ВЗГЛЯД, НАПРАВЛЕННЫЙ ВНУТРЬ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72
Изучив конкурентную ситуацию в отрасли, компания должна оце-
нить свои собственные сильные и слабые стороны, возможности и
угрозы (так называемый анализ ССИУ). Целью взгляда, направлен-
ного внутрь, является сопоставление сильных сторон фирмы с воз-
можностями отрасли и создание чего-либо ценного. Только в таком
случае можно будет ожидать отдачи от капиталовложений в ИТ.
Отдача становится результатом условно чистых товаров или услуг.
Подобные услуги включают в себя оба типа потребителей: внутрен-
них и внешних.
Зачастую возможность отдачи от информационных технологий
находится внутри компании. На начальном этапе отмены госконтро-
ля междугородней телефонной связи потребители были рады воз-
можности пользоваться услугами междугородней связи компании
MCI как альтернативой существующей AT&T. Однако многие были
недовольны системой выписки счетов и обслуживанием звонивших.
В данном случае были необходимы внутренние капиталовложения в
ИТ в области системы счетов и обучения персонала правилам обслу-
живания клиентов.
Анализ цепи создания стоимости (ЦСС) по Портеру является схе-
мой для изучения любой области бизнеса, которая может быть пред-
назначена для капиталовложений в ИТ (Рисунок 3.2).7
Анализ ЦСС отображает основные и вспомогательные виды дея-
тельности, которые компания осуществляет в ходе производства то-
вара или услуги. Как и в случае с ранее рассмотренными пятью
силами Портера, можно рассматривать каждый из этих видов дея-
тельности в контексте оценки возможностей ИТ.
Входная логистика, первый основной вид деятельности, оцени-
вает процессы снабжения, например сырье для переработки в ко-
нечный продукт, инвентарь для переработки или депозиты в случае
с финансовыми организациями. В большинстве случаев входная дея-
тельность включает в себя интеллектуальные усилия сотрудника
(компьютерная программа, удаленный мониторинг и диагностика,
обработка данных в случае с операциями с кредитными картами).
Тем не менее организация должна учитывать свой настоящий опыт
и будущие стратегические возможности. Например, может ли обмен
информацией с поставщиками в области инвентаря сократить дефи-
цит запасов?
Операционная деятельность включает в себя получение входно-
го сырья и осуществление процесса превращения его в конечный
продукт. Операции могут показаться не столь привлекательными по
сравнению с основными видами деятельности, но они предоставля-
ют возможности для инновации и создания добавленной потреби-
тельской стоимости. Введение новшеств в производстве стали,
применение высокоплотных сплавов металлов при изготовлении
запчастей для автомобилей может существенно сократить издержки
и повысить качество продукции.
Выходная логистика включает в себя эффективную доставку пот-
ребителям конечных товаров и услуг. Часто инвестирование одного канала вызывает отдачу в области как входной, так и выходной логистики. Банкоматы, разработанные для входной логистики (обналичивание денег), облегчают и выходную деятельность (депозиты).
Аналогичным образом, система предварительного заказа билетов
в режиме он-лайн помогает потребителю найти нужный рейс (вход-
ная логистика) и, в конечном итоге, выдает электронный билет
(выходная логистика).
Маркетинг и сбыт предоставляет большие возможности для оку-
паемости капиталовложений в ИТ. Целевая рекламная компания и
изучение рынка, разработка путей сбыта и управление взаимоотно-
шениями с потребителями являются примерами ИТ-инициатив.8
Система моделирования контрактов в клиниках Trinity Health помо-
гает определить прибыльность их контрактов со страховыми компа-
ниями. Руководители Trinity Health используют исторические
данные наряду с системой моделирования для определения ожидае-
мых затрат от потенциального контракта перед его заключением.9 В
компании McDonald's информация о продажах ежедневно изучается
с помощью системы поддержки принятия решений (DSS) для того,
чтобы выяснить, какие товары продаются лучше других. Затем мар-
кетологи оценивают эффективность рекламной кампании и плани-
руют дальнейшую работу на рынке.
Предоставление дополнительных товаров и обеспечение обслу-
живания после продажи всегда по достоинству оценивалось потре-
бителями. Однако возрастающие издержки на предоставление
персональных услуг удерживают многие компании от обслуживания
на ожидаемом уровне. Тем не менее, в этом аспекте организации
обладают огромным потенциалом для завоевания и удержания кли-
ентов. Хотя персональное обслуживание нельзя ничем заменить,
инвестирование систем управления взаимоотношениями с потреби-
телями может помочь определить проблему, оценить навыки
обслуживающего персонала и составить график обслуживания.
