Предисловие
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
Сегодня почти половина инвестиций осуществляется в информационные тех-
нологии, однако до сих пор руководители фирм не обладают всем механизмом для
адекватной оценки и измерения отдачи, ведь она может проявляться не в финансо-
вой форме, а, например, в виде привлечения новых клиентов или сохранения ста-
рых. Автор анализирует результаты научных исследований, выявляет наиболее
эффективные методы оценки окупаемости вложений в ИТ.
Книга адресована руководителям, генеральным директорам, специалистам по
информационным технологиям, менеджерам по работе с клиентами и другим спе-
циалистам в области бизнеса.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владель-
ца авторских прав.
Материал, изложенный в книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность тех-
нических ошибок все равно остается, издательство не может гарантировать абсолютную точ-
ность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет
ответственности за возможный ущерб любого вида, связанный с применением содержащихся
здесь сведений.
Все торговые знаки, упомянутые в настоящем издании, зарегистрированы. Случайное
неправильное использование или пропуск торгового знака или названия его законного вла-
дельца не должно рассматриваться как нарушение прав собственности.
«Окупаемость IT» — о том, как быть профессионалом. Это книга
об управлении, в которой обсуждается единственный самый важный
вопрос будущего сферы информационных услуг (IS — ИУ), который
скоро станет главным для генеральных директоров и руководителей
отдельных направлений: вопрос о необходимости привлекательной,
убедительной, сбалансированной и представленной на доступном
уровне финансовой модели инвестиций в информационные техно-
логии. Сфере информационных услуг в большой степени недостава-
ло всех четырех прилагательных, предшествующих словосочетанию
«финансовая модель» в моем предыдущем предложении. Действи-
тельно, многие управленцы высшего ранга станут утверждать, что ей
не хватало чувства финансового реализма, и в ее основе не было
никакой определенной модели.
Исторически сложилось, что выражение «быть специалистом по
информационным технологиям» означало иметь образование и
опыт работы в сфере разработки информационных систем и управ-
ления проектами. Разработка была основой любой организации
по предоставлению информационных услуг, а навыки и умения в об-
ласти технологий — необходимой базой ее успешной деятельности.
Очень мало внимания обращали на то, что должно было стать прио-
ритетным вопросом: финансовая ответственность настоящих спе-
циалистов, гарантирующая эффективное применение капитальных
вложений фирмы в информационные технологии. Это просто не
стояло на повестке дня. За те почти тридцать лет, что я преподаю в крупных школах бизнеса, я не могу вспомнить ни одного курса, пос-
вященного вопросам, которые обсуждаются в этой книге в дос-
тупной форме и в полном объеме. В восьмидесятые годы фокус
в обучении в сфере информационных технологий сдвинулся от раз-
работки к преимуществу-по-конкурентоспособности-и-IT (одно
слово, произносимое почти на одном дыхании), но все-таки он оста-
вался на доле рынка, росте продукции и новой продукции, а также на
развитии сферы услуг. Финансовая ответственность здесь тоже игно-
рировалась. При этом подразумевалось, что рост приведет к возвра-
щению средств.
Я вспоминаю свою собственную книгу «Своевременная конкурен-
ция» («Competitng in time»), опубликованную в 1986 году; в ней не
было ни одной страницы об управлении расходами и выгодах инвес-
тирования. В 1988 году я профинансировал и опубликовал книгу
«Как дать оценку информационным технологиям в бизнесе»; она ка-
нула в лету, не оставив следов. Конечно, уже долгое время широко
дискутируются вопросы окупаемости IT. Многое из этого основыва-
лось на идеологии и складывалось из повторения, фокусируясь
вокруг парадокса производительности — термин, созданный эконо-
мистом-скептиком об IT, который установил определенный стан-
дарт академических исследований об окупаемости IT.
