ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
Сог и Маркус изучили все различия между двумя подходами и взя-
ли за основу существующие схемы, предлагающие подход с точки
зрения процесса для оценки рентабельности информационных тех-
нологий.2 Основываясь на полученных данных, они предположили,
что расходы на ИТ в сочетании с удачным менеджментом создают
информационные активы, надлежащее использование которых дает
положительный результат действия новых технологий (Рисунок
5.1). Только после того, как подобные последствия работы ИТ реали-
зованы, можно ожидать прибыли для организации. Создание инфор-
мационных активов и их последующее использование следует
рассматривать как перевод прибыли от ИТ на следующий этап про-
цесса создания стоимости организации. Однако влияние инвести-
ций в высокие технологии на эффективность функционирования компании зависит от динамики отраслевого рынка и позиции орга-
низации на рынке. Например, благодаря конкурентной природе
отрасли, выгода, полученная от совершенствования процессов
и технологии в области производства персональных компьютеров,
передается конечному потребителю посредством снижения цен.
Как видно из предыдущего раздела, подход с точки зрения про-
цесса открывает «черный ящик» взаимосвязи между инвестировани-
ем в информационные технологии и отдачей и позволяет нам
понять важность дополнительных инвестиций, обеспечивающих
успех капиталовложений в ИТ.
Мы не утверждаем, что с помощью подхода с точки зрения изме-
нений невозможно изучить каждый из вышеперечисленных этапов.
При наличии набора действенных и последовательных методов
оценки подход с точки зрения изменений может быть весьма эффек-
тивен. Однако пока мы не достигли той точки, в которой возможно
определить, что представляют собой дополнительные инвестиции.
Подход с точки зрения процесса предлагает нам эффективное сред-
ство изучения вопроса окупаемости ИТ. Модель активов-послед-
ствий Сога и Маркуса помогает понять и правильно осуществить все
этапы инвестирования в информационные технологии. Теперь, ког-
да мы получили представление о преимуществах подходов к окупаемости ИТ с точки зрения процесса и изменений, имеет смысл рас-
смотреть сценарий, в котором применяется подход с точки зрения
процесса.
ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА: ПРИМЕНЕНИЕ
В 1990-е годы прошла волна реорганизации бизнес-процессов
(РБП), когда многие компании вкладывали значительные ресурсы в
реконструкцию процессов и способов ведения бизнеса. Эти рефор-
мы коснулись разных областей — от управления взаимоотношения-
ми с клиентами до выполнения заказов, от проектирования частей
самолетов до распространения информации в пределах организа-
ции. Примерами блестящего успеха РБП в области усовер-
шенствования процессов могут служить компании Ford Motor
(усовершенствование системы расчетов)3, а также CIGNA
Corporation (улучшение обслуживания клиентов и повышение каче-
ства продукции при сокращении эксплуатационных расходов).4
Но можно привести столько же примеров, когда РБП не оправ-
дывала ожиданий. Итак, остается вопрос: приносит ли РБП пользу
организации? Изучая этот вопрос, Коли и Ходли в Центре исследо-
ваний в области информации в Балтиморе в 1995 году начали иссле-
дование, чтобы понять, как организации оценивают результаты
РБП.5 Они изучили опыт 200 компаний, которые провели РБП.
Однако исследование не достигло своей цели. Во-первых, компании
по-разному определяли для себя РБП — от дополнительных усовер-
шенствований до радикальных изменений в процессе, поэтому не-
возможно было произвести корректное сравнение. Во-вторых,
ожидания относительно результатов РБП значительно различались
внутри организаций, следовательно, то, что было успехом в одной
организации, могло считаться неудачей в другой. В-третьих, система
оценки варьировалась в зависимости от процессов и организаций,
от оценки удовлетворенности клиентов до прибыли на капиталовложения и сокращения времени цикла. Было понятно, что подход
с точки зрения изменений потерпит неудачу при отсутствии четко
определенных целей оценки. Поэтому здесь был использован под-
ход с точки зрения процесса. Были отобраны три организации для
изучения процесса оценки РБП. Результаты показали, что у органи-
заций, которые концентрировали внимание на одной из целей — по-
вышении производительности, прибыльности или обеспечение
потребительской стоимости, — было больше шансов наблюдать вы-
году от РБП. Еще одним открытием было то, что когда фирмы отно-
сились к РБП как к черному ящику, результаты часто были основаны
на вере, а не на фактах. Следовательно, фирмы, методично изучав-
шие процесс РБП, получали ожидаемые прибыли. Третьим открове-
нием стал тот факт, что владельцы процесса стремились к макси-
мизации локальной отдачи от РБП, не уделяя должного внимания об-
щему воздействию на фирму. В некоторых случаях совершенствова-
ние одного процесса происходило в ущерб другому. Подход с точки
зрения процесса обнаружил случаи, когда создавались активы для
проведения значительной РБП и возникала добавленная стоимость
на уровне процесса, однако последствия для организации были нез-
начительными. Например, современная система гарантирует
аккуратное и эффективное занесение заказов и передачу их в соотве-
тствующий отдел выполнения. Хотя система регистрации заказов
была существенно усовершенствована, организация не много от это-
го выиграла, потому что заказы выполнялись не в режиме конвейе-
ра. Из-за этого на выполнение заказов уходило больше времени, так
как их нужно было сортировать, а также увеличилось количество
ошибок.
