Количественная часть
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Поскольку объем выборки был небольшой, то по соображениям качественного анализа обобщаемых материалов, а также по соображениям содержания, была предпринята попытка, с помощью двунаправленного метода сделать плодотворной комплиментарность качественного и количественного социального исследования. Таким образом, основной вопрос исследования о пересечении класса и пола указывает на более крупные популяции, которые должны быть осмыслены только статистически, и на основе гендеросенситивного анализа социальных структур. Для того, чтобы начать анализ классов многомерного пространства трудовой деятельности, которое моделировалось как пространство по профессиональному положению и полу и одновременно модифицировалось, база данных ежегодного репрезентативного опроса населения Германии (СОЕП) и седьмого опроса населения Германии [6] cтали основой для цифрового и графического материалов [7].
При выборе переменных и при подсчете внимание обращалось на то, чтобы структура ссылок к темам и результатам, полученным на базе качественных методов, в любой момент могла быть воссоздана снова. Почти все переменные СОЕП, выбранные для исследования, также поясняются качественно в рамках интервью и социальных данных, приведенных в анкетах, так что можно говорить о конвергенции объективируемых высказываний и закономерностей. И, наоборот, для построения структуры ссылок установлены четкие границы, которые находятся в пределах применимости методов. Итак, с одной стороны, оба пути могли быть использованы в дополнение друг к другу, с другой стороны, — могли быть использованы в качестве валидации результатов, которые были нацелены на то же значение с помощью двух различных методик [46].
Для последующего отображения результатов, по прагматическим соображениям была выбрана другая последовательность: соединяя размышления о пределах применимости и значении количественных методов, эмпирическое выполнение пространственной модели осуществляется вначале на базе подсчета данных СОЕП (объективирующая перспектива). Затем в качественной части следуют субъективные мнения о позициях в социальном пространстве с помощью реконструкции случаев, основанных на четырех разных представлениях о «хорошей жизни» (множественность перспектив).
Данные, результаты, проверка гипотез
Пространство рабочей занятости
по профессиональному положению и полу
Для проверки полоспецифической классовой гипотезы представлены результаты на основе данных СОЕП, посредством которых моделируется пространство рабочей занятости и проводится исследование позиционирования по профессиональному положению и полу. Позиционирование групп или классов (классовых фракций), которые составляются по модели Бурдье исходя из объема и структуры экономического и культурного капитала, исследуется по чистому трудовому доходу и по образованию как вспомогательным индикаторам для этих видов капитала. Профессиональное положение по половой принадлежности служит как очевидная переменная. В то же время «класс» функционирует как латентная переменная. Переменные декодируются по самому высокому уровню образования и личному чистому трудовому доходу и классифицируются в соответствии с предложенной Блоссфельдом иерархической шкалой (1985) формального школьного и профессионального образования (дополненной категорией «неполное образование») [8]. Аналогично шкалированы по 8 группам переменные личного чистого дохода [9]. Низкие значения, лежащие в основе оценочной шкалы от 1 до 8, указывают соответственно на низкий уровень законченного образования и низкий доход, напротив высокие значения указывают на высокий уровень законченного образования и высокий чистый доход.
Моделирование пространства занятости базируется на средних значениях переменных «образование и занятость» в соответствии с профессиональным положением и полом; они отражены, включая точно подсчитанное общее количество и отклонение от стандарта, в таблице №1. Из всех 19 подробно дифференцированных профессиональных статусов согласно СОЕП (соответственно 38 по половому признаку) здесь выбраны 14 (соответственно 27); выбор определялся, большей частью, статистическими критериями (величина общего количества). Было отказано группе предпринимательниц с числом подчиненных работников более 9, в то же время принята во внимание группа предпринимателей с числом подчиненных работников более 9; с одной стороны, общее количество достаточно велико, с другой стороны, они образуют фракцию господствующего класса в одном сегменте пространства, которое остается незанятым.
Таблица 1.
