Предисловие

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

Сегодня почти половина инвестиций осуществляется в информационные тех-

нологии, однако до сих пор руководители фирм не обладают всем механизмом для

адекватной оценки и измерения отдачи, ведь она может проявляться не в финансо-

вой форме, а, например, в виде привлечения новых клиентов или сохранения ста-

рых. Автор анализирует результаты научных исследований, выявляет наиболее

эффективные методы оценки окупаемости вложений в ИТ.

Книга адресована руководителям, генеральным директорам, специалистам по

информационным технологиям, менеджерам по работе с клиентами и другим спе-

циалистам в области бизнеса.

Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы

то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владель-

ца авторских прав.

Материал, изложенный в книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность тех-

нических ошибок все равно остается, издательство не может гарантировать абсолютную точ-

ность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет

ответственности за возможный ущерб любого вида, связанный с применением содержащихся

здесь сведений.

Все торговые знаки, упомянутые в настоящем издании, зарегистрированы. Случайное

неправильное использование или пропуск торгового знака или названия его законного вла-

дельца не должно рассматриваться как нарушение прав собственности.

 «Окупаемость IT» — о том, как быть профессионалом. Это книга

об управлении, в которой обсуждается единственный самый важный

вопрос будущего сферы информационных услуг (IS — ИУ), который

скоро станет главным для генеральных директоров и руководителей

отдельных направлений: вопрос о необходимости привлекательной,

убедительной, сбалансированной и представленной на доступном

уровне финансовой модели инвестиций в информационные техно-

логии. Сфере информационных услуг в большой степени недостава-

ло всех четырех прилагательных, предшествующих словосочетанию

«финансовая модель» в моем предыдущем предложении. Действи-

тельно, многие управленцы высшего ранга станут утверждать, что ей

не хватало чувства финансового реализма, и в ее основе не было

никакой определенной модели.

Исторически сложилось, что выражение «быть специалистом по

информационным технологиям» означало иметь образование и

опыт работы в сфере разработки информационных систем и управ-

ления проектами. Разработка была основой любой организации

по предоставлению информационных услуг, а навыки и умения в об-

ласти технологий — необходимой базой ее успешной деятельности.

Очень мало внимания обращали на то, что должно было стать прио-

ритетным вопросом: финансовая ответственность настоящих спе-

циалистов, гарантирующая эффективное применение капитальных

вложений фирмы в информационные технологии. Это просто не

стояло на повестке дня. За те почти тридцать лет, что я преподаю в крупных школах бизнеса, я не могу вспомнить ни одного курса, пос-

вященного вопросам, которые обсуждаются в этой книге в дос-

тупной форме и в полном объеме. В восьмидесятые годы фокус

в обучении в сфере информационных технологий сдвинулся от раз-

работки к преимуществу-по-конкурентоспособности-и-IT (одно

слово, произносимое почти на одном дыхании), но все-таки он оста-

вался на доле рынка, росте продукции и новой продукции, а также на

развитии сферы услуг. Финансовая ответственность здесь тоже игно-

рировалась. При этом подразумевалось, что рост приведет к возвра-

щению средств.

Я вспоминаю свою собственную книгу «Своевременная конкурен-

ция» («Competitng in time»), опубликованную в 1986 году; в ней не

было ни одной страницы об управлении расходами и выгодах инвес-

тирования. В 1988 году я профинансировал и опубликовал книгу

«Как дать оценку информационным технологиям в бизнесе»; она ка-

нула в лету, не оставив следов. Конечно, уже долгое время широко

дискутируются вопросы окупаемости IT. Многое из этого основыва-

лось на идеологии и складывалось из повторения, фокусируясь

вокруг парадокса производительности — термин, созданный эконо-

мистом-скептиком об IT, который установил определенный стан-

дарт академических исследований об окупаемости IT.

