ИСЛАМСКОЕ ПРАВО*
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Форум Неправительственных Организаций, прошедший в Гуаньчжоу, (Китай, 1995 г.), был определяющим моментом в глобальном диалоге среди женщин, относящих себя к исламу. Главным событием этого форума было обсуждение исламского шариатского закона (закон, который основан на религиозном фундаментализме) и ислама. В религиозных конференциях, которые являлись подготовкой для Четвертой Объединенной Международной Женской Конференции и Форума Неправительственных Организаций, наметились противоречия между двумя школами. Первая школа заявляла, что закон шариата был только обычаем и должен быть отброшен при построении современной вестернизованной модели. Вторая школа решает любые вопросы, исходя из законов шариата. Обе школы уверенно стоят на своем, отстаивая свою точку зрения. Дискуссия продолжилась в Гуаньчжоу.
Результатом дебатов явились весьма значительные расхождения во мнениях, что побудило некоторые мусульманские женские организации написать письмо в Форум Неправительственных организаций. Письмо начиналось со слов:
На форуме появились две главенствующие оппозиционные концепции, которые оспариваются группой женщин активисток. Первая точка зрения отражает ультраконсервативную позицию, обращая внимание на сочетание исламских идеалов с реальностью и бедами вестернизованного мира. Согласно второй концепции, религия это реакция против исламского консерватизма и злоупотреблений, которые совершаются именем ислама. Для многих из нас, обе концепции нереалистичны. Ислам признает равенство между мужчиной и женщиной… Ислам использует законы и традиции, которые угнетают женщин. Эта группа защищает реконструкцию исламских принципов, процедур и практик в свете базисных принципов равенства Корана и правосудия. (Sisters in Islam et al. 1995, р.3)
Весьма важно понять, что различия между двумя оппозиционными школами политизированы и религиозны. Первая школа хочет соперничать с западными социальными изменениями, которые имеют отношение к гендерным проблемам. Вторая школа отрицает все западные идеи, так как они являются отражением западной политической, культурной гегемонии. Появляющаяся третья школа хочет открыть свою аутентичную диалектическую трансформацию, основывающуюся на местном историческом контексте и на идеях ХХI века.
Различия среди всех трех школ обусловлены последствиями колониальной политики в мусульманском мире. Одним из главных элементов такой политики был образовательно-культурный аспект.
В Алжире, например, в попытке изменить культуру по западным образцам, французскому языку и культуре было придано особое значение в образовательной системе, в ущерб местным обычаям. Как следствие, многие алжирцы, относящиеся к колонизированному поколению, ближе знакомы с французской культурой и языком, чем с собственной культурой. Эта сторона дел с самого начала несколько затрудняла развитие общественной и политической критики. Другие факторы играют косвенную роль в создании новой женской идеологии. Они включают экономический и социальный класс женщин, их особое отношение к властным структурам.
Эта статья будет сфокусирована только на исламской женской мысли. У человечества доминирует духовность (исламская или другая мудрость), которая, к сожалению, смешана с патриархальными интерпретациями религиозного наследства. Следовательно, любые существенные изменения в обществе только тогда будут иметь шансы на успех, когда затронут духовную структуру. Вот почему, чрезвычайно важное значение имеет развитие женской исламской юриспруденции.
Мы начнем с беглого обозрения мусульманского мира. В мире больше 1 миллиарда мусульман, живущих в разных уголках планеты, с которыми имеют дело египетские, африканские, и американские мусульманские сестры. Наибольший интерес представляют семейные законы в мусульманских странах, значительно отличающиеся друг от друга, несмотря на то, что каждая страна заявляет, что их законы основаны, по крайней мере, частично на исламских принципах. В результате, у женщин в разных странах на повестке дня различные вопросы.
Культура в мусульманских странах отличается различной степенью драматизма. Например, генитальные увечья являются проблемой женщин Египта, Сомали, Нигерии, но не сирийских, иорданских, кувейтских, марокканских женщин, чья культура не имеет такой традиции. Религия, в странах, где практикуются генитальные увечья, существует традиция опираться на религиозные аргументы для того чтобы доказать их справедливость. Отсюда возникает необходимость опровергать религиозные заявления на их собственных основаниях. Например, в Нигерии, где преобладающее население составляют христиане, а мусульман меньшинство, патриархальные власти предприняли попытку легитимизировать культурную практику генитальных увечий, используя аргументы, предположительно базирующиеся на христианских и исламских основаниях христиан и мусульман. По этой причине христианки и мусульманки могут опровергать эти аргументы, исходя из их собственной религиозной традиции. Этот подход очень важен, чтобы снизить страхи религиозных женщин, которые не хотят принимать этот обычай, но боятся божественного возмездия, если они будут отрицать его.
