Женская миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Принимая во внимание, что открытая секс-работа и околосексуальная занятость обеспечивают большинство миграционных возможностей для молодых женщин, можно утверждать, что в большей своей части женская трудовая миграция является маргинальной сферой трудовых отношений. Нарушения прав человека в этой области являются массовыми и связаны не только с секс-занятостью. Четверть опрошенных женщин отметили, что вся работа за рубежом это — большой риск, еще 43% также ощущают некоторую опасность. 27% считают, что риск не больше, чем при работе в России.
Менее 5% опрошенных считают себя защищенными при выезде за рубеж на работу, и почти 60% заявили о своей полной незащищенности. Более 40% опрошенных согласились с тем, что многие женщины, выехавшие на работу за рубеж, попадают в рабские условия. Примерно столько же думают, что это преувеличение. И только около 5% не согласились с этим утверждением.
Благодаря материалам в СМИ, многие потенциальные мигранты достаточно хорошо осведомлены о тех опасностях, которые влечет за собой трудовая миграция (Таблица 9).
Таблица 9.
Осведомленность потенциальных мигрантов-женщин относительно возможных нарушений прав человека при трудовой миграции, %
Вид нарушения прав |
Хорошо известно |
Что-то слышала |
Не известно |
Изъятие паспорта |
11 |
84 |
5 |
Ограничение свободы передвижения |
14 |
64 |
14 |
Несоблюдение условий контракта (недоплата, большая продолжительность труда и др.) |
25 |
66 |
2 |
Долговая кабала |
9 |
61 |
20 |
Принуждение к секс-труду |
5 |
82 |
5 |
Угрозы, насилие |
5 |
66 |
18 |
В случае возникновения конфликтов в принимающей стране большинство потенциальных мигрантов (около 70%) надеются на помощь российского консульства в стране въезда. На полицию и другие государственные структуры принимающей страны рассчитывает половина опрошенных. 30% знают о существовании неправительственных организаций в принимающей стране и надеются на них; 30% полагаются на друзей, родственников, знакомых; 23% — на независимых юристов, адвокатов; 18% ‑ на своего будущего работодателя. При анализе этих данных необходимо учитывать, что отвечали на анкету читатели газеты, которая постоянно помещает на своих страницах информацию о трудовой миграции, в том числе, описание конфликтных ситуаций и способы их разрешения. Как видно, даже для таких «продвинутых» респондентов еще характерна вера в основном в традиционные силовые структуры, гораздо меньше опрошенных рассчитывают на неправительственные организации и еще меньше на юридические институты защиты прав. При этом практика показывает, что в настоящее время реальную помощь женщинам-мигрантам, попавшим в кризисную ситуацию за рубежом, оказывают как раз неправительственные и международные организации, в работе которых принцип защиты прав человека является преобладающим по отношению к отстаиванию национальных интересов. Полиция же, миграционные организации, а зачастую и российские загранучреждения чаще руководствуются узко гражданскими ценностями, с позиции которых отсутствие легального статуса мигранта является основанием для отказа в защите его прав.
Но все же ответы на вопрос «С кем Вы советовались (собираетесь советоваться) при выборе варианта выезда на работу?» показывают, что цивилизованные формы миграционного поведения уже начинают развиваться в России. 40% опрошенных советовались с родителями, мужем или другими родственниками, 43% прибегали к совету друзей, 36% (это немало! — даже если учитывать особенности выборки) обращались за консультацией к независимым юристам, адвокатам или другим специалистам вне фирмы, которая занималась их трудоустройством.
В современной России проблема торговли людьми и сам термин, переведенный с английского trafficking in human beings, были впервые «легализованы» на государственном уровне в 1997 г. [6, с.5]. В 2000 г. Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (CATOC) и Протокол к ней «О предупреждении и пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми». Два других протокола к данной Конвенции касаются проблем торговли оружием