Обзор литературы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Как показывает предыдущая дискуссия, одной из основных тем в феминистской литературе является образование. Настоящее исследование не преследует цель полного освещения всех проблем гендерного образования. Однако и в работах, которые часто лишь упоминают об этой проблеме, есть ценные замечания.
Описывая разногласия феминистских философов в рамках Американской философской ассоциации, Кэтрин Пэн Аддельсон указывала, что проблема образования «победила в этих внутренних баталиях и получила междисциплинарный статус» [2; p.217].
Интересный обзор женских исследований в области философии образования принадлежит Мэри Лич [31]. Она напоминала, что в официальных рамках феминистки начали заниматься философией образования еще задолго до 80‑х годов [18, 38].
Принимая взаимосвязь между феминистской философией и теорией, в своем обзоре Анна Фергюсон [10] перечисляла как самих философов, так и всех тех поэтов, экономистов, антропологов, физиологов, которые внесли весомый вклад в развитие феминистской философии. В исследовании феминистской философии образования одинаково важно разграничивать феминистскую философию образования от феминистской теории в целом, и от феминистской теории образования в частности.
Кроме того, важны разработки Адриенны Рич, представленные в ее лекциях «Среди лжи, секретов и недомолвок» о женском высшем образовании [48]; исследование развития девушек и женщин Кэрол Гиллиган в рамках этики заботы [16, 15, 17]; работы Беленький, Клинч, Голдбергер «Пути женщин к познанию»; критические эссе по феминистской педагогике и высшему образованию женщин. В качестве дополнения к этим широко известным трудам можно упомянуть исследования Дэйл Спендер в области женского образования [50]; работы Мэдэлин Грумет по обучению женщин [19]; анализ курса обучения Пэтти Лэйзер [30]; разработки Анны Пэгэно в феминистской теории обучения [44]; исследования в области гендера и образования в Австралии Лин Йетс [54] и Виктории Фостер [12]; работы Патрисии Томпсон в области домашней экономики и феминизма [47]; исследования среди английских школьниц Валери Уолкердайн [52] и т.д. Многие из этих авторов представлены в антологии Линды Стоун «Чтения по феминистской теории образования».
Даже если сейчас невозможно использовать точные, разработанные определения в феминистской философии образования, в этой области все же существуют определенные перспективы. Более того, эти исследования могут проводиться в различных направлениях [37].
В этой статье я нахожу необходимым выделять три различные исследовательские программы, начало которых можно отнести к началу 80‑х годов XX века. Под термином «исследовательская программа» я подразумеваю весь спектр философских подходов и методологий в феминистской философии образования.
Одна из таких программ была посвящена изучению, реконструкции и дополнению различных теорий женского образования. Хотя философская дискуссия о женском образовании началась задолго до Рождества Христова и продолжается по сию пору [25], она практически не упоминается в многочисленных трудах и антологиях по истории педагогической мысли. Не только участие женщин в этой дискуссии осталось незамеченным, но даже те разделы в классических работах, которые посвящены женскому образованию, были также проигнорированы. Акцентируя внимание на истории, одна из исследовательских программ в феминистской философии образования имеет неплохие перспективы. Включая в себя переосмысление классических исторических трудов, она увеличивает долю женского участия в дискуссии. Так, я в своей работе «Переосмысление диалога: Идеал образованной женщины» [36] использую труды Руссо и Платона. А Сьюзен Лэйрд исследовала работы Дьюи по философии образования [27, 28].
В ряде разделов «Переосмысление диалога», я цитирую Мэри Уолстонкрафт, Кэтрин Бичер и Шарлотту Пэркинс Гилман, которые принадлежат к истинным творцам философии женского образования. Сьюзен Лэйрд пересматривает образовательные идеи Луизы Мэй Алкотт [27], а в моих работах уделяется внимание теории образования Марии Монтессори [34]. Хотя Мэри Кэтрин Бейсхет не уделяет большого внимания феминистскому аспекту в теории образования при исследовании философии женского образования Эдит Стейл [4], ее работа также вписывается в рамки феминистской исследовательской программы. Туда же можно поместить и раздел из научного труда Маргарет Эзертон «Женская философия в период раннего модернизма» [3], посвященный теории женского образования Мэри Эстелл.
Вторая исследовательская программа достаточно сильно отличается от первой и посвящена прежде всего этике заботы. В ее рамках обычно рассматривают работы Гиллиган «Другой взгляд» [16]; Нел Ноддинг — «Забота: феминистский подход к этике и этическому воспитанию» [41]. О них уже много было написано, и поэтому оставим эти труды без комментариев.
В настоящее время феминистские философы проявляют интерес к проблемам этики заботы. Так, к примеру, в объемном обзоре Анны Диллер «Забота» [9] приводятся основные критические работы в сфере этики заботы, подчеркивается их значение для образования; определяются основные направления для изучения.
