РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

Это понятие появилось недавно. Оно связанно с кривыми разви-

тия технологии. Работа Клейтона Кристенсена12 заложила основы

рассмотрения ИТ с помощью этой схемы. Большая часть данного раздела извлечена из классической работы Бауэра и Кристенсена

«Разрушительные технологии — Поймать волну».

Технологические перемены неизбежны, и когда ИТ или рынки

изменяются, многие ведущие компании теряют лидирующее поло-

жение в отрасли или прекращают свою деятельность из-за неспособ-

ности руководителей компании предвидеть последствия перемен

и перейти на новую технологию. В литературе приводится множест-

во примеров подобного явления13. Компания Xerox позволила Canon

захватить небольшой рынок копировальных машин. Goodyear вошла

на рынок радиальных шин позже своих конкурентов. Явная схема

провала особенно очевидна в компьютерной отрасли. IBM, лидиро-

вавшая на рынке компьютеров обычных размеров, вовремя не

заметила появление мини-компьютеров. Digital Equipment домини-

ровала на рынке мини-компьютеров, но упустила рынок персональ-

ных компьютеров. Apple Computers была лидером на рынке

персональных компьютеров и законодателем моды в сфере ориенти-

рованных на пользователя компьютеров, но отстала с выводом на

рынок своего портативного компьютера.

Некогда успешные компании терпят неудачу, потому что они при-

держивались одного из самых популярных и важных принципов ме-

неджмента: быть как можно ближе к потребителю и согласовывать

капиталовложения в технологии с нуждами потребителей. Это мо-

жет показаться парадоксальным. Крупные центры ксерокопирова-

ния, которые составляли значительную часть первоначальной

клиентской базы компании Xerox, не нуждались в маленьких и мед-

ленных настольных копировальных машинах. Крупным клиентам

IBM из сферы коммерции и правительства не требовались мини-

компьютеры. Эти компании понесли убытки из-за тех технологий,

которые не были нужны их клиентам14.

Технологические перемены, которые оказывают серьезное воз-

действие на деятельность известных компаний, обычно не бывают

принципиально новыми или сложными с технической точки зрения.

Но все они обладают двумя важными характеристиками. Во-первых,

они обычно представляют новый пакет атрибутов, которые на пер-

воначальном этапе не всегда бывают оценены потребителями. Во-вторых, характеристики, которые ценятся существующими пот-

ребителями, совершенствуются такими высокими темпами, что но-

вая технология может проникнуть на устоявшийся рынок.15 Только

в этой точке данная технология будет востребована основной мас-

сой потребителей. К сожалению, признанные поставщики зачастую

осознают, что ситуация изменилась только в тот момент, когда нова-

торы и владельцы новых технологий уже доминируют на рынке.

Почти в каждой отрасли существует важнейший критерий, кото-

рый должен совершенствоваться с течением времени. В области ко-

пировальной техники главным показателем эффективности

является увеличение количества копий в минуту. Для дисковых нако-

пителей объем памяти является ключевым моментом. Поддерживаю&

щие технологии позволяют сохранить темпы совершенствования.

С их помощью растет качество или количество тех характеристик,

которые потребители оценили ранее. С другой стороны, разруши&

тельные технологии предлагают пакет характеристик, в корне отлич-

ный от того, который основная масса потребителей уже приняла.

Часто на первоначальном этапе они работают хуже по одному или

двум показателям, важным для потребителей.

При оценке предложенных технологических инноваций важную

роль играет структура доходов и издержек предприятия. В целом

разрушительные технологии выглядят непривлекательными с фи-

нансовой точки зрения для признанных компаний. Практически не

существует рынка, на котором можно было бы изучить возможную

прибыльность этих ИТ. Возможно, потребуется изменить структуру

организации, хотя на новых рынках признанные компании обычно

не хотят рисковать тем, что у них уже есть.

Как и в ранее описанных случаях, применяя разрушительные тех-

нологии, компании должны осознавать, что традиционные правила

оценки окупаемости ИТ в данном случае не совсем подходят.