Женщины активистки Египта интересуются египетским семейным законодательством и теми ограничениями, которые он накладывает на женскую свободу. Некоторые из них предложили модель брачного контракта, который, по их мнению, защищает права женщин в браке. Эта модель основана на традиционной исламской юриспруденции, которая признает контрактную природу брака. Но многие мусульманки отреагировали негативно относительно такой модели брака, немедленно определив его как вестернизированный и противоречащий исламу. Такие нападки продолжились даже после того, как Муфтий Египта нашел такую модель религиозно приемлемой.
Пакистанские женщины страдают от различного рода притеснений, берущих начало от исторического отношения к женщинам на Индийском субконтиненте, испытывающего недостаток традиционной исламской юриспруденцией. Главная проблема этих женщин состоит в расследовании случаев похищения. В некоторых случаях этот закон наказывает похищенных женщин за нарушение супружеской верности, в то время как похититель остается свободным. Этот результат является следствием фундаментального реконструирования исламских законов об адюльтере и уравнивании адюльтера с изнасилованием. Это дало возможность, несмотря на ясную традицию исламской юриспруденции, классифицировать похищение как преступление. Согласно стандартной классификации, изнасилование представлено как насильственное взятие или принуждение, похожее на вооруженный грабеж и оно может даже заслуживать наказание смертью для насильника. Согласно более поздней классификации похищение рассматривается как тип телесного повреждения, который должен быть материально компенсирован. Женская исламская мысль существует, чтобы обнаружить основные фундаментальные изъяны в религиозных аргументах, на которых держится закон и его практическое применение.
В Малайзийских законах, которые были приняты в 1993 г., появляется содержание, которое касается мусульманских женщин. Эти законы включают некоторые телесные наказания или смерть за совершение определенных преступлений. Преступления включают: изнасилование, нарушение супружеской верности, кражу. «Сестры Ислама», организация малазийских женщин, опубликовала подборку статей, критикующих малазийские законы. Например, Наурани Осман доказывает, что такие законы устарели и не должны использоваться. Она отмечает следующее: «Нет сомнения, что принципы шариата, содержащиеся в Коране божественны, но совсем другое дело заявлять, что интерпретация этих принципов шариата Комитетом, который был назначен главой правительства …божественна»
Северные африканские страны так же имеют свои характерные проблемы. Например, для марокканских женщин, актуален вопрос о праве женщин на работу вне дома без позволения со стороны мужа. Марокканский семейный закон содержит постановление, заимствованное из французского права и поддержанное некоторыми традиционными юристами, которые запрещают женщинам работать вне дома без согласия ее мужа [1, р.144]. Эта проблема будет подробнее изложена ниже.
Группа работниц из Алжира, Марокко, Туниса, которая очень активно зарекомендовала себя в Пекинской конференции 1995 г., опубликовала предлагаемый свод законов, который поддерживает гендерное равенство, включая определения прав женщин на работу, свободу передвижения и право на наследство. Часть мусульманских женщин рассмотрела данное законодательство, и другие подобные организации использовали его в своих подходах к решению женских проблем. Рассматривая его, они используют религиозные аргументы как попытку сделать законодательство более доступным мусульманским женщинам.
Этот беглый географический обзор избирателен, но подчинен логической необходимости отобразить целостность. Поэтому читателю не следует делать вывод, будто больше нет никаких других областей, которые бы представляли интерес для мусульманских женщин, в их собственных странах или в других частях мира. Этот географический обзор придает большое значение только тем причинам, которые отображают разнообразие проблем в различных частях исламского мира. Позиция «Сестер Ислама» адресована не только по отношению к худуд законам, но так же и по отношению к другим фундаментальным положениям, таким как: гендерное равенство, исламская позиция в отношении насилия против женщин и относительно законов шариата [8, 9].
Несмотря на противоположность вопросов и проблем, с которыми сталкиваются мусульманские женщины в целом мире, возможно несколько основных концепций женской исламской мысли. Три основные достижения были использованы и скомбинированы: 1) существующие проблемы сами по себе не исламские, но результат патриархальной интерпретации религии и использование сфабрикованных или сомнительных хадисов, приписываемых пророку. Эта линия мысли ведет к критике существующей религиозной основе, на которой зиждутся законы, которые подвергаются патриархальной рефлексии; 2) основные исламские законы устарели и поэтому необходимо приостановить их действие или отказаться от них, но при этом оставаться верными основным принципам Корана и юриспруденции; 3) не существует проблем с самими законами, но только с их современной формулировкой и применением.
Далее мы обратим наше внимание на следующие проблемы, заботящие мусульманских женщин: 1) гендерное равенство; 2) право женщин на работу.