Данные, приведенные в этой работе, очень сомнительны: ис-

пользовались цифры из макроуровня экономики, не учитывалась

стоимость составляющих. Издержки IT рассеиваются по многим

бюджетам, и по моему личному опыту только 20 % из них видимые,

остальные можно сравнить с подводной частью айсберга. Более то-

го, фундаментальная проблема оценки окупаемости IT является ат-

рибутом оценки инфраструктуры. На уровне индивидуального

проекта можно вернуться к измерению прибыли от инвестиций, но

в любом случае очень трудно подсчитать отдачу, которая выражается

в повышении качества сервиса и связи и т. д. Все это было приемле-

мо в тот период, когда проблема исследования окупаемости была

больше организаторской, чем концептуальной. Проблема окупае-

мости IT долгое время была разделена между субъектами бизнеса.

За последние 3-5 лет произошли изменения в точках зрения на IT,

что, на мой взгляд, соответствует тому, что информационные услуги

становятся финансовой стороной IT и сердцевиной IT.

Стоит выделить 4 события, повлиявших на возникновение кон-

цепций нового уровня. Первое изменение произошло на периферии

бизнеса и влилось в общее течение, сначала через масштабные

инвестиции в систему ERP (Управление Ресурсами Предприятия),

возникновение которой было вызвано необходимостью прервать

массу раздробленных идей и инфраструктур, которые накопились за

20-летний период. Потом появилась электронная коммерция, сила,

которая преобразовала многие из отраслей промышленности и сей-

час стала частью повседневной жизни, независимо от того, извлека-

ют ли компании из этого выгоду или нет. Теперь исполнители

понимают, что технология — это ответственность. Почти в половине

фирм, с которыми я сотрудничал, заведующим рекламным отделом,

заведующий оперативным отделом фактически является директо-

ром по информационным технологиям. Инвестиции в ИТ осознают-

ся все лучше и лучше.

Вторым фактором стала «проблема 2000 года» (Y2K). Эта пробле-

ма повлекла большие незапланированные издержки. Многие компа-

нии забрали свои деньги из других приоритетных направлений.

Генеральные и финансовые директора почувствовали, что должны

были выписать чек без проставления суммы.

Возможно, бизнес-сообщество в целом в большей степени почув-

ствовало бы значение инвестиций, если бы после убыточного Y2K

не возникли новые проблемы. В любом случае, когда произошло

третье событие, «проблема 2000» стала казаться не столь дорогой.

Это были безумные Интернет-компании (dotcom). Финансовый ди-

ректор, который долгое время следил за затратами на IT и произво-

дил детальный анализ отдачи, потерял контроль над расходами.

«Никогда больше» — подобные крики были слышны из залов заседа-

ний. Теперь руководители знают об IT гораздо больше, чем несколь-

ко лет назад.

Мы подошли к 4-му важному изменению: от нормальной настрой-

ки систем к реальным переменам. Художественная форма развития —

это «тонкие настройки» и «грохот» — мое определение того, как ком-

пании внедряют ERP, CRM (Управление взаимоотношений с клиен-

тами) и в ресурсы баз данных через C++/JAVA и XML.

Эти изменения тонко, иногда медленно, но неотвратимо перес-

матривают роль профессиональных информационных услуг. Конечно, технологии тоже очень важны, в основном многие из них прихо-

дят извне. Используются различные интеграторы и программное

обеспечение, многие системы, например CRM, построены как биз-

нес-единицы. Что же меняет вопрос о финансовой ответственности?

Кто ответственен за обеспечение окупаемости IT?

Если ИУ обеспечивают гарантии и лидерство, тогда еще неплохо

добавить еще и профессионализм. Темы этой книги и есть професси-

онализм. Если бизнес ответственен, организационная компетент-

ность необходима. Эта книга обеспечивает основания для этой

компетентности.

Книга «Окупаемость ИТ» — это сфокусированный взгляд на такие

факторы, как издержки, прибыль, технологии, обоснование биз-

нес-решений. Здесь освещается реальность и вымыслы, достоинства

и недостатки парадокса производительности. Автор анализирует

результаты глубинных исследований и методов, возникших за пос-

леднее время, и ставит их на соответствующее место в деловом и ор-

ганизационном контексте. Эта книга внесла значительный вклад

в понимание IT.

Эра IT уже наступает, а осознание финансовой ответственности

за IT запаздывает.

Питер Кин

председатель совета директоров Keen Innovations,

и старший сотрудник Differentis Fairfax Station,

штат Вирджиния,

декабрь 2001.

