ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: ТРУДНОСТИ ОЦЕНКИ ОКУПАЕМОСТИ ИТ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
«Цифровые» (ЦИК) и «физические» (ФИК) Интернет:компа:
нии. Одни Интернет-компании предоставляют цифровые по своей
природе товары и услуги посредством Интернета. Другие фирмы,
действующие в сфере интерактивной торговли, продают физичес-
кие товары, но они используют web-витрины, на которых покупате-
ли могут выбрать нужный товар. Какова разница между
окупаемостью ИТ для ЦИК и ФИК? Очевидно,8 что ИТ-капитал
(компьютерное программное и аппаратное обеспечение, сетевое
оборудование) существенным образом влияет на доход и прибыль
«цифровых», а не «физических» Интернет-компаний. Следовательно, ФИК должны тратить дополнительные усилия на преобразова-
ние ИТ-инвестиций в прибыль.
Новые показатели. С наступлением эры электронной коммерции
появилось множество новых показателей. Некоторые из них являют-
ся признаком продуманного инвестирования технологии или взаимо-
действия потребителя и компании. Среди таких показателей —
пропускная способность, поток информации, число обращений, ко-
личество уникальных посетителей, время соединения и «стабиль-
ность» web-сайтов. Хотя технология позволяет отслеживать эти
показатели, сложно установить взаимосвязь между ними и деятель-
ностью компании. Инвестиции в ИТ с целью увеличения пропуск-
ной способности не всегда влекут за собой повышение
эффективности функционирования компании. Подобное уравнение
окупаемости может быть решено с помощью методов, описанных
в этой книге.
Управление изменениями. С технологической точки зрения
за последние несколько лет произошло больше изменений, чем за
предшествующее десятилетие, и, возможно, чем произойдет за сле-
дующие десять лет. Поэтому внедрение новых технологий и управ-
ление инновациями стали повседневной необходимостью для
компаний. Навыки управления изменениями в сочетании с объек-
тивными критериями оценки помогут реализовать прибыль в измен-
чивом бизнес-окружении. Примером может служить переход
компании Cisco с Windows 95 на Windows 2000. Одним из изучаемых
показателей было количество синих экранов, то есть заблокирован-
ных операционных систем. Хотя это может показаться несуществен-
ным изменением, на деле переоборудование более 30 000 рабочих
мест по всему миру может вызвать серьезный срыв выполнения опе-
раций. Более того, это преобразование было одной из нескольких
инициатив внутри компании, не говоря о рыночных и экономичес-
ких изменениях. Эра электронной коммерции может навязать
модернизацию существующего программного и аппаратного обеспе-
чения. Для того чтобы добиться окупаемости ИТ, компании должны
разработать эффективные механизмы управления технологически-
ми изменениями.
Баланс власти. Электронная коммерция сыграла роль разруши-
тельной технологии в смещении баланса власти в деловых взаимоотношениях. Классическим примером могут служить обратные торги.
Представим себе, что компания General Electronics ищет издатель-
ство для публикации брошюр и каталогов своих товаров. Теперь GE
помещает объявление в сети, а издательства делают предложения
о заключении контракта. Подобным образом поступает и домовладе-
лец, который хочет получить ссуду под закладную. Обратные торги
позволяют различным банкам и финансовым агентам по всей стране
делать предложения о закладе имущества домовладельца. Смещение
власти в подобных взаимоотношениях предполагает, что окупае-
мость возрастет для той стороны, которая получает преимущество
с помощью электронной коммерции.
Каскадные эффекты. Наиболее перспективной сферой приме-
нения электронной коммерции является область взаимодействия
«бизнес-бизнес» (В2В). С точки зрения окупаемости, использование
В2В приносит прямую прибыль в виде повышения производитель-
ности. Кроме того, могут быть побочные прибыли, например
возможность прогнозирования взаимных требований между партне-
рами по бизнесу. В подобных ситуациях задача заключается в приме-
нении и оценке показателей для оценки ошибок в прогнозах,
количество которых можно сократить с помощью взаимодействия
«бизнес-бизнес» или снижения незавершенного производства посре-
дством своевременных заказов и поставок.
