ВЫВОДЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

Наш разговор о кривой развития технологии и некоторые науч-

ные труды в данной области6,7 позволяют сделать следующие выводы

для руководства и пользователей технологии.

Кривая развития технологии и отдача

Одним из важнейших выводов, которые можно сделать из кривой

развития технологии, является осознание того, что уровень и приро-

да отдачи от ИТ зависит от их текущего положения на графике.

На ранних стадиях развития технологии много времени уходит

на эксперименты и обучение, что может уменьшать наблюдаемую

отдачу. В данной точке центром внимания является не уровень рен-

табельности, а понимание важности «выживания» технологии и зна-

ние того, что по мере развития технологии прибыль от нее

возрастает. Это отражается на восходящем участке кривой. В этой

точке руководство фокусирует свое внимание на максимизации отда-

чи. После определенного периода в ходе непрерывного развития

ИТ наступает время, когда необходимо покинуть кривую развития

технологии. Продолжение использования технологии, которая уже

прошла самый высокий участок кривой, — залог провала. Лучшие

менеджеры в области ИТ — это те, кто может отказаться от техноло-

гии, которая в прошлом приносила существенную прибыль, но уже

прошла пик своего развития, и перейти на новый механизм со своей

собственной S-образной кривой. Следовательно, в данной точке гра-

фика внимание руководства направлено не на максимизацию отдачи

от существующей технологии, а выбор оптимального времени и тех-

нологии для перехода. Таким образом, положение ИТ на кривой развития во многом определяет получаемую отдачу, а также вопросы, на

которые направлено внимание руководства.

Обращайте внимание на S[образные кривые новых

технологий

Оценка новых предложений, особенно в высокотехнологичных

отраслях, может быть более затруднительной, чем оценка других

форм ИТ. Под этим мы подразумеваем, что отдача и эффективность

новых технологий может быть ниже, чем предыдущих. Но само по

себе это не должно стать причиной отклонения инновации.

Существует характерный пример магнитных накопителей разме-

ром 5? дюйма, которые пришли на смену 14-дюймовым дискам8. Ког-

да появились 14-дюймовые диски, накопители в 51/4 дюйма уступали

по своим характеристикам (например, плотности) и не воспринима-

лись производителями всерьез. С помощью описываемого метода

легко разобраться в этой ситуации. В тот момент технология находи-

лась на ранней стадии, на ровном участке кривой развития. Ей поз-

волили выжить, и она развивалась с достаточной скоростью, чтобы

51/4-дюймовые диски превзошли по плотности 14-дюймовые. В ито-

ге именно 51/4-дюймовые накопители превратились в доминирую-

щую технологию.

Не бойтесь сделать свою продукцию устаревшей

Большинство из наиболее успешных компаний на арене высоких

технологий не побоялись сделать свои собственные товары и техно-

логии устаревшими. Есть изречение, которое объясняет этот фено-

мен: «Если ты не сделаешь свою продукцию устаревшей, это сделают

твои конкуренты». Если мы привыкнем рассматривать технологии

сквозь призму S-образной кривой, то появится возможность предви-

деть точку зрелости, в которой технология и ее продукты устареют.

Приверженность старым технологиям может показаться рациональ-

ным выбором в конкретный момент, но в будущем возникнет угроза

потери позиций на рынке.

Такой стратегии придерживаются компании Hewlett-Packard

(HP) и Intel Corporation. HP выпустила новый струйный принтер, прекрасно понимая, что продажи ее лазерных принтеров упадут.

Однако HP приступила к внедрению новинки, потому что в против-

ном случае конкуренты обязательно использовали бы эту техноло-

гию, захватив и рыночную долю. Intel выпускает новые чипы 80х86

в таком темпе, что конкурентам трудно противостоять. HP и Intel —

это пример двух компаний, которые не никогда не бывают удовлет-

ворены существующими технологиями, потому что учитывают нали-

чие конкурентной борьбы. Им удается побеждать благодаря

своевременному переходу с одной кривой развития технологии на

другую.