Сог и Маркус изучили все различия между двумя подходами и взя-
ли за основу существующие схемы, предлагающие подход с точки
зрения процесса для оценки рентабельности информационных тех-
нологий.2 Основываясь на полученных данных, они предположили,
что расходы на ИТ в сочетании с удачным менеджментом создают
информационные активы, надлежащее использование которых дает
положительный результат действия новых технологий (Рисунок
5.1). Только после того, как подобные последствия работы ИТ реали-
зованы, можно ожидать прибыли для организации. Создание инфор-
мационных активов и их последующее использование следует
рассматривать как перевод прибыли от ИТ на следующий этап про-
цесса создания стоимости организации. Однако влияние инвести-
ций в высокие технологии на эффективность функционирования компании зависит от динамики отраслевого рынка и позиции орга-
низации на рынке. Например, благодаря конкурентной природе
отрасли, выгода, полученная от совершенствования процессов
и технологии в области производства персональных компьютеров,
передается конечному потребителю посредством снижения цен.
Как видно из предыдущего раздела, подход с точки зрения про-
цесса открывает «черный ящик» взаимосвязи между инвестировани-
ем в информационные технологии и отдачей и позволяет нам
понять важность дополнительных инвестиций, обеспечивающих
успех капиталовложений в ИТ.
Мы не утверждаем, что с помощью подхода с точки зрения изме-
нений невозможно изучить каждый из вышеперечисленных этапов.
При наличии набора действенных и последовательных методов
оценки подход с точки зрения изменений может быть весьма эффек-
тивен. Однако пока мы не достигли той точки, в которой возможно
определить, что представляют собой дополнительные инвестиции.
Подход с точки зрения процесса предлагает нам эффективное сред-
ство изучения вопроса окупаемости ИТ. Модель активов-послед-
ствий Сога и Маркуса помогает понять и правильно осуществить все
этапы инвестирования в информационные технологии. Теперь, ког-
да мы получили представление о преимуществах подходов к окупаемости ИТ с точки зрения процесса и изменений, имеет смысл рас-
смотреть сценарий, в котором применяется подход с точки зрения
процесса.
ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА: ПРИМЕНЕНИЕ
В 1990-е годы прошла волна реорганизации бизнес-процессов
(РБП), когда многие компании вкладывали значительные ресурсы в
реконструкцию процессов и способов ведения бизнеса. Эти рефор-
мы коснулись разных областей — от управления взаимоотношения-
ми с клиентами до выполнения заказов, от проектирования частей
самолетов до распространения информации в пределах организа-
ции. Примерами блестящего успеха РБП в области усовер-
шенствования процессов могут служить компании Ford Motor
(усовершенствование системы расчетов)3, а также CIGNA
Corporation (улучшение обслуживания клиентов и повышение каче-
ства продукции при сокращении эксплуатационных расходов).4
Но можно привести столько же примеров, когда РБП не оправ-
дывала ожиданий. Итак, остается вопрос: приносит ли РБП пользу
организации? Изучая этот вопрос, Коли и Ходли в Центре исследо-
ваний в области информации в Балтиморе в 1995 году начали иссле-
дование, чтобы понять, как организации оценивают результаты
РБП.5 Они изучили опыт 200 компаний, которые провели РБП.
Однако исследование не достигло своей цели. Во-первых, компании
по-разному определяли для себя РБП — от дополнительных усовер-
шенствований до радикальных изменений в процессе, поэтому не-
возможно было произвести корректное сравнение. Во-вторых,
ожидания относительно результатов РБП значительно различались
внутри организаций, следовательно, то, что было успехом в одной
организации, могло считаться неудачей в другой. В-третьих, система
оценки варьировалась в зависимости от процессов и организаций,
от оценки удовлетворенности клиентов до прибыли на капиталовложения и сокращения времени цикла. Было понятно, что подход
с точки зрения изменений потерпит неудачу при отсутствии четко
определенных целей оценки. Поэтому здесь был использован под-
ход с точки зрения процесса. Были отобраны три организации для
изучения процесса оценки РБП. Результаты показали, что у органи-
заций, которые концентрировали внимание на одной из целей — по-
вышении производительности, прибыльности или обеспечение
потребительской стоимости, — было больше шансов наблюдать вы-
году от РБП. Еще одним открытием было то, что когда фирмы отно-
сились к РБП как к черному ящику, результаты часто были основаны
на вере, а не на фактах. Следовательно, фирмы, методично изучав-
шие процесс РБП, получали ожидаемые прибыли. Третьим открове-
нием стал тот факт, что владельцы процесса стремились к макси-
мизации локальной отдачи от РБП, не уделяя должного внимания об-
щему воздействию на фирму. В некоторых случаях совершенствова-
ние одного процесса происходило в ущерб другому. Подход с точки
зрения процесса обнаружил случаи, когда создавались активы для
проведения значительной РБП и возникала добавленная стоимость
на уровне процесса, однако последствия для организации были нез-
начительными. Например, современная система гарантирует
аккуратное и эффективное занесение заказов и передачу их в соотве-
тствующий отдел выполнения. Хотя система регистрации заказов
была существенно усовершенствована, организация не много от это-
го выиграла, потому что заказы выполнялись не в режиме конвейе-
ра. Из-за этого на выполнение заказов уходило больше времени, так
как их нужно было сортировать, а также увеличилось количество
ошибок.