Средние значения переменных «образование» и «трудовой доход»
согласно профессиональному положению и полу
|
|
|
Образование |
Доход |
|||
№ |
Профессиональное положение по полу
|
Общее кол-во (точный подсчет)
|
Средн. знач. |
Стандарт. отклонение |
Средн. знач. |
Стандарт. откло-нение |
|
|
Необученные рабочие-женщины |
901 082 |
2,43 |
0,94 |
1,64 |
0,85 |
|
|
Необученные рабочие-мужчины |
383 445 |
2,19 |
0,89 |
3,34 |
1,28 |
|
|
Обученные рабочие-женщины |
1 336 277 |
2,67 |
0,85 |
2,22 |
0,98 |
|
|
Обученные рабочие-мужчины |
1 856 210 |
2,75 |
0,93 |
3,49 |
1,08 |
|
|
Квалиф. специалисты-женщины |
342 481 |
2,94 |
1,02 |
2,57 |
0,88 |
|
|
Квалиф. специалисты-мужчины |
3 597 947 |
2,97 |
0,93 |
4,11 |
1,00 |
|
|
Фермеры-женщины |
92 606 |
2,63 |
0,84 |
1,89 |
1,42 |
|
|
Фермеры-мужчины |
323 794 |
3,20 |
1,03 |
3,07 |
1,78 |
|
|
Женщины свобод. профессии |
158 527 |
4,95 |
2,38 |
2,96 |
2,50 |
|
|
Мужчины свобод. профессии |
393 854 |
6,39 |
1,45 |
5,34 |
2,22 |
|
|
Предпринимательницы (до 9 работн.) |
376 919 |
3,55 |
1,25 |
3,39 |
1,64 |
|
|
Предприниматели (до 9 работников) |
996 693 |
4,01 |
1,64 |
5,10 |
2,00 |
|
|
Предприниматели (свыше 9 раб.) * |
136 316 |
5,22 |
1,59 |
5,62 |
2,22 |
|
|
Служащие-женщины (прост. обязан.) |
1 748 226 |
3,21 |
1,17 |
2,14 |
0,98 |
|
|
Служащие-мужчины (прост. обязан.) |
443 748 |
3,12 |
1,29 |
3,47 |
1,37 |
|
|
Служащие-женщины (квалифиц.) |
3 539 970 |
4,04 |
1,53 |
3,09 |
1,32 |
|
|
Служащие-мужчины (квалифиц.) |
2 390 452 |
4,16 |
1,71 |
4,82 |
1,31 |
|
|
Служащие-женщины (выс. квалиф.) |
473 538 |
5,68 |
2,10 |
4,71 |
1,62 |
|
|
Служащие-мужчины (выс. квалиф.) |
1 777 460 |
5,77 |
1,95 |
6,29 |
1,31 |
|
|
Служащие-женщ. (с обязан. рук-ля) |
46 341 |
6,64 |
1,93 |
4,95 |
2,10 |
|
|
Служащие-мужч. (с обязан. рук-ля) |
393 203 |
4,43 |
2,04 |
5,35 |
2,31 |
|
|
Госслужащие-женщ. (среднее звено) |
201 794 |
6,46 |
1,99 |
4,02 |
1,21 |
|
|
Госслужащие-мужч. (среднее звено) |
650 086 |
3,83 |
1,13 |
4,82 |
0,95 |
|
|
Госслужащие-жен. (ответств. долж.) |
257 296 |
6,82 |
1,85 |
4,68 |
1,46 |
|
|
Госслужащие-муж. (ответств. долж.) |
486 826 |
5,77 |
2,04 |
6,12 |
1,13 |
|
|
Госслуж.-жен. (высокоответ. долж.) |
95 657 |
5,77 |
0,99 |
5,81 |
1,74 |
|
|
Госслуж.-мужч. (высокоответ. долж.) |
422 260 |
7,89 |
0,41 |
7,05 |
1,21 |
|
Средний общий показатель – женщины Средний общий показатель – мужчины |
|
4,52
4,41 |
|
3,39
4,89 |
|
||
Источник: Комиссия по социально-экономическим проблемам (СОЕП), данные 7‑го репрезентативного опроса населения (1990), подсчеты авторов.
* Из-за незначительного общего количества группа предпринимательниц с числом подчиненных работников свыше 9 из дальнейших подсчетов исключена.
Далее производится сравнение усредненных показателей перекодированных и графически изображенных в виде шкалы переменных «образование» и «трудовой доход» согласно профессиональному положению и полу (подкрепляется диаграммами №1 и №2). Вопрос о влиянии пола на перечисленные переменные и в какой степени, а также, какие различия нужно установить при этом в отдельных сферах профессиональной занятости обсуждается здесь, прежде всего, лишь описательно.