Барбара Хьюстон в своей работе «Пролегомены заботы будущего» с критической точки зрения оценивает определения этики заботы, которые были даны Гиллиган и Ноддинг [22]. В своей последней главе Ноддинг рассматривает предмет этического образования, исследует различные его аспекты [21] и определяет перспективы взаимодействия этики заботы и образования [22]. Эндрю Томсон использовал эту теорию, чтобы разработать концепцию дружбы [46]. Диллер работает над подходами к этике заботы и предлагает обсудить взаимосвязь между воспитанием и обучением [9]. Барбара Зейер-Бэкон изучает отношения заботы в критическом переосмыслении [51] и Хьюстон использует эту теорию в применении к проблеме прав детей [21].
Третья феминистская исследовательская программа в философии образования посвящена развитию нормативной философии образования для мужчин и женщин. Этот проект включает в себя, по меньшей мере, пять различных, хотя и взаимосвязанных, аспектов. Прежде всего, это феминистская критика доминирующих образовательных парадигм. Среди них можно упомянуть реконструкцию высших идеалов образованного человека и исследование теории либерального образования Дж. Мартин [36, 34, 33]; критику либерального образования Ноддинг [40]; отрицание стандартного философского анализа образования С. Лэйрд [27, 28]; критику индивидуализма в образовании П. Рорэр [45]и т.д.
Второй аспект содержит в себе анализ образовательных концепций и практик, которые так или иначе взаимосвязаны с гендером. Здесь следует отметить работу Барбары Хьюстон «Теория гендера: что необходимо нам из того, что мы делаем» [9]; концептуальный анализ сексизма и образования Мэриэн Эйм и Хьюстон [9]; попытку Линды Николсон разобраться в противоречиях, возникающих между женским движением, ценностями и целями школьного образования [39]; симпозиум «Должно ли быть социальное образования свободным от гендера?» [9]; исследования андрогинности образования К. Морган и ее анализ трех мифов равенства в образовании [9]; изучение политических инициатив, продвигающих гендерное равенство в образование Мэри Брайсон; критику совместного образования [33, 34] и т.д.
В рамках дискуссии феминисток об образовательном поле можно выделить в качестве наиболее значительных эссе Диллер и Хьюстон о физическом воспитании [96]; философское исследование Морган о половом воспитании [9]; работу Дины Богдан о преподавании литературы [5] и исследование о мышлении и образовании Джеймса Гаррисона и Анны Фелан [14], Бетти Сайшел, Тайер-Бэкон [51], Мартин [34] и т.д.
Четвертый аспект специально адресован вопросам разработки педагогических методов, целей, подходов в обучении девочек. Например, работа Лэйрд «Кто позаботится о девочках» [27] и моя работа «Противоречия и продвижение образования женщин» [33] т.д.
И, наконец, пятый исследовательский аспект содержит тщательно разработанные предложения для школьников [40].
Как показывает предыдущая дискуссия, одной из основных тем в феминистской литературе является образование. Настоящее исследование не преследует цель полного освещения всех проблем гендерного образования. Однако и в работах, которые часто лишь упоминают об этой проблеме, есть ценные замечания.
Описывая разногласия феминистских философов в рамках Американской философской ассоциации, Кэтрин Пэн Аддельсон указывала, что проблема образования «победила в этих внутренних баталиях и получила междисциплинарный статус» [2; p.217].
Интересный обзор женских исследований в области философии образования принадлежит Мэри Лич [31]. Она напоминала, что в официальных рамках феминистки начали заниматься философией образования еще задолго до 80‑х годов [18, 38].
Принимая взаимосвязь между феминистской философией и теорией, в своем обзоре Анна Фергюсон [10] перечисляла как самих философов, так и всех тех поэтов, экономистов, антропологов, физиологов, которые внесли весомый вклад в развитие феминистской философии. В исследовании феминистской философии образования одинаково важно разграничивать феминистскую философию образования от феминистской теории в целом, и от феминистской теории образования в частности.
Кроме того, важны разработки Адриенны Рич, представленные в ее лекциях «Среди лжи, секретов и недомолвок» о женском высшем образовании [48]; исследование развития девушек и женщин Кэрол Гиллиган в рамках этики заботы [16, 15, 17]; работы Беленький, Клинч, Голдбергер «Пути женщин к познанию»; критические эссе по феминистской педагогике и высшему образованию женщин. В качестве дополнения к этим широко известным трудам можно упомянуть исследования Дэйл Спендер в области женского образования [50]; работы Мэдэлин Грумет по обучению женщин [19]; анализ курса обучения Пэтти Лэйзер [30]; разработки Анны Пэгэно в феминистской теории обучения [44]; исследования в области гендера и образования в Австралии Лин Йетс [54] и Виктории Фостер [12]; работы Патрисии Томпсон в области домашней экономики и феминизма [47]; исследования среди английских школьниц Валери Уолкердайн [52] и т.д. Многие из этих авторов представлены в антологии Линды Стоун «Чтения по феминистской теории образования».
Даже если сейчас невозможно использовать точные, разработанные определения в феминистской философии образования, в этой области все же существуют определенные перспективы. Более того, эти исследования могут проводиться в различных направлениях [37].
В этой статье я нахожу необходимым выделять три различные исследовательские программы, начало которых можно отнести к началу 80‑х годов XX века. Под термином «исследовательская программа» я подразумеваю весь спектр философских подходов и методологий в феминистской философии образования.
