ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОКУПАЕМОСТИ ИТ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 

Даже если подтвердятся все предположения о рентабельности

технологий, сомневающийся менеджер может спросить: как можно

определить срок окупаемости ИТ и возместились ли расходы на них

в принципе? Происходит ли отдача благодаря инвестированию в ин-

формационные технологии или из-за влияния других факторов

уровне увеличилась в последние десятилетия, в то время как инвестиции в ИТ продолжают расти.

Strassman P. A. (1990). The Business Value of Computers: An Executive's Guide. New Canaan, CT: Information

Economics Press. Roach, S. (1987). America's Technology Dilemma: A Profile of the Information Economy. Special eco-

nomic study, Morgan Stanley.

(разумная экономия, плохая работа конкурентов, повышение качест-

ва продукции)?

Когда возникает вопрос о рентабельности технологий, сомнения

руководителей корпорации связаны с альтернативными инвестици-

ями и продолжительностью периода окупаемости наряду с общим

состоянием отрасли экономики, в которой они работают.

Конкурирующие инвестиции

Большинство руководителей понимают стратегическое значение

технологий. Вероятно, некоторые из них в прошлом сыграли роль в

осуществлении проектов с ИТ-основой. Однако они отвечают за

распределение финансовых и человеческих ресурсов целой корпо-

рации между всеми направлениями бизнеса. Как и все рационально

мыслящие люди, руководители хотят вкладывать капитал в предло-

жения с наибольшей вероятностью отдачи.

Остальные направления соперничают с ИТ за часть бюджета. Так

как бюджетные ресурсы ограничены, представители каждого отдела

излагают свои доводы в пользу финансирования своего подразделе-

ния. Трудно убедить финансового эксперта одной только привлека-

тельной стоимостью. Более того, приносящие доход отделы в

большинстве организаций имеют более весомый голос, чем вспомо-

гательные (такие как ИТ).

Руководство производственных организаций должно решить,

вкладывать ли капитал в высокоточное оборудование или в систему

УВК для координации контактов между поставщиком и потребите-

лем. Аналогичным образом исполнительному директору в области

здравоохранения, возможно, придется выбирать между приобрете-

нием самого современного компьютерного томографа и информа-

ционной системы. Руководитель административной службы

транспортной компании будет вынужден решать, потратить ли ему

имеющиеся средства на покупку новых грузовиков или на систему уп-

равления логистикой.

Продолжительность отдачи

Решая вопрос о том, какие направления для капиталовложений

выбрать, высшее руководство учитывает продолжительность отда-

чи, то есть то время, через которое станет очевидной прибыль от инвестиций. Многие компании концентрируются на краткосрочной

рентабельности, снижении риска и технологиях для реального биз-

неса. Следовательно, будет труднее оправдать инвестиции в инфор-

мационные технологии, которые характеризуются большей

продолжительностью отдачи, например развитие инфраструктуры.

Общая экономическая картина

Руководители предприятий опасаются, что, даже когда есть пред-

посылки для отдачи, ситуация может измениться в отрицательную

сторону. Многие компании сделали значительные капиталовложе-

ния в информационные технологии в конце 1990-х, и некоторые

крупные неудачи (например, компаний Hershey's и Nike) вызвали

беспокойство в отрасли. Но резкий экономический спад в 2000-2001

годах в сочетании с террористическими актами в Соединенных

Штатах изменил взгляды на экономику в целом и на прибыль на ин-

вестиции в ИТ в частности. Пока нет указаний на сокращение бюд-

жета на информационные технологии, можно ожидать более

тщательного изучения итоговой отдачи. Хотя фирмы слабо контро-

лируют общую экономическую ситуацию, аналитики должны прини-

мать во внимание подобные сценарии. Самое плохое, что фирма

может сделать в такой ситуации на рынке, — приостановить или

свернуть инвестиции в информационные технологии, тем самым га-

рантируя отсутствие отдачи.

Во время экономического спада 1990-х прогрессивные в области

ИТ организации использовали снижение активности, направляя ре-

сурсы на процессы реконструкции, инвестиции в технологию, и го-

товились к экономическому подъему.

КАК ДО СИХ ПОР ОЦЕНИВАЛИСЬ ИНВЕСТИЦИИ

В ИТ?

Ниже приведена подборка подходов к оценке окупаемости ИТ.