Ценность сотрудничества. Одним из парадоксов электронной
коммерции является то, что она оказывает самое существенное воз-
действие на координацию, а именно уровень координации бывает
сложнее всего оценить. Как изменились координационные издерж-
ки с появлением торговли через Internet? Это очень сложный воп-
рос, который может стать ключом к оценке окупаемости
электронной коммерции.
Некоторые компании получили прибыль, переложив груз управ-
ления запасами на плечи поставщиков (VMI). Результатом улучшен-
ной координации может стать сокращение ошибок в прогнозах и
снижение издержек на хранение запасов. Иногда сам факт, что про-
давец и покупатель осознают сложность процесса, может привести
к его совершенствованию механизмов. Например, во время эпиде-
мии гриппа изготовитель антигистаминных препаратов может
сотрудничать с сетью аптек, чтобы производить достаточное количество лекарства для торговых точек. В этом случае розничный тор-
говец оптимизирует торговые площади, сокращает количество прос-
роченных и возвращаемых изготовителю препаратов. В то же время
производитель может разработать соответствующий план выпуска
и распределения продукции, снижая вероятность дефицита запасов
или перепроизводства.
В последующие годы совместная деятельность будет открывать
новые возможности и ставить новые задачи в области оценки окупа-
емости. Руководителям и пользователям технологии стоит разраба-
тывать в своих сценариях новые критерии оценки окупаемости.
В качестве примера применения модели ИВАС (Глава 9) в этой
главе мы описываем опыт медицинской компании, которая внедри-
ла систему непрерывного сбора и анализа данных об окупаемости
технологии. Несмотря на то, что здесь рассмотрены вопросы из об-
ласти здравоохранения, информацию можно использовать и в дру-
гих отраслях. Такие задачи, как совместная работа с руководством
компании по разработке критериев оценки, преобразование эконо-
мических требований в конкретные действия и демонстрация значи-
мости ИТ высшему руководству, в равной степени актуальны для
всех отраслей бизнеса.
Цель изучения данного — найти подходы к решению проблем
вашей компании. Мы сделаем выводы по нашему исследованию
и предложим практические шаги, которые помогут инициировать
и осуществить проект по оценке окупаемости ИТ.
«Цифровые» (ЦИК) и «физические» (ФИК) Интернет:компа:
нии. Одни Интернет-компании предоставляют цифровые по своей
природе товары и услуги посредством Интернета. Другие фирмы,
действующие в сфере интерактивной торговли, продают физичес-
кие товары, но они используют web-витрины, на которых покупате-
ли могут выбрать нужный товар. Какова разница между
окупаемостью ИТ для ЦИК и ФИК? Очевидно,8 что ИТ-капитал
(компьютерное программное и аппаратное обеспечение, сетевое
оборудование) существенным образом влияет на доход и прибыль
«цифровых», а не «физических» Интернет-компаний. Следовательно, ФИК должны тратить дополнительные усилия на преобразова-
ние ИТ-инвестиций в прибыль.
Новые показатели. С наступлением эры электронной коммерции
появилось множество новых показателей. Некоторые из них являют-
ся признаком продуманного инвестирования технологии или взаимо-
действия потребителя и компании. Среди таких показателей —
пропускная способность, поток информации, число обращений, ко-
личество уникальных посетителей, время соединения и «стабиль-
ность» web-сайтов. Хотя технология позволяет отслеживать эти
показатели, сложно установить взаимосвязь между ними и деятель-
ностью компании. Инвестиции в ИТ с целью увеличения пропуск-
ной способности не всегда влекут за собой повышение
эффективности функционирования компании. Подобное уравнение
окупаемости может быть решено с помощью методов, описанных
в этой книге.