Данные, приведенные в этой работе, очень сомнительны: ис-
пользовались цифры из макроуровня экономики, не учитывалась
стоимость составляющих. Издержки IT рассеиваются по многим
бюджетам, и по моему личному опыту только 20 % из них видимые,
остальные можно сравнить с подводной частью айсберга. Более то-
го, фундаментальная проблема оценки окупаемости IT является ат-
рибутом оценки инфраструктуры. На уровне индивидуального
проекта можно вернуться к измерению прибыли от инвестиций, но
в любом случае очень трудно подсчитать отдачу, которая выражается
в повышении качества сервиса и связи и т. д. Все это было приемле-
мо в тот период, когда проблема исследования окупаемости была
больше организаторской, чем концептуальной. Проблема окупае-
мости IT долгое время была разделена между субъектами бизнеса.
За последние 3-5 лет произошли изменения в точках зрения на IT,
что, на мой взгляд, соответствует тому, что информационные услуги
становятся финансовой стороной IT и сердцевиной IT.
Стоит выделить 4 события, повлиявших на возникновение кон-
цепций нового уровня. Первое изменение произошло на периферии
бизнеса и влилось в общее течение, сначала через масштабные
инвестиции в систему ERP (Управление Ресурсами Предприятия),
возникновение которой было вызвано необходимостью прервать
массу раздробленных идей и инфраструктур, которые накопились за
20-летний период. Потом появилась электронная коммерция, сила,
которая преобразовала многие из отраслей промышленности и сей-
час стала частью повседневной жизни, независимо от того, извлека-
ют ли компании из этого выгоду или нет. Теперь исполнители
понимают, что технология — это ответственность. Почти в половине
фирм, с которыми я сотрудничал, заведующим рекламным отделом,
заведующий оперативным отделом фактически является директо-
ром по информационным технологиям. Инвестиции в ИТ осознают-
ся все лучше и лучше.
Вторым фактором стала «проблема 2000 года» (Y2K). Эта пробле-
ма повлекла большие незапланированные издержки. Многие компа-
нии забрали свои деньги из других приоритетных направлений.
Генеральные и финансовые директора почувствовали, что должны
были выписать чек без проставления суммы.
Возможно, бизнес-сообщество в целом в большей степени почув-
ствовало бы значение инвестиций, если бы после убыточного Y2K
не возникли новые проблемы. В любом случае, когда произошло
третье событие, «проблема 2000» стала казаться не столь дорогой.
Это были безумные Интернет-компании (dotcom). Финансовый ди-
ректор, который долгое время следил за затратами на IT и произво-
дил детальный анализ отдачи, потерял контроль над расходами.
«Никогда больше» — подобные крики были слышны из залов заседа-
ний. Теперь руководители знают об IT гораздо больше, чем несколь-
ко лет назад.
Мы подошли к 4-му важному изменению: от нормальной настрой-
ки систем к реальным переменам. Художественная форма развития —
это «тонкие настройки» и «грохот» — мое определение того, как ком-
пании внедряют ERP, CRM (Управление взаимоотношений с клиен-
тами) и в ресурсы баз данных через C++/JAVA и XML.
Эти изменения тонко, иногда медленно, но неотвратимо перес-
матривают роль профессиональных информационных услуг. Конечно, технологии тоже очень важны, в основном многие из них прихо-
дят извне. Используются различные интеграторы и программное
обеспечение, многие системы, например CRM, построены как биз-
нес-единицы. Что же меняет вопрос о финансовой ответственности?
Кто ответственен за обеспечение окупаемости IT?
Если ИУ обеспечивают гарантии и лидерство, тогда еще неплохо
добавить еще и профессионализм. Темы этой книги и есть професси-
онализм. Если бизнес ответственен, организационная компетент-
ность необходима. Эта книга обеспечивает основания для этой
компетентности.
Книга «Окупаемость ИТ» — это сфокусированный взгляд на такие
факторы, как издержки, прибыль, технологии, обоснование биз-
нес-решений. Здесь освещается реальность и вымыслы, достоинства
и недостатки парадокса производительности. Автор анализирует
результаты глубинных исследований и методов, возникших за пос-
леднее время, и ставит их на соответствующее место в деловом и ор-
ганизационном контексте. Эта книга внесла значительный вклад
в понимание IT.
Эра IT уже наступает, а осознание финансовой ответственности
за IT запаздывает.
Питер Кин
председатель совета директоров Keen Innovations,
и старший сотрудник Differentis Fairfax Station,
штат Вирджиния,
декабрь 2001.