Форум Неправительственных Организаций, прошедший в Гуаньчжоу, (Китай, 1995 г.), был определяющим моментом в глобальном диалоге среди женщин, относящих себя к исламу. Главным событием этого форума было обсуждение исламского шариатского закона (закон, который основан на религиозном фундаментализме) и ислама. В религиозных конференциях, которые являлись подготовкой для Четвертой Объединенной Международной Женской Конференции и Форума Неправительственных Организаций, наметились противоречия между двумя школами. Первая школа заявляла, что закон шариата был только обычаем и должен быть отброшен при построении современной вестернизованной модели. Вторая школа решает любые вопросы, исходя из законов шариата. Обе школы уверенно стоят на своем, отстаивая свою точку зрения. Дискуссия продолжилась в Гуаньчжоу.
Результатом дебатов явились весьма значительные расхождения во мнениях, что побудило некоторые мусульманские женские организации написать письмо в Форум Неправительственных организаций. Письмо начиналось со слов:
На форуме появились две главенствующие оппозиционные концепции, которые оспариваются группой женщин активисток. Первая точка зрения отражает ультраконсервативную позицию, обращая внимание на сочетание исламских идеалов с реальностью и бедами вестернизованного мира. Согласно второй концепции, религия это реакция против исламского консерватизма и злоупотреблений, которые совершаются именем ислама. Для многих из нас, обе концепции нереалистичны. Ислам признает равенство между мужчиной и женщиной… Ислам использует законы и традиции, которые угнетают женщин. Эта группа защищает реконструкцию исламских принципов, процедур и практик в свете базисных принципов равенства Корана и правосудия. (Sisters in Islam et al. 1995, р.3)
Весьма важно понять, что различия между двумя оппозиционными школами политизированы и религиозны. Первая школа хочет соперничать с западными социальными изменениями, которые имеют отношение к гендерным проблемам. Вторая школа отрицает все западные идеи, так как они являются отражением западной политической, культурной гегемонии. Появляющаяся третья школа хочет открыть свою аутентичную диалектическую трансформацию, основывающуюся на местном историческом контексте и на идеях ХХI века.
Различия среди всех трех школ обусловлены последствиями колониальной политики в мусульманском мире. Одним из главных элементов такой политики был образовательно-культурный аспект.
В Алжире, например, в попытке изменить культуру по западным образцам, французскому языку и культуре было придано особое значение в образовательной системе, в ущерб местным обычаям. Как следствие, многие алжирцы, относящиеся к колонизированному поколению, ближе знакомы с французской культурой и языком, чем с собственной культурой. Эта сторона дел с самого начала несколько затрудняла развитие общественной и политической критики. Другие факторы играют косвенную роль в создании новой женской идеологии. Они включают экономический и социальный класс женщин, их особое отношение к властным структурам.
Эта статья будет сфокусирована только на исламской женской мысли. У человечества доминирует духовность (исламская или другая мудрость), которая, к сожалению, смешана с патриархальными интерпретациями религиозного наследства. Следовательно, любые существенные изменения в обществе только тогда будут иметь шансы на успех, когда затронут духовную структуру. Вот почему, чрезвычайно важное значение имеет развитие женской исламской юриспруденции.
Мы начнем с беглого обозрения мусульманского мира. В мире больше 1 миллиарда мусульман, живущих в разных уголках планеты, с которыми имеют дело египетские, африканские, и американские мусульманские сестры. Наибольший интерес представляют семейные законы в мусульманских странах, значительно отличающиеся друг от друга, несмотря на то, что каждая страна заявляет, что их законы основаны, по крайней мере, частично на исламских принципах. В результате, у женщин в разных странах на повестке дня различные вопросы.
Культура в мусульманских странах отличается различной степенью драматизма. Например, генитальные увечья являются проблемой женщин Египта, Сомали, Нигерии, но не сирийских, иорданских, кувейтских, марокканских женщин, чья культура не имеет такой традиции. Религия, в странах, где практикуются генитальные увечья, существует традиция опираться на религиозные аргументы для того чтобы доказать их справедливость. Отсюда возникает необходимость опровергать религиозные заявления на их собственных основаниях. Например, в Нигерии, где преобладающее население составляют христиане, а мусульман меньшинство, патриархальные власти предприняли попытку легитимизировать культурную практику генитальных увечий, используя аргументы, предположительно базирующиеся на христианских и исламских основаниях христиан и мусульман. По этой причине христианки и мусульманки могут опровергать эти аргументы, исходя из их собственной религиозной традиции. Этот подход очень важен, чтобы снизить страхи религиозных женщин, которые не хотят принимать этот обычай, но боятся божественного возмездия, если они будут отрицать его.
