ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: ТРУДНОСТИ ОЦЕНКИ ОКУПАЕМОСТИ ИТ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

«Цифровые» (ЦИК) и «физические» (ФИК) Интернет:компа:

нии. Одни Интернет-компании предоставляют цифровые по своей

природе товары и услуги посредством Интернета. Другие фирмы,

действующие в сфере интерактивной торговли, продают физичес-

кие товары, но они используют web-витрины, на которых покупате-

ли могут выбрать нужный товар. Какова разница между

окупаемостью ИТ для ЦИК и ФИК? Очевидно,8 что ИТ-капитал

(компьютерное программное и аппаратное обеспечение, сетевое

оборудование) существенным образом влияет на доход и прибыль

«цифровых», а не «физических» Интернет-компаний. Следовательно, ФИК должны тратить дополнительные усилия на преобразова-

ние ИТ-инвестиций в прибыль.

Новые показатели. С наступлением эры электронной коммерции

появилось множество новых показателей. Некоторые из них являют-

ся признаком продуманного инвестирования технологии или взаимо-

действия потребителя и компании. Среди таких показателей —

пропускная способность, поток информации, число обращений, ко-

личество уникальных посетителей, время соединения и «стабиль-

ность» web-сайтов. Хотя технология позволяет отслеживать эти

показатели, сложно установить взаимосвязь между ними и деятель-

ностью компании. Инвестиции в ИТ с целью увеличения пропуск-

ной способности не всегда влекут за собой повышение

эффективности функционирования компании. Подобное уравнение

окупаемости может быть решено с помощью методов, описанных

в этой книге.

Управление изменениями. С технологической точки зрения

за последние несколько лет произошло больше изменений, чем за

предшествующее десятилетие, и, возможно, чем произойдет за сле-

дующие десять лет. Поэтому внедрение новых технологий и управ-

ление инновациями стали повседневной необходимостью для

компаний. Навыки управления изменениями в сочетании с объек-

тивными критериями оценки помогут реализовать прибыль в измен-

чивом бизнес-окружении. Примером может служить переход

компании Cisco с Windows 95 на Windows 2000. Одним из изучаемых

показателей было количество синих экранов, то есть заблокирован-

ных операционных систем. Хотя это может показаться несуществен-

ным изменением, на деле переоборудование более 30 000 рабочих

мест по всему миру может вызвать серьезный срыв выполнения опе-

раций. Более того, это преобразование было одной из нескольких

инициатив внутри компании, не говоря о рыночных и экономичес-

ких изменениях. Эра электронной коммерции может навязать

модернизацию существующего программного и аппаратного обеспе-

чения. Для того чтобы добиться окупаемости ИТ, компании должны

разработать эффективные механизмы управления технологически-

ми изменениями.

Баланс власти. Электронная коммерция сыграла роль разруши-

тельной технологии в смещении баланса власти в деловых взаимоотношениях. Классическим примером могут служить обратные торги.

Представим себе, что компания General Electronics ищет издатель-

ство для публикации брошюр и каталогов своих товаров. Теперь GE

помещает объявление в сети, а издательства делают предложения

о заключении контракта. Подобным образом поступает и домовладе-

лец, который хочет получить ссуду под закладную. Обратные торги

позволяют различным банкам и финансовым агентам по всей стране

делать предложения о закладе имущества домовладельца. Смещение

власти в подобных взаимоотношениях предполагает, что окупае-

мость возрастет для той стороны, которая получает преимущество

с помощью электронной коммерции.

Каскадные эффекты. Наиболее перспективной сферой приме-

нения электронной коммерции является область взаимодействия

«бизнес-бизнес» (В2В). С точки зрения окупаемости, использование

В2В приносит прямую прибыль в виде повышения производитель-

ности. Кроме того, могут быть побочные прибыли, например

возможность прогнозирования взаимных требований между партне-

рами по бизнесу. В подобных ситуациях задача заключается в приме-

нении и оценке показателей для оценки ошибок в прогнозах,

количество которых можно сократить с помощью взаимодействия

«бизнес-бизнес» или снижения незавершенного производства посре-

дством своевременных заказов и поставок.

