ДЕМОКРАТИЯ*
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Корни современного феминизма часто усматривают в либерализме XVII столетия, отвергавшего патриархальные основы политической власти. Классический либерализм оказался мощным толчком к развитию современной демократии, и поскольку он сомневался в вероятности «естественно» предопределенных иерархий, он дал женщинам новое право требовать равенства с мужчинами. Либеральная критика деспотического и абсолютистского правительства во времена создания работы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин» (1790) затрагивала также и закрытые для обсуждения взаимоотношения между мужьями и женами. Тем не менее, несмотря на все рассматриваемые аналогии, демократии не спешили с признанием женщин равноправными гражданами; и даже после запоздалого освобождения, женщины продолжали чувствовать себя гражданками второго сорта.
Феминистские теории демократии обычно начинаются с этой головоломки. Что касается демократии — традиционно определяемой принципами равенства и противопоставляемой тираническому принципу — что же так долго сохраняет ее невосприимчивой к требованиям равенства полов? Один из вариантов ответа состоит в том, что практике немного недостает теории, и что поскольку принципы демократии всегда подразумевают равенство между полами, крупные капиталовложения, которыми владели мужчины, препятствовали каким-либо действиям в этом направлении. Это, по существу, то положение дел, которое Джон Стюарт Милль рассматривал в работе «Женское рабство», обосновывая данный факт как единичное исключение из либеральных принципов, и приписывал их постоянство выгоде, которую мужчины всех классов могут извлечь из домашних «рабов». Современные исследователи сосредотачивают внимание на дополнительных теоретических основах неудач современной демократии. Предубеждение против женщин все больше и больше рассматривается не только как несовместимый предмет или неспособность силы, но как что-то глубоко заложенное в самой теории. «Для феминисток, — говорит Сьюзан Мендас, — демократия не является чем-то неприкосновенным, благодаря тому, что она не выполнила обещаний, данных женщинам. Можно гарантировать, что идеалы свободы никогда не будут реализованы, пока демократия не начнет обширный критический пересмотр ее собственных философских предположений» [7, p.208].
Феминистки доказывали, что особенности, связанные с демократическим гражданством — «характеристики, свойства, особенности, поведение и индивидуальность тех, кто рассматривается в качестве полноправных членов политического общества» — происходят из созданного мужским опытом комплекса ценностей, дающего привилегии мужчине [4, p.781]. Простое открытие границ для женщин в тех областях, которые обычно считались мужскими сферами, не может гарантировать демократическое равенство. Это может показаться даже непоследовательным. Рассмотрим, однако, ту высокую степень политического участия, которой пользовались граждане Афин в V в. до н.э. Гражданство в демократиях Древней Греции включало присутствие на обычных гражданских ассамблеях, так же как и предоставляло широкие возможности для службы в числе присяжных и в законодательных советах; но граждане были «свободными» для такой деятельности благодаря труду женщин, метисов и рабов. Поскольку права и обязанности граждан зависели от поддержки установленного социально-политического порядка, граждане могли широко участвовать в политике только потому, что были численным меньшинством и не занимались тяжелой работой, следовательно, гражданские права и обязанности никогда не были всеобщими. Без пересмотра прав и обязанностей такой вид гражданских свобод не мог быть дан женщинам.
Примеры древности являются наиболее ясными, поскольку они отражают период истории, в течение которого мужчины репрезентировали основную часть граждан. Феминистки полагают что мужчины были также представлены в поздних концепциях ХVII и ХVIII вв., где, на первый взгляд справедливые понятия свободы, равенства или согласия все еще обобщали мужской жизненный опыт. В своей знаменитой работе «Договор полов» Кэрол Пейтман доказывает, что демократия была задумана как согласие свободных индивидуумов, но эта свобода исходила из мужского образца, который не мог в полной мере распространяться на женщин. Она прослеживает концепцию демократии с момента появления теорий общественного договора, идеи которых стали фундаментом положения о либеральном государстве. Она доказывает, что общественный договор был, одновременно, договором полов, подчинившим женщину мужчине. Новые теории опровергают «закон отцов», и не только в одном, но в двух значениях. Они разрушили патриархальные основы монархического правления, но они также способствовали укреплению патриархатных отношений в более символическом смысле, обосновывая непосредственный доступ к свободным женщинам и к женам как к экономически и политически бесправным существам. Свобода была, в таком случае, предпосылкой к подчинению. «Гражданская свобода зависит от патриархального права» [11, p.4].