С помощью системы удаленного контроля над лифтами компания
Otis Elevators может осуществить тестирование, диагностику и даже
зафиксировать проблему. Более того, компания может запланировать прибытие специалиста на место поломки одновременно с доставкой запчасти.
Дополнительная деятельность компании имеет такое же значе-
ние, как и ее основная деятельность, для обеспечения дополнитель-
ной ценности для потребителя. Вспомогательные виды работы
облегчают осуществление основных видов деятельности.
Информационная инфраструктура корпорации предполагает на-
личие свободного потока информации для функционирования компа-
нии через электронную почту и систему назначений заданий. Система
Shadow Partner компании KPMG обеспечивает доступ к корпоратив-
ной информации с сайта клиента, таким образом давая консультанту
возможность воспользоваться ресурсами всей организации. Точно так
же AT&T сокращает затраты на офисное пространство путем созда-
ния «виртуальных офисов» для своих служащих, которые проводят
большую часть времени в разъездах. Виртуальный офис предоставля-
ет услуги голосовой, электронной почты, факса, обеспечивая доступ к
базам данных корпорации из любой точки мира.
Управление человеческими ресурсами помогает набирать и удер-
живать хороших специалистов. Помощь в обучении, сертификации
и признании дает служащим дополнительный мотив для хорошей ра-
боты на организацию.
Технологическое развитие — это вид деятельности, рентабель-
ность которой может проявиться спустя длительное время. Тем не
менее необходимо внедрять новейшие технологии в работу органи-
зации после их тщательного изучения.
Снабжение, дополнительный вид деятельности, напоминает ра-
боту по дому. Ее не замечаешь, пока она выполняется. Но когда из-за
проблем в снабжении не доставлены нужные детали или материалы,
вся работа останавливается. На рынках с высокой конкуренцией
группа снабжения является стратегическим партнером в процессе
планирования. При низком коэффициенте прибыльности эффек-
тивная функция снабжения может добиться контрактов с низкими
ценами и стабильной поставки товаров и услуг.
Оценив ССИУ организации и определив области стратегических
возможностей, следует выбрать способ оценки отдачи. Здесь необхо-
димо знать, где искать последствия стратегических инвестиций, оп-
ределить ИТ и приложить определенные усилия.
Изучив конкурентную ситуацию в отрасли, компания должна оце-
нить свои собственные сильные и слабые стороны, возможности и
угрозы (так называемый анализ ССИУ). Целью взгляда, направлен-
ного внутрь, является сопоставление сильных сторон фирмы с воз-
можностями отрасли и создание чего-либо ценного. Только в таком
случае можно будет ожидать отдачи от капиталовложений в ИТ.
Отдача становится результатом условно чистых товаров или услуг.
Подобные услуги включают в себя оба типа потребителей: внутрен-
них и внешних.
Зачастую возможность отдачи от информационных технологий
находится внутри компании. На начальном этапе отмены госконтро-
ля междугородней телефонной связи потребители были рады воз-
можности пользоваться услугами междугородней связи компании
MCI как альтернативой существующей AT&T. Однако многие были
недовольны системой выписки счетов и обслуживанием звонивших.
В данном случае были необходимы внутренние капиталовложения в
ИТ в области системы счетов и обучения персонала правилам обслу-
живания клиентов.
Анализ цепи создания стоимости (ЦСС) по Портеру является схе-
мой для изучения любой области бизнеса, которая может быть пред-
назначена для капиталовложений в ИТ (Рисунок 3.2).7
Анализ ЦСС отображает основные и вспомогательные виды дея-
тельности, которые компания осуществляет в ходе производства то-
вара или услуги. Как и в случае с ранее рассмотренными пятью
силами Портера, можно рассматривать каждый из этих видов дея-
тельности в контексте оценки возможностей ИТ.
Входная логистика, первый основной вид деятельности, оцени-
вает процессы снабжения, например сырье для переработки в ко-
нечный продукт, инвентарь для переработки или депозиты в случае
с финансовыми организациями. В большинстве случаев входная дея-
тельность включает в себя интеллектуальные усилия сотрудника
(компьютерная программа, удаленный мониторинг и диагностика,
обработка данных в случае с операциями с кредитными картами).
Тем не менее организация должна учитывать свой настоящий опыт
и будущие стратегические возможности. Например, может ли обмен
информацией с поставщиками в области инвентаря сократить дефи-
цит запасов?