Компании могут использовать свои собственные подходы к опреде-

лению отдачи от ИТ, которые соответствуют их уровню инвестиций

или природе отрасли. В любом случае общая картина складывается

из трех больших категорий: прибыльность, производительность

и ценностные показатели для потребителей.

Прибыльность

Данный подход в основном изучает финансовые меры, разрабо-

танные для оценки итогового результата инвестирования в ИТ. Рас-

смотрим самые распространенные методы.

Анализ затрат и результатов. Этот способ подразумевает изучение

разницы между понесенными затратами и прибылью, полученной от

инвестиций. Обычно затраты определяются как сумма расходов на

развитие системы, включая аппаратное и программное обеспечение

и консалтинг. Дополнительные издержки включают в себя обучение,

обслуживание, поддержку клиентов, оплату лицензий, будущую мо-

дернизацию и установление связи с существующими системами.

Прибыль — возврат средств в организацию, осуществляемый систе-

мой. Именно здесь возникает загвоздка, так как выгода не всегда мо-

жет выражаться в деньгах. Она может возникнуть в области

рентабельности, производительности или в ценностных показате-

лях для потребителя. Если рентабельность определяется сравни-

тельно легко, то увеличение производительности, а особенно

ценностных показателей для клиента, оценить трудно. Организации

считают приемлемой систему, при которой прибыль превышает

издержки.

Прибыль на вложенный капитал (ПВК). Специалисты по ИТ любят

демонстрировать ПВК, так как она доказывает значимость отдела

информационных ресурсов для организации. Подобно анализу зат-

рат, ПВК определяется общей суммой инвестиций и полученной

прибылью, только прибыль берется за определенный период для

определения процента от вложенного капитала. Упрощенный при-

мер: если компания вкладывает в систему 100 000 долларов и получа-

ет прибыль в размере 12 000 долларов в год, то годовая ПВК будет

составлять 12%. Эта ПВК должна быть скорректирована с учетом

издержек на приобретение капитала и снижения стоимости систе-

мы с течением времени.

Производительность

Способы оценки производительности варьируются в зависимос-

ти от специфики работы и отрасли. Например, в ресторанах

McDonalds's дополнительный монитор, связанный с системой кассо-

вых аппаратов, может повысить производительность работников на

кухне на 30 секунд на каждый сэндвич. Для персонала справочной

службы увеличение эффективности работы может означать три до-

полнительных звонка в час от поисковой базы данных. Разносчик

службы FedEx быстрее доставит нужный пакет по соответствующему

адресу благодаря компьютеризованной системе сортировки.

Эффективность. В упрощенном виде оценка эффективности поз-

воляет соотнести результат работы с затраченными ресурсами. Если

автоматизированная система проектирования (CAD) сокращает вре-

мя на проектирование детали автомобиля без потребления дополни-

тельных ресурсов, она будет считаться эффективной.

Качество. Хотя система оценки качества может быть выделена

в отдельную категорию, повышение качества работы, которое сокра-

щает время на переработку продукции или обслуживание, может

воздействовать на производительность. В производственной фирме

обнаруживают, что даже если некоторые детали не строго соответ-

ствуют спецификациям, в сборном агрегате эти недостатки не проя-

вятся. Используя модель детали для определения ее пригодности,

информационная система имитирует ее установку в процессе окон-

чательной сборки.

Ценностные показатели для потребителя

Часто фирма, вкладывающая капитал в технологию, не наблюда-

ет непосредственного повышения рентабельности или производи-

тельности, однако выгода существует, и ее получает потребитель.

Возникает вопрос: зачем организации тратить деньги на техноло-

гии, выгоду от которых будет получать кто-то другой? Ответ таков:

если потребитель доволен или (что еще лучше) зависит от системы,

будет повышаться его лояльность. Проще и дешевле сохранить име-

ющихся клиентов, чем найти новых. В 1999 году в Университете

Нотр Дам была создана высокоскоростная сеть ResNet, чтобы обес-

печить доступ к университетской сети из всех жилых помещений.

Можно возразить, что материальная выгода, которую получил уни-

верситет, заключалась в экономии на телефонных линиях и моде-

мах, необходимость в которых отпала. В то же время затраты на

ResNet составили миллионы долларов. Инвестиции FedEx в систему

отслеживания доставок дали клиентам возможность отслеживать

доставку в режиме он-лайн. Постояльцы гостиницы Hyatt могут контролировать расходы из своих номеров. В каждом из этих случаев инвестирование повысило ценностные показатели для потребителей

в большей степени, чем рентабельность или производительность

для корпорации.

