РЕЗЮМЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
С помощью двух моделей Портера (см. Главу 2) определите облас-
ти наилучших возможностей в вашем бизнесе. Обозначьте сильные
стороны организации (служащие, существующая инфраструктура,
репутация или рыночная доля), с помощью которых можно полу-
чить преимущество. Стоимость технологии оценивается на основе
изменения активов компании. Это означает, что если фирма оцени-
вает свой успех по количеству новых клиентов, то эффективность
ИТ должна проявляться в том, что она позволяет организации най-
ти, получить и сохранить новых клиентов. Аналогичным образом,
если отличительной чертой компании является низкое число оши-
бок в области производства, то нужно доказать, что технологии по-
лезны в проектировании, испытании, отслеживании и устранении
причин неудач.
Есть вероятность, что даже если капиталовложение соответству-
ет стратегии фирмы и установлены соответствующие критерии
оценки, окупаемость может не поддаваться подсчету в денежном вы-
ражении (см. Главу 3). Пусть вас не смущает разговор о парадоксе
производительности. Большинство последних исследований опро-
вергает его. Кроме того, парадокс производительности в большей
мере относится к макроэкономической оценке окупаемости ИТ,
обычно на уровне отрасли или экономики в целом. Отрасль состоит
из различных по уровню развития организаций, включая те, кото-
рые безрассудно распоряжаются инвестициями в ИТ.
Не каждая инвестиция в ИТ окупается. Иногда, несмотря на пра-
вильный выбор стратегии и инструментов оценки, окупаемость
бывает невозможно оценить. Причиной тому могут стать противо-
действие со стороны конкурентов, изменение вкусов потребителя,
появление новых товаров и услуг, а также неудачный выбор сроков.
Необходимо выяснить, не является ли задача сохранения клиен-
тов препятствием для капиталовложения. Когда MCI внедрила новый
план междугородних и международных звонков «Друзья и Семья», ее
конкурент, AT&T, вынуждена была ответить аналогичным шагом.
AT&T израсходовала средства на модернизацию своих систем оплаты
счетов и предложила оригинальный способ сохранения клиентов.
В данном случае ИТ должна рассматриваться как стратегическая,
даже если клиентская база немного сократится в течение месяцев, не-
обходимых компании, чтобы наверстать упущенное. Когда система за-
работает, клиенты вернутся. Удачные показатели будут отображать
стабилизацию клиентской базы в период после внедрения.
Кроме того, существуют инвестиции, от которых не ожидается
прибыли, например: профилактическое обслуживание, проблема
2000 года и государственные требования аудита.
Учитывая это, мы в Главе 4 предложили компаниям изучить
собственный и чужой опыт неудач предыдущих инвестиций в ИТ.
Недостаточный уровень обучения пользователей, проблемы со
связью являются самыми распространенными причинами неудач
системы. Это основные «человеческие» факторы, которые часто не
учитываются, когда слишком много внимания уделяется оценке тех-
нологии.
Часто реальные преимущества от капиталовложений в ИТ не
проявляются, потому что происходит сбой в процессе преобразова-
ния затрат в прибыль. Недостатком предшествующих исследований
было предположение, что инвестиции в ИТ автоматически прино-
сят прибыль. В Главе 5 мы рассматриваем подход к оценке окупае-
мости ИТ с точки зрения процесса. Он подразумевает, что
капиталовложения должны рассматриваться посредством оценки
соответствующих ИТ-активов, их влияния на функционирование со-
ответствующих отделов. Далее изучается, как деятельность отдела
отражается на прибыльности организации. Этот показатель также
называется «эффективностью преобразования».
В Главе 5 мы рекомендуем оценивать окупаемость ИТ, изучая ее
воздействие, а не финансовые отчеты. Сбалансированная система
показателей (ССП) содержит критерии окупаемости ИТ с точки зре-
ния потребителя (как мы оцениваем потребителя), с внутренней
точки зрения (чем мы должны выделяться), с точки зрения иннова-
ций и обучения (что мы можем усовершенствовать для создания сто-
имости) и с финансовой точки зрения (как мы оцениваем
владельца). Учитывая, что организация — это система, состоящая из
нескольких подсистем, каждая из которых оказывает влияние на дру-
гие, ССП помогает отделить эти области друг от друга. Она также
обеспечивает учет всех сфер, испытывающих воздействие со сторо-
ны ИТ, для проведения корректной оценки окупаемости.
Изучив показатели, используемые для оценки окупаемости ИТ
в различных частях организации, руководство также должно опреде-
лить местоположение технологии на S-образной кривой. S-образная
кривая, описанная в Главе 7, отображает цикл развития технологии,
а также ожидаемой окупаемости. Она показывает потенциал окупае-
мости технологии в будущем и риски.