Операционная деятельность включает в себя получение входно-
го сырья и осуществление процесса превращения его в конечный
продукт. Операции могут показаться не столь привлекательными по
сравнению с основными видами деятельности, но они предоставля-
ют возможности для инновации и создания добавленной потреби-
тельской стоимости. Введение новшеств в производстве стали,
применение высокоплотных сплавов металлов при изготовлении
запчастей для автомобилей может существенно сократить издержки
и повысить качество продукции.
Выходная логистика включает в себя эффективную доставку пот-
ребителям конечных товаров и услуг. Часто инвестирование одного канала вызывает отдачу в области как входной, так и выходной логистики. Банкоматы, разработанные для входной логистики (обналичивание денег), облегчают и выходную деятельность (депозиты).
Аналогичным образом, система предварительного заказа билетов
в режиме он-лайн помогает потребителю найти нужный рейс (вход-
ная логистика) и, в конечном итоге, выдает электронный билет
(выходная логистика).
Маркетинг и сбыт предоставляет большие возможности для оку-
паемости капиталовложений в ИТ. Целевая рекламная компания и
изучение рынка, разработка путей сбыта и управление взаимоотно-
шениями с потребителями являются примерами ИТ-инициатив.8
Система моделирования контрактов в клиниках Trinity Health помо-
гает определить прибыльность их контрактов со страховыми компа-
ниями. Руководители Trinity Health используют исторические
данные наряду с системой моделирования для определения ожидае-
мых затрат от потенциального контракта перед его заключением.9 В
компании McDonald's информация о продажах ежедневно изучается
с помощью системы поддержки принятия решений (DSS) для того,
чтобы выяснить, какие товары продаются лучше других. Затем мар-
кетологи оценивают эффективность рекламной кампании и плани-
руют дальнейшую работу на рынке.
Предоставление дополнительных товаров и обеспечение обслу-
живания после продажи всегда по достоинству оценивалось потре-
бителями. Однако возрастающие издержки на предоставление
персональных услуг удерживают многие компании от обслуживания
на ожидаемом уровне. Тем не менее, в этом аспекте организации
обладают огромным потенциалом для завоевания и удержания кли-
ентов. Хотя персональное обслуживание нельзя ничем заменить,
инвестирование систем управления взаимоотношениями с потреби-
телями может помочь определить проблему, оценить навыки
обслуживающего персонала и составить график обслуживания.
С помощью системы удаленного контроля над лифтами компания
Otis Elevators может осуществить тестирование, диагностику и даже
зафиксировать проблему. Более того, компания может запланировать прибытие специалиста на место поломки одновременно с доставкой запчасти.
Дополнительная деятельность компании имеет такое же значе-
ние, как и ее основная деятельность, для обеспечения дополнитель-
ной ценности для потребителя. Вспомогательные виды работы
облегчают осуществление основных видов деятельности.
Информационная инфраструктура корпорации предполагает на-
личие свободного потока информации для функционирования компа-
нии через электронную почту и систему назначений заданий. Система
Shadow Partner компании KPMG обеспечивает доступ к корпоратив-
ной информации с сайта клиента, таким образом давая консультанту
возможность воспользоваться ресурсами всей организации. Точно так
же AT&T сокращает затраты на офисное пространство путем созда-
ния «виртуальных офисов» для своих служащих, которые проводят
большую часть времени в разъездах. Виртуальный офис предоставля-
ет услуги голосовой, электронной почты, факса, обеспечивая доступ к
базам данных корпорации из любой точки мира.
Управление человеческими ресурсами помогает набирать и удер-
живать хороших специалистов. Помощь в обучении, сертификации
и признании дает служащим дополнительный мотив для хорошей ра-
боты на организацию.
Технологическое развитие — это вид деятельности, рентабель-
ность которой может проявиться спустя длительное время. Тем не
менее необходимо внедрять новейшие технологии в работу органи-
зации после их тщательного изучения.
Снабжение, дополнительный вид деятельности, напоминает ра-
боту по дому. Ее не замечаешь, пока она выполняется. Но когда из-за
проблем в снабжении не доставлены нужные детали или материалы,
вся работа останавливается. На рынках с высокой конкуренцией
группа снабжения является стратегическим партнером в процессе
планирования. При низком коэффициенте прибыльности эффек-
тивная функция снабжения может добиться контрактов с низкими
ценами и стабильной поставки товаров и услуг.
Оценив ССИУ организации и определив области стратегических
возможностей, следует выбрать способ оценки отдачи. Здесь необхо-
димо знать, где искать последствия стратегических инвестиций, оп-
ределить ИТ и приложить определенные усилия.