Сегодня почти половина инвестиций осуществляется в информационные тех-

нологии, однако до сих пор руководители фирм не обладают всем механизмом для

адекватной оценки и измерения отдачи, ведь она может проявляться не в финансо-

вой форме, а, например, в виде привлечения новых клиентов или сохранения ста-

рых. Автор анализирует результаты научных исследований, выявляет наиболее

эффективные методы оценки окупаемости вложений в ИТ.

Книга адресована руководителям, генеральным директорам, специалистам по

информационным технологиям, менеджерам по работе с клиентами и другим спе-

циалистам в области бизнеса.

Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы

то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владель-

ца авторских прав.

Материал, изложенный в книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность тех-

нических ошибок все равно остается, издательство не может гарантировать абсолютную точ-

ность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет

ответственности за возможный ущерб любого вида, связанный с применением содержащихся

здесь сведений.

Все торговые знаки, упомянутые в настоящем издании, зарегистрированы. Случайное

неправильное использование или пропуск торгового знака или названия его законного вла-

дельца не должно рассматриваться как нарушение прав собственности.

 «Окупаемость IT» — о том, как быть профессионалом. Это книга

об управлении, в которой обсуждается единственный самый важный

вопрос будущего сферы информационных услуг (IS — ИУ), который

скоро станет главным для генеральных директоров и руководителей

отдельных направлений: вопрос о необходимости привлекательной,

убедительной, сбалансированной и представленной на доступном

уровне финансовой модели инвестиций в информационные техно-

логии. Сфере информационных услуг в большой степени недостава-

ло всех четырех прилагательных, предшествующих словосочетанию

«финансовая модель» в моем предыдущем предложении. Действи-

тельно, многие управленцы высшего ранга станут утверждать, что ей

не хватало чувства финансового реализма, и в ее основе не было

никакой определенной модели.

Исторически сложилось, что выражение «быть специалистом по

информационным технологиям» означало иметь образование и

опыт работы в сфере разработки информационных систем и управ-

ления проектами. Разработка была основой любой организации

по предоставлению информационных услуг, а навыки и умения в об-

ласти технологий — необходимой базой ее успешной деятельности.

Очень мало внимания обращали на то, что должно было стать прио-

ритетным вопросом: финансовая ответственность настоящих спе-

циалистов, гарантирующая эффективное применение капитальных

вложений фирмы в информационные технологии. Это просто не

стояло на повестке дня. За те почти тридцать лет, что я преподаю в крупных школах бизнеса, я не могу вспомнить ни одного курса, пос-

вященного вопросам, которые обсуждаются в этой книге в дос-

тупной форме и в полном объеме. В восьмидесятые годы фокус

в обучении в сфере информационных технологий сдвинулся от раз-

работки к преимуществу-по-конкурентоспособности-и-IT (одно

слово, произносимое почти на одном дыхании), но все-таки он оста-

вался на доле рынка, росте продукции и новой продукции, а также на

развитии сферы услуг. Финансовая ответственность здесь тоже игно-

рировалась. При этом подразумевалось, что рост приведет к возвра-

щению средств.

Я вспоминаю свою собственную книгу «Своевременная конкурен-

ция» («Competitng in time»), опубликованную в 1986 году; в ней не

было ни одной страницы об управлении расходами и выгодах инвес-

тирования. В 1988 году я профинансировал и опубликовал книгу

«Как дать оценку информационным технологиям в бизнесе»; она ка-

нула в лету, не оставив следов. Конечно, уже долгое время широко

дискутируются вопросы окупаемости IT. Многое из этого основыва-

лось на идеологии и складывалось из повторения, фокусируясь

вокруг парадокса производительности — термин, созданный эконо-

мистом-скептиком об IT, который установил определенный стан-

дарт академических исследований об окупаемости IT.

