Постановка задачи

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 

Исходя из логики, этот раздел следовало бы предварить рекомендациями по выбору агентства, однако они полезны примерно в той же степени, в какой будут полезны вашим детям мои советы о том, как правильно выбрать спутника жизни. В Великобритании существуют профессиональные сводни, как, например, бюро регистрации рекламных агентств или другие организации для тех, кто хотел бы сначала приглядеться к кандидатам, не подходя к ним близко. Некоторые кли­енты ожидают, что кандидаты на выданье забросают их (бесплатно, разумеется) готовыми рекламными рекомендациями, другие готовы за это заплатить (что, собственно говоря, им и следует сделать). Однако сами рекламные агентства, осо­бенно если они считают, что имеют достаточно обеспеченную клиентуру, не торопят­ся раздавать советы потенциальным потребителям. Поэтому «богатый жениха» приглашает возможного партнера на собеседование, чтобы выяснить, что он успел сделать для других. В процессе «ухаживания» вы должны нащупать то, что под­ходит именно вам, и не ограничивайте себя во времени, постарайтесь досконально разобраться с возможностями вашей будущей «половины».

Очевидно, что такого рода встречи необходимо проводить и до, и после того, как агентство и клиент нашли друг друга. Определяющим фактором сотрудничества обычно является взаимное доверие партнеров. В процессе работы должно быть выработано письменное соглашение, даже если некоторые его пункты, например вопрос о расходах, будут впоследствии изменяться. Соглашение должно вклю­чать в себя:

• определение характеристик рыночной позиции рекламируемого товара, в том числе целевого сегмента рынка, дифференциации марки и т. д. (см. гл. 16);

• целевую степень распространенности торговой марки, средства ее достиже­ния (см. гл. 2) и другие основные показатели;

• соответствующие показатели конкурентов и прогноз их действий;

• цели, которые необходимо достигнуть с помощью рекламы;

• творческие ограничения. Например, в США модели, участвующие в рекламе алкогольных напитков, не должны выглядеть моложе 25 лет.

Необходимо четко определить цели, но определе­ние содержания – и есть вмешательство.

Большинство агентств имеет собственные творческие шаблоны, которые они применяют ко всем клиентам, стараясь приспособить задачи клиента к своему стереотипу. Хотя такие шаблоны довольно разнообразны по своему содержанию, они обладают немалым сходством. Как правило, рекламные обращения концентри­руются на основной посылке, аргументах в ее защиту и тональности обращения. Подобное содержание широко распространено, но его нельзя назвать адекватным задачам рекламы. Если клиент специально оговаривает тему обращения, то зачем думать о творческом элементе? Мания ограничений и хитроумное использование двойного отрицания («реклама не должна не допускать выделения логотипа на­шей компании») выхолащивает рекламу. Необходимо четко определить цели, но определение содержания рекламы – уже вмешательство в творческий процесс.

Если вы хотите получить от рекламного агентства или от других творческих работников, например дизайнеров, качественную работу, начните с определения собственных позиций, четко оговорите ваше понимание цели, но не способ ее достижения. Например, цель вашей рекламной кампании состоит в том, что­бы «общая осведомленность потребителей о нашей марке возросла с 73 до 83 %», однако постарайтесь избегать при ее обсуждении с представителями агентства утверждений типа: «в нижнем правом углу должно быть изображе­ние большой бутылки нашего напитка, потому что это в стиле нашей ком­пании». Разумеется, агентство может и должно участвовать в формулировании позиции клиента, оно имеет право оспаривать излишне категоричные заявле­ния, как, например, «вы не должны использовать для рекламы алкогольных напитков моделей, которым меньше 25 лет». Задачи, которые вы ставите рекламному агентству, должны вдохновлять творческих людей на созидатель­ный подход, а не расхолаживать их.

Задачи должны вдохновлять творческих людей на созидательный подход, а не расхолаживать их.

Некоторые полагают, что процесс постановки задачи рекламному агентству должен проходить в два этапа (или более): клиент-гигант (международная или головная корпорация) инструктирует региональное отделение, которое в свою очередь доводит полученное задание (с учетом местных условий) до агентства, т. е. распорядитель финансов ставит задачи творческим работникам (или они совместно вырабатывают цели). У последовательного инструктирования есть свои достоинства: лицо, уполномоченное распоряжаться финансами, скорее все­го, будет сохранять объективность, а творческие люди обычно с большим энту­зиазмом относятся к работе. Однако данный метод не свободен от недостатков: при передаче информации неизбежно возникают искажения; указание «введите жесткие меры» может превратиться в «везите желе и консервы». Намного эф­фективнее и гораздо проще один раз проинструктировать нужных людей, со­брав их в одном кабинете.