Даже если подтвердятся все предположения о рентабельности

технологий, сомневающийся менеджер может спросить: как можно

определить срок окупаемости ИТ и возместились ли расходы на них

в принципе? Происходит ли отдача благодаря инвестированию в ин-

формационные технологии или из-за влияния других факторов

уровне увеличилась в последние десятилетия, в то время как инвестиции в ИТ продолжают расти.

Strassman P. A. (1990). The Business Value of Computers: An Executive's Guide. New Canaan, CT: Information

Economics Press. Roach, S. (1987). America's Technology Dilemma: A Profile of the Information Economy. Special eco-

nomic study, Morgan Stanley.

(разумная экономия, плохая работа конкурентов, повышение качест-

ва продукции)?

Когда возникает вопрос о рентабельности технологий, сомнения

руководителей корпорации связаны с альтернативными инвестици-

ями и продолжительностью периода окупаемости наряду с общим

состоянием отрасли экономики, в которой они работают.

Конкурирующие инвестиции

Большинство руководителей понимают стратегическое значение

технологий. Вероятно, некоторые из них в прошлом сыграли роль в

осуществлении проектов с ИТ-основой. Однако они отвечают за

распределение финансовых и человеческих ресурсов целой корпо-

рации между всеми направлениями бизнеса. Как и все рационально

мыслящие люди, руководители хотят вкладывать капитал в предло-

жения с наибольшей вероятностью отдачи.

Остальные направления соперничают с ИТ за часть бюджета. Так

как бюджетные ресурсы ограничены, представители каждого отдела

излагают свои доводы в пользу финансирования своего подразделе-

ния. Трудно убедить финансового эксперта одной только привлека-

тельной стоимостью. Более того, приносящие доход отделы в

большинстве организаций имеют более весомый голос, чем вспомо-

гательные (такие как ИТ).

Руководство производственных организаций должно решить,

вкладывать ли капитал в высокоточное оборудование или в систему

УВК для координации контактов между поставщиком и потребите-

лем. Аналогичным образом исполнительному директору в области

здравоохранения, возможно, придется выбирать между приобрете-

нием самого современного компьютерного томографа и информа-

ционной системы. Руководитель административной службы

транспортной компании будет вынужден решать, потратить ли ему

имеющиеся средства на покупку новых грузовиков или на систему уп-

равления логистикой.

Продолжительность отдачи

Решая вопрос о том, какие направления для капиталовложений

выбрать, высшее руководство учитывает продолжительность отда-

чи, то есть то время, через которое станет очевидной прибыль от инвестиций. Многие компании концентрируются на краткосрочной

рентабельности, снижении риска и технологиях для реального биз-

неса. Следовательно, будет труднее оправдать инвестиции в инфор-

мационные технологии, которые характеризуются большей

продолжительностью отдачи, например развитие инфраструктуры.

Общая экономическая картина

Руководители предприятий опасаются, что, даже когда есть пред-

посылки для отдачи, ситуация может измениться в отрицательную

сторону. Многие компании сделали значительные капиталовложе-

ния в информационные технологии в конце 1990-х, и некоторые

крупные неудачи (например, компаний Hershey's и Nike) вызвали

беспокойство в отрасли. Но резкий экономический спад в 2000-2001

годах в сочетании с террористическими актами в Соединенных

Штатах изменил взгляды на экономику в целом и на прибыль на ин-

вестиции в ИТ в частности. Пока нет указаний на сокращение бюд-

жета на информационные технологии, можно ожидать более

тщательного изучения итоговой отдачи. Хотя фирмы слабо контро-

лируют общую экономическую ситуацию, аналитики должны прини-

мать во внимание подобные сценарии. Самое плохое, что фирма

может сделать в такой ситуации на рынке, — приостановить или

свернуть инвестиции в информационные технологии, тем самым га-

рантируя отсутствие отдачи.

Во время экономического спада 1990-х прогрессивные в области

ИТ организации использовали снижение активности, направляя ре-

сурсы на процессы реконструкции, инвестиции в технологию, и го-

товились к экономическому подъему.

КАК ДО СИХ ПОР ОЦЕНИВАЛИСЬ ИНВЕСТИЦИИ

В ИТ?

Ниже приведена подборка подходов к оценке окупаемости ИТ.

Компании могут использовать свои собственные подходы к опреде-

лению отдачи от ИТ, которые соответствуют их уровню инвестиций

или природе отрасли. В любом случае общая картина складывается

из трех больших категорий: прибыльность, производительность

и ценностные показатели для потребителей.

