Включение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Когда отсутствуют прогрессивные изменения, ликвидирующие формальные ограничения и изменяющие систему распределения богатства, власти, или статусов, то общественное требование становится ориентиром для политики, способствующей социализации человека. И снова на первый план выдвигается политика, способствующая расширению областей женской занятости, но теперь в ней большую роль играет политика социальной защиты и системы льгот [66; 65; 68; 28; 33; 15]. С того момента как женщина получает рабочее место, ей становится необходимой защита против сексуального преследования [38; 2], гарантии равной с мужчинами заработной платы и права участвовать в покупке акций [70; 62; 33], выплаты детских пособий [41; 34], прав на отпуск по беременности и родам [70; 33; 69; 3].
Теоретики разработали определенный инструментарий для реализации программы «включения» как общественной стратегии и цели. Например, психоаналитический феминизм сформулировал аргументы в пользу необходимости определенной системы воспитания, как для маленьких детей, так и для взрослых, которая способствовала бы их социализации. Таким образом, она влияла бы на развитие политики в области отпусков по беременности и родам, уходу за детьми, образования и способствовала бы развитию социальной защиты, как мужчин, так и женщин [43; 29].
Некоторые из наиболее важных теоретических положений пришли из новейших исторических исследований, проводимых как марксистскими, так и либеральными теоретиками и разделились между частными (семейными) и политическими (общественными) областями [14; 46]. Когда частные (семейные) интересы стали препятствовать проникновению женщин в «общественные» области жизни, женщины потребовали государственного вмешательства в частную жизнь. Например, сексуальное насилие над женой в семье (например, использование порнографических изображений для контроля над женой), заставляет женщин присоединяться к требованиям защиты от сексуального преследования и требованиям декретного отпуска и защиты детства, как к единственной возможности устранения насилия в семье и включения в гражданское общество. Исследования полного участия в социальных, политических, и экономических сферах для женщин, требования защиты женщин в рамках семейных отношений, весьма обширны и проводятся во многих странах. Так А. Сен показывает, что в развитых странах доступ в общественные сферы и высокооплачиваемая работа являются как бы психологической защитой для женщин, терпящих в семье постоянное унижение со стороны мужчин [54].
Основания для государственного вмешательства в сферу частной жизни не всегда находили отклик среди феминисток. Вопрос о том, когда необходимо прибегать к такому государственному вмешательству, является точкой преткновения, разделяющей либеральных и радикальных феминисток. Один из наиболее спорных моментов — порнография и проблема ненависти в обществе.
Феминистки также указывают на сложный характер отношений между общественным и частным, особенно в странах, где отношение к женщине связано с историческими, религиозными или этническими обычаями и традициями, поддерживаемыми государством. Паттак и Раджан приводят пример дохода разведенной мусульманской женщины, которая зарабатывала лишь 14 % того, что зарабатывал ее муж [47].
Призыв женщин на военную службу одними считается необходимым, в то время как другие думают, что такое равенство будет способствовать полному подчинению женщин мужским правилам игры. Так, В. Вулф считает, что женщины должны настаивать на пацифизме и антинационалистическом феминизме. Руддик и другие полагают, что женщины должны быть готовы к участию в военной службе, включая возможность военных действий, но не нести обязательную воинскую повинность [53].
Цель «включения» не только провозглашает идеал равенства, но также подтверждает женскую независимость. Если мы включены в общество как граждане, должны ли мы опасаться возможных ограничений? Подвергает ли женщин их согласие на включение в общественную жизнь в условиях патриархата, опасности эксплуатации со стороны мужчин? [41]
Эти вопросы были обсуждены на многочисленных практических конференциях. Обычно дискуссии возникают вокруг проблем проституции, косметических операций, сексуального насилия, законодательства, предусматривающего ответственность женщин за непредумышленное убийство [32; 46]. Среди изучаемых проблем особенно выделяются проблемы связанные с работой женщин на предприятиях — воздействие на женщин вредных технологий производства, низкие доходы цветных женщин, проблемы социальной защиты бедных женщин. Поток книг и статей посвящены суррогатной беременности, репродуктивным технологиям типа искусственного оплодотворения, эмбрионального контроля и эмбриональной хирургии [40; 71; 62]. Особое беспокойство вызывает то, что некоторые женщины извлекают выгоду из этих технологий.