Пейтман доказывает, что данный принцип создает в нас представление о свободе, договоре и согласии, антагонистичных женскому познанию. Права и свободы демократического субъекта сформулированы в том, что она называет «мужской концепцией индивидуума как собственника» [11, p.216]. Эта концепция трактует человека и его возможности почти как материальное владение, и рассматривает свободу как возможность делать с вашей собственностью то, что вы хотите. Подобная характеристика является, в частности, несоответствующей в отношении женского тела, поскольку она сводится к обыденному пониманию демократии как всего, на что люди дали свое «свободное согласие». (Пейтман исследует и критикует различные «телесные контракты», заключающиеся в проституции или суррогатном материнстве). Идеалы демократического равенства должны быть освобождены от этих мужских начал для того, чтобы представлять подлинное равенство между женщиной и мужчиной.
Особенностью такого аргумента является то, что он приписывает неравные права женщин особой либеральной версии демократии; в этом она сходна с типичными для многих дискуссий 1970‑х и 1980‑х гг. рассуждениями о демократии. На ранних этапах современного женского движения к либеральной демократии относились с пренебрежением за ее чрезмерный индивидуализм и наивную уверенность в равных правах, и феминистки особенно противились тем технологиям, с помощью которых либерализм придал новую форму различию между общественной и частной жизнью как совершенно отдельным сферам. Это различие трактовало неравенство в частной сфере как несущественное для функционирования демократии, игнорируя то обстоятельство, что неравенство полов в семье или в работе могло влиять на возможности женщин как политически равноправных индивидуумов [14, ch.4]. Резкое различие между общественной и частной сферами также сделало домашние властные связи предметом индивидуального «выбора» или личного компромисса и не включало их в сферу деятельности демократии. С точки зрения феминисток, демократические идеалы нужно было применять на практике: «на кухне, в детской и спальне» [11, p.216]. Эта более честолюбивая программа демократизации соединила феминизм с традицией участия больше, чем либеральная демократия.
Анализ гендерного подтекста политической теории, сделанный Пейтман, был повторен в различных областях. Теоретики феминизма обратили внимание на то, что личность в теории либеральной демократии — это мужчина, являющийся главой семьи [9]; что мужчины были включены в демократию как граждане-воины, а женщины как граждане-матери [10]; что представление о равенстве, различии и недостаточности «предполагает стандарт обычного состояния, присущий мужскому» [7, p.215]. Необходимо отметить, что большинство из этих аргументов, сочетают в себе две различные точки зрения. Во-первых, они привлекают внимание к тому, что предположительно гендерно-нейтральные категории создают предпочтения для мужчин. Само по себе это, по-видимому, ведет к созданию относительно подлинного гендерного нейтралитета, не делающего различия между полами. Но этот первый аргумент часто объединяют со вторым, представляющим гендерный нейтралитет как преступление. В работе Кэрол Пейтман, например, «личность» в теории либеральной демократии либо отождествляется с мужским полом, либо вообще отделяется от конкретного воплощения. Предложение Пейтман состояло в том, чтобы не устранять мужские характеристики личности, но при этом развивать демократию в направлении, которое может признать и женщин и мужчин. Сейчас все демократии беспристрастны к различиям полов, и данный принцип позволяет им провозглашать гражданство с равными возможностями, как для женщин, так и для мужчин. Эта беспристрастность, однако, является частью того, что критикуют феминистки. Отделяя себя от того, что практически или физически является особым, демократическая теория вынуждена признать в качестве своих норм те, что принадлежат исключительно одному из полов.
«Для того чтобы стать гражданином, нужно заменить собственную личность абстрактной, общественной личностью», и этот обмен рассматривается как особенно выгодный мужчинам [4, p.784]. Обратите внимание на равновесие, которое мужчины и женщины должны были установить между общественной и частной жизнью, и на ту легкость, с какой мужчины отделяют себя (и практически и эмоционально) от частных или домашних забот. В «мужской» норме демократической политики границы между общественным и частным миром соблюдаются четко, и индивиды, отклоняющиеся от этих норм и пересекающие границы, будут считаться разрушителями или чудаками, неприспособленными к стандартам демократической жизни. Критика данных нейтральных стандартов, может относиться, в равной степени, как к мужчинам, так и к женщинам. Но поскольку общественные характеристики являются гендерными, политические нормы оказываются трактовкой, содержащей обращение к мужчинам.