На диаграмме (рис. 1), показывающей среднее значение уровня законченности образования в зависимости от пола и профессионального положения (согласно таблице 1), становится ясным, что значение женщин среди (обученных и квалифицированных) рабочих-мужчин и рабочих-женщин (№3-6), среди служащих (с простыми обязанностями, квалифицированных и высококвалифицированных) (№14-19) и среди государственных служащих-мужчин и женщин, занимающих высокоответственные должности (№26, 27), почти равно значению для мужчин. Среди необученных рабочих-мужчин и рабочих-женщин (№1, 2), фермеров-мужчин и фермеров-женщин (№7, 8), а также среди мелких предпринимателей и предпринимательниц (№11, 12) число женщин незначительно, среди же мужчин и женщин свободной профессии (№9, 10) женщины находятся отчетливо ниже значений, соответствующих мужчинам. Самая большая разница в пользу женщин отмечена у женщин-руководителей (№20, 21), но значения для госслужащих-женщин, занимающих средние должности (№22) и ответственные должности (№24) выше, чем у сопоставимых групп мужчин (№23, 25).
По среднему значению чистого трудового дохода (диаграмма 2) наибольшая разница в значении дохода существует между мужчинами и женщинами (№9, 10) свободной профессии (женщины отчетливо находятся ниже женщин), за которыми следуют (не)обученные, а также (самостоятельно обучившихся) рабочих-мужчин и рабочих-женщин (№1-6), мелкие предприниматели и предпринимательницы (№11, 12), а также квалифицированные служащие и служащие с высокой квалификацией (№16-19). Несколько благоприятна ситуация у фермеров-женщин (№7) и служащих с простыми обязанностями (№14). Относительно самое низкое положение по доходу следует отметить у служащих с обязанностями руководителя (№20, 21), за которыми следуют госслужащие-мужчины и женщины, занимающие средние должности (№22, 23). Однако по трудовому доходу во всех профессиональных положениях женщины располагаются ниже мужчин (ситуация противоположная образованию). Сравнение средних значений переменных «образование» и «трудовой доход» на основе стандартных отклонений уже указывает на то, что на их выражение влияет переменная «пол».
Поскольку объем выборки был небольшой, то по соображениям качественного анализа обобщаемых материалов, а также по соображениям содержания, была предпринята попытка, с помощью двунаправленного метода сделать плодотворной комплиментарность качественного и количественного социального исследования. Таким образом, основной вопрос исследования о пересечении класса и пола указывает на более крупные популяции, которые должны быть осмыслены только статистически, и на основе гендеросенситивного анализа социальных структур. Для того, чтобы начать анализ классов многомерного пространства трудовой деятельности, которое моделировалось как пространство по профессиональному положению и полу и одновременно модифицировалось, база данных ежегодного репрезентативного опроса населения Германии (СОЕП) и седьмого опроса населения Германии [6] cтали основой для цифрового и графического материалов [7].
При выборе переменных и при подсчете внимание обращалось на то, чтобы структура ссылок к темам и результатам, полученным на базе качественных методов, в любой момент могла быть воссоздана снова. Почти все переменные СОЕП, выбранные для исследования, также поясняются качественно в рамках интервью и социальных данных, приведенных в анкетах, так что можно говорить о конвергенции объективируемых высказываний и закономерностей. И, наоборот, для построения структуры ссылок установлены четкие границы, которые находятся в пределах применимости методов. Итак, с одной стороны, оба пути могли быть использованы в дополнение друг к другу, с другой стороны, — могли быть использованы в качестве валидации результатов, которые были нацелены на то же значение с помощью двух различных методик [46].
Для последующего отображения результатов, по прагматическим соображениям была выбрана другая последовательность: соединяя размышления о пределах применимости и значении количественных методов, эмпирическое выполнение пространственной модели осуществляется вначале на базе подсчета данных СОЕП (объективирующая перспектива). Затем в качественной части следуют субъективные мнения о позициях в социальном пространстве с помощью реконструкции случаев, основанных на четырех разных представлениях о «хорошей жизни» (множественность перспектив).