Статистические и экономические модели изучают окупаемость
с помощью количественных методов. В Главе 8 мы утверждаем, что ана-
лиз затрат и точки безубыточности могут помочь определить, прино-
сит ли инвестиция ожидаемую прибыль. Анализ чистой прибыли
к настоящему времени (ЧПНВ) применяется для оценки окупаемости
путем подсчета текущей стоимости инвестиции с течением времени.
Подход реального выбора учитывает тот факт, что с течением времени
инвестиция может увеличиваться или прекращаться в зависимости от
условий бизнеса. Преимуществом подхода реального выбора является
возможность воспользоваться новыми, неизвестными ранее направле-
ниями, возникающими на первоначальном этапе инвестирования в ИТ.
Возникающие трудности, а также роль организационных и поли-
тических вопросов рассматриваются нами в Главе 9. Четы-
рехступенчатая модель ИВАС предлагает практические шаги к
институционализации процесса оценки внутри организации. С по-
мощью этой системы удобно исследовать новые возможности: вовле-
чение людей, влияющих на окупаемость ИТ или испытывающих ее
воздействие; сбор и анализ информации; распространение инфор-
мации о результатах внедрения ИТ среди служащих.
В Главе 10 идет речь об огромных возможностях для бизнеса, воз-
никших благодаря электронной коммерции (ЭК), и предпосылках
для оценки окупаемости ИТ в этой сфере. Мы описываем затрудне-
ния и возможности при оценке окупаемости инвестиций в ЭК. Капи-
таловложения в ЭК обладают уникальными характеристиками.
Наконец, в Главе 11 мы предлагаем вашему вниманию подробное
исследование опыта одной компании по оценке инвестиций в ИТ
и организации непрерывного процесса изучения соответствующих
показателей. Исследованный опыт раскрывает трудности и преиму-
щества организации подобной системы оценки и обобщения ее ре-
зультатов в процессе принятия решений.
Теперь, когда вы прочитали книгу, а также краткий обзор всех
глав, вы можете задать вопрос: «что я должен предпринять, чтобы
начать осуществление проекта по оценке окупаемости ИТ, когда
я вернусь за свой рабочий стол?». С этой практической точки зрения
мы предлагаем план действий, этапы которого сочетают в себе прак-
тические действия и ранее представленный нами подход ИВАС.
В конце этой книги мы рассматриваем еще несколько вопросов, ко-
торые помогут вам внедрить систему непрерывной оценки.
С помощью двух моделей Портера (см. Главу 2) определите облас-
ти наилучших возможностей в вашем бизнесе. Обозначьте сильные
стороны организации (служащие, существующая инфраструктура,
репутация или рыночная доля), с помощью которых можно полу-
чить преимущество. Стоимость технологии оценивается на основе
изменения активов компании. Это означает, что если фирма оцени-
вает свой успех по количеству новых клиентов, то эффективность
ИТ должна проявляться в том, что она позволяет организации най-
ти, получить и сохранить новых клиентов. Аналогичным образом,
если отличительной чертой компании является низкое число оши-
бок в области производства, то нужно доказать, что технологии по-
лезны в проектировании, испытании, отслеживании и устранении
причин неудач.
Есть вероятность, что даже если капиталовложение соответству-
ет стратегии фирмы и установлены соответствующие критерии
оценки, окупаемость может не поддаваться подсчету в денежном вы-
ражении (см. Главу 3). Пусть вас не смущает разговор о парадоксе
производительности. Большинство последних исследований опро-
вергает его. Кроме того, парадокс производительности в большей
мере относится к макроэкономической оценке окупаемости ИТ,
обычно на уровне отрасли или экономики в целом. Отрасль состоит
из различных по уровню развития организаций, включая те, кото-
рые безрассудно распоряжаются инвестициями в ИТ.
Не каждая инвестиция в ИТ окупается. Иногда, несмотря на пра-
вильный выбор стратегии и инструментов оценки, окупаемость
бывает невозможно оценить. Причиной тому могут стать противо-
действие со стороны конкурентов, изменение вкусов потребителя,
появление новых товаров и услуг, а также неудачный выбор сроков.
Необходимо выяснить, не является ли задача сохранения клиен-
тов препятствием для капиталовложения. Когда MCI внедрила новый
план междугородних и международных звонков «Друзья и Семья», ее
конкурент, AT&T, вынуждена была ответить аналогичным шагом.
AT&T израсходовала средства на модернизацию своих систем оплаты
счетов и предложила оригинальный способ сохранения клиентов.
В данном случае ИТ должна рассматриваться как стратегическая,
даже если клиентская база немного сократится в течение месяцев, не-
обходимых компании, чтобы наверстать упущенное. Когда система за-
работает, клиенты вернутся. Удачные показатели будут отображать
стабилизацию клиентской базы в период после внедрения.