Дебаты могут быть долгими и ожесточенными. Агентство представляет скеп­тического потребителя, которого необходимо убедить. То, что в глазах владель­ца марки является ее главным достоинством, для агентства может оказаться бельмом в глазу. Когда все оговорено, запишите все задачи, заставьте подписать­ся под ними всех участников дискуссии, оставить отпечатки пальцев и предоставь­те какие угодно неоспоримые доказательства того, что было достигнуто именно это соглашение. В противном случае обязательно окажется, что ваша новая рек­лама – прекрасное решение каких-то других задач, о которых вы не имели ни малейшего представления, но зато они как нельзя лучше ей соответствуют. Обе стороны должны верить в то, что инструктаж, возможно, самая важная процедура будущей рекламной кампании, для чего и устраивается торжественная церемония подписания документов. Время, потраченное на сражения в процессе согласования целей и определения задач, никогда не расходуется впустую. Ни один опыт­ный маркетолог не удивится, когда в ходе дискуссий возникают неожиданные идеи и открываются блестящие, обычно отличные от первоначально ожидаемых, перспективы рекламной кампании.

Почему так важно провести согласование целей и наметить задачи? Разве не проще отнестись к рекламе просто как к рекламе? Агентства слишком часто воспринимают рациональные требования клиентов как проявление неуместно­го педантизма, однако очень часто от их внимания ускользают самые тонкие и ценные материи. Поэтому, если вам удастся убедить агентство подписать де­ловой документ, в котором зафиксированы результаты обсуждения, руководство рекламистов обязательно найдет общий язык со своим творческим коллекти­вом. Сегодня в агентствах предусмотрена должность «финансового аналити­ка», в обязанности которого входит анализ всех исследований рациональных и коммерческих факторов, способствующих выполнению намеченных задач, т. е. своеобразная игра на стороне клиента. Это новшество не раз демонстри­ровало свою полезность при условии, что во время инструктирования задачи агентства были четко зафиксированы.

Помогает ли постановка творческих задач разработке окончательного вари­анта рекламной кампании? Мы вернемся к этой теме после того, как рассмот­рим вопрос о рекламном бюджете компании.

Исходя из логики, этот раздел следовало бы предварить рекомендациями по выбору агентства, однако они полезны примерно в той же степени, в какой будут полезны вашим детям мои советы о том, как правильно выбрать спутника жизни. В Великобритании существуют профессиональные сводни, как, например, бюро регистрации рекламных агентств или другие организации для тех, кто хотел бы сначала приглядеться к кандидатам, не подходя к ним близко. Некоторые кли­енты ожидают, что кандидаты на выданье забросают их (бесплатно, разумеется) готовыми рекламными рекомендациями, другие готовы за это заплатить (что, собственно говоря, им и следует сделать). Однако сами рекламные агентства, осо­бенно если они считают, что имеют достаточно обеспеченную клиентуру, не торопят­ся раздавать советы потенциальным потребителям. Поэтому «богатый жениха» приглашает возможного партнера на собеседование, чтобы выяснить, что он успел сделать для других. В процессе «ухаживания» вы должны нащупать то, что под­ходит именно вам, и не ограничивайте себя во времени, постарайтесь досконально разобраться с возможностями вашей будущей «половины».

Очевидно, что такого рода встречи необходимо проводить и до, и после того, как агентство и клиент нашли друг друга. Определяющим фактором сотрудничества обычно является взаимное доверие партнеров. В процессе работы должно быть выработано письменное соглашение, даже если некоторые его пункты, например вопрос о расходах, будут впоследствии изменяться. Соглашение должно вклю­чать в себя:

• определение характеристик рыночной позиции рекламируемого товара, в том числе целевого сегмента рынка, дифференциации марки и т. д. (см. гл. 16);

• целевую степень распространенности торговой марки, средства ее достиже­ния (см. гл. 2) и другие основные показатели;

• соответствующие показатели конкурентов и прогноз их действий;

• цели, которые необходимо достигнуть с помощью рекламы;

• творческие ограничения. Например, в США модели, участвующие в рекламе алкогольных напитков, не должны выглядеть моложе 25 лет.

Необходимо четко определить цели, но определе­ние содержания – и есть вмешательство.