Корни современного феминизма часто усматривают в либерализме XVII столетия, отвергавшего патриархальные основы политической власти. Классический либерализм оказался мощным толчком к развитию современной демократии, и поскольку он сомневался в вероятности «естественно» предопределенных иерархий, он дал женщинам новое право требовать равенства с мужчинами. Либеральная критика деспотического и абсолютистского правительства во времена создания работы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин» (1790) затрагивала также и закрытые для обсуждения взаимоотношения между мужьями и женами. Тем не менее, несмотря на все рассматриваемые аналогии, демократии не спешили с признанием женщин равноправными гражданами; и даже после запоздалого освобождения, женщины продолжали чувствовать себя гражданками второго сорта.
Феминистские теории демократии обычно начинаются с этой головоломки. Что касается демократии — традиционно определяемой принципами равенства и противопоставляемой тираническому принципу — что же так долго сохраняет ее невосприимчивой к требованиям равенства полов? Один из вариантов ответа состоит в том, что практике немного недостает теории, и что поскольку принципы демократии всегда подразумевают равенство между полами, крупные капиталовложения, которыми владели мужчины, препятствовали каким-либо действиям в этом направлении. Это, по существу, то положение дел, которое Джон Стюарт Милль рассматривал в работе «Женское рабство», обосновывая данный факт как единичное исключение из либеральных принципов, и приписывал их постоянство выгоде, которую мужчины всех классов могут извлечь из домашних «рабов». Современные исследователи сосредотачивают внимание на дополнительных теоретических основах неудач современной демократии. Предубеждение против женщин все больше и больше рассматривается не только как несовместимый предмет или неспособность силы, но как что-то глубоко заложенное в самой теории. «Для феминисток, — говорит Сьюзан Мендас, — демократия не является чем-то неприкосновенным, благодаря тому, что она не выполнила обещаний, данных женщинам. Можно гарантировать, что идеалы свободы никогда не будут реализованы, пока демократия не начнет обширный критический пересмотр ее собственных философских предположений» [7, p.208].
Феминистки доказывали, что особенности, связанные с демократическим гражданством — «характеристики, свойства, особенности, поведение и индивидуальность тех, кто рассматривается в качестве полноправных членов политического общества» — происходят из созданного мужским опытом комплекса ценностей, дающего привилегии мужчине [4, p.781]. Простое открытие границ для женщин в тех областях, которые обычно считались мужскими сферами, не может гарантировать демократическое равенство. Это может показаться даже непоследовательным. Рассмотрим, однако, ту высокую степень политического участия, которой пользовались граждане Афин в V в. до н.э. Гражданство в демократиях Древней Греции включало присутствие на обычных гражданских ассамблеях, так же как и предоставляло широкие возможности для службы в числе присяжных и в законодательных советах; но граждане были «свободными» для такой деятельности благодаря труду женщин, метисов и рабов. Поскольку права и обязанности граждан зависели от поддержки установленного социально-политического порядка, граждане могли широко участвовать в политике только потому, что были численным меньшинством и не занимались тяжелой работой, следовательно, гражданские права и обязанности никогда не были всеобщими. Без пересмотра прав и обязанностей такой вид гражданских свобод не мог быть дан женщинам.
Примеры древности являются наиболее ясными, поскольку они отражают период истории, в течение которого мужчины репрезентировали основную часть граждан. Феминистки полагают что мужчины были также представлены в поздних концепциях ХVII и ХVIII вв., где, на первый взгляд справедливые понятия свободы, равенства или согласия все еще обобщали мужской жизненный опыт. В своей знаменитой работе «Договор полов» Кэрол Пейтман доказывает, что демократия была задумана как согласие свободных индивидуумов, но эта свобода исходила из мужского образца, который не мог в полной мере распространяться на женщин. Она прослеживает концепцию демократии с момента появления теорий общественного договора, идеи которых стали фундаментом положения о либеральном государстве. Она доказывает, что общественный договор был, одновременно, договором полов, подчинившим женщину мужчине. Новые теории опровергают «закон отцов», и не только в одном, но в двух значениях. Они разрушили патриархальные основы монархического правления, но они также способствовали укреплению патриархатных отношений в более символическом смысле, обосновывая непосредственный доступ к свободным женщинам и к женам как к экономически и политически бесправным существам. Свобода была, в таком случае, предпосылкой к подчинению. «Гражданская свобода зависит от патриархального права» [11, p.4].