Данные, результаты, проверка гипотез
Пространство рабочей занятости
по профессиональному положению и полу
Для проверки полоспецифической классовой гипотезы представлены результаты на основе данных СОЕП, посредством которых моделируется пространство рабочей занятости и проводится исследование позиционирования по профессиональному положению и полу. Позиционирование групп или классов (классовых фракций), которые составляются по модели Бурдье исходя из объема и структуры экономического и культурного капитала, исследуется по чистому трудовому доходу и по образованию как вспомогательным индикаторам для этих видов капитала. Профессиональное положение по половой принадлежности служит как очевидная переменная. В то же время «класс» функционирует как латентная переменная. Переменные декодируются по самому высокому уровню образования и личному чистому трудовому доходу и классифицируются в соответствии с предложенной Блоссфельдом иерархической шкалой (1985) формального школьного и профессионального образования (дополненной категорией «неполное образование») [8]. Аналогично шкалированы по 8 группам переменные личного чистого дохода [9]. Низкие значения, лежащие в основе оценочной шкалы от 1 до 8, указывают соответственно на низкий уровень законченного образования и низкий доход, напротив высокие значения указывают на высокий уровень законченного образования и высокий чистый доход.
Моделирование пространства занятости базируется на средних значениях переменных «образование и занятость» в соответствии с профессиональным положением и полом; они отражены, включая точно подсчитанное общее количество и отклонение от стандарта, в таблице №1. Из всех 19 подробно дифференцированных профессиональных статусов согласно СОЕП (соответственно 38 по половому признаку) здесь выбраны 14 (соответственно 27); выбор определялся, большей частью, статистическими критериями (величина общего количества). Было отказано группе предпринимательниц с числом подчиненных работников более 9, в то же время принята во внимание группа предпринимателей с числом подчиненных работников более 9; с одной стороны, общее количество достаточно велико, с другой стороны, они образуют фракцию господствующего класса в одном сегменте пространства, которое остается незанятым.
Таблица 1.
Средние значения переменных «образование» и «трудовой доход»
согласно профессиональному положению и полу
|
|
|
Образование |
Доход |
|||
№ |
Профессиональное положение по полу
|
Общее кол-во (точный подсчет)
|
Средн. знач. |
Стандарт. отклонение |
Средн. знач. |
Стандарт. откло-нение |
|
|
Необученные рабочие-женщины |
901 082 |
2,43 |
0,94 |
1,64 |
0,85 |
|
|
Необученные рабочие-мужчины |
383 445 |
2,19 |
0,89 |
3,34 |
1,28 |
|
|
Обученные рабочие-женщины |
1 336 277 |
2,67 |
0,85 |
2,22 |
0,98 |
|
|
Обученные рабочие-мужчины |
1 856 210 |
2,75 |
0,93 |
3,49 |
1,08 |
|
|
Квалиф. специалисты-женщины |
342 481 |
2,94 |
1,02 |
2,57 |
0,88 |
|
|
Квалиф. специалисты-мужчины |
3 597 947 |
2,97 |
0,93 |
4,11 |
1,00 |
|
|
Фермеры-женщины |
92 606 |
2,63 |
0,84 |
1,89 |
1,42 |
|
|
Фермеры-мужчины |
323 794 |
3,20 |
1,03 |
3,07 |
1,78 |
|
|
Женщины свобод. профессии |
158 527 |
4,95 |
2,38 |
2,96 |
2,50 |
|
|
Мужчины свобод. профессии |
393 854 |
6,39 |
1,45 |
5,34 |
2,22 |
|
|
Предпринимательницы (до 9 работн.) |
376 919 |
3,55 |
1,25 |
3,39 |
1,64 |
|
|
Предприниматели (до 9 работников) |
996 693 |
4,01 |
1,64 |
5,10 |
2,00 |
|
|
Предприниматели (свыше 9 раб.) * |
136 316 |
5,22 |
1,59 |
5,62 |
2,22 |
|
|
Служащие-женщины (прост. обязан.) |
1 748 226 |
3,21 |
1,17 |
2,14 |
0,98 |
|
|
Служащие-мужчины (прост. обязан.) |
443 748 |
3,12 |
1,29 |
3,47 |
1,37 |
|
|
Служащие-женщины (квалифиц.) |
3 539 970 |
4,04 |
1,53 |
3,09 |
1,32 |
|
|
Служащие-мужчины (квалифиц.) |
2 390 452 |
4,16 |
