СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
ЧПНВ и реальный выбор являются финансовыми подходами
к моделированию капиталовложений в информационные техноло-
гии и прогнозов относительно прибыли.
Статистические модели также могут способствовать определе-
нию соотношения между капиталовложением и отдачей. Обычно
первым шагом является создание таблицы соотношения, отображающей степень взаимосвязи между инвестированием (независимой
переменной) и отдачей (зависимой переменной). В следующем при-
мере данных об окупаемости ИТ (Рисунок 8.5) отображены расходы
на технологии и прибыль для организации. Затем мы рассчитываем
коэффициент соотношения в Excel: 1.0 указывает на оптимальное
соотношение, а 0 — на отсутствие взаимосвязи.
На рисунке изображена функция CORREL программы Excel со
значением 0,74587. Соотношение 1.0 указывает на абсолютную взаи-
мосвязь, что означает тесную взаимосвязь между капиталовложени-
ем в ИТ и прибылью. Теперь, когда мы знаем соотношение,
интересно будет определить, что еще влияет на прибыльность, кро-
ме инвестиций.
На основе общения с потребителями мы можем вывести допол-
нительные переменные, например (1) большая рабочая нагрузка
(основанная на ассортименте продукции) и (2) количество заказов.
На следующем уровне анализа отдачи мы изучаем степень воздействия на эффективность каждого показателя с помощью уравнения
регрессии. Уравнение регрессии можно составить и в Excel, но бо-
лее высокофункциональными являются статистические пакеты,
такие как SPSS, SAS и Minitab. На Рисунках 8.6 и 8.7 изображено, как
нужно выполнять анализ регрессии и получать результаты. В Excel
в меню «Инструменты» выберите «Анализ Данных». Выбор Регрес-
сии из подсказок меню в диалоговом окне изображен на Рисунке 8.6.
Шкала Y выражает переменные эффективности (также извест-
ные как зависимые переменные), то есть интересующий нас резуль-
тат. В данном случае искомым результатом является переменная
Прибыль.
Шкала Х включает в себя переменные (также известные как неза-
висимые переменные), которые определяют стоимость зависимых
переменных. В данном случае независимыми переменными являют-
ся рабочая нагрузка, заказы и расходы. В упрощенной форме мы
предполагаем, что рабочая нагрузка, количество заказов и расходы на ИТ определяют доходы компании.
Уравнение регрессии будет выражать то, в какой степени колеба-
ния прибыли могут объясняться рабочей нагрузкой, количеством за-
казов и расходами на ИТ посредством статистического значения
R-квадрат. Значение F будет показывать, является ли предложенное
соотношение статистически верным. Коэффициент и соответствую-
щие значения р отображают, в какой степени независимая перемен-
ная влияет на определение прибыли и в какой степени можно
доверять этой оценке. Результаты анализа регрессии представлены
на Рисунке 8.7. Скорректированный R-квадрат (,96206) указывает на
то, что 96% колебаний прибыли объясняется рабочей нагрузкой, ко-
личеством заказов и расходами на ИТ.
Значение F (,0001749) показывает, что существует менее 1 шанса
из 1000, что между тремя независимыми переменными и прибылью
нет никакой зависимости.
Коэффициенты показывают, что если рабочая нагрузка увеличит-
Рисунок 8.7 Результаты анализа регрессии в Excel.
ся на 1 единицу, прибыль возрастет на 7 440 620 долларов (р = ,00167).
Хотя цифра получается довольно значительной, это похоже на прав-
ду, так как данные рабочей нагрузки указывают на то, что прирост
выражается в десятых долях, а не в единицах. Аналогичным образом
каждый дополнительный заказ увеличивает прибыль на 2154 долла-
ра (р = ,00623). В обоих случаях в итоге получается прирост, потому
что коэффициенты являются положительными.
Однако с Расходами все обстоит по-другому. Здесь коэффициент
равен –1,5793, то есть от каждого доллара расходов (капиталовложе-
ний в ИТ) компания может ожидать снижения прибыли на 1,58 дол-
лара. Значение р (,438) коэффициента расходов означает, что наши
результаты могут указывать на отсутствие взаимосвязи между расхо-
дами и прибылью в 44 случаях из 100.
Проведенный анализ свидетельствует, что три независимые
переменные — рабочая нагрузка, заказы и расходы — определяют
прибыль. Далее видно, что рабочая нагрузка и количество заказов
влияют на уровень прибыли. Мы не можем быть уверены в наших
результатах относительно взаимосвязи между расходами и при-
былью. Более того, обратная взаимосвязь противоречит здравому
смыслу.
