Модерн
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Представители модернизма очень внимательно подходят к исламской гендерной проблеме, в силу того, что хотят провести некоторые реформы в этой области. Модернисты особое значение придают рассмотрению человеческих ситуаций и считают, что учение Корана предназначено для деятельности в этом мире. Феминистическая традиция сложилась в модернизме в XIX в. У его истоков были: Сид Ахман Кхан в Индии, Али Шариати в Иране, Фазлур Рехман в Пакистане, и Къюзим Амин в Египте.
Заглавие книги Шариати «Фатима есть Фатима», символизирует идентичность мусульманских женщин другим женщинам. Она убеждает каждую женщину «создавать» саму себя, «творить» себя, подчеркивает необходимость быть ответственной как за саму себя, так и за общество, в котором она живет.
Шариати настаивает на том, что мусульманской женщине необходимо развивать в себе исламские ценности. Она должна стремиться стать «женщиной, способной принимать решения и соотносить их с историей, культурой, религией и обществом, которое восприняло этот дух и начала от ислама… женщина, которая в обществе хочет быть собой, сама себя создавать, такая женщина не хочет быть ни продуктом своего общества, ни его внешним видом».
Для Шариати исламский образец женщины был лучшим решением женской проблемы и оружием для создания сознания борьбы внутри нового поколения исламского общества. Образцом для этой цели послужила Фатима, дочь Мухаммеда, которая символизирует женщину, какую хочет видеть ислам. В ней представлены различные стороны жизни женщины: дочь, мать, жена, ответственная, боевая женщина, когда нужно быть такой, лидер верующих, руководитель. Таким образом, мусульманские женщины это женщины, играющие активную роль в историческом развитии их общества: они владеют обществом, политически и экономически свободны, независимы и уважаемы как женщины.
Мусульманские женщины в Индо-Пакистанском субконтиненте
Несмотря на прогрессивные взгляды, подобные взглядам Шариати на женщин, в действительности же женщины остаются подчиненными и угнетенными в различных исламских культурах и обществах повсюду в мире — на Юге и в Юго-Восточной Азии, хотя, конечно же, есть и исключения из правил. Фактически, от идеальной позиции, установленной 1.400 лет назад, положение женщин в обществе постепенно изменяется к худшему, и это изменение началось после смерти Мухаммеда. Индийский субконтинент, с X в. до 1857 г. был под управлением мусульманских завоевателей, которые принесли с собой арабские и центрально-азиатские традиции. Затем, примерно 100 лет он находился под управлением Британии, но после образования Пакистана в 1947 г. Индия объявила независимость. Однако в 1970 г. Пакистан распался и образовался Бангладеш, штат с преобладанием мусульманского населения. До этого индийский субконтинент находился в составе индийских социополитических связей. В Индии социальная жизнь была представлена кастовой системой. Законодатели, подобные Ману, предписывали жестокие наказания для женщин, отошедших от индийских норм. Женщины были жертвами их религии, института сатти (практика сжигания женщин на похоронах мужа) и института «deva dasies» (рабыни бога — молодые индийские девушки, которые принесли ему себя в жертву). Ислам обеспечил спасение многим индийским женщинам, которые обращались к исламу в попытке избежать сатти и роли рабынь при храмах. Вскоре мусульманские традиции были искажены, появились гаремы, доступ женщин к профессиям был закрыт по моральным соображениям, и открытым был только один путь — путь к проституции. Женщины богатейших классов были сильно ограничены в своих правах. Богатство и власть загубили мусульманскую религию, и англичане закрепились на Индо-Пакистанском субконтиненте на 100 лет. Псевдо-исламские ученые, осуждавшие действие мусульманских правил, оказались регрессирующей силой для мусульманского субконтинента, но именно эти принципы были названы исламскими. Ислам был скомпрометирован тем, что попросил помощи у феодальной элиты, бюрократии и военной власти.
С тех пор религиозно-политические партии в Пакистане и Бангладеше представляют взгляды феодализма и выражают традиционные нравоучения относительно женщин. В основном, в рамках феодальной традиции, женщины являются инструментами для производства мужского рода — наследников богатства отцов. С тех пор, религиозная идеология была институтом, где мужчины господствовали над женщинами, а женщины строго охранялись в доме или гареме. С тех пор был введен исламский институт Пурдах (изоляция полов). Религиозные ученые оправдывают полигамию, а обольстительные манеры и контроль над рождаемостью рассматриваются как анти-исламизм.
