ОБУЧЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
Обучение часто не получает должного внимания в процессе внедре-
ния информационной системы. «Удивительно, что компании тратят
миллионы долларов на аппаратное и программное обеспечение и счи-
тают, что система будет работать сама по себе», — говорит Дэйв Петро-
вски, член правления компании, специализирующейся в области
электронной торговли. Считается, что если процесс внедрения систе-
мы прошел успешно, пользователи сами научатся работать с ней. На са-
мом же деле многие системы оказались неэффективными в течение
нескольких недель после внедрения из-за того, что немногие умели ра-
ботать с ними. Организации должны определить круг пользователей,
назначить инструкторов, определить место и провести обучение. Этот
этап должен быть одной из частей проектного плана. Организации
должны использовать консалтинговые ресурсы для обучения и переда-
чи знаний. Часто приглашенные консультанты покидают компанию
после «успешного» внедрения и оставляют систему в руках пользовате-
лей, которые бывают недостаточно подкованными для того, чтобы вы-
полнять ежедневную работу с помощью новой системы, не говоря уже
об устранении возникающих проблем. В процессе обучения нужно использовать реальную информацию и сценарии бизнеса и учитывать
способность пользователей применять полученные навыки на практи-
ке незамедлительно по возвращении на рабочие места.
В этой главе мы выделили важные, по нашему мнению, факторы,
приведшие к неудачам в процессе внедрения ИТ, и сопоставили их с
примерами, которые можно было наблюдать в компаниях в течение
последних 2 лет. На данном этапе также полезно пересмотреть скры-
тые предпосылки спора о парадоксе производительности. Не ошиба-
емся ли мы, относя примеры, в которых не наблюдалось окупаемости
информационных технологий, к неудачам? Ведь внедряя ИТ, фирма
может преследовать цели защитного характера — защита рыночной
доли или прав. Например, недавнее снижение доходов в сфере здра-
воохранения привело к новым крупным капиталовложениям в высо-
кие технологии. В условиях жесткой конкуренции и снижения
оплаты за услуги организации здравоохранения будут считать, что
ИТ окупается, если сократятся их потери. Подобную задачу достиже-
ния точки самоокупаемости мы можем наблюдать в сталелитейной
промышленности США по причине падения цен на мировом рынке,
и не всегда благодаря неудаче в области технологий.
Финансирование технологий, используемое в качестве защиты от
потенциальных потерь, может также привести к мнимому отсутствию
окупаемости ИТ. Примером может служить недавнее инвестирование
в специальные технологии для защиты прав в связи с проблемой 2000
Года (Y2K). Инвестирование Y2K очень незначительно повысило кон-
курентоспособность фирм, но защитило их от возможных нарушений
прав. Существуют также свидетельства, что ИТ не всегда приводят к
повышению прибыльности, они скорее могут сказаться на повыше-
нии эффективности или потребительской стоимости.9
Следовательно, в ряде случаев на первый взгляд окупаемость от-
сутствует, но при более детальном рассмотрении мы можем понять,
что отдача произошла в другой области или в самом факте выжива-
ния компании, в то время как многие ее конкуренты оказались на
обочине. Во многих ситуациях организации передают полученную
прибыль своим клиентам. Во всех перечисленных случаях рента-
бельность информационных технологий проявляется очень четко.
Оценка окупаемости информационных технологий часто рас-
сматривается как одна из причин возникновения парадокса произ-
водительности. Эксперты считают, что многие исследователи
использовали неподходящие методы или инструменты оценки влия-
ния ИТ. Наш собственный анализ показал, что в проведенных иссле-
дованиях рентабельности высоких технологий применялось
множество разнообразных инструментов оценки.1
Специалистов можно разделить на два основных лагеря по отно-
шению к оценке. К первому относятся те, кто считает, что окупае-
мость инвестиций в ИТ должна оцениваться по изменению
результатов — роста объемов продаж, увеличения рыночной доли
или сокращения издержек. Эта позиция называется подходом с точ-
ки зрения изменений.