Признавайте существование конкурентов в смежных

отраслях

Очень часто представление о конкуренции ограничено опреде-

ленной отраслью. Если мы поглощены тем, что происходит только

в нашей отрасли, можно упустить из виду те изменения в смежных

отраслях, которые могут повлиять на успешность существующей

продукции или технологии. Например,9 IBM была настолько одер-

жима конкуренцией со стороны Fujitsu, Hitachi и Digital, производи-

телей компьютеров обычных размеров, что упустила из виду RISC

(вычисления с сокращенным набором команд), потому что ее конку-

ренты не интересовалась этой технологией. Но реальная угроза ис-

ходила от компаний, которые IBM не считала конкурентами,

например Sun Microsystems, использовавшей RISC для производства

всех чипов.

Сокращайте время на поиск рынка сбыта

Большим сходством с кривой развития технологии обладает S-об-

разная кривая для продукции, или кривая выхода на рынок, которая,

как считают маркетологи, иллюстрирует покупательское поведение

потребителей. Она отображает схему проникновения новых техно-

логий на рынок. Первые покупатели — это люди, поклонники-энтузи-

асты новейших технологий. Объемы продаж этой группе

покупателей относительно низки (около 2,5%)10. Им на смену прихо-

дят те, кто покупает ИТ, потому что они видят потенциал для отдачи и готовы рискнуть. Их число также не очень велико (около 14%).

Эти две категории представляют начальный этап проникновения на

рынок новой технологии. Большая часть покупателей ждет, пока

новинка докажет свою способность увеличить отдачу или получит

положительные отзывы. На этом этапе объемы продаж продукции

резко возрастают. Проникновение на рынок прекращается после

того, как данная технология сменяется другой, более привлекатель-

ной для потребителя. Кривая проникновения на рынок следует за

кривой развития технологии, потому что требуется время на приня-

тие продукции рынком.

Важно скоординировать две вышеописанные кривые. Один из

способов — создание продукции более эффективной, но сильно на-

поминающей ту, которую она заменяет. Так как проводить маркетин-

говые исследования по поводу новой продукции не придется, вывод

ее на рынок намного ускорится. Примером может служить компью-

тер с большим объемом памяти и скоростью чипов — обе эти черты

являются существенными усовершенствованиями более ранней про-

дукции, но для конечного потребителя способы применения не из-

меняются. Сокращение разрыва между кривой развития технологии

и кривой проникновения на рынок может быть полезным для сокра-

щения риска неудачи новых технологий.

Наш разговор о кривой развития технологии и некоторые науч-

ные труды в данной области6,7 позволяют сделать следующие выводы

для руководства и пользователей технологии.

Кривая развития технологии и отдача

Одним из важнейших выводов, которые можно сделать из кривой

развития технологии, является осознание того, что уровень и приро-

да отдачи от ИТ зависит от их текущего положения на графике.

На ранних стадиях развития технологии много времени уходит

на эксперименты и обучение, что может уменьшать наблюдаемую

отдачу. В данной точке центром внимания является не уровень рен-

табельности, а понимание важности «выживания» технологии и зна-

ние того, что по мере развития технологии прибыль от нее

возрастает. Это отражается на восходящем участке кривой. В этой

точке руководство фокусирует свое внимание на максимизации отда-

чи. После определенного периода в ходе непрерывного развития

ИТ наступает время, когда необходимо покинуть кривую развития

технологии. Продолжение использования технологии, которая уже

прошла самый высокий участок кривой, — залог провала. Лучшие

менеджеры в области ИТ — это те, кто может отказаться от техноло-

гии, которая в прошлом приносила существенную прибыль, но уже

прошла пик своего развития, и перейти на новый механизм со своей

собственной S-образной кривой. Следовательно, в данной точке гра-

фика внимание руководства направлено не на максимизацию отдачи

от существующей технологии, а выбор оптимального времени и тех-

нологии для перехода. Таким образом, положение ИТ на кривой развития во многом определяет получаемую отдачу, а также вопросы, на

которые направлено внимание руководства.

Обращайте внимание на S[образные кривые новых

технологий

Оценка новых предложений, особенно в высокотехнологичных

отраслях, может быть более затруднительной, чем оценка других

форм ИТ. Под этим мы подразумеваем, что отдача и эффективность

новых технологий может быть ниже, чем предыдущих. Но само по

себе это не должно стать причиной отклонения инновации.