Из-за того, что следующим один за другим правителям не удалось обеспечить и определить место и права женщин в Пакистане, появились культурные, религиозные и профессиональные женские организации. Одной из самых значительных женских организаций является APWA (Пакистанская Женская Ассоциация). Достижение этой ассоциации зафиксировано в законе 1961 г., который боролся с несправедливостями брака, развода и полигамии. С тех пор этот закон остается предметом спора. Ортодоксы верят, что закон лишил мусульманского мужа его постоянного исламского права развестись со своей женой, и ограничило его право иметь четырех жен одновременно. В законе содержатся меры предосторожности в случае нежелательного брака [7, p.91].
Несмотря на некоторую защиту мусульманских женщин, Семейное Законодательство все же не уравнивает женщин с мужчинами в делах развода. Согласно закону, мужчина, желающий развестись с женой, пишет заявление на развод и сообщает об этом председателю местного совета. Если в десятидневный период примирение не заключено, то оформляется развод. Однако женщина не имеет такого права. Если она хочет расторгнуть брак, то она может сделать это после того, как окажется, что она уже не приносит никакой пользы мужу [7, p.93].
В 1979 г., в связи с процессом «исламизации» законов в Пакистане было введено постановление, вступившее в действие с 1980 г. Оно включало в себя пять законов из разряда уголовного законодательства. Один из них касался изнасилования, похищения и супружеской верности. Нарушители этого закона приговаривались к изгнанию или наказывались другими способами, предписанными Кораном, такими как: забивание камнями до смерти за нарушение супружеской верности и прелюбодеяние, отрезание руки и т.д. Эти законы спорны и по сей день. Тем не менее, мало кто хочет их аннулировать, так как это может нарушить процесс исламизации. Обнародование этих законов было подвергнуто критике не только женщинами, но и Интернациональной комиссией Юристов как грубое нарушение женских прав. Постановление содержало меры защиты от плохого обращения, наносящего женщинам вред. Джавгед Икбал, глава Высшего суда, привел несколько примеров использования постановления на семинаре «Женщины и право» 5 ноября 1994 г. Он процитировал их из журнала «Правовые решения Пакистана»: «Примеры обычаев, касающихся женской девственности показали, что с женщинами обращаются как с частной собственностью. Предпочтение отдается женам-девственницам, попадающим под гнет многочисленных обычаев. Родители отдают свою дочь замуж, по возможности быстрее. Далее, отделение женщин от мужчин невозможно. В Индии, если девственность новобрачной не доказана после свадебной ночи, это служит достаточным основанием для того, чтобы от нее отказаться. Несомненно, что это в дальнейшем повлияет на ее жизнь».
Представители модернизма очень внимательно подходят к исламской гендерной проблеме, в силу того, что хотят провести некоторые реформы в этой области. Модернисты особое значение придают рассмотрению человеческих ситуаций и считают, что учение Корана предназначено для деятельности в этом мире. Феминистическая традиция сложилась в модернизме в XIX в. У его истоков были: Сид Ахман Кхан в Индии, Али Шариати в Иране, Фазлур Рехман в Пакистане, и Къюзим Амин в Египте.
Заглавие книги Шариати «Фатима есть Фатима», символизирует идентичность мусульманских женщин другим женщинам. Она убеждает каждую женщину «создавать» саму себя, «творить» себя, подчеркивает необходимость быть ответственной как за саму себя, так и за общество, в котором она живет.
Шариати настаивает на том, что мусульманской женщине необходимо развивать в себе исламские ценности. Она должна стремиться стать «женщиной, способной принимать решения и соотносить их с историей, культурой, религией и обществом, которое восприняло этот дух и начала от ислама… женщина, которая в обществе хочет быть собой, сама себя создавать, такая женщина не хочет быть ни продуктом своего общества, ни его внешним видом».
Для Шариати исламский образец женщины был лучшим решением женской проблемы и оружием для создания сознания борьбы внутри нового поколения исламского общества. Образцом для этой цели послужила Фатима, дочь Мухаммеда, которая символизирует женщину, какую хочет видеть ислам. В ней представлены различные стороны жизни женщины: дочь, мать, жена, ответственная, боевая женщина, когда нужно быть такой, лидер верующих, руководитель. Таким образом, мусульманские женщины это женщины, играющие активную роль в историческом развитии их общества: они владеют обществом, политически и экономически свободны, независимы и уважаемы как женщины.
