятся: срок работы на ком-
панию, опыт работы, навыки, образование, квалификация,
структура отчетности, инициативы управления изменениями,
семинары, прогулы, текучесть кадров.
d. Маркетинг и корпоративное развитие.
Конкурентная ситуация, слияния и поглощения, стратегичес-
кие планы, рыночная доля, число потребителей и демографи-
ческая ситуация в целевой аудитории, рекламные кампании.
Определите период, за который вы будете собирать данные из
каждого источника. Доступна ли информация за неделю, месяц,
квартал или год? Это важно для равнозначного сопоставления дан-
ных об окупаемости инвестиции.
Далее создайте интерфейс для вывода данных. Находятся ли они
в соответствующих отчетах, компьютерных дисках или он-лайн?
Если показатели доступны в режиме он-лайн, могут ли они быть
запрошены и предоставлены в стандартном формате для чтения
в виде таблиц, баз данных или статистических пакетов? Можете ли
вы получить доступ к интерактивной системе, чтобы извлечь необ-
ходимые данные?
Для того чтобы определить, насколько быстро вы сможете прис-
тупить к анализу данных, необходимо ответить на эти вопросы.
Анализ данных
Руководители должны изучить план анализа, чтобы убедиться,
что информации достаточно для ответов на поставленные вопро-
сы. Мы считаем, что использование примерных данных, собранных
на более ранних стадиях для проведения условного анализа, являет-
ся практическим способом для определения новых вопросов
в будущем.
В предыдущих главах мы рассмотрели подход к анализу окупае-
мости с учетом типа изучаемой ИТ. Очевидно, что подобное иссле-
дование потребует аналитических навыков и основательных знаний
в области бизнеса. Иногда бывает полезно освежить свои представ-
ления в этой области с помощью изучения статистики бизнеса или
других источников, посвященных методикам анализа. Можно также
воспользоваться помощью специалистов отдела контроля качества,
финансового и других отделов, сведущих в вопросе анализа данных.