Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

В предлагаемой статье будут обсуждены некоторые вопросы феминистской онтологии, а именно вопросы отношений «Я — другой», являющиеся базовыми категориями новой онтологической концепции. Отношения «Я — другой» в феминизме значительно отличаются от отношений «Я — другой» в традиционной философии, где они рассматриваются как оппозиционные. Такого рода отношения созвучны, прежде всего, западной философии. Дихотомия отношений воспроизводит, по крайней мере, две чрезвычайно важные точки зрения, бытующие в общественном сознании: патриархальность и индивидуализм. Эти два понятия, казалось бы, противоречат друг другу, но в данной статье будет выявлено, во-первых, каким образом патриархальность рождает индивидуализм как доминирующую в обществе маскулинистскую систему властных отношений и, во-вторых, каким образом в сознании возникают дуалистические оппозиции: теория — практика, культура — природа, дух — материя, разум — тело, общественное — частное, теория ‑ практика и др.

Феминистская онтология представляет эти отношения как не оппозиционные и недуалистические. Основываясь на данном подходе, феминистская онтология конструирует новое понятие личности и новую феминистскую этику, смысл которой состоит в том, что отношения между мужчиной и женщиной как отношения «Я — другой» не рассматриваются через гендерные различия и пол, в таком случае, не является символом этого различия. Поскольку дифференциация не зависит от противопоставления, отличие представленной онтологии от дихотомических онтологий не нуждается в том, чтобы ее представляли как противоположную дуализму точку зрения или как единственную ему альтернативу.

Онтология, представленная здесь, должна пониматься как определенный тип практики, основанной на сотрудничестве или совместных действиях, имеющих своей целью не только завершение работы, но определенную стратегию и тактику жизни и развития отношений, призванных создать новые гендерные стандарты мышления и поведения. Суть новой практики состоит в том, чтобы отказаться от патриархального понимания женской недостаточности и от определенных представлений о том, что часто, так называемая «женская работа», игнорируется доминирующей патриархальной культурой. Среди таких видов работы можно назвать уход за детьми, больными и престарелыми, воспитание, различные практики, относящиеся к повседневной домашней жизни и др.

Перечисленные виды деятельности часто представляются как предназначенные женщине природой. Хранительница домашнего очага и воспитательница — вот основные роли и задачи женщины, воспеваемые и рекламируемые всеми средствами массовой информации. Они доступны сознанию и понятны всем. Но если вникнуть в созданные женские образы глубже, то обнаружится, что они часто использовались в прошлом и используются в настоящем для того, чтобы создать в сознании или вызвать в памяти сентиментальную картинку, на которой женщина выполняет различные виды деятельности, не требующие особого умственного напряжения и способностей для удовлетворения потребностей другого человека.

Характеристика сущности семейного опыта, который мог бы адекватно репрезентировать данную картину, обнаруживается в его основных формах и во множестве индивидуальных и социально значимых культурных контекстах. Семейный опыт может возникать только из культурной перспективы, которая, кажется, весьма правдоподобно соответствует онтологии, или, по меньшей мере, может описать ее как онтологию.

Онтологический взгляд на общество, представленный в статье, состоит в том, что общество организовано на основе практики взрослой реализации; практики, которая в большинстве своем называется «женской работой». Он очень близок, если не тождественен взгляду на общество, который можно охарактеризовать как романтический, и, одновременно, как рациональный. Подобный взгляд свойственен патриархальной культуре и индивидуалистической этике, вырастающий из патриархальности. Центральной частью данного взгляда является требование либерализации женского опыта, исходящее от тех общественных групп, которые вовлечены в данный опыт. Хотя эта задача может быть разрешена теоретиками и практиками-политиками, но задача феминисток и других групп, вовлеченных в патриархальный опыт дискриминации — раскрыть фальшь маскулинистской либерализации, вытекающий из маскулинисткой культуры в целом.

В связи с этим возникает необходимость суммирования некоторых психоаналитических теорий, обнаруживающих дуалистическую онтологию, предполагаемую «западной мыслью». Выводы вытекают из исследования идей отдельных теоретиков и этики, следующей из патриархальности и из индивидуалистических вариантов дуализма. Проект конструирования феминистической онтологии и эвристической функции феминистской  психологии также станет предметом обсуждения в данной статье.

Главные черты феминистской онтологии представлены следующими положениями: реальность длительное время понималась во взаимодействиях между факторами, часто отождествляемых со значениями дуалистической оппозиции; феминистическая онтология создает новый тип личности в ее историческом существовании и отношениях с «другими»; новая творчески и нравственно интегрируемая личность развивается и реализуется через отношения и практику, базирующиеся на моральной ответственности, являющейся фундаментальной основой феминистической онтологии; моральные права, включающие права человека, имеют их окончательное оправдание в качестве моральных требований к «другим» и к социальным институтам; моральные права требуют от институтов охранять возможности личности с тем, чтобы сделать более полными и ответственными отношения, в которые субъекты вступают или могут вступить друг с другом.