Обучение часто не получает должного внимания в процессе внедре-
ния информационной системы. «Удивительно, что компании тратят
миллионы долларов на аппаратное и программное обеспечение и счи-
тают, что система будет работать сама по себе», — говорит Дэйв Петро-
вски, член правления компании, специализирующейся в области
электронной торговли. Считается, что если процесс внедрения систе-
мы прошел успешно, пользователи сами научатся работать с ней. На са-
мом же деле многие системы оказались неэффективными в течение
нескольких недель после внедрения из-за того, что немногие умели ра-
ботать с ними. Организации должны определить круг пользователей,
назначить инструкторов, определить место и провести обучение. Этот
этап должен быть одной из частей проектного плана. Организации
должны использовать консалтинговые ресурсы для обучения и переда-
чи знаний. Часто приглашенные консультанты покидают компанию
после «успешного» внедрения и оставляют систему в руках пользовате-
лей, которые бывают недостаточно подкованными для того, чтобы вы-
полнять ежедневную работу с помощью новой системы, не говоря уже
об устранении возникающих проблем. В процессе обучения нужно использовать реальную информацию и сценарии бизнеса и учитывать
способность пользователей применять полученные навыки на практи-
ке незамедлительно по возвращении на рабочие места.
В этой главе мы выделили важные, по нашему мнению, факторы,
приведшие к неудачам в процессе внедрения ИТ, и сопоставили их с
примерами, которые можно было наблюдать в компаниях в течение
последних 2 лет. На данном этапе также полезно пересмотреть скры-
тые предпосылки спора о парадоксе производительности. Не ошиба-
емся ли мы, относя примеры, в которых не наблюдалось окупаемости
информационных технологий, к неудачам? Ведь внедряя ИТ, фирма
может преследовать цели защитного характера — защита рыночной
доли или прав. Например, недавнее снижение доходов в сфере здра-
воохранения привело к новым крупным капиталовложениям в высо-
кие технологии. В условиях жесткой конкуренции и снижения
оплаты за услуги организации здравоохранения будут считать, что
ИТ окупается, если сократятся их потери. Подобную задачу достиже-
ния точки самоокупаемости мы можем наблюдать в сталелитейной
промышленности США по причине падения цен на мировом рынке,
и не всегда благодаря неудаче в области технологий.
Финансирование технологий, используемое в качестве защиты от
потенциальных потерь, может также привести к мнимому отсутствию
окупаемости ИТ. Примером может служить недавнее инвестирование
в специальные технологии для защиты прав в связи с проблемой 2000
Года (Y2K). Инвестирование Y2K очень незначительно повысило кон-
курентоспособность фирм, но защитило их от возможных нарушений
прав. Существуют также свидетельства, что ИТ не всегда приводят к
повышению прибыльности, они скорее могут сказаться на повыше-
нии эффективности или потребительской стоимости.9
Следовательно, в ряде случаев на первый взгляд окупаемость от-
сутствует, но при более детальном рассмотрении мы можем понять,
что отдача произошла в другой области или в самом факте выжива-
ния компании, в то время как многие ее конкуренты оказались на
обочине. Во многих ситуациях организации передают полученную
прибыль своим клиентам. Во всех перечисленных случаях рента-
бельность информационных технологий проявляется очень четко.
Оценка окупаемости информационных технологий часто рас-
сматривается как одна из причин возникновения парадокса произ-
водительности. Эксперты считают, что многие исследователи
использовали неподходящие методы или инструменты оценки влия-
ния ИТ. Наш собственный анализ показал, что в проведенных иссле-
дованиях рентабельности высоких технологий применялось
множество разнообразных инструментов оценки.1
Специалистов можно разделить на два основных лагеря по отно-
шению к оценке. К первому относятся те, кто считает, что окупае-
мость инвестиций в ИТ должна оцениваться по изменению
результатов — роста объемов продаж, увеличения рыночной доли
или сокращения издержек. Эта позиция называется подходом с точ-
ки зрения изменений.