Сегодня почти половина инвестиций осуществляется в информационные тех-
нологии, однако до сих пор руководители фирм не обладают всем механизмом для
адекватной оценки и измерения отдачи, ведь она может проявляться не в финансо-
вой форме, а, например, в виде привлечения новых клиентов или сохранения ста-
рых. Автор анализирует результаты научных исследований, выявляет наиболее
эффективные методы оценки окупаемости вложений в ИТ.
Книга адресована руководителям, генеральным директорам, специалистам по
информационным технологиям, менеджерам по работе с клиентами и другим спе-
циалистам в области бизнеса.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владель-
ца авторских прав.
Материал, изложенный в книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность тех-
нических ошибок все равно остается, издательство не может гарантировать абсолютную точ-
ность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет
ответственности за возможный ущерб любого вида, связанный с применением содержащихся
здесь сведений.
Все торговые знаки, упомянутые в настоящем издании, зарегистрированы. Случайное
неправильное использование или пропуск торгового знака или названия его законного вла-
дельца не должно рассматриваться как нарушение прав собственности.
«Окупаемость IT» — о том, как быть профессионалом. Это книга
об управлении, в которой обсуждается единственный самый важный
вопрос будущего сферы информационных услуг (IS — ИУ), который
скоро станет главным для генеральных директоров и руководителей
отдельных направлений: вопрос о необходимости привлекательной,
убедительной, сбалансированной и представленной на доступном
уровне финансовой модели инвестиций в информационные техно-
логии. Сфере информационных услуг в большой степени недостава-
ло всех четырех прилагательных, предшествующих словосочетанию
«финансовая модель» в моем предыдущем предложении. Действи-
тельно, многие управленцы высшего ранга станут утверждать, что ей
не хватало чувства финансового реализма, и в ее основе не было
никакой определенной модели.
Исторически сложилось, что выражение «быть специалистом по
информационным технологиям» означало иметь образование и
опыт работы в сфере разработки информационных систем и управ-
ления проектами. Разработка была основой любой организации
по предоставлению информационных услуг, а навыки и умения в об-
ласти технологий — необходимой базой ее успешной деятельности.
Очень мало внимания обращали на то, что должно было стать прио-
ритетным вопросом: финансовая ответственность настоящих спе-
циалистов, гарантирующая эффективное применение капитальных
вложений фирмы в информационные технологии. Это просто не
стояло на повестке дня. За те почти тридцать лет, что я преподаю в крупных школах бизнеса, я не могу вспомнить ни одного курса, пос-
вященного вопросам, которые обсуждаются в этой книге в дос-
тупной форме и в полном объеме. В восьмидесятые годы фокус
в обучении в сфере информационных технологий сдвинулся от раз-
работки к преимуществу-по-конкурентоспособности-и-IT (одно
слово, произносимое почти на одном дыхании), но все-таки он оста-
вался на доле рынка, росте продукции и новой продукции, а также на
развитии сферы услуг. Финансовая ответственность здесь тоже игно-
рировалась. При этом подразумевалось, что рост приведет к возвра-
щению средств.
Я вспоминаю свою собственную книгу «Своевременная конкурен-
ция» («Competitng in time»), опубликованную в 1986 году; в ней не
было ни одной страницы об управлении расходами и выгодах инвес-
тирования. В 1988 году я профинансировал и опубликовал книгу
«Как дать оценку информационным технологиям в бизнесе»; она ка-
нула в лету, не оставив следов. Конечно, уже долгое время широко
дискутируются вопросы окупаемости IT. Многое из этого основыва-
лось на идеологии и складывалось из повторения, фокусируясь
вокруг парадокса производительности — термин, созданный эконо-
мистом-скептиком об IT, который установил определенный стан-
дарт академических исследований об окупаемости IT.
