Гендерное равенство
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Мусульманские женщины согласны с тем, что ислам дает им полные права. Однако они не согласны с определением этих прав. В частности, мусульманские женщины находятся на распутье, так что же разрешает ислам, «гендерное равенство» или «гендерную справедливость»? Прежняя концепция рассматривается ее критиками как наступающая опасность, близкая к западной концепции механического равенства, основанная на индивидуалистическом взгляде на общество. Поздняя концепция рассматривается ее критиками как дверь в жизнь, широкого открытия, для неправильного применения патриархальных причин. Дебаты достигли своего апогея в Гуаньчжоу, и тогда было предложен компромиссный вариант «Равенство и справедливость».
Для дебатов мы привлечем отрывок из буклета Карамах, книги «Лиги Мусульманских Женщин» Калифорнийской организации, работающей с различными организациями мусульманских женщин, живущих в США.
Карамах и «Лига» ратуют за лозунг «равенство». В их основной работе, относительно ислама и прав женщин, которые должны быть обоснованы в духе традиционных исламских ценностей, содержится следующее:
Вера в единого Бога – это основной принцип исламской юриспруденции. Отсюда вытекают все остальные идеи. Например, утверждение, что Бог есть величайший и что все люди есть результат творчества Бога.
Позднее этот принцип приведет к выводу, что человеческое существование безотносительно пола, класса, расы в глазах Бога. Следовательно, мужчина не превосходит женщину в добродетелях.
В последней работе я поддержала позицию, согласно которой, статьи Корана обосновывают принцип гендерного равенства. Это можно подтвердить следующим высказыванием: «О, человек! Почитай Бога, который сотворил тебя из себя и сотворил ее, а от них пошли мужчины и женщины» (Коран 4:1).
В книге «Лиги» утверждается, что «в Коране развивается идея духовного равенства во всех аспектах человеческого существования» [6]. Книга продолжает:
Концепция гендерного равенства служит лучшим примером толкования Адама и Евы в Коране. В Коране утверждается, что оба пола были независимы, и не отражена идея, будто то бы Ева сотворена из ребра Адама… Даже творчество первого пола было специфично, что подтверждает наши идеи, т.е. не так важно какой пол Бог сотворил сначала» [6].
Затем книга пускается в дискуссию о том, какие роли играли мусульманские женщины в истории, и отмечает, что женщины были и религиозными лидерами и даже воинами.
Доклад проекта мусульманских женщин из Джорджтауна называется так: «Ислам: система обоюдного партнерства» (1995), что подразумевает справедливость как подход к социальным отношениям и к правовым вопросам. Во введении доказывается, что: «Исламская социальная система включает семью, общество, политику, экономику ‑ это развивающаяся система, которая становится самодостаточной» [5, р.1]. В книге уделяется большое внимание ответственности родителей перед детьми, одобряется традиционный исламский закон, который регулирует систему финансового обеспечения женщин мужчинами. В качестве обоснования приводится следующий аргумент:
Причина, по которой дискриминация является характерной чертой ее жизни следующая: женщина должна рожать детей, заботиться о них, посвятить себя другим. Она никогда не может выйти из этого состояния, и это является ее обязанностью. Общество, которое заинтересовано в новом поколении, должно обеспечивать помощь, если семья женщины не способна или не пригодна для этого [5, р.1].
Важно отметить, что взгляды этой организации отражают предпочтения существенной группы мусульманских американских женщин, которые пытаются работать вне дома и воспитывать детей в неполной семье. Позиция этой школы также поддерживается другими мусульманскими женщинами, такими как Фатима Насиф (лидер саудовской правозащитной организации). Однако данная школа только развивается и в дальнейшем может представлять собой комплекс разнообразных предложений. Проект подвергается нападкам со стороны консервативных американских мусульманок, отстаивающих концепцию «равенства».