Подобные данные вполне объяснимы. Во-первых, быстрый
взгляд на набор данных показывает, что для анализа был взят слиш-
ком короткий период. Даже небольшие изменения прибыли могут
увеличиться при изучении данных за 9 месяцев. Во-вторых, не учи-
тывается эффект запаздывания инвестиций. Данные о расходах
и прибыли берутся за один и тот же месяц. Чтобы получить точные
результаты, расходы выбранного месяца нужно сопоставлять с дохо-
дами какого-либо месяца в будущем, потому что нужно учитывать
время, которое потребуется, чтобы расходы привели к созданию
соответствующих ИТ-активов. Затем эти активы окажут воздей-
ствие, что будет отражено в отчетах компании. Очевидно, что время
задержки может варьироваться в зависимости от организаций и тех-
нологий. Пакеты статистических программ, например SPSS и SAS,
обладают функцией «запаздывания», которая может быть использо-
вана для разработки модели регрессии. При использовании элект-
ронных таблиц Excel эффект запаздывания можно создать
искусственно, распределяя данные об эффективности на один или несколько периодов. Этого можно легко добиться, создав колонку
Янв1 и скопировав данные из колонки Январь. Аналогичным обра-
зом можно поступить и с другими периодами.
В-третьих, изучение информации о расходах может показать, что
некоторые затраты не связаны с изучаемой отдачей напрямую. Нап-
ример, сравнение расходов за сентябрь в размере 313 999,18 с расхо-
дами за другие месяцы вызывает вопросы. Возможно, это была
разовая затрата наподобие ежегодного лицензирования или обслу-
живания.
Даже если затраты соответствуют инвестициям в ИТ, отсутствие
данных о прибыли за последующий месяц затрудняет оценку влия-
ния расходов на прибыль. В приведенном примере данные за сен-
тябрь являются отклонением и, по всей видимости, должны быть
исключены из анализа. Наконец, люди, осуществляющие анализ,
должны принимать во внимание дополнительные переменные,
которые помогут лучше определить окупаемость ИТ. Как предлага-
лось выше, поиск дополнительных показателей должен охватывать,
помимо прибыли, промежуточные переменные, такие как снижение
транспортных издержек (система EDI), сокращение времени на рас-
четы (система ERP) или периода времени от концепции до выхода
на рынок (система CAD/CAM).
Модели оправдания использования технологии формируют
основу для количественного выражения планируемой прибыли от
капиталовложений в ИТ. Однако подход оправданности может дос-
тичь успеха, только когда он применяется как часть более широкого
подхода к оценке окупаемости ИТ. Следующая глава посвящена тако-
му подходу к установлению процесса в организации.
Очень часто компании слишком поздно осознают необходи-
мость оценки окупаемости. У членов правления могут возникнуть
вопросы о стоимости определенных инициатив, а исполнительный
директор или руководитель информационной службы могут быть
к ним не готовы. Это также чувствуется, когда люди, собравшиеся
в коридоре здания компании, обсуждают, как много денег компания
«транжирит» на эти компьютерные проекты, в то время как многих
служащих приходится увольнять. В понедельник утром на «планер-
ках» в коридорах вскоре после внедрения новой системы ERP гово-
рят: «Мы вложили 13 миллионов долларов неизвестно во что, и куча
денег расходуется на высокооплачиваемых консультантов, а новая
система работает так же, как старая».
В этот момент специалисты по ИТ и менеджеры, которые иници-
ировали проект, начинают собирать количественные свидетельства
отдачи от инвестиций. Для некоторых клиентов компании информационные технологии — это издержки ведения бизнеса, поэтому зат-
раты на технологии похожи на черный ящик. Даже когда люди осоз-
нают, что ИТ окупается, возникают разные представления
о том, как это должно проявляться. Некоторым нужен более быст-
рый доступ к информации, другим — модернизация настольных сис-
тем, третьи рассчитывают на то, что система не будет зависать во
время обработки запроса. Хотя ожидания могут варьироваться от
достижимых до совершенно нереалистичных, важно контролиро-
вать процесс восприятия новых технологий пользователями. Для
формулирования подобных вопросов необходимо провести анализ
рентабельности ИТ на основе прибыли от технологий. Информаци-
онный отдел должен объединить эти показатели в рамках програм-
мы капиталовложений в ИТ, принимая во внимание различные
представления.
Очевидно, что оценка и продажа стоимости, созданной с по-
мощью технологий, должна осуществляться в виде дополнительного
проекта. Многие организации стакиваются с затруднениями в нача-
ЧПНВ и реальный выбор являются финансовыми подходами
к моделированию капиталовложений в информационные техноло-
гии и прогнозов относительно прибыли.