Данные, приведенные в этой работе, очень сомнительны: ис-
пользовались цифры из макроуровня экономики, не учитывалась
стоимость составляющих. Издержки IT рассеиваются по многим
бюджетам, и по моему личному опыту только 20 % из них видимые,
остальные можно сравнить с подводной частью айсберга. Более то-
го, фундаментальная проблема оценки окупаемости IT является ат-
рибутом оценки инфраструктуры. На уровне индивидуального
проекта можно вернуться к измерению прибыли от инвестиций, но
в любом случае очень трудно подсчитать отдачу, которая выражается
в повышении качества сервиса и связи и т. д. Все это было приемле-
мо в тот период, когда проблема исследования окупаемости была
больше организаторской, чем концептуальной. Проблема окупае-
мости IT долгое время была разделена между субъектами бизнеса.
За последние 3-5 лет произошли изменения в точках зрения на IT,
что, на мой взгляд, соответствует тому, что информационные услуги
становятся финансовой стороной IT и сердцевиной IT.
Стоит выделить 4 события, повлиявших на возникновение кон-
цепций нового уровня. Первое изменение произошло на периферии
бизнеса и влилось в общее течение, сначала через масштабные
инвестиции в систему ERP (Управление Ресурсами Предприятия),
возникновение которой было вызвано необходимостью прервать
массу раздробленных идей и инфраструктур, которые накопились за
20-летний период. Потом появилась электронная коммерция, сила,
которая преобразовала многие из отраслей промышленности и сей-
час стала частью повседневной жизни, независимо от того, извлека-
ют ли компании из этого выгоду или нет. Теперь исполнители
понимают, что технология — это ответственность. Почти в половине
фирм, с которыми я сотрудничал, заведующим рекламным отделом,
заведующий оперативным отделом фактически является директо-
ром по информационным технологиям. Инвестиции в ИТ осознают-
ся все лучше и лучше.
Вторым фактором стала «проблема 2000 года» (Y2K). Эта пробле-
ма повлекла большие незапланированные издержки. Многие компа-
нии забрали свои деньги из других приоритетных направлений.
Генеральные и финансовые директора почувствовали, что должны
были выписать чек без проставления суммы.
Возможно, бизнес-сообщество в целом в большей степени почув-
ствовало бы значение инвестиций, если бы после убыточного Y2K
не возникли новые проблемы. В любом случае, когда произошло
третье событие, «проблема 2000» стала казаться не столь дорогой.
Это были безумные Интернет-компании (dotcom). Финансовый ди-
ректор, который долгое время следил за затратами на IT и произво-
дил детальный анализ отдачи, потерял контроль над расходами.
«Никогда больше» — подобные крики были слышны из залов заседа-
ний. Теперь руководители знают об IT гораздо больше, чем несколь-
ко лет назад.
Мы подошли к 4-му важному изменению: от нормальной настрой-
ки систем к реальным переменам. Художественная форма развития —
это «тонкие настройки» и «грохот» — мое определение того, как ком-
пании внедряют ERP, CRM (Управление взаимоотношений с клиен-
тами) и в ресурсы баз данных через C++/JAVA и XML.
Эти изменения тонко, иногда медленно, но неотвратимо перес-
матривают роль профессиональных информационных услуг. Конечно, технологии тоже очень важны, в основном многие из них прихо-
дят извне. Используются различные интеграторы и программное
обеспечение, многие системы, например CRM, построены как биз-
нес-единицы. Что же меняет вопрос о финансовой ответственности?
Кто ответственен за обеспечение окупаемости IT?
Если ИУ обеспечивают гарантии и лидерство, тогда еще неплохо
добавить еще и профессионализм. Темы этой книги и есть професси-
онализм. Если бизнес ответственен, организационная компетент-
ность необходима. Эта книга обеспечивает основания для этой
компетентности.
Книга «Окупаемость ИТ» — это сфокусированный взгляд на такие
факторы, как издержки, прибыль, технологии, обоснование биз-
нес-решений. Здесь освещается реальность и вымыслы, достоинства
и недостатки парадокса производительности. Автор анализирует
результаты глубинных исследований и методов, возникших за пос-
леднее время, и ставит их на соответствующее место в деловом и ор-
ганизационном контексте. Эта книга внесла значительный вклад
в понимание IT.
Эра IT уже наступает, а осознание финансовой ответственности
за IT запаздывает.
Питер Кин
председатель совета директоров Keen Innovations,
и старший сотрудник Differentis Fairfax Station,
штат Вирджиния,
декабрь 2001.