Бауэр и Кристенсен16 предлагают несколько шагов, которые по-

могут преодолеть воздействие разрушительных технологий. Пер-

вый шаг — определение составляющих разрушительной ИТ. Вначале

можно выявить внутренние противоречия в области разработки но-

вой продукции или механизмов. Руководители финансовых отделов и отделов маркетинга, как и потребители, редко поддерживают та-

кие технологии. Противостояние этих двух групп часто сигнализи-

рует о наличии разрушительной инновации, которая должна быть

рассмотрена высшим руководством.

Следующим шагом является определение стратегической значи-

мости разрушительных технологий. Если специалисты считают, что

новая технология может развиваться быстрее, чем будет расти

рыночный спрос на повышение эффективности, получается, что

технология, которая не отвечает нуждам потребителей сегодня,

завтра может вполне соответствовать им.

Третий шаг заключается в поиске первоначального рынка для

разрушительных технологий. Обычно рынок или основа для оценки

отсутствует. Менеджеры должны собрать информацию о рынках,

отвечая на следующие вопросы. Кто станет потребителем? Какие из

характеристик продукции будут значимыми для каждого потребите-

ля? Какая цена будет приемлемой? Данную информацию можно соб-

рать только с помощью недорогих оперативных экспериментов как

с продукцией, так и с рынком. У признанных фирм такие экспери-

менты вызывают большие затруднения. Они предпочитают пору-

чить проведение экспериментов вновь созданным организациям,

финансируемым данной компанией.

Лидирующие компании могут также переложить ответствен-

ность за создание бизнеса на основе разрушительной инновации на

независимую фирму. Создание отдельной организации необходимо

только в том случае, когда разрушительная технология является ме-

нее прибыльной, чем основной бизнес.

Разрушительные технологии являются частью жизненного цикла

организационной единицы. Технологическая и рыночная основа

любого направления в конце концов исчезает. Компании должны

предпринимать упреждающие действия и уметь создавать новые

сферы в бизнесе. Специалисты в области разрушительной иннова-

ции должны иметь возможность реализовать весь потенциал техно-

логии, даже если это станет концом основного бизнеса.

Это понятие появилось недавно. Оно связанно с кривыми разви-

тия технологии. Работа Клейтона Кристенсена12 заложила основы

рассмотрения ИТ с помощью этой схемы. Большая часть данного раздела извлечена из классической работы Бауэра и Кристенсена

«Разрушительные технологии — Поймать волну».

Технологические перемены неизбежны, и когда ИТ или рынки

изменяются, многие ведущие компании теряют лидирующее поло-

жение в отрасли или прекращают свою деятельность из-за неспособ-

ности руководителей компании предвидеть последствия перемен

и перейти на новую технологию. В литературе приводится множест-

во примеров подобного явления13. Компания Xerox позволила Canon

захватить небольшой рынок копировальных машин. Goodyear вошла

на рынок радиальных шин позже своих конкурентов. Явная схема

провала особенно очевидна в компьютерной отрасли. IBM, лидиро-

вавшая на рынке компьютеров обычных размеров, вовремя не

заметила появление мини-компьютеров. Digital Equipment домини-

ровала на рынке мини-компьютеров, но упустила рынок персональ-

ных компьютеров. Apple Computers была лидером на рынке

персональных компьютеров и законодателем моды в сфере ориенти-

рованных на пользователя компьютеров, но отстала с выводом на

рынок своего портативного компьютера.

Некогда успешные компании терпят неудачу, потому что они при-

держивались одного из самых популярных и важных принципов ме-

неджмента: быть как можно ближе к потребителю и согласовывать

капиталовложения в технологии с нуждами потребителей. Это мо-

жет показаться парадоксальным. Крупные центры ксерокопирова-

ния, которые составляли значительную часть первоначальной

клиентской базы компании Xerox, не нуждались в маленьких и мед-

ленных настольных копировальных машинах. Крупным клиентам

IBM из сферы коммерции и правительства не требовались мини-

компьютеры. Эти компании понесли убытки из-за тех технологий,

которые не были нужны их клиентам14.

Технологические перемены, которые оказывают серьезное воз-

действие на деятельность известных компаний, обычно не бывают

принципиально новыми или сложными с технической точки зрения.