1,71 |
4,82 |
1,31 |
|
|
Служащие-женщины (выс. квалиф.) |
473 538 |
5,68 |
2,10 |
4,71 |
1,62 |
|
|
Служащие-мужчины (выс. квалиф.) |
1 777 460 |
5,77 |
1,95 |
6,29 |
1,31 |
|
|
Служащие-женщ. (с обязан. рук-ля) |
46 341 |
6,64 |
1,93 |
4,95 |
2,10 |
|
|
Служащие-мужч. (с обязан. рук-ля) |
393 203 |
4,43 |
2,04 |
5,35 |
2,31 |
|
|
Госслужащие-женщ. (среднее звено) |
201 794 |
6,46 |
1,99 |
4,02 |
1,21 |
|
|
Госслужащие-мужч. (среднее звено) |
650 086 |
3,83 |
1,13 |
4,82 |
0,95 |
|
|
Госслужащие-жен. (ответств. долж.) |
257 296 |
6,82 |
1,85 |
4,68 |
1,46 |
|
|
Госслужащие-муж. (ответств. долж.) |
486 826 |
5,77 |
2,04 |
6,12 |
1,13 |
|
|
Госслуж.-жен. (высокоответ. долж.) |
95 657 |
5,77 |
0,99 |
5,81 |
1,74 |
|
|
Госслуж.-мужч. (высокоответ. долж.) |
422 260 |
7,89 |
0,41 |
7,05 |
1,21 |
|
Средний общий показатель – женщины Средний общий показатель – мужчины |
|
4,52
4,41 |
|
3,39
4,89 |
|
||
Источник: Комиссия по социально-экономическим проблемам (СОЕП), данные 7‑го репрезентативного опроса населения (1990), подсчеты авторов.
* Из-за незначительного общего количества группа предпринимательниц с числом подчиненных работников свыше 9 из дальнейших подсчетов исключена.
Далее производится сравнение усредненных показателей перекодированных и графически изображенных в виде шкалы переменных «образование» и «трудовой доход» согласно профессиональному положению и полу (подкрепляется диаграммами №1 и №2). Вопрос о влиянии пола на перечисленные переменные и в какой степени, а также, какие различия нужно установить при этом в отдельных сферах профессиональной занятости обсуждается здесь, прежде всего, лишь описательно.
На диаграмме (рис. 1), показывающей среднее значение уровня законченности образования в зависимости от пола и профессионального положения (согласно таблице 1), становится ясным, что значение женщин среди (обученных и квалифицированных) рабочих-мужчин и рабочих-женщин (№3-6), среди служащих (с простыми обязанностями, квалифицированных и высококвалифицированных) (№14-19) и среди государственных служащих-мужчин и женщин, занимающих высокоответственные должности (№26, 27), почти равно значению для мужчин. Среди необученных рабочих-мужчин и рабочих-женщин (№1, 2), фермеров-мужчин и фермеров-женщин (№7, 8), а также среди мелких предпринимателей и предпринимательниц (№11, 12) число женщин незначительно, среди же мужчин и женщин свободной профессии (№9, 10) женщины находятся отчетливо ниже значений, соответствующих мужчинам. Самая большая разница в пользу женщин отмечена у женщин-руководителей (№20, 21), но значения для госслужащих-женщин, занимающих средние должности (№22) и ответственные должности (№24) выше, чем у сопоставимых групп мужчин (№23, 25).
По среднему значению чистого трудового дохода (диаграмма 2) наибольшая разница в значении дохода существует между мужчинами и женщинами (№9, 10) свободной профессии (женщины отчетливо находятся ниже женщин), за которыми следуют (не)обученные, а также (самостоятельно обучившихся) рабочих-мужчин и рабочих-женщин (№1-6), мелкие предприниматели и предпринимательницы (№11, 12), а также квалифицированные служащие и служащие с высокой квалификацией (№16-19). Несколько благоприятна ситуация у фермеров-женщин (№7) и служащих с простыми обязанностями (№14). Относительно самое низкое положение по доходу следует отметить у служащих с обязанностями руководителя (№20, 21), за которыми следуют госслужащие-мужчины и женщины, занимающие средние должности (№22, 23). Однако по трудовому доходу во всех профессиональных положениях женщины располагаются ниже мужчин (ситуация противоположная образованию). Сравнение средних значений переменных «образование» и «трудовой доход» на основе стандартных отклонений уже указывает на то, что на их выражение влияет переменная «пол».