Управление изменениями. С технологической точки зрения
за последние несколько лет произошло больше изменений, чем за
предшествующее десятилетие, и, возможно, чем произойдет за сле-
дующие десять лет. Поэтому внедрение новых технологий и управ-
ление инновациями стали повседневной необходимостью для
компаний. Навыки управления изменениями в сочетании с объек-
тивными критериями оценки помогут реализовать прибыль в измен-
чивом бизнес-окружении. Примером может служить переход
компании Cisco с Windows 95 на Windows 2000. Одним из изучаемых
показателей было количество синих экранов, то есть заблокирован-
ных операционных систем. Хотя это может показаться несуществен-
ным изменением, на деле переоборудование более 30 000 рабочих
мест по всему миру может вызвать серьезный срыв выполнения опе-
раций. Более того, это преобразование было одной из нескольких
инициатив внутри компании, не говоря о рыночных и экономичес-
ких изменениях. Эра электронной коммерции может навязать
модернизацию существующего программного и аппаратного обеспе-
чения. Для того чтобы добиться окупаемости ИТ, компании должны
разработать эффективные механизмы управления технологически-
ми изменениями.
Баланс власти. Электронная коммерция сыграла роль разруши-
тельной технологии в смещении баланса власти в деловых взаимоотношениях. Классическим примером могут служить обратные торги.
Представим себе, что компания General Electronics ищет издатель-
ство для публикации брошюр и каталогов своих товаров. Теперь GE
помещает объявление в сети, а издательства делают предложения
о заключении контракта. Подобным образом поступает и домовладе-
лец, который хочет получить ссуду под закладную. Обратные торги
позволяют различным банкам и финансовым агентам по всей стране
делать предложения о закладе имущества домовладельца. Смещение
власти в подобных взаимоотношениях предполагает, что окупае-
мость возрастет для той стороны, которая получает преимущество
с помощью электронной коммерции.
Каскадные эффекты. Наиболее перспективной сферой приме-
нения электронной коммерции является область взаимодействия
«бизнес-бизнес» (В2В). С точки зрения окупаемости, использование
В2В приносит прямую прибыль в виде повышения производитель-
ности. Кроме того, могут быть побочные прибыли, например
возможность прогнозирования взаимных требований между партне-
рами по бизнесу. В подобных ситуациях задача заключается в приме-
нении и оценке показателей для оценки ошибок в прогнозах,
количество которых можно сократить с помощью взаимодействия
«бизнес-бизнес» или снижения незавершенного производства посре-
дством своевременных заказов и поставок.
Ценность сотрудничества. Одним из парадоксов электронной
коммерции является то, что она оказывает самое существенное воз-
действие на координацию, а именно уровень координации бывает
сложнее всего оценить. Как изменились координационные издерж-
ки с появлением торговли через Internet? Это очень сложный воп-
рос, который может стать ключом к оценке окупаемости
электронной коммерции.
Некоторые компании получили прибыль, переложив груз управ-
ления запасами на плечи поставщиков (VMI). Результатом улучшен-
ной координации может стать сокращение ошибок в прогнозах и
снижение издержек на хранение запасов. Иногда сам факт, что про-
давец и покупатель осознают сложность процесса, может привести
к его совершенствованию механизмов. Например, во время эпиде-
мии гриппа изготовитель антигистаминных препаратов может
сотрудничать с сетью аптек, чтобы производить достаточное количество лекарства для торговых точек. В этом случае розничный тор-
говец оптимизирует торговые площади, сокращает количество прос-
роченных и возвращаемых изготовителю препаратов. В то же время
производитель может разработать соответствующий план выпуска
и распределения продукции, снижая вероятность дефицита запасов
или перепроизводства.
В последующие годы совместная деятельность будет открывать
новые возможности и ставить новые задачи в области оценки окупа-
емости. Руководителям и пользователям технологии стоит разраба-
тывать в своих сценариях новые критерии оценки окупаемости.
В качестве примера применения модели ИВАС (Глава 9) в этой
главе мы описываем опыт медицинской компании, которая внедри-
ла систему непрерывного сбора и анализа данных об окупаемости
технологии. Несмотря на то, что здесь рассмотрены вопросы из об-
ласти здравоохранения, информацию можно использовать и в дру-
гих отраслях. Такие задачи, как совместная работа с руководством
компании по разработке критериев оценки, преобразование эконо-
мических требований в конкретные действия и демонстрация значи-
мости ИТ высшему руководству, в равной степени актуальны для
всех отраслей бизнеса.
Цель изучения данного — найти подходы к решению проблем
вашей компании. Мы сделаем выводы по нашему исследованию
и предложим практические шаги, которые помогут инициировать
и осуществить проект по оценке окупаемости ИТ.