Но все они обладают двумя важными характеристиками. Во-первых,

они обычно представляют новый пакет атрибутов, которые на пер-

воначальном этапе не всегда бывают оценены потребителями. Во-вторых, характеристики, которые ценятся существующими пот-

ребителями, совершенствуются такими высокими темпами, что но-

вая технология может проникнуть на устоявшийся рынок.15 Только

в этой точке данная технология будет востребована основной мас-

сой потребителей. К сожалению, признанные поставщики зачастую

осознают, что ситуация изменилась только в тот момент, когда нова-

торы и владельцы новых технологий уже доминируют на рынке.

Почти в каждой отрасли существует важнейший критерий, кото-

рый должен совершенствоваться с течением времени. В области ко-

пировальной техники главным показателем эффективности

является увеличение количества копий в минуту. Для дисковых нако-

пителей объем памяти является ключевым моментом. Поддерживаю&

щие технологии позволяют сохранить темпы совершенствования.

С их помощью растет качество или количество тех характеристик,

которые потребители оценили ранее. С другой стороны, разруши&

тельные технологии предлагают пакет характеристик, в корне отлич-

ный от того, который основная масса потребителей уже приняла.

Часто на первоначальном этапе они работают хуже по одному или

двум показателям, важным для потребителей.

При оценке предложенных технологических инноваций важную

роль играет структура доходов и издержек предприятия. В целом

разрушительные технологии выглядят непривлекательными с фи-

нансовой точки зрения для признанных компаний. Практически не

существует рынка, на котором можно было бы изучить возможную

прибыльность этих ИТ. Возможно, потребуется изменить структуру

организации, хотя на новых рынках признанные компании обычно

не хотят рисковать тем, что у них уже есть.

Как и в ранее описанных случаях, применяя разрушительные тех-

нологии, компании должны осознавать, что традиционные правила

оценки окупаемости ИТ в данном случае не совсем подходят.

Бауэр и Кристенсен16 предлагают несколько шагов, которые по-

могут преодолеть воздействие разрушительных технологий. Пер-

вый шаг — определение составляющих разрушительной ИТ. Вначале

можно выявить внутренние противоречия в области разработки но-

вой продукции или механизмов. Руководители финансовых отделов и отделов маркетинга, как и потребители, редко поддерживают та-

кие технологии. Противостояние этих двух групп часто сигнализи-

рует о наличии разрушительной инновации, которая должна быть

рассмотрена высшим руководством.

Следующим шагом является определение стратегической значи-

мости разрушительных технологий. Если специалисты считают, что

новая технология может развиваться быстрее, чем будет расти

рыночный спрос на повышение эффективности, получается, что

технология, которая не отвечает нуждам потребителей сегодня,

завтра может вполне соответствовать им.

Третий шаг заключается в поиске первоначального рынка для

разрушительных технологий. Обычно рынок или основа для оценки

отсутствует. Менеджеры должны собрать информацию о рынках,

отвечая на следующие вопросы. Кто станет потребителем? Какие из

характеристик продукции будут значимыми для каждого потребите-

ля? Какая цена будет приемлемой? Данную информацию можно соб-

рать только с помощью недорогих оперативных экспериментов как

с продукцией, так и с рынком. У признанных фирм такие экспери-

менты вызывают большие затруднения. Они предпочитают пору-

чить проведение экспериментов вновь созданным организациям,

финансируемым данной компанией.

Лидирующие компании могут также переложить ответствен-

ность за создание бизнеса на основе разрушительной инновации на

независимую фирму. Создание отдельной организации необходимо

только в том случае, когда разрушительная технология является ме-

нее прибыльной, чем основной бизнес.

Разрушительные технологии являются частью жизненного цикла

организационной единицы. Технологическая и рыночная основа

любого направления в конце концов исчезает. Компании должны

предпринимать упреждающие действия и уметь создавать новые

сферы в бизнесе. Специалисты в области разрушительной иннова-

ции должны иметь возможность реализовать весь потенциал техно-

логии, даже если это станет концом основного бизнеса.