Ценность сотрудничества. Одним из парадоксов электронной

коммерции является то, что она оказывает самое существенное воз-

действие на координацию, а именно уровень координации бывает

сложнее всего оценить. Как изменились координационные издерж-

ки с появлением торговли через Internet? Это очень сложный воп-

рос, который может стать ключом к оценке окупаемости

электронной коммерции.

Некоторые компании получили прибыль, переложив груз управ-

ления запасами на плечи поставщиков (VMI). Результатом улучшен-

ной координации может стать сокращение ошибок в прогнозах и

снижение издержек на хранение запасов. Иногда сам факт, что про-

давец и покупатель осознают сложность процесса, может привести

к его совершенствованию механизмов. Например, во время эпиде-

мии гриппа изготовитель антигистаминных препаратов может

сотрудничать с сетью аптек, чтобы производить достаточное количество лекарства для торговых точек. В этом случае розничный тор-

говец оптимизирует торговые площади, сокращает количество прос-

роченных и возвращаемых изготовителю препаратов. В то же время

производитель может разработать соответствующий план выпуска

и распределения продукции, снижая вероятность дефицита запасов

или перепроизводства.

В последующие годы совместная деятельность будет открывать

новые возможности и ставить новые задачи в области оценки окупа-

емости. Руководителям и пользователям технологии стоит разраба-

тывать в своих сценариях новые критерии оценки окупаемости.

В качестве примера применения модели ИВАС (Глава 9) в этой

главе мы описываем опыт медицинской компании, которая внедри-

ла систему непрерывного сбора и анализа данных об окупаемости

технологии. Несмотря на то, что здесь рассмотрены вопросы из об-

ласти здравоохранения, информацию можно использовать и в дру-

гих отраслях. Такие задачи, как совместная работа с руководством

компании по разработке критериев оценки, преобразование эконо-

мических требований в конкретные действия и демонстрация значи-

мости ИТ высшему руководству, в равной степени актуальны для

всех отраслей бизнеса.

Цель изучения данного — найти подходы к решению проблем

вашей компании. Мы сделаем выводы по нашему исследованию

и предложим практические шаги, которые помогут инициировать

и осуществить проект по оценке окупаемости ИТ.

«Цифровые» (ЦИК) и «физические» (ФИК) Интернет:компа:

нии. Одни Интернет-компании предоставляют цифровые по своей

природе товары и услуги посредством Интернета. Другие фирмы,

действующие в сфере интерактивной торговли, продают физичес-

кие товары, но они используют web-витрины, на которых покупате-

ли могут выбрать нужный товар. Какова разница между

окупаемостью ИТ для ЦИК и ФИК? Очевидно,8 что ИТ-капитал

(компьютерное программное и аппаратное обеспечение, сетевое

оборудование) существенным образом влияет на доход и прибыль

«цифровых», а не «физических» Интернет-компаний. Следовательно, ФИК должны тратить дополнительные усилия на преобразова-

ние ИТ-инвестиций в прибыль.

Новые показатели. С наступлением эры электронной коммерции

появилось множество новых показателей. Некоторые из них являют-

ся признаком продуманного инвестирования технологии или взаимо-

действия потребителя и компании. Среди таких показателей —

пропускная способность, поток информации, число обращений, ко-

личество уникальных посетителей, время соединения и «стабиль-

ность» web-сайтов. Хотя технология позволяет отслеживать эти

показатели, сложно установить взаимосвязь между ними и деятель-

ностью компании. Инвестиции в ИТ с целью увеличения пропуск-

ной способности не всегда влекут за собой повышение

эффективности функционирования компании. Подобное уравнение

окупаемости может быть решено с помощью методов, описанных

в этой книге.

