РЕЗЮМЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
Итак, важно четко представлять себе общий курс инвестирова-
ния ИТ, прежде чем определять, какие данные нужно собрать и про-
анализировать. Необходимо объединить все детали процесса
инвестирования ИТ с помощью следующих вопросов:
1. Какие факторы привели к появлению интереса к ИТ?
2. Какие предположения были сделаны до осуществления ин-
вестирования?
3. Какие рабочие взаимоотношения сложились между ответ-
ственными людьми?
4. Были ли определены критерии оценки успеха?
5. Какие активы были созданы?
6. Какие дополнительные изменения в процессе обучения,
вознаграждения, отчетности и т.д. имели место?
7. Какие промежуточные переменные были затронуты?
8. Каким образом промежуточные переменные связаны с пос-
ледствиями для организации?
9. Наблюдалось ли воздействие ИТ на промежуточном уровне?
10. Повлияли ли факторы конкуренции на изменения на орга-
низационном уровне?
С помощью подхода с точки зрения процесса можно определить,
было ли инвестирование корректным, были ли активы использова-
ны надлежащим образом и произошли ли положительные для орга-
низации изменения. Если все это наблюдалось, в какой именно
области произошло улучшение — в области производительности,
прибыльности или потребительской стоимости? Тем не менее, под-
ход с точки зрения процесса не решит всех вопросов отдачи и не мо-
жет сам по себе повысить рентабельность ИТ. Отдача зависит от
взаимодополняемости видов деятельности и активов, которые вклю-
чают в себя обучение персонала, механизмы вознаграждения, физи-
ческую инфраструктуру, точно выбранный тип технологии,
программное обеспечение, современные и эффективные средства
связи, планирование всех процессов и систем, хорошо продуманную
стратегию и целенаправленное применение этих мер.
Понятно, что основанная на прибыли финансовая оценка явля-
ется только одним из критериев определения окупаемости ИТ. Под-
ход с точки зрения процесса выявляет остальные критерии
сбалансированной оценки реальной отдачи, объясняя причины воз-
можных неудач, даже если многие из них в итоге влияют на конеч-
ный финансовый результат. Основываясь на этом, Каплан и Нортон
из Гарвардского университета разработали систему сбалансирован-
ных показателей (ССП) для оценки эффективности функционирова-
ния организации. В следующей главе мы рассмотрим подход ССП.
Метрика — это термин, связанный с оценкой. Цели установлен-
ной метрики — прослеживание и оценка эффективности функциони-
рования, системы, обратной связи и усовершенствования
организации. Критерием оценки может служить прибыль на капита-
ловложения в новую систему поддержки принятия решений или ко-
личество линий безошибочного кода для поставщиков
информационных приложений. В упрощенном варианте это харак-
теристика системы, организации или процесса, которая может быть
выражена в цифрах. Двумя большими категориями метрики ИТ яв-
ляются финансовая метрика и операционная метрика.
Финансовая метрика основана на издержках и традиционно явля-
ется центром внимания бухгалтерии и финансовых отделов органи-
заций. Операционная метрика учитывает эффективность основных
функций организации. Например, для организаций здравоохране-
ния финансовая метрика может состоять из выручки пациентов,
чистого дохода, валового дохода и так далее, а операционная метри-
ка для отделения кардиологии включает в себя количество проце-
дур, длительность пребывания пациентов, смертность и так далее.
В производственной сфере финансовые показатели обычно предс-
тавляют собой размер издержек различных категорий, а операцион-
ная метрика включает в себя число партий продукции (гибкость),
показатели брака и переработки (качество) и количество произве-
денных за час деталей (эффективность). Данными критериями оцен-
ки занимаются функциональные менеджеры и контролеры. Чтобы
ощутить ритм организации, руководители контролируют как финан-
совые, так и операционные критерии оценки.
Итак, важно четко представлять себе общий курс инвестирова-
ния ИТ, прежде чем определять, какие данные нужно собрать и про-
анализировать. Необходимо объединить все детали процесса
инвестирования ИТ с помощью следующих вопросов:
1. Какие факторы привели к появлению интереса к ИТ?
2. Какие предположения были сделаны до осуществления ин-
вестирования?
3. Какие рабочие взаимоотношения сложились между ответ-
ственными людьми?
4. Были ли определены критерии оценки успеха?
5. Какие активы были созданы?
6. Какие дополнительные изменения в процессе обучения,
вознаграждения, отчетности и т.д. имели место?
7. Какие промежуточные переменные были затронуты?
8. Каким образом промежуточные переменные связаны с пос-
ледствиями для организации?
9. Наблюдалось ли воздействие ИТ на промежуточном уровне?
10. Повлияли ли факторы конкуренции на изменения на орга-
низационном уровне?
С помощью подхода с точки зрения процесса можно определить,
было ли инвестирование корректным, были ли активы использова-
ны надлежащим образом и произошли ли положительные для орга-
низации изменения. Если все это наблюдалось, в какой именно
области произошло улучшение — в области производительности,
прибыльности или потребительской стоимости? Тем не менее, под-
ход с точки зрения процесса не решит всех вопросов отдачи и не мо-
жет сам по себе повысить рентабельность ИТ. Отдача зависит от
взаимодополняемости видов деятельности и активов, которые вклю-
чают в себя обучение персонала, механизмы вознаграждения, физи-
ческую инфраструктуру, точно выбранный тип технологии,
программное обеспечение, современные и эффективные средства
связи, планирование всех процессов и систем, хорошо продуманную
стратегию и целенаправленное применение этих мер.
Понятно, что основанная на прибыли финансовая оценка явля-
ется только одним из критериев определения окупаемости ИТ. Под-
ход с точки зрения процесса выявляет остальные критерии
сбалансированной оценки реальной отдачи, объясняя причины воз-
можных неудач, даже если многие из них в итоге влияют на конеч-
ный финансовый результат. Основываясь на этом, Каплан и Нортон
из Гарвардского университета разработали систему сбалансирован-
ных показателей (ССП) для оценки эффективности функционирова-
ния организации. В следующей главе мы рассмотрим подход ССП.
Метрика — это термин, связанный с оценкой. Цели установлен-
ной метрики — прослеживание и оценка эффективности функциони-
рования, системы, обратной связи и усовершенствования
организации. Критерием оценки может служить прибыль на капита-
ловложения в новую систему поддержки принятия решений или ко-
личество линий безошибочного кода для поставщиков
информационных приложений. В упрощенном варианте это харак-
теристика системы, организации или процесса, которая может быть
выражена в цифрах. Двумя большими категориями метрики ИТ яв-
ляются финансовая метрика и операционная метрика.
Финансовая метрика основана на издержках и традиционно явля-
ется центром внимания бухгалтерии и финансовых отделов органи-
заций. Операционная метрика учитывает эффективность основных
функций организации. Например, для организаций здравоохране-
ния финансовая метрика может состоять из выручки пациентов,
чистого дохода, валового дохода и так далее, а операционная метри-
ка для отделения кардиологии включает в себя количество проце-
дур, длительность пребывания пациентов, смертность и так далее.
В производственной сфере финансовые показатели обычно предс-
тавляют собой размер издержек различных категорий, а операцион-
ная метрика включает в себя число партий продукции (гибкость),
показатели брака и переработки (качество) и количество произве-
денных за час деталей (эффективность). Данными критериями оцен-
ки занимаются функциональные менеджеры и контролеры. Чтобы
ощутить ритм организации, руководители контролируют как финан-
совые, так и операционные критерии оценки.