Когда отсутствуют прогрессивные изменения, ликвидирующие формальные ограничения и изменяющие систему распределения богатства, власти, или статусов, то общественное требование становится ориентиром для политики, способствующей социализации человека. И снова на первый план выдвигается политика, способствующая расширению областей женской занятости, но теперь в ней большую роль играет политика социальной защиты и системы льгот [66; 65; 68; 28; 33; 15]. С того момента как женщина получает рабочее место, ей становится необходимой защита против сексуального преследования [38; 2], гарантии равной с мужчинами заработной платы и права участвовать в покупке акций [70; 62; 33], выплаты детских пособий [41; 34], прав на отпуск по беременности и родам [70; 33; 69; 3].
Теоретики разработали определенный инструментарий для реализации программы «включения» как общественной стратегии и цели. Например, психоаналитический феминизм сформулировал аргументы в пользу необходимости определенной системы воспитания, как для маленьких детей, так и для взрослых, которая способствовала бы их социализации. Таким образом, она влияла бы на развитие политики в области отпусков по беременности и родам, уходу за детьми, образования и способствовала бы развитию социальной защиты, как мужчин, так и женщин [43; 29].
Некоторые из наиболее важных теоретических положений пришли из новейших исторических исследований, проводимых как марксистскими, так и либеральными теоретиками и разделились между частными (семейными) и политическими (общественными) областями [14; 46]. Когда частные (семейные) интересы стали препятствовать проникновению женщин в «общественные» области жизни, женщины потребовали государственного вмешательства в частную жизнь. Например, сексуальное насилие над женой в семье (например, использование порнографических изображений для контроля над женой), заставляет женщин присоединяться к требованиям защиты от сексуального преследования и требованиям декретного отпуска и защиты детства, как к единственной возможности устранения насилия в семье и включения в гражданское общество. Исследования полного участия в социальных, политических, и экономических сферах для женщин, требования защиты женщин в рамках семейных отношений, весьма обширны и проводятся во многих странах. Так А. Сен показывает, что в развитых странах доступ в общественные сферы и высокооплачиваемая работа являются как бы психологической защитой для женщин, терпящих в семье постоянное унижение со стороны мужчин [54].
Основания для государственного вмешательства в сферу частной жизни не всегда находили отклик среди феминисток. Вопрос о том, когда необходимо прибегать к такому государственному вмешательству, является точкой преткновения, разделяющей либеральных и радикальных феминисток. Один из наиболее спорных моментов — порнография и проблема ненависти в обществе.
Феминистки также указывают на сложный характер отношений между общественным и частным, особенно в странах, где отношение к женщине связано с историческими, религиозными или этническими обычаями и традициями, поддерживаемыми государством. Паттак и Раджан приводят пример дохода разведенной мусульманской женщины, которая зарабатывала лишь 14 % того, что зарабатывал ее муж [47].
Призыв женщин на военную службу одними считается необходимым, в то время как другие думают, что такое равенство будет способствовать полному подчинению женщин мужским правилам игры. Так, В. Вулф считает, что женщины должны настаивать на пацифизме и антинационалистическом феминизме. Руддик и другие полагают, что женщины должны быть готовы к участию в военной службе, включая возможность военных действий, но не нести обязательную воинскую повинность [53].
Цель «включения» не только провозглашает идеал равенства, но также подтверждает женскую независимость. Если мы включены в общество как граждане, должны ли мы опасаться возможных ограничений? Подвергает ли женщин их согласие на включение в общественную жизнь в условиях патриархата, опасности эксплуатации со стороны мужчин? [41]
Эти вопросы были обсуждены на многочисленных практических конференциях. Обычно дискуссии возникают вокруг проблем проституции, косметических операций, сексуального насилия, законодательства, предусматривающего ответственность женщин за непредумышленное убийство [32; 46]. Среди изучаемых проблем особенно выделяются проблемы связанные с работой женщин на предприятиях — воздействие на женщин вредных технологий производства, низкие доходы цветных женщин, проблемы социальной защиты бедных женщин. Поток книг и статей посвящены суррогатной беременности, репродуктивным технологиям типа искусственного оплодотворения, эмбрионального контроля и эмбриональной хирургии [40; 71; 62]. Особое беспокойство вызывает то, что некоторые женщины извлекают выгоду из этих технологий.