Мусульманские женщины в Индо-Пакистанском субконтиненте
Несмотря на прогрессивные взгляды, подобные взглядам Шариати на женщин, в действительности же женщины остаются подчиненными и угнетенными в различных исламских культурах и обществах повсюду в мире — на Юге и в Юго-Восточной Азии, хотя, конечно же, есть и исключения из правил. Фактически, от идеальной позиции, установленной 1.400 лет назад, положение женщин в обществе постепенно изменяется к худшему, и это изменение началось после смерти Мухаммеда. Индийский субконтинент, с X в. до 1857 г. был под управлением мусульманских завоевателей, которые принесли с собой арабские и центрально-азиатские традиции. Затем, примерно 100 лет он находился под управлением Британии, но после образования Пакистана в 1947 г. Индия объявила независимость. Однако в 1970 г. Пакистан распался и образовался Бангладеш, штат с преобладанием мусульманского населения. До этого индийский субконтинент находился в составе индийских социополитических связей. В Индии социальная жизнь была представлена кастовой системой. Законодатели, подобные Ману, предписывали жестокие наказания для женщин, отошедших от индийских норм. Женщины были жертвами их религии, института сатти (практика сжигания женщин на похоронах мужа) и института «deva dasies» (рабыни бога — молодые индийские девушки, которые принесли ему себя в жертву). Ислам обеспечил спасение многим индийским женщинам, которые обращались к исламу в попытке избежать сатти и роли рабынь при храмах. Вскоре мусульманские традиции были искажены, появились гаремы, доступ женщин к профессиям был закрыт по моральным соображениям, и открытым был только один путь — путь к проституции. Женщины богатейших классов были сильно ограничены в своих правах. Богатство и власть загубили мусульманскую религию, и англичане закрепились на Индо-Пакистанском субконтиненте на 100 лет. Псевдо-исламские ученые, осуждавшие действие мусульманских правил, оказались регрессирующей силой для мусульманского субконтинента, но именно эти принципы были названы исламскими. Ислам был скомпрометирован тем, что попросил помощи у феодальной элиты, бюрократии и военной власти.
С тех пор религиозно-политические партии в Пакистане и Бангладеше представляют взгляды феодализма и выражают традиционные нравоучения относительно женщин. В основном, в рамках феодальной традиции, женщины являются инструментами для производства мужского рода — наследников богатства отцов. С тех пор, религиозная идеология была институтом, где мужчины господствовали над женщинами, а женщины строго охранялись в доме или гареме. С тех пор был введен исламский институт Пурдах (изоляция полов). Религиозные ученые оправдывают полигамию, а обольстительные манеры и контроль над рождаемостью рассматриваются как анти-исламизм.
Из-за того, что следующим один за другим правителям не удалось обеспечить и определить место и права женщин в Пакистане, появились культурные, религиозные и профессиональные женские организации. Одной из самых значительных женских организаций является APWA (Пакистанская Женская Ассоциация). Достижение этой ассоциации зафиксировано в законе 1961 г., который боролся с несправедливостями брака, развода и полигамии. С тех пор этот закон остается предметом спора. Ортодоксы верят, что закон лишил мусульманского мужа его постоянного исламского права развестись со своей женой, и ограничило его право иметь четырех жен одновременно. В законе содержатся меры предосторожности в случае нежелательного брака [7, p.91].
Несмотря на некоторую защиту мусульманских женщин, Семейное Законодательство все же не уравнивает женщин с мужчинами в делах развода. Согласно закону, мужчина, желающий развестись с женой, пишет заявление на развод и сообщает об этом председателю местного совета. Если в десятидневный период примирение не заключено, то оформляется развод. Однако женщина не имеет такого права. Если она хочет расторгнуть брак, то она может сделать это после того, как окажется, что она уже не приносит никакой пользы мужу [7, p.93].
В 1979 г., в связи с процессом «исламизации» законов в Пакистане было введено постановление, вступившее в действие с 1980 г. Оно включало в себя пять законов из разряда уголовного законодательства. Один из них касался изнасилования, похищения и супружеской верности. Нарушители этого закона приговаривались к изгнанию или наказывались другими способами, предписанными Кораном, такими как: забивание камнями до смерти за нарушение супружеской верности и прелюбодеяние, отрезание руки и т.д. Эти законы спорны и по сей день. Тем не менее, мало кто хочет их аннулировать, так как это может нарушить процесс исламизации. Обнародование этих законов было подвергнуто критике не только женщинами, но и Интернациональной комиссией Юристов как грубое нарушение женских прав. Постановление содержало меры защиты от плохого обращения, наносящего женщинам вред. Джавгед Икбал, глава Высшего суда, привел несколько примеров использования постановления на семинаре «Женщины и право» 5 ноября 1994 г. Он процитировал их из журнала «Правовые решения Пакистана»: «Примеры обычаев, касающихся женской девственности показали, что с женщинами обращаются как с частной собственностью. Предпочтение отдается женам-девственницам, попадающим под гнет многочисленных обычаев. Родители отдают свою дочь замуж, по возможности быстрее. Далее, отделение женщин от мужчин невозможно. В Индии, если девственность новобрачной не доказана после свадебной ночи, это служит достаточным основанием для того, чтобы от нее отказаться. Несомненно, что это в дальнейшем повлияет на ее жизнь».