Кроме того, существуют инвестиции, от которых не ожидается
прибыли, например: профилактическое обслуживание, проблема
2000 года и государственные требования аудита.
Учитывая это, мы в Главе 4 предложили компаниям изучить
собственный и чужой опыт неудач предыдущих инвестиций в ИТ.
Недостаточный уровень обучения пользователей, проблемы со
связью являются самыми распространенными причинами неудач
системы. Это основные «человеческие» факторы, которые часто не
учитываются, когда слишком много внимания уделяется оценке тех-
нологии.
Часто реальные преимущества от капиталовложений в ИТ не
проявляются, потому что происходит сбой в процессе преобразова-
ния затрат в прибыль. Недостатком предшествующих исследований
было предположение, что инвестиции в ИТ автоматически прино-
сят прибыль. В Главе 5 мы рассматриваем подход к оценке окупае-
мости ИТ с точки зрения процесса. Он подразумевает, что
капиталовложения должны рассматриваться посредством оценки
соответствующих ИТ-активов, их влияния на функционирование со-
ответствующих отделов. Далее изучается, как деятельность отдела
отражается на прибыльности организации. Этот показатель также
называется «эффективностью преобразования».
В Главе 5 мы рекомендуем оценивать окупаемость ИТ, изучая ее
воздействие, а не финансовые отчеты. Сбалансированная система
показателей (ССП) содержит критерии окупаемости ИТ с точки зре-
ния потребителя (как мы оцениваем потребителя), с внутренней
точки зрения (чем мы должны выделяться), с точки зрения иннова-
ций и обучения (что мы можем усовершенствовать для создания сто-
имости) и с финансовой точки зрения (как мы оцениваем
владельца). Учитывая, что организация — это система, состоящая из
нескольких подсистем, каждая из которых оказывает влияние на дру-
гие, ССП помогает отделить эти области друг от друга. Она также
обеспечивает учет всех сфер, испытывающих воздействие со сторо-
ны ИТ, для проведения корректной оценки окупаемости.
Изучив показатели, используемые для оценки окупаемости ИТ
в различных частях организации, руководство также должно опреде-
лить местоположение технологии на S-образной кривой. S-образная
кривая, описанная в Главе 7, отображает цикл развития технологии,
а также ожидаемой окупаемости. Она показывает потенциал окупае-
мости технологии в будущем и риски.
Статистические и экономические модели изучают окупаемость
с помощью количественных методов. В Главе 8 мы утверждаем, что ана-
лиз затрат и точки безубыточности могут помочь определить, прино-
сит ли инвестиция ожидаемую прибыль. Анализ чистой прибыли
к настоящему времени (ЧПНВ) применяется для оценки окупаемости
путем подсчета текущей стоимости инвестиции с течением времени.
Подход реального выбора учитывает тот факт, что с течением времени
инвестиция может увеличиваться или прекращаться в зависимости от
условий бизнеса. Преимуществом подхода реального выбора является
возможность воспользоваться новыми, неизвестными ранее направле-
ниями, возникающими на первоначальном этапе инвестирования в ИТ.
Возникающие трудности, а также роль организационных и поли-
тических вопросов рассматриваются нами в Главе 9. Четы-
рехступенчатая модель ИВАС предлагает практические шаги к
институционализации процесса оценки внутри организации. С по-
мощью этой системы удобно исследовать новые возможности: вовле-
чение людей, влияющих на окупаемость ИТ или испытывающих ее
воздействие; сбор и анализ информации; распространение инфор-
мации о результатах внедрения ИТ среди служащих.
В Главе 10 идет речь об огромных возможностях для бизнеса, воз-
никших благодаря электронной коммерции (ЭК), и предпосылках
для оценки окупаемости ИТ в этой сфере. Мы описываем затрудне-
ния и возможности при оценке окупаемости инвестиций в ЭК. Капи-
таловложения в ЭК обладают уникальными характеристиками.
Наконец, в Главе 11 мы предлагаем вашему вниманию подробное
исследование опыта одной компании по оценке инвестиций в ИТ
и организации непрерывного процесса изучения соответствующих
показателей. Исследованный опыт раскрывает трудности и преиму-
щества организации подобной системы оценки и обобщения ее ре-
зультатов в процессе принятия решений.
Теперь, когда вы прочитали книгу, а также краткий обзор всех
глав, вы можете задать вопрос: «что я должен предпринять, чтобы
начать осуществление проекта по оценке окупаемости ИТ, когда
я вернусь за свой рабочий стол?». С этой практической точки зрения
мы предлагаем план действий, этапы которого сочетают в себе прак-
тические действия и ранее представленный нами подход ИВАС.
В конце этой книги мы рассматриваем еще несколько вопросов, ко-
торые помогут вам внедрить систему непрерывной оценки.