Женщины активистки Египта интересуются египетским семейным законодательством и теми ограничениями, которые он накладывает на женскую свободу. Некоторые из них предложили модель брачного контракта, который, по их мнению, защищает права женщин в браке. Эта модель основана на традиционной исламской юриспруденции, которая признает контрактную природу брака. Но многие мусульманки отреагировали негативно относительно такой модели брака, немедленно определив его как вестернизированный и противоречащий исламу. Такие нападки продолжились даже после того, как Муфтий Египта нашел такую модель религиозно приемлемой.
Пакистанские женщины страдают от различного рода притеснений, берущих начало от исторического отношения к женщинам на Индийском субконтиненте, испытывающего недостаток традиционной исламской юриспруденцией. Главная проблема этих женщин состоит в расследовании случаев похищения. В некоторых случаях этот закон наказывает похищенных женщин за нарушение супружеской верности, в то время как похититель остается свободным. Этот результат является следствием фундаментального реконструирования исламских законов об адюльтере и уравнивании адюльтера с изнасилованием. Это дало возможность, несмотря на ясную традицию исламской юриспруденции, классифицировать похищение как преступление. Согласно стандартной классификации, изнасилование представлено как насильственное взятие или принуждение, похожее на вооруженный грабеж и оно может даже заслуживать наказание смертью для насильника. Согласно более поздней классификации похищение рассматривается как тип телесного повреждения, который должен быть материально компенсирован. Женская исламская мысль существует, чтобы обнаружить основные фундаментальные изъяны в религиозных аргументах, на которых держится закон и его практическое применение.
В Малайзийских законах, которые были приняты в 1993 г., появляется содержание, которое касается мусульманских женщин. Эти законы включают некоторые телесные наказания или смерть за совершение определенных преступлений. Преступления включают: изнасилование, нарушение супружеской верности, кражу. «Сестры Ислама», организация малазийских женщин, опубликовала подборку статей, критикующих малазийские законы. Например, Наурани Осман доказывает, что такие законы устарели и не должны использоваться. Она отмечает следующее: «Нет сомнения, что принципы шариата, содержащиеся в Коране божественны, но совсем другое дело заявлять, что интерпретация этих принципов шариата Комитетом, который был назначен главой правительства …божественна»
Северные африканские страны так же имеют свои характерные проблемы. Например, для марокканских женщин, актуален вопрос о праве женщин на работу вне дома без позволения со стороны мужа. Марокканский семейный закон содержит постановление, заимствованное из французского права и поддержанное некоторыми традиционными юристами, которые запрещают женщинам работать вне дома без согласия ее мужа [1, р.144]. Эта проблема будет подробнее изложена ниже.
Группа работниц из Алжира, Марокко, Туниса, которая очень активно зарекомендовала себя в Пекинской конференции 1995 г., опубликовала предлагаемый свод законов, который поддерживает гендерное равенство, включая определения прав женщин на работу, свободу передвижения и право на наследство. Часть мусульманских женщин рассмотрела данное законодательство, и другие подобные организации использовали его в своих подходах к решению женских проблем. Рассматривая его, они используют религиозные аргументы как попытку сделать законодательство более доступным мусульманским женщинам.
Этот беглый географический обзор избирателен, но подчинен логической необходимости отобразить целостность. Поэтому читателю не следует делать вывод, будто больше нет никаких других областей, которые бы представляли интерес для мусульманских женщин, в их собственных странах или в других частях мира. Этот географический обзор придает большое значение только тем причинам, которые отображают разнообразие проблем в различных частях исламского мира. Позиция «Сестер Ислама» адресована не только по отношению к худуд законам, но так же и по отношению к другим фундаментальным положениям, таким как: гендерное равенство, исламская позиция в отношении насилия против женщин и относительно законов шариата [8, 9].
Несмотря на противоположность вопросов и проблем, с которыми сталкиваются мусульманские женщины в целом мире, возможно несколько основных концепций женской исламской мысли. Три основные достижения были использованы и скомбинированы: 1) существующие проблемы сами по себе не исламские, но результат патриархальной интерпретации религии и использование сфабрикованных или сомнительных хадисов, приписываемых пророку. Эта линия мысли ведет к критике существующей религиозной основе, на которой зиждутся законы, которые подвергаются патриархальной рефлексии; 2) основные исламские законы устарели и поэтому необходимо приостановить их действие или отказаться от них, но при этом оставаться верными основным принципам Корана и юриспруденции; 3) не существует проблем с самими законами, но только с их современной формулировкой и применением.
Далее мы обратим наше внимание на следующие проблемы, заботящие мусульманских женщин: 1) гендерное равенство; 2) право женщин на работу.