Статистические модели также могут способствовать определе-
нию соотношения между капиталовложением и отдачей. Обычно
первым шагом является создание таблицы соотношения, отображающей степень взаимосвязи между инвестированием (независимой
переменной) и отдачей (зависимой переменной). В следующем при-
мере данных об окупаемости ИТ (Рисунок 8.5) отображены расходы
на технологии и прибыль для организации. Затем мы рассчитываем
коэффициент соотношения в Excel: 1.0 указывает на оптимальное
соотношение, а 0 — на отсутствие взаимосвязи.
На рисунке изображена функция CORREL программы Excel со
значением 0,74587. Соотношение 1.0 указывает на абсолютную взаи-
мосвязь, что означает тесную взаимосвязь между капиталовложени-
ем в ИТ и прибылью. Теперь, когда мы знаем соотношение,
интересно будет определить, что еще влияет на прибыльность, кро-
ме инвестиций.
На основе общения с потребителями мы можем вывести допол-
нительные переменные, например (1) большая рабочая нагрузка
(основанная на ассортименте продукции) и (2) количество заказов.
На следующем уровне анализа отдачи мы изучаем степень воздействия на эффективность каждого показателя с помощью уравнения
регрессии. Уравнение регрессии можно составить и в Excel, но бо-
лее высокофункциональными являются статистические пакеты,
такие как SPSS, SAS и Minitab. На Рисунках 8.6 и 8.7 изображено, как
нужно выполнять анализ регрессии и получать результаты. В Excel
в меню «Инструменты» выберите «Анализ Данных». Выбор Регрес-
сии из подсказок меню в диалоговом окне изображен на Рисунке 8.6.
Шкала Y выражает переменные эффективности (также извест-
ные как зависимые переменные), то есть интересующий нас резуль-
тат. В данном случае искомым результатом является переменная
Прибыль.
Шкала Х включает в себя переменные (также известные как неза-
висимые переменные), которые определяют стоимость зависимых
переменных. В данном случае независимыми переменными являют-
ся рабочая нагрузка, заказы и расходы. В упрощенной форме мы
предполагаем, что рабочая нагрузка, количество заказов и расходы на ИТ определяют доходы компании.
Уравнение регрессии будет выражать то, в какой степени колеба-
ния прибыли могут объясняться рабочей нагрузкой, количеством за-
казов и расходами на ИТ посредством статистического значения
R-квадрат. Значение F будет показывать, является ли предложенное
соотношение статистически верным. Коэффициент и соответствую-
щие значения р отображают, в какой степени независимая перемен-
ная влияет на определение прибыли и в какой степени можно
доверять этой оценке. Результаты анализа регрессии представлены
на Рисунке 8.7. Скорректированный R-квадрат (,96206) указывает на
то, что 96% колебаний прибыли объясняется рабочей нагрузкой, ко-
личеством заказов и расходами на ИТ.
Значение F (,0001749) показывает, что существует менее 1 шанса
из 1000, что между тремя независимыми переменными и прибылью
нет никакой зависимости.
Коэффициенты показывают, что если рабочая нагрузка увеличит-
Рисунок 8.7 Результаты анализа регрессии в Excel.
ся на 1 единицу, прибыль возрастет на 7 440 620 долларов (р = ,00167).
Хотя цифра получается довольно значительной, это похоже на прав-
ду, так как данные рабочей нагрузки указывают на то, что прирост
выражается в десятых долях, а не в единицах. Аналогичным образом
каждый дополнительный заказ увеличивает прибыль на 2154 долла-
ра (р = ,00623). В обоих случаях в итоге получается прирост, потому
что коэффициенты являются положительными.
Однако с Расходами все обстоит по-другому. Здесь коэффициент
равен –1,5793, то есть от каждого доллара расходов (капиталовложе-
ний в ИТ) компания может ожидать снижения прибыли на 1,58 дол-
лара. Значение р (,438) коэффициента расходов означает, что наши
результаты могут указывать на отсутствие взаимосвязи между расхо-
дами и прибылью в 44 случаях из 100.
Проведенный анализ свидетельствует, что три независимые
переменные — рабочая нагрузка, заказы и расходы — определяют
прибыль. Далее видно, что рабочая нагрузка и количество заказов
влияют на уровень прибыли. Мы не можем быть уверены в наших
результатах относительно взаимосвязи между расходами и при-
былью. Более того, обратная взаимосвязь противоречит здравому
смыслу.
