РЕЗЮМЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

Итак, важно четко представлять себе общий курс инвестирова-

ния ИТ, прежде чем определять, какие данные нужно собрать и про-

анализировать. Необходимо объединить все детали процесса

инвестирования ИТ с помощью следующих вопросов:

1. Какие факторы привели к появлению интереса к ИТ?

2. Какие предположения были сделаны до осуществления ин-

вестирования?

3. Какие рабочие взаимоотношения сложились между ответ-

ственными людьми?

4. Были ли определены критерии оценки успеха?

5. Какие активы были созданы?

6. Какие дополнительные изменения в процессе обучения,

вознаграждения, отчетности и т.д. имели место?

7. Какие промежуточные переменные были затронуты?

8. Каким образом промежуточные переменные связаны с пос-

ледствиями для организации?

9. Наблюдалось ли воздействие ИТ на промежуточном уровне?

10. Повлияли ли факторы конкуренции на изменения на орга-

низационном уровне?

С помощью подхода с точки зрения процесса можно определить,

было ли инвестирование корректным, были ли активы использова-

ны надлежащим образом и произошли ли положительные для орга-

низации изменения. Если все это наблюдалось, в какой именно

области произошло улучшение — в области производительности,

прибыльности или потребительской стоимости? Тем не менее, под-

ход с точки зрения процесса не решит всех вопросов отдачи и не мо-

жет сам по себе повысить рентабельность ИТ. Отдача зависит от

взаимодополняемости видов деятельности и активов, которые вклю-

чают в себя обучение персонала, механизмы вознаграждения, физи-

ческую инфраструктуру, точно выбранный тип технологии,

программное обеспечение, современные и эффективные средства

связи, планирование всех процессов и систем, хорошо продуманную

стратегию и целенаправленное применение этих мер.

Понятно, что основанная на прибыли финансовая оценка явля-

ется только одним из критериев определения окупаемости ИТ. Под-

ход с точки зрения процесса выявляет остальные критерии

сбалансированной оценки реальной отдачи, объясняя причины воз-

можных неудач, даже если многие из них в итоге влияют на конеч-

ный финансовый результат. Основываясь на этом, Каплан и Нортон

из Гарвардского университета разработали систему сбалансирован-

ных показателей (ССП) для оценки эффективности функционирова-

ния организации. В следующей главе мы рассмотрим подход ССП.

Метрика — это термин, связанный с оценкой. Цели установлен-

ной метрики — прослеживание и оценка эффективности функциони-

рования, системы, обратной связи и усовершенствования

организации. Критерием оценки может служить прибыль на капита-

ловложения в новую систему поддержки принятия решений или ко-

личество линий безошибочного кода для поставщиков

информационных приложений. В упрощенном варианте это харак-

теристика системы, организации или процесса, которая может быть

выражена в цифрах. Двумя большими категориями метрики ИТ яв-

ляются финансовая метрика и операционная метрика.

Финансовая метрика основана на издержках и традиционно явля-

ется центром внимания бухгалтерии и финансовых отделов органи-

заций. Операционная метрика учитывает эффективность основных

функций организации. Например, для организаций здравоохране-

ния финансовая метрика может состоять из выручки пациентов,

чистого дохода, валового дохода и так далее, а операционная метри-

ка для отделения кардиологии включает в себя количество проце-

дур, длительность пребывания пациентов, смертность и так далее.

В производственной сфере финансовые показатели обычно предс-

тавляют собой размер издержек различных категорий, а операцион-

ная метрика включает в себя число партий продукции (гибкость),

показатели брака и переработки (качество) и количество произве-

денных за час деталей (эффективность). Данными критериями оцен-

ки занимаются функциональные менеджеры и контролеры. Чтобы

ощутить ритм организации, руководители контролируют как финан-

совые, так и операционные критерии оценки.

Итак, важно четко представлять себе общий курс инвестирова-

ния ИТ, прежде чем определять, какие данные нужно собрать и про-

анализировать. Необходимо объединить все детали процесса

инвестирования ИТ с помощью следующих вопросов:

1. Какие факторы привели к появлению интереса к ИТ?

2. Какие предположения были сделаны до осуществления ин-

вестирования?

3. Какие рабочие взаимоотношения сложились между ответ-

ственными людьми?

4. Были ли определены критерии оценки успеха?

5. Какие активы были созданы?

6. Какие дополнительные изменения в процессе обучения,

вознаграждения, отчетности и т.д. имели место?

7. Какие промежуточные переменные были затронуты?

8. Каким образом промежуточные переменные связаны с пос-

ледствиями для организации?

9. Наблюдалось ли воздействие ИТ на промежуточном уровне?

10. Повлияли ли факторы конкуренции на изменения на орга-

низационном уровне?

С помощью подхода с точки зрения процесса можно определить,

было ли инвестирование корректным, были ли активы использова-

ны надлежащим образом и произошли ли положительные для орга-

низации изменения. Если все это наблюдалось, в какой именно

области произошло улучшение — в области производительности,

прибыльности или потребительской стоимости? Тем не менее, под-

ход с точки зрения процесса не решит всех вопросов отдачи и не мо-

жет сам по себе повысить рентабельность ИТ. Отдача зависит от

взаимодополняемости видов деятельности и активов, которые вклю-

чают в себя обучение персонала, механизмы вознаграждения, физи-

ческую инфраструктуру, точно выбранный тип технологии,

программное обеспечение, современные и эффективные средства

связи, планирование всех процессов и систем, хорошо продуманную

стратегию и целенаправленное применение этих мер.

Понятно, что основанная на прибыли финансовая оценка явля-

ется только одним из критериев определения окупаемости ИТ. Под-

ход с точки зрения процесса выявляет остальные критерии

сбалансированной оценки реальной отдачи, объясняя причины воз-

можных неудач, даже если многие из них в итоге влияют на конеч-

ный финансовый результат. Основываясь на этом, Каплан и Нортон

из Гарвардского университета разработали систему сбалансирован-

ных показателей (ССП) для оценки эффективности функционирова-

ния организации. В следующей главе мы рассмотрим подход ССП.

Метрика — это термин, связанный с оценкой. Цели установлен-

ной метрики — прослеживание и оценка эффективности функциони-

рования, системы, обратной связи и усовершенствования

организации. Критерием оценки может служить прибыль на капита-

ловложения в новую систему поддержки принятия решений или ко-

личество линий безошибочного кода для поставщиков

информационных приложений. В упрощенном варианте это харак-

теристика системы, организации или процесса, которая может быть

выражена в цифрах. Двумя большими категориями метрики ИТ яв-

ляются финансовая метрика и операционная метрика.

Финансовая метрика основана на издержках и традиционно явля-

ется центром внимания бухгалтерии и финансовых отделов органи-

заций. Операционная метрика учитывает эффективность основных

функций организации. Например, для организаций здравоохране-

ния финансовая метрика может состоять из выручки пациентов,

чистого дохода, валового дохода и так далее, а операционная метри-

ка для отделения кардиологии включает в себя количество проце-

дур, длительность пребывания пациентов, смертность и так далее.

В производственной сфере финансовые показатели обычно предс-

тавляют собой размер издержек различных категорий, а операцион-

ная метрика включает в себя число партий продукции (гибкость),

показатели брака и переработки (качество) и количество произве-

денных за час деталей (эффективность). Данными критериями оцен-

ки занимаются функциональные менеджеры и контролеры. Чтобы

ощутить ритм организации, руководители контролируют как финан-

совые, так и операционные критерии оценки.