Одна из таких программ была посвящена изучению, реконструкции и дополнению различных теорий женского образования. Хотя философская дискуссия о женском образовании началась задолго до Рождества Христова и продолжается по сию пору [25], она практически не упоминается в многочисленных трудах и антологиях по истории педагогической мысли. Не только участие женщин в этой дискуссии осталось незамеченным, но даже те разделы в классических работах, которые посвящены женскому образованию, были также проигнорированы. Акцентируя внимание на истории, одна из исследовательских программ в феминистской философии образования имеет неплохие перспективы. Включая в себя переосмысление классических исторических трудов, она увеличивает долю женского участия в дискуссии. Так, я в своей работе «Переосмысление диалога: Идеал образованной женщины» [36] использую труды Руссо и Платона. А Сьюзен Лэйрд исследовала работы Дьюи по философии образования [27, 28].
В ряде разделов «Переосмысление диалога», я цитирую Мэри Уолстонкрафт, Кэтрин Бичер и Шарлотту Пэркинс Гилман, которые принадлежат к истинным творцам философии женского образования. Сьюзен Лэйрд пересматривает образовательные идеи Луизы Мэй Алкотт [27], а в моих работах уделяется внимание теории образования Марии Монтессори [34]. Хотя Мэри Кэтрин Бейсхет не уделяет большого внимания феминистскому аспекту в теории образования при исследовании философии женского образования Эдит Стейл [4], ее работа также вписывается в рамки феминистской исследовательской программы. Туда же можно поместить и раздел из научного труда Маргарет Эзертон «Женская философия в период раннего модернизма» [3], посвященный теории женского образования Мэри Эстелл.
Вторая исследовательская программа достаточно сильно отличается от первой и посвящена прежде всего этике заботы. В ее рамках обычно рассматривают работы Гиллиган «Другой взгляд» [16]; Нел Ноддинг — «Забота: феминистский подход к этике и этическому воспитанию» [41]. О них уже много было написано, и поэтому оставим эти труды без комментариев.
В настоящее время феминистские философы проявляют интерес к проблемам этики заботы. Так, к примеру, в объемном обзоре Анны Диллер «Забота» [9] приводятся основные критические работы в сфере этики заботы, подчеркивается их значение для образования; определяются основные направления для изучения.
Барбара Хьюстон в своей работе «Пролегомены заботы будущего» с критической точки зрения оценивает определения этики заботы, которые были даны Гиллиган и Ноддинг [22]. В своей последней главе Ноддинг рассматривает предмет этического образования, исследует различные его аспекты [21] и определяет перспективы взаимодействия этики заботы и образования [22]. Эндрю Томсон использовал эту теорию, чтобы разработать концепцию дружбы [46]. Диллер работает над подходами к этике заботы и предлагает обсудить взаимосвязь между воспитанием и обучением [9]. Барбара Зейер-Бэкон изучает отношения заботы в критическом переосмыслении [51] и Хьюстон использует эту теорию в применении к проблеме прав детей [21].
Третья феминистская исследовательская программа в философии образования посвящена развитию нормативной философии образования для мужчин и женщин. Этот проект включает в себя, по меньшей мере, пять различных, хотя и взаимосвязанных, аспектов. Прежде всего, это феминистская критика доминирующих образовательных парадигм. Среди них можно упомянуть реконструкцию высших идеалов образованного человека и исследование теории либерального образования Дж. Мартин [36, 34, 33]; критику либерального образования Ноддинг [40]; отрицание стандартного философского анализа образования С. Лэйрд [27, 28]; критику индивидуализма в образовании П. Рорэр [45]и т.д.
Второй аспект содержит в себе анализ образовательных концепций и практик, которые так или иначе взаимосвязаны с гендером. Здесь следует отметить работу Барбары Хьюстон «Теория гендера: что необходимо нам из того, что мы делаем» [9]; концептуальный анализ сексизма и образования Мэриэн Эйм и Хьюстон [9]; попытку Линды Николсон разобраться в противоречиях, возникающих между женским движением, ценностями и целями школьного образования [39]; симпозиум «Должно ли быть социальное образования свободным от гендера?» [9]; исследования андрогинности образования К. Морган и ее анализ трех мифов равенства в образовании [9]; изучение политических инициатив, продвигающих гендерное равенство в образование Мэри Брайсон; критику совместного образования [33, 34] и т.д.
В рамках дискуссии феминисток об образовательном поле можно выделить в качестве наиболее значительных эссе Диллер и Хьюстон о физическом воспитании [96]; философское исследование Морган о половом воспитании [9]; работу Дины Богдан о преподавании литературы [5] и исследование о мышлении и образовании Джеймса Гаррисона и Анны Фелан [14], Бетти Сайшел, Тайер-Бэкон [51], Мартин [34] и т.д.
Четвертый аспект специально адресован вопросам разработки педагогических методов, целей, подходов в обучении девочек. Например, работа Лэйрд «Кто позаботится о девочках» [27] и моя работа «Противоречия и продвижение образования женщин» [33] т.д.
И, наконец, пятый исследовательский аспект содержит тщательно разработанные предложения для школьников [40].