Подобные данные вполне объяснимы. Во-первых, быстрый
взгляд на набор данных показывает, что для анализа был взят слиш-
ком короткий период. Даже небольшие изменения прибыли могут
увеличиться при изучении данных за 9 месяцев. Во-вторых, не учи-
тывается эффект запаздывания инвестиций. Данные о расходах
и прибыли берутся за один и тот же месяц. Чтобы получить точные
результаты, расходы выбранного месяца нужно сопоставлять с дохо-
дами какого-либо месяца в будущем, потому что нужно учитывать
время, которое потребуется, чтобы расходы привели к созданию
соответствующих ИТ-активов. Затем эти активы окажут воздей-
ствие, что будет отражено в отчетах компании. Очевидно, что время
задержки может варьироваться в зависимости от организаций и тех-
нологий. Пакеты статистических программ, например SPSS и SAS,
обладают функцией «запаздывания», которая может быть использо-
вана для разработки модели регрессии. При использовании элект-
ронных таблиц Excel эффект запаздывания можно создать
искусственно, распределяя данные об эффективности на один или несколько периодов. Этого можно легко добиться, создав колонку
Янв1 и скопировав данные из колонки Январь. Аналогичным обра-
зом можно поступить и с другими периодами.
В-третьих, изучение информации о расходах может показать, что
некоторые затраты не связаны с изучаемой отдачей напрямую. Нап-
ример, сравнение расходов за сентябрь в размере 313 999,18 с расхо-
дами за другие месяцы вызывает вопросы. Возможно, это была
разовая затрата наподобие ежегодного лицензирования или обслу-
живания.
Даже если затраты соответствуют инвестициям в ИТ, отсутствие
данных о прибыли за последующий месяц затрудняет оценку влия-
ния расходов на прибыль. В приведенном примере данные за сен-
тябрь являются отклонением и, по всей видимости, должны быть
исключены из анализа. Наконец, люди, осуществляющие анализ,
должны принимать во внимание дополнительные переменные,
которые помогут лучше определить окупаемость ИТ. Как предлага-
лось выше, поиск дополнительных показателей должен охватывать,
помимо прибыли, промежуточные переменные, такие как снижение
транспортных издержек (система EDI), сокращение времени на рас-
четы (система ERP) или периода времени от концепции до выхода
на рынок (система CAD/CAM).
Модели оправдания использования технологии формируют
основу для количественного выражения планируемой прибыли от
капиталовложений в ИТ. Однако подход оправданности может дос-
тичь успеха, только когда он применяется как часть более широкого
подхода к оценке окупаемости ИТ. Следующая глава посвящена тако-
му подходу к установлению процесса в организации.
Очень часто компании слишком поздно осознают необходи-
мость оценки окупаемости. У членов правления могут возникнуть
вопросы о стоимости определенных инициатив, а исполнительный
директор или руководитель информационной службы могут быть
к ним не готовы. Это также чувствуется, когда люди, собравшиеся
в коридоре здания компании, обсуждают, как много денег компания
«транжирит» на эти компьютерные проекты, в то время как многих
служащих приходится увольнять. В понедельник утром на «планер-
ках» в коридорах вскоре после внедрения новой системы ERP гово-
рят: «Мы вложили 13 миллионов долларов неизвестно во что, и куча
денег расходуется на высокооплачиваемых консультантов, а новая
система работает так же, как старая».
В этот момент специалисты по ИТ и менеджеры, которые иници-
ировали проект, начинают собирать количественные свидетельства
отдачи от инвестиций. Для некоторых клиентов компании информационные технологии — это издержки ведения бизнеса, поэтому зат-
раты на технологии похожи на черный ящик. Даже когда люди осоз-
нают, что ИТ окупается, возникают разные представления
о том, как это должно проявляться. Некоторым нужен более быст-
рый доступ к информации, другим — модернизация настольных сис-
тем, третьи рассчитывают на то, что система не будет зависать во
время обработки запроса. Хотя ожидания могут варьироваться от
достижимых до совершенно нереалистичных, важно контролиро-
вать процесс восприятия новых технологий пользователями. Для
формулирования подобных вопросов необходимо провести анализ
рентабельности ИТ на основе прибыли от технологий. Информаци-
онный отдел должен объединить эти показатели в рамках програм-
мы капиталовложений в ИТ, принимая во внимание различные
представления.
Очевидно, что оценка и продажа стоимости, созданной с по-
мощью технологий, должна осуществляться в виде дополнительного
проекта. Многие организации стакиваются с затруднениями в нача-