Большинство агентств имеет собственные творческие шаблоны, которые они применяют ко всем клиентам, стараясь приспособить задачи клиента к своему стереотипу. Хотя такие шаблоны довольно разнообразны по своему содержанию, они обладают немалым сходством. Как правило, рекламные обращения концентри­руются на основной посылке, аргументах в ее защиту и тональности обращения. Подобное содержание широко распространено, но его нельзя назвать адекватным задачам рекламы. Если клиент специально оговаривает тему обращения, то зачем думать о творческом элементе? Мания ограничений и хитроумное использование двойного отрицания («реклама не должна не допускать выделения логотипа на­шей компании») выхолащивает рекламу. Необходимо четко определить цели, но определение содержания рекламы – уже вмешательство в творческий процесс.

Если вы хотите получить от рекламного агентства или от других творческих работников, например дизайнеров, качественную работу, начните с определения собственных позиций, четко оговорите ваше понимание цели, но не способ ее достижения. Например, цель вашей рекламной кампании состоит в том, что­бы «общая осведомленность потребителей о нашей марке возросла с 73 до 83 %», однако постарайтесь избегать при ее обсуждении с представителями агентства утверждений типа: «в нижнем правом углу должно быть изображе­ние большой бутылки нашего напитка, потому что это в стиле нашей ком­пании». Разумеется, агентство может и должно участвовать в формулировании позиции клиента, оно имеет право оспаривать излишне категоричные заявле­ния, как, например, «вы не должны использовать для рекламы алкогольных напитков моделей, которым меньше 25 лет». Задачи, которые вы ставите рекламному агентству, должны вдохновлять творческих людей на созидатель­ный подход, а не расхолаживать их.

Задачи должны вдохновлять творческих людей на созидательный подход, а не расхолаживать их.

Некоторые полагают, что процесс постановки задачи рекламному агентству должен проходить в два этапа (или более): клиент-гигант (международная или головная корпорация) инструктирует региональное отделение, которое в свою очередь доводит полученное задание (с учетом местных условий) до агентства, т. е. распорядитель финансов ставит задачи творческим работникам (или они совместно вырабатывают цели). У последовательного инструктирования есть свои достоинства: лицо, уполномоченное распоряжаться финансами, скорее все­го, будет сохранять объективность, а творческие люди обычно с большим энту­зиазмом относятся к работе. Однако данный метод не свободен от недостатков: при передаче информации неизбежно возникают искажения; указание «введите жесткие меры» может превратиться в «везите желе и консервы». Намного эф­фективнее и гораздо проще один раз проинструктировать нужных людей, со­брав их в одном кабинете.

Дебаты могут быть долгими и ожесточенными. Агентство представляет скеп­тического потребителя, которого необходимо убедить. То, что в глазах владель­ца марки является ее главным достоинством, для агентства может оказаться бельмом в глазу. Когда все оговорено, запишите все задачи, заставьте подписать­ся под ними всех участников дискуссии, оставить отпечатки пальцев и предоставь­те какие угодно неоспоримые доказательства того, что было достигнуто именно это соглашение. В противном случае обязательно окажется, что ваша новая рек­лама – прекрасное решение каких-то других задач, о которых вы не имели ни малейшего представления, но зато они как нельзя лучше ей соответствуют. Обе стороны должны верить в то, что инструктаж, возможно, самая важная процедура будущей рекламной кампании, для чего и устраивается торжественная церемония подписания документов. Время, потраченное на сражения в процессе согласования целей и определения задач, никогда не расходуется впустую. Ни один опыт­ный маркетолог не удивится, когда в ходе дискуссий возникают неожиданные идеи и открываются блестящие, обычно отличные от первоначально ожидаемых, перспективы рекламной кампании.

Почему так важно провести согласование целей и наметить задачи? Разве не проще отнестись к рекламе просто как к рекламе? Агентства слишком часто воспринимают рациональные требования клиентов как проявление неуместно­го педантизма, однако очень часто от их внимания ускользают самые тонкие и ценные материи. Поэтому, если вам удастся убедить агентство подписать де­ловой документ, в котором зафиксированы результаты обсуждения, руководство рекламистов обязательно найдет общий язык со своим творческим коллекти­вом. Сегодня в агентствах предусмотрена должность «финансового аналити­ка», в обязанности которого входит анализ всех исследований рациональных и коммерческих факторов, способствующих выполнению намеченных задач, т. е. своеобразная игра на стороне клиента. Это новшество не раз демонстри­ровало свою полезность при условии, что во время инструктирования задачи агентства были четко зафиксированы.

Помогает ли постановка творческих задач разработке окончательного вари­анта рекламной кампании? Мы вернемся к этой теме после того, как рассмот­рим вопрос о рекламном бюджете компании.