Формулируя исламскую позицию, относительно гендерного равенства, Амина Ваддуд-Масин, американская мусульманская исследовательница, которая провела некоторое время, работая с «Сестрами Ислама», проявляет сочувствие к различным мусульманским группам. Она пишет:
Коран не пытается уничтожить различие между мужчиной и женщиной или стереть сущностные функциональные гендерные различия… Фактически, совместные обоюдные поддерживающие отношения между мужчиной и женщиной видны в Коране. Однако Коран не предлагает и не поддерживает одиночные роли [10, р.8].
Патриархальные мужчины отрицали такие положения Корана, которые можно интерпретировать как превосходство мужчин над женщинами (Коран 4:34). Исходя из этой версии, вытекает множество выводов, например, о влиянии законных мусульманских женских прав в обществе и семье. Поэтому дискуссия о гендерном равенстве невозможна без рассмотрения этой версии.
В первой части этой версии утверждается, что «мужчины превосходят женщин». Я убеждена, что верующий читатель в Коране видит больше высказываний, которые дают преимущество мужчинам и меньше высказываний, которые ограничивают мужчин.
В Коране есть версия, согласно которой, мужчина может давать женщине совет или руководство к действию, которое она может игнорировать. Здесь соединены два момента: 1) мужчина может давать совет или руководство к деятельности, только той женщине, которая финансово от него зависит; 2) он может поступать так только в том случае, если достаточно осведомлен по вопросам, относительно которых он хочет дать совет. Другие строки Корана ограничивают возможность мужчин вмешиваться в женские дела. Таким образом, мужское вмешательство сведено к консультативной функции.
Эта интерпретация не только согласуется с основным принципом гендерного равенства в Коране, но так же с ясной исламской позицией, которая не оспаривается традиционными учеными, где женщина может быть финансово независима даже в браке [4; p.128, p.46]. Ее супруг может не касаться ее денег [4]. Традиционные юристы не отрицают, что право, может полагаться на вышеупомянутую версию для «повиновения» жен своим мужьям. Такое состояние дел характерно для многих семейных законодательств мусульманских стран. Если подвести итог, то многие законы опирались на утверждение, согласно которому, женщины должны работать только дома, мужчина является главой семьи и женщины никогда не могут занимать положения выше, чем мужчины.
Мусульманские женщины согласны с тем, что ислам дает им полные права. Однако они не согласны с определением этих прав. В частности, мусульманские женщины находятся на распутье, так что же разрешает ислам, «гендерное равенство» или «гендерную справедливость»? Прежняя концепция рассматривается ее критиками как наступающая опасность, близкая к западной концепции механического равенства, основанная на индивидуалистическом взгляде на общество. Поздняя концепция рассматривается ее критиками как дверь в жизнь, широкого открытия, для неправильного применения патриархальных причин. Дебаты достигли своего апогея в Гуаньчжоу, и тогда было предложен компромиссный вариант «Равенство и справедливость».
Для дебатов мы привлечем отрывок из буклета Карамах, книги «Лиги Мусульманских Женщин» Калифорнийской организации, работающей с различными организациями мусульманских женщин, живущих в США.
Карамах и «Лига» ратуют за лозунг «равенство». В их основной работе, относительно ислама и прав женщин, которые должны быть обоснованы в духе традиционных исламских ценностей, содержится следующее:
Вера в единого Бога – это основной принцип исламской юриспруденции. Отсюда вытекают все остальные идеи. Например, утверждение, что Бог есть величайший и что все люди есть результат творчества Бога.
Позднее этот принцип приведет к выводу, что человеческое существование безотносительно пола, класса, расы в глазах Бога. Следовательно, мужчина не превосходит женщину в добродетелях.
В последней работе я поддержала позицию, согласно которой, статьи Корана обосновывают принцип гендерного равенства. Это можно подтвердить следующим высказыванием: «О, человек! Почитай Бога, который сотворил тебя из себя и сотворил ее, а от них пошли мужчины и женщины» (Коран 4:1).
В книге «Лиги» утверждается, что «в Коране развивается идея духовного равенства во всех аспектах человеческого существования» [6]. Книга продолжает:
Концепция гендерного равенства служит лучшим примером толкования Адама и Евы в Коране. В Коране утверждается, что оба пола были независимы, и не отражена идея, будто то бы Ева сотворена из ребра Адама… Даже творчество первого пола было специфично, что подтверждает наши идеи, т.е. не так важно какой пол Бог сотворил сначала» [6].