Данные, приведенные в этой работе, очень сомнительны: ис-

пользовались цифры из макроуровня экономики, не учитывалась

стоимость составляющих. Издержки IT рассеиваются по многим

бюджетам, и по моему личному опыту только 20 % из них видимые,

остальные можно сравнить с подводной частью айсберга. Более то-

го, фундаментальная проблема оценки окупаемости IT является ат-

рибутом оценки инфраструктуры. На уровне индивидуального

проекта можно вернуться к измерению прибыли от инвестиций, но

в любом случае очень трудно подсчитать отдачу, которая выражается

в повышении качества сервиса и связи и т. д. Все это было приемле-

мо в тот период, когда проблема исследования окупаемости была

больше организаторской, чем концептуальной. Проблема окупае-

мости IT долгое время была разделена между субъектами бизнеса.

За последние 3-5 лет произошли изменения в точках зрения на IT,

что, на мой взгляд, соответствует тому, что информационные услуги

становятся финансовой стороной IT и сердцевиной IT.

Стоит выделить 4 события, повлиявших на возникновение кон-

цепций нового уровня. Первое изменение произошло на периферии

бизнеса и влилось в общее течение, сначала через масштабные

инвестиции в систему ERP (Управление Ресурсами Предприятия),

возникновение которой было вызвано необходимостью прервать

массу раздробленных идей и инфраструктур, которые накопились за

20-летний период. Потом появилась электронная коммерция, сила,

которая преобразовала многие из отраслей промышленности и сей-

час стала частью повседневной жизни, независимо от того, извлека-

ют ли компании из этого выгоду или нет. Теперь исполнители

понимают, что технология — это ответственность. Почти в половине

фирм, с которыми я сотрудничал, заведующим рекламным отделом,

заведующий оперативным отделом фактически является директо-

ром по информационным технологиям. Инвестиции в ИТ осознают-

ся все лучше и лучше.

Вторым фактором стала «проблема 2000 года» (Y2K). Эта пробле-

ма повлекла большие незапланированные издержки. Многие компа-

нии забрали свои деньги из других приоритетных направлений.

Генеральные и финансовые директора почувствовали, что должны

были выписать чек без проставления суммы.

Возможно, бизнес-сообщество в целом в большей степени почув-

ствовало бы значение инвестиций, если бы после убыточного Y2K

не возникли новые проблемы. В любом случае, когда произошло

третье событие, «проблема 2000» стала казаться не столь дорогой.

Это были безумные Интернет-компании (dotcom). Финансовый ди-

ректор, который долгое время следил за затратами на IT и произво-

дил детальный анализ отдачи, потерял контроль над расходами.

«Никогда больше» — подобные крики были слышны из залов заседа-

ний. Теперь руководители знают об IT гораздо больше, чем несколь-

ко лет назад.

Мы подошли к 4-му важному изменению: от нормальной настрой-

ки систем к реальным переменам. Художественная форма развития —

это «тонкие настройки» и «грохот» — мое определение того, как ком-

пании внедряют ERP, CRM (Управление взаимоотношений с клиен-

тами) и в ресурсы баз данных через C++/JAVA и XML.

Эти изменения тонко, иногда медленно, но неотвратимо перес-

матривают роль профессиональных информационных услуг. Конечно, технологии тоже очень важны, в основном многие из них прихо-

дят извне. Используются различные интеграторы и программное

обеспечение, многие системы, например CRM, построены как биз-

нес-единицы. Что же меняет вопрос о финансовой ответственности?

Кто ответственен за обеспечение окупаемости IT?

Если ИУ обеспечивают гарантии и лидерство, тогда еще неплохо

добавить еще и профессионализм. Темы этой книги и есть професси-

онализм. Если бизнес ответственен, организационная компетент-

ность необходима. Эта книга обеспечивает основания для этой

компетентности.

Книга «Окупаемость ИТ» — это сфокусированный взгляд на такие

факторы, как издержки, прибыль, технологии, обоснование биз-

нес-решений. Здесь освещается реальность и вымыслы, достоинства

и недостатки парадокса производительности. Автор анализирует

результаты глубинных исследований и методов, возникших за пос-

леднее время, и ставит их на соответствующее место в деловом и ор-

ганизационном контексте. Эта книга внесла значительный вклад

в понимание IT.

Эра IT уже наступает, а осознание финансовой ответственности

за IT запаздывает.

Питер Кин

председатель совета директоров Keen Innovations,

и старший сотрудник Differentis Fairfax Station,

штат Вирджиния,

декабрь 2001.