Существует характерный пример магнитных накопителей разме-

ром 5? дюйма, которые пришли на смену 14-дюймовым дискам8. Ког-

да появились 14-дюймовые диски, накопители в 51/4 дюйма уступали

по своим характеристикам (например, плотности) и не воспринима-

лись производителями всерьез. С помощью описываемого метода

легко разобраться в этой ситуации. В тот момент технология находи-

лась на ранней стадии, на ровном участке кривой развития. Ей поз-

волили выжить, и она развивалась с достаточной скоростью, чтобы

51/4-дюймовые диски превзошли по плотности 14-дюймовые. В ито-

ге именно 51/4-дюймовые накопители превратились в доминирую-

щую технологию.

Не бойтесь сделать свою продукцию устаревшей

Большинство из наиболее успешных компаний на арене высоких

технологий не побоялись сделать свои собственные товары и техно-

логии устаревшими. Есть изречение, которое объясняет этот фено-

мен: «Если ты не сделаешь свою продукцию устаревшей, это сделают

твои конкуренты». Если мы привыкнем рассматривать технологии

сквозь призму S-образной кривой, то появится возможность предви-

деть точку зрелости, в которой технология и ее продукты устареют.

Приверженность старым технологиям может показаться рациональ-

ным выбором в конкретный момент, но в будущем возникнет угроза

потери позиций на рынке.

Такой стратегии придерживаются компании Hewlett-Packard

(HP) и Intel Corporation. HP выпустила новый струйный принтер, прекрасно понимая, что продажи ее лазерных принтеров упадут.

Однако HP приступила к внедрению новинки, потому что в против-

ном случае конкуренты обязательно использовали бы эту техноло-

гию, захватив и рыночную долю. Intel выпускает новые чипы 80х86

в таком темпе, что конкурентам трудно противостоять. HP и Intel —

это пример двух компаний, которые не никогда не бывают удовлет-

ворены существующими технологиями, потому что учитывают нали-

чие конкурентной борьбы. Им удается побеждать благодаря

своевременному переходу с одной кривой развития технологии на

другую.

Признавайте существование конкурентов в смежных

отраслях

Очень часто представление о конкуренции ограничено опреде-

ленной отраслью. Если мы поглощены тем, что происходит только

в нашей отрасли, можно упустить из виду те изменения в смежных

отраслях, которые могут повлиять на успешность существующей

продукции или технологии. Например,9 IBM была настолько одер-

жима конкуренцией со стороны Fujitsu, Hitachi и Digital, производи-

телей компьютеров обычных размеров, что упустила из виду RISC

(вычисления с сокращенным набором команд), потому что ее конку-

ренты не интересовалась этой технологией. Но реальная угроза ис-

ходила от компаний, которые IBM не считала конкурентами,

например Sun Microsystems, использовавшей RISC для производства

всех чипов.

Сокращайте время на поиск рынка сбыта

Большим сходством с кривой развития технологии обладает S-об-

разная кривая для продукции, или кривая выхода на рынок, которая,

как считают маркетологи, иллюстрирует покупательское поведение

потребителей. Она отображает схему проникновения новых техно-

логий на рынок. Первые покупатели — это люди, поклонники-энтузи-

асты новейших технологий. Объемы продаж этой группе

покупателей относительно низки (около 2,5%)10. Им на смену прихо-

дят те, кто покупает ИТ, потому что они видят потенциал для отдачи и готовы рискнуть. Их число также не очень велико (около 14%).

Эти две категории представляют начальный этап проникновения на

рынок новой технологии. Большая часть покупателей ждет, пока

новинка докажет свою способность увеличить отдачу или получит

положительные отзывы. На этом этапе объемы продаж продукции

резко возрастают. Проникновение на рынок прекращается после

того, как данная технология сменяется другой, более привлекатель-

ной для потребителя. Кривая проникновения на рынок следует за

кривой развития технологии, потому что требуется время на приня-

тие продукции рынком.

Важно скоординировать две вышеописанные кривые. Один из

способов — создание продукции более эффективной, но сильно на-

поминающей ту, которую она заменяет. Так как проводить маркетин-

говые исследования по поводу новой продукции не придется, вывод

ее на рынок намного ускорится. Примером может служить компью-

тер с большим объемом памяти и скоростью чипов — обе эти черты

являются существенными усовершенствованиями более ранней про-

дукции, но для конечного потребителя способы применения не из-

меняются. Сокращение разрыва между кривой развития технологии

и кривой проникновения на рынок может быть полезным для сокра-

щения риска неудачи новых технологий.