Затем книга пускается в дискуссию о том, какие роли играли мусульманские женщины в истории, и отмечает, что женщины были и религиозными лидерами и даже воинами.
Доклад проекта мусульманских женщин из Джорджтауна называется так: «Ислам: система обоюдного партнерства» (1995), что подразумевает справедливость как подход к социальным отношениям и к правовым вопросам. Во введении доказывается, что: «Исламская социальная система включает семью, общество, политику, экономику ‑ это развивающаяся система, которая становится самодостаточной» [5, р.1]. В книге уделяется большое внимание ответственности родителей перед детьми, одобряется традиционный исламский закон, который регулирует систему финансового обеспечения женщин мужчинами. В качестве обоснования приводится следующий аргумент:
Причина, по которой дискриминация является характерной чертой ее жизни следующая: женщина должна рожать детей, заботиться о них, посвятить себя другим. Она никогда не может выйти из этого состояния, и это является ее обязанностью. Общество, которое заинтересовано в новом поколении, должно обеспечивать помощь, если семья женщины не способна или не пригодна для этого [5, р.1].
Важно отметить, что взгляды этой организации отражают предпочтения существенной группы мусульманских американских женщин, которые пытаются работать вне дома и воспитывать детей в неполной семье. Позиция этой школы также поддерживается другими мусульманскими женщинами, такими как Фатима Насиф (лидер саудовской правозащитной организации). Однако данная школа только развивается и в дальнейшем может представлять собой комплекс разнообразных предложений. Проект подвергается нападкам со стороны консервативных американских мусульманок, отстаивающих концепцию «равенства».
Формулируя исламскую позицию, относительно гендерного равенства, Амина Ваддуд-Масин, американская мусульманская исследовательница, которая провела некоторое время, работая с «Сестрами Ислама», проявляет сочувствие к различным мусульманским группам. Она пишет:
Коран не пытается уничтожить различие между мужчиной и женщиной или стереть сущностные функциональные гендерные различия… Фактически, совместные обоюдные поддерживающие отношения между мужчиной и женщиной видны в Коране. Однако Коран не предлагает и не поддерживает одиночные роли [10, р.8].
Патриархальные мужчины отрицали такие положения Корана, которые можно интерпретировать как превосходство мужчин над женщинами (Коран 4:34). Исходя из этой версии, вытекает множество выводов, например, о влиянии законных мусульманских женских прав в обществе и семье. Поэтому дискуссия о гендерном равенстве невозможна без рассмотрения этой версии.
В первой части этой версии утверждается, что «мужчины превосходят женщин». Я убеждена, что верующий читатель в Коране видит больше высказываний, которые дают преимущество мужчинам и меньше высказываний, которые ограничивают мужчин.
В Коране есть версия, согласно которой, мужчина может давать женщине совет или руководство к действию, которое она может игнорировать. Здесь соединены два момента: 1) мужчина может давать совет или руководство к деятельности, только той женщине, которая финансово от него зависит; 2) он может поступать так только в том случае, если достаточно осведомлен по вопросам, относительно которых он хочет дать совет. Другие строки Корана ограничивают возможность мужчин вмешиваться в женские дела. Таким образом, мужское вмешательство сведено к консультативной функции.
Эта интерпретация не только согласуется с основным принципом гендерного равенства в Коране, но так же с ясной исламской позицией, которая не оспаривается традиционными учеными, где женщина может быть финансово независима даже в браке [4; p.128, p.46]. Ее супруг может не касаться ее денег [4]. Традиционные юристы не отрицают, что право, может полагаться на вышеупомянутую версию для «повиновения» жен своим мужьям. Такое состояние дел характерно для многих семейных законодательств мусульманских стран. Если подвести итог, то многие законы опирались на утверждение, согласно которому, женщины должны работать только дома, мужчина является главой семьи и женщины никогда не могут занимать положения выше, чем мужчины.