Управление изменениями. С технологической точки зрения

за последние несколько лет произошло больше изменений, чем за

предшествующее десятилетие, и, возможно, чем произойдет за сле-

дующие десять лет. Поэтому внедрение новых технологий и управ-

ление инновациями стали повседневной необходимостью для

компаний. Навыки управления изменениями в сочетании с объек-

тивными критериями оценки помогут реализовать прибыль в измен-

чивом бизнес-окружении. Примером может служить переход

компании Cisco с Windows 95 на Windows 2000. Одним из изучаемых

показателей было количество синих экранов, то есть заблокирован-

ных операционных систем. Хотя это может показаться несуществен-

ным изменением, на деле переоборудование более 30 000 рабочих

мест по всему миру может вызвать серьезный срыв выполнения опе-

раций. Более того, это преобразование было одной из нескольких

инициатив внутри компании, не говоря о рыночных и экономичес-

ких изменениях. Эра электронной коммерции может навязать

модернизацию существующего программного и аппаратного обеспе-

чения. Для того чтобы добиться окупаемости ИТ, компании должны

разработать эффективные механизмы управления технологически-

ми изменениями.

Баланс власти. Электронная коммерция сыграла роль разруши-

тельной технологии в смещении баланса власти в деловых взаимоотношениях. Классическим примером могут служить обратные торги.

Представим себе, что компания General Electronics ищет издатель-

ство для публикации брошюр и каталогов своих товаров. Теперь GE

помещает объявление в сети, а издательства делают предложения

о заключении контракта. Подобным образом поступает и домовладе-

лец, который хочет получить ссуду под закладную. Обратные торги

позволяют различным банкам и финансовым агентам по всей стране

делать предложения о закладе имущества домовладельца. Смещение

власти в подобных взаимоотношениях предполагает, что окупае-

мость возрастет для той стороны, которая получает преимущество

с помощью электронной коммерции.

Каскадные эффекты. Наиболее перспективной сферой приме-

нения электронной коммерции является область взаимодействия

«бизнес-бизнес» (В2В). С точки зрения окупаемости, использование

В2В приносит прямую прибыль в виде повышения производитель-

ности. Кроме того, могут быть побочные прибыли, например

возможность прогнозирования взаимных требований между партне-

рами по бизнесу. В подобных ситуациях задача заключается в приме-

нении и оценке показателей для оценки ошибок в прогнозах,

количество которых можно сократить с помощью взаимодействия

«бизнес-бизнес» или снижения незавершенного производства посре-

дством своевременных заказов и поставок.

Ценность сотрудничества. Одним из парадоксов электронной

коммерции является то, что она оказывает самое существенное воз-

действие на координацию, а именно уровень координации бывает

сложнее всего оценить. Как изменились координационные издерж-

ки с появлением торговли через Internet? Это очень сложный воп-

рос, который может стать ключом к оценке окупаемости

электронной коммерции.

Некоторые компании получили прибыль, переложив груз управ-

ления запасами на плечи поставщиков (VMI). Результатом улучшен-

ной координации может стать сокращение ошибок в прогнозах и

снижение издержек на хранение запасов. Иногда сам факт, что про-

давец и покупатель осознают сложность процесса, может привести

к его совершенствованию механизмов. Например, во время эпиде-

мии гриппа изготовитель антигистаминных препаратов может

сотрудничать с сетью аптек, чтобы производить достаточное количество лекарства для торговых точек. В этом случае розничный тор-

говец оптимизирует торговые площади, сокращает количество прос-

роченных и возвращаемых изготовителю препаратов. В то же время

производитель может разработать соответствующий план выпуска

и распределения продукции, снижая вероятность дефицита запасов

или перепроизводства.

В последующие годы совместная деятельность будет открывать

новые возможности и ставить новые задачи в области оценки окупа-

емости. Руководителям и пользователям технологии стоит разраба-

тывать в своих сценариях новые критерии оценки окупаемости.

В качестве примера применения модели ИВАС (Глава 9) в этой

главе мы описываем опыт медицинской компании, которая внедри-

ла систему непрерывного сбора и анализа данных об окупаемости

технологии. Несмотря на то, что здесь рассмотрены вопросы из об-

ласти здравоохранения, информацию можно использовать и в дру-

гих отраслях. Такие задачи, как совместная работа с руководством

компании по разработке критериев оценки, преобразование эконо-

мических требований в конкретные действия и демонстрация значи-

мости ИТ высшему руководству, в равной степени актуальны для

всех отраслей бизнеса.

Цель изучения данного — найти подходы к решению проблем

вашей компании. Мы сделаем выводы по нашему исследованию

и предложим практические шаги, которые помогут инициировать

и осуществить проект по оценке окупаемости ИТ.