Гендер и политика
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
По мнению исследователей гендерных отношений, многие политики и руководители федерального и регионального уровней в России до сих пор однобоко понимают проблему равенства полов как уподобление женщин мужчинам (что на самом деле воспринимается как нежелательная перспектива с обеих сторон — как мужчинами, так и женщинами). Схожая ситуация характерна для многих «передовых» стран. Таков и сложившийся в общественном сознании стереотип восприятия равенства.
При формальном правовом равенстве реальное социальное равенство полов не достигнуто, и корни его более глубоки, чем кажется. Исследования гендерного неравенства с точки зрения современной методологии в России почти не проводятся. Всерьез не анализируются причины и механизмы систематического воспроизводства этого неравенства в жизни общества, тогда как действительный характер власти и общественного развития обусловлен во многом именно моделями гендерных различий и существующими гендерными стереотипами.
Равенство полов — вопрос относительно длительного социального и культурного развития общества. В нашей стране оно пока не ставится в число приоритетов государственной политики. В России наблюдается как никогда низкое участие женщин в процессах принятия решений, особенно в верхних эшелонах власти, с этим нельзя не связывать проблему недостаточной гуманности политики.
У женщин и мужчин в рыночной и демократической системе сохраняются разные иерархии ценностей и интересов: у женщин это социальная защита, здравоохранение, защита детей, безопасность и мир в сообществе, у мужчин — карьера, власть, бизнес, финансы и т.д. Все это в силу гендерного характера властных структур неизбежно сказывается на политике государства и отражается на нашей социальной жизни [3]. Так, выборочный контент-анализ публикаций в местной прессе (газеты «Новгород» и «Новгородские ведомости» за 3 месяца), касающихся социальных достижений и проявлений мужчин и женщин, показал, что женщина чаще связана с темами «культура», «быт и семья» (по 30% от общего числа статей), очень мало — с проблемами здравоохранения (5%), еще меньше — с политикой (3%). Нельзя недооценивать роль средств массовой информации, в том числе региональных и местных, в воспроизводстве гендерных стереотипов массового сознания.
Но в современной России и в ее прошлом есть факторы, способствующие участию женщин в общественной и политической жизни: социально-правовая надежность, традиционно высокие показатели образования, культурной и экономической самостоятельности, выдающиеся примеры личных достижений женщин в любых якобы «мужских» областях деятельности, вошедшая в легенды самоотверженность женщин. Недооценивать такие достоинства — значит, по крайней мере, игнорировать богатый социальный потенциал женщин во всех сферах и на всех уровнях общественного развития.
По мнению исследователей гендерных отношений, многие политики и руководители федерального и регионального уровней в России до сих пор однобоко понимают проблему равенства полов как уподобление женщин мужчинам (что на самом деле воспринимается как нежелательная перспектива с обеих сторон — как мужчинами, так и женщинами). Схожая ситуация характерна для многих «передовых» стран. Таков и сложившийся в общественном сознании стереотип восприятия равенства.
При формальном правовом равенстве реальное социальное равенство полов не достигнуто, и корни его более глубоки, чем кажется. Исследования гендерного неравенства с точки зрения современной методологии в России почти не проводятся. Всерьез не анализируются причины и механизмы систематического воспроизводства этого неравенства в жизни общества, тогда как действительный характер власти и общественного развития обусловлен во многом именно моделями гендерных различий и существующими гендерными стереотипами.
Равенство полов — вопрос относительно длительного социального и культурного развития общества. В нашей стране оно пока не ставится в число приоритетов государственной политики. В России наблюдается как никогда низкое участие женщин в процессах принятия решений, особенно в верхних эшелонах власти, с этим нельзя не связывать проблему недостаточной гуманности политики.
У женщин и мужчин в рыночной и демократической системе сохраняются разные иерархии ценностей и интересов: у женщин это социальная защита, здравоохранение, защита детей, безопасность и мир в сообществе, у мужчин — карьера, власть, бизнес, финансы и т.д. Все это в силу гендерного характера властных структур неизбежно сказывается на политике государства и отражается на нашей социальной жизни [3]. Так, выборочный контент-анализ публикаций в местной прессе (газеты «Новгород» и «Новгородские ведомости» за 3 месяца), касающихся социальных достижений и проявлений мужчин и женщин, показал, что женщина чаще связана с темами «культура», «быт и семья» (по 30% от общего числа статей), очень мало — с проблемами здравоохранения (5%), еще меньше — с политикой (3%). Нельзя недооценивать роль средств массовой информации, в том числе региональных и местных, в воспроизводстве гендерных стереотипов массового сознания.
Но в современной России и в ее прошлом есть факторы, способствующие участию женщин в общественной и политической жизни: социально-правовая надежность, традиционно высокие показатели образования, культурной и экономической самостоятельности, выдающиеся примеры личных достижений женщин в любых якобы «мужских» областях деятельности, вошедшая в легенды самоотверженность женщин. Недооценивать такие достоинства — значит, по крайней мере, игнорировать богатый социальный потенциал женщин во всех сферах и на всех уровнях общественного развития.