 

В предлагаемой статье будут обсуждены некоторые вопросы феминистской онтологии, а именно вопросы отношений «Я — другой», являющиеся базовыми категориями новой онтологической концепции. Отношения «Я — другой» в феминизме значительно отличаются от отношений «Я — другой» в традиционной философии, где они рассматриваются как оппозиционные. Такого рода отношения созвучны, прежде всего, западной философии. Дихотомия отношений воспроизводит, по крайней мере, две чрезвычайно важные точки зрения, бытующие в общественном сознании: патриархальность и индивидуализм. Эти два понятия, казалось бы, противоречат друг другу, но в данной статье будет выявлено, во-первых, каким образом патриархальность рождает индивидуализм как доминирующую в обществе маскулинистскую систему властных отношений и, во-вторых, каким образом в сознании возникают дуалистические оппозиции: теория — практика, культура — природа, дух — материя, разум — тело, общественное — частное, теория ‑ практика и др.

Феминистская онтология представляет эти отношения как не оппозиционные и недуалистические. Основываясь на данном подходе, феминистская онтология конструирует новое понятие личности и новую феминистскую этику, смысл которой состоит в том, что отношения между мужчиной и женщиной как отношения «Я — другой» не рассматриваются через гендерные различия и пол, в таком случае, не является символом этого различия. Поскольку дифференциация не зависит от противопоставления, отличие представленной онтологии от дихотомических онтологий не нуждается в том, чтобы ее представляли как противоположную дуализму точку зрения или как единственную ему альтернативу.

Онтология, представленная здесь, должна пониматься как определенный тип практики, основанной на сотрудничестве или совместных действиях, имеющих своей целью не только завершение работы, но определенную стратегию и тактику жизни и развития отношений, призванных создать новые гендерные стандарты мышления и поведения. Суть новой практики состоит в том, чтобы отказаться от патриархального понимания женской недостаточности и от определенных представлений о том, что часто, так называемая «женская работа», игнорируется доминирующей патриархальной культурой. Среди таких видов работы можно назвать уход за детьми, больными и престарелыми, воспитание, различные практики, относящиеся к повседневной домашней жизни и др.

Перечисленные виды деятельности часто представляются как предназначенные женщине природой. Хранительница домашнего очага и воспитательница — вот основные роли и задачи женщины, воспеваемые и рекламируемые всеми средствами массовой информации. Они доступны сознанию и понятны всем. Но если вникнуть в созданные женские образы глубже, то обнаружится, что они часто использовались в прошлом и используются в настоящем для того, чтобы создать в сознании или вызвать в памяти сентиментальную картинку, на которой женщина выполняет различные виды деятельности, не требующие особого умственного напряжения и способностей для удовлетворения потребностей другого человека.

Характеристика сущности семейного опыта, который мог бы адекватно репрезентировать данную картину, обнаруживается в его основных формах и во множестве индивидуальных и социально значимых культурных контекстах. Семейный опыт может возникать только из культурной перспективы, которая, кажется, весьма правдоподобно соответствует онтологии, или, по меньшей мере, может описать ее как онтологию.

Онтологический взгляд на общество, представленный в статье, состоит в том, что общество организовано на основе практики взрослой реализации; практики, которая в большинстве своем называется «женской работой». Он очень близок, если не тождественен взгляду на общество, который можно охарактеризовать как романтический, и, одновременно, как рациональный. Подобный взгляд свойственен патриархальной культуре и индивидуалистической этике, вырастающий из патриархальности. Центральной частью данного взгляда является требование либерализации женского опыта, исходящее от тех общественных групп, которые вовлечены в данный опыт. Хотя эта задача может быть разрешена теоретиками и практиками-политиками, но задача феминисток и других групп, вовлеченных в патриархальный опыт дискриминации — раскрыть фальшь маскулинистской либерализации, вытекающий из маскулинисткой культуры в целом.

В связи с этим возникает необходимость суммирования некоторых психоаналитических теорий, обнаруживающих дуалистическую онтологию, предполагаемую «западной мыслью». Выводы вытекают из исследования идей отдельных теоретиков и этики, следующей из патриархальности и из индивидуалистических вариантов дуализма. Проект конструирования феминистической онтологии и эвристической функции феминистской  психологии также станет предметом обсуждения в данной статье.

Главные черты феминистской онтологии представлены следующими положениями: реальность длительное время понималась во взаимодействиях между факторами, часто отождествляемых со значениями дуалистической оппозиции; феминистическая онтология создает новый тип личности в ее историческом существовании и отношениях с «другими»; новая творчески и нравственно интегрируемая личность развивается и реализуется через отношения и практику, базирующиеся на моральной ответственности, являющейся фундаментальной основой феминистической онтологии; моральные права, включающие права человека, имеют их окончательное оправдание в качестве моральных требований к «другим» и к социальным институтам; моральные права требуют от институтов охранять возможности личности с тем, чтобы сделать более полными и ответственными отношения, в которые субъекты вступают или могут вступить друг с другом.