Пейтман доказывает, что данный принцип создает в нас представление о свободе, договоре и согласии, антагонистичных женскому познанию. Права и свободы демократического субъекта сформулированы в том, что она называет «мужской концепцией индивидуума как собственника» [11, p.216]. Эта концепция трактует человека и его возможности почти как материальное владение, и рассматривает свободу как возможность делать с вашей собственностью то, что вы хотите. Подобная характеристика является, в частности, несоответствующей в отношении женского тела, поскольку она сводится к обыденному пониманию демократии как всего, на что люди дали свое «свободное согласие». (Пейтман исследует и критикует различные «телесные контракты», заключающиеся в проституции или суррогатном материнстве). Идеалы демократического равенства должны быть освобождены от этих мужских начал для того, чтобы представлять подлинное равенство между женщиной и мужчиной.
Особенностью такого аргумента является то, что он приписывает неравные права женщин особой либеральной версии демократии; в этом она сходна с типичными для многих дискуссий 1970‑х и 1980‑х гг. рассуждениями о демократии. На ранних этапах современного женского движения к либеральной демократии относились с пренебрежением за ее чрезмерный индивидуализм и наивную уверенность в равных правах, и феминистки особенно противились тем технологиям, с помощью которых либерализм придал новую форму различию между общественной и частной жизнью как совершенно отдельным сферам. Это различие трактовало неравенство в частной сфере как несущественное для функционирования демократии, игнорируя то обстоятельство, что неравенство полов в семье или в работе могло влиять на возможности женщин как политически равноправных индивидуумов [14, ch.4]. Резкое различие между общественной и частной сферами также сделало домашние властные связи предметом индивидуального «выбора» или личного компромисса и не включало их в сферу деятельности демократии. С точки зрения феминисток, демократические идеалы нужно было применять на практике: «на кухне, в детской и спальне» [11, p.216]. Эта более честолюбивая программа демократизации соединила феминизм с традицией участия больше, чем либеральная демократия.
Анализ гендерного подтекста политической теории, сделанный Пейтман, был повторен в различных областях. Теоретики феминизма обратили внимание на то, что личность в теории либеральной демократии — это мужчина, являющийся главой семьи [9]; что мужчины были включены в демократию как граждане-воины, а женщины как граждане-матери [10]; что представление о равенстве, различии и недостаточности «предполагает стандарт обычного состояния, присущий мужскому» [7, p.215]. Необходимо отметить, что большинство из этих аргументов, сочетают в себе две различные точки зрения. Во-первых, они привлекают внимание к тому, что предположительно гендерно-нейтральные категории создают предпочтения для мужчин. Само по себе это, по-видимому, ведет к созданию относительно подлинного гендерного нейтралитета, не делающего различия между полами. Но этот первый аргумент часто объединяют со вторым, представляющим гендерный нейтралитет как преступление. В работе Кэрол Пейтман, например, «личность» в теории либеральной демократии либо отождествляется с мужским полом, либо вообще отделяется от конкретного воплощения. Предложение Пейтман состояло в том, чтобы не устранять мужские характеристики личности, но при этом развивать демократию в направлении, которое может признать и женщин и мужчин. Сейчас все демократии беспристрастны к различиям полов, и данный принцип позволяет им провозглашать гражданство с равными возможностями, как для женщин, так и для мужчин. Эта беспристрастность, однако, является частью того, что критикуют феминистки. Отделяя себя от того, что практически или физически является особым, демократическая теория вынуждена признать в качестве своих норм те, что принадлежат исключительно одному из полов.
«Для того чтобы стать гражданином, нужно заменить собственную личность абстрактной, общественной личностью», и этот обмен рассматривается как особенно выгодный мужчинам [4, p.784]. Обратите внимание на равновесие, которое мужчины и женщины должны были установить между общественной и частной жизнью, и на ту легкость, с какой мужчины отделяют себя (и практически и эмоционально) от частных или домашних забот. В «мужской» норме демократической политики границы между общественным и частным миром соблюдаются четко, и индивиды, отклоняющиеся от этих норм и пересекающие границы, будут считаться разрушителями или чудаками, неприспособленными к стандартам демократической жизни. Критика данных нейтральных стандартов, может относиться, в равной степени, как к мужчинам, так и к женщинам. Но поскольку общественные характеристики являются гендерными, политические нормы оказываются трактовкой, содержащей обращение к мужчинам.