Прибыльность

Данный подход в основном изучает финансовые меры, разрабо-

танные для оценки итогового результата инвестирования в ИТ. Рас-

смотрим самые распространенные методы.

Анализ затрат и результатов. Этот способ подразумевает изучение

разницы между понесенными затратами и прибылью, полученной от

инвестиций. Обычно затраты определяются как сумма расходов на

развитие системы, включая аппаратное и программное обеспечение

и консалтинг. Дополнительные издержки включают в себя обучение,

обслуживание, поддержку клиентов, оплату лицензий, будущую мо-

дернизацию и установление связи с существующими системами.

Прибыль — возврат средств в организацию, осуществляемый систе-

мой. Именно здесь возникает загвоздка, так как выгода не всегда мо-

жет выражаться в деньгах. Она может возникнуть в области

рентабельности, производительности или в ценностных показате-

лях для потребителя. Если рентабельность определяется сравни-

тельно легко, то увеличение производительности, а особенно

ценностных показателей для клиента, оценить трудно. Организации

считают приемлемой систему, при которой прибыль превышает

издержки.

Прибыль на вложенный капитал (ПВК). Специалисты по ИТ любят

демонстрировать ПВК, так как она доказывает значимость отдела

информационных ресурсов для организации. Подобно анализу зат-

рат, ПВК определяется общей суммой инвестиций и полученной

прибылью, только прибыль берется за определенный период для

определения процента от вложенного капитала. Упрощенный при-

мер: если компания вкладывает в систему 100 000 долларов и получа-

ет прибыль в размере 12 000 долларов в год, то годовая ПВК будет

составлять 12%. Эта ПВК должна быть скорректирована с учетом

издержек на приобретение капитала и снижения стоимости систе-

мы с течением времени.

Производительность

Способы оценки производительности варьируются в зависимос-

ти от специфики работы и отрасли. Например, в ресторанах

McDonalds's дополнительный монитор, связанный с системой кассо-

вых аппаратов, может повысить производительность работников на

кухне на 30 секунд на каждый сэндвич. Для персонала справочной

службы увеличение эффективности работы может означать три до-

полнительных звонка в час от поисковой базы данных. Разносчик

службы FedEx быстрее доставит нужный пакет по соответствующему

адресу благодаря компьютеризованной системе сортировки.

Эффективность. В упрощенном виде оценка эффективности поз-

воляет соотнести результат работы с затраченными ресурсами. Если

автоматизированная система проектирования (CAD) сокращает вре-

мя на проектирование детали автомобиля без потребления дополни-

тельных ресурсов, она будет считаться эффективной.

Качество. Хотя система оценки качества может быть выделена

в отдельную категорию, повышение качества работы, которое сокра-

щает время на переработку продукции или обслуживание, может

воздействовать на производительность. В производственной фирме

обнаруживают, что даже если некоторые детали не строго соответ-

ствуют спецификациям, в сборном агрегате эти недостатки не проя-

вятся. Используя модель детали для определения ее пригодности,

информационная система имитирует ее установку в процессе окон-

чательной сборки.

Ценностные показатели для потребителя

Часто фирма, вкладывающая капитал в технологию, не наблюда-

ет непосредственного повышения рентабельности или производи-

тельности, однако выгода существует, и ее получает потребитель.

Возникает вопрос: зачем организации тратить деньги на техноло-

гии, выгоду от которых будет получать кто-то другой? Ответ таков:

если потребитель доволен или (что еще лучше) зависит от системы,

будет повышаться его лояльность. Проще и дешевле сохранить име-

ющихся клиентов, чем найти новых. В 1999 году в Университете

Нотр Дам была создана высокоскоростная сеть ResNet, чтобы обес-

печить доступ к университетской сети из всех жилых помещений.

Можно возразить, что материальная выгода, которую получил уни-

верситет, заключалась в экономии на телефонных линиях и моде-

мах, необходимость в которых отпала. В то же время затраты на

ResNet составили миллионы долларов. Инвестиции FedEx в систему

отслеживания доставок дали клиентам возможность отслеживать

доставку в режиме он-лайн. Постояльцы гостиницы Hyatt могут контролировать расходы из своих номеров. В каждом из этих случаев инвестирование повысило ценностные показатели для потребителей

в большей степени, чем рентабельность или производительность

для корпорации.