Теоретические рамки и гипотезы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
В представленном здесь исследовательском проекте была предпринята попытка рассмотрения двух типов неравенства (неравенство класса как неравенство пола) в теоретической взаимосвязи и исследовать эмпирическим путем тип перекрещивания каждого конкретного неравенства. Делается теоретическая привязка к понятию класса, концепции габитуса и модели многомерного социального пространства Бурдье [19, 21], модифицированные через призму положений феминистских и гендерных исследований. Пространство социальных позиций в эмпирической части данного исследования, смоделированное как пространство занятости по профессиональному положению и полу, позволяет, во-первых, дать объективирующую перспективу на реляционные позиции и отношения групп и классов (классовых фракций), которые исследуются в части рассмотрения эмпирических и количественных данных. Во-вторых, эта модель допускает «множественность перспектив» [11, S.5 и далее]: в том же пространстве, в смысле пространства индивидуальных или коллективных высказываний своего мнения, которые здесь реконструируются на примере четырех разных классовых позиций в разделе эмпирических и качественных данных в рамках темы «представления о "хорошей жизни"» конкретно для каждого случая. Для этого прежде всего в качестве ключевой используется концепция габитуса, так как это обещает осуществить не только соединение социальных структур и (структурируемой равно как и структурирующей) субъективности, но и раскрывает в качестве mоdus operandi (способа или механизма действия, лат. ‑ Прим. переводчика) базовые модели поступков и поведения, которые согласно своей логике должны быть реконструированы с учетом как классовой, так и половой специфики. Эта модель предоставляет в готовом виде аналитический инструментарий, соответствующий размышлениям о взамопересечении класса и пола.
Отправной точкой исследования стали две главные гипотезы [27, S.193], которые формулируют специфические возможности пересечения класса и пола.
Полоспецифическая классовая гипотеза. Согласно этой гипотезе пол выступает не только как составной элемент неравенства, проникающий через границу классов, но и как составной элемент класса; женщины и мужчины образуют различные классовые структуры. Нет просто классов, а есть всегда их специфические для данного пола проявления и специфические различия соответственно [5].
Классовоспецифическая гендерная гипотеза. Согласно этой гипотезе каждый класс и классовая фракция порождают свои собственные представления и формы реализации «женственности» и «мужественности», что позволяет различать классовоспецифические отношения полов. Нет просто пола (gender), а (теоретически) имеется столько полов, сколько классов и фракций.
Вместе взятые эти две гипотезы дают два разных варианта пересечения класса и пола, которые указывают на два различных вида неравенства: классовую дифференциацию по признаку пола и половую дифференциацию внутри класса (классах) и классовую фракцию (фракции).
В представленном здесь исследовательском проекте была предпринята попытка рассмотрения двух типов неравенства (неравенство класса как неравенство пола) в теоретической взаимосвязи и исследовать эмпирическим путем тип перекрещивания каждого конкретного неравенства. Делается теоретическая привязка к понятию класса, концепции габитуса и модели многомерного социального пространства Бурдье [19, 21], модифицированные через призму положений феминистских и гендерных исследований. Пространство социальных позиций в эмпирической части данного исследования, смоделированное как пространство занятости по профессиональному положению и полу, позволяет, во-первых, дать объективирующую перспективу на реляционные позиции и отношения групп и классов (классовых фракций), которые исследуются в части рассмотрения эмпирических и количественных данных. Во-вторых, эта модель допускает «множественность перспектив» [11, S.5 и далее]: в том же пространстве, в смысле пространства индивидуальных или коллективных высказываний своего мнения, которые здесь реконструируются на примере четырех разных классовых позиций в разделе эмпирических и качественных данных в рамках темы «представления о "хорошей жизни"» конкретно для каждого случая. Для этого прежде всего в качестве ключевой используется концепция габитуса, так как это обещает осуществить не только соединение социальных структур и (структурируемой равно как и структурирующей) субъективности, но и раскрывает в качестве mоdus operandi (способа или механизма действия, лат. ‑ Прим. переводчика) базовые модели поступков и поведения, которые согласно своей логике должны быть реконструированы с учетом как классовой, так и половой специфики. Эта модель предоставляет в готовом виде аналитический инструментарий, соответствующий размышлениям о взамопересечении класса и пола.
Отправной точкой исследования стали две главные гипотезы [27, S.193], которые формулируют специфические возможности пересечения класса и пола.
Полоспецифическая классовая гипотеза. Согласно этой гипотезе пол выступает не только как составной элемент неравенства, проникающий через границу классов, но и как составной элемент класса; женщины и мужчины образуют различные классовые структуры. Нет просто классов, а есть всегда их специфические для данного пола проявления и специфические различия соответственно [5].
Классовоспецифическая гендерная гипотеза. Согласно этой гипотезе каждый класс и классовая фракция порождают свои собственные представления и формы реализации «женственности» и «мужественности», что позволяет различать классовоспецифические отношения полов. Нет просто пола (gender), а (теоретически) имеется столько полов, сколько классов и фракций.
Вместе взятые эти две гипотезы дают два разных варианта пересечения класса и пола, которые указывают на два различных вида неравенства: классовую дифференциацию по признаку пола и половую дифференциацию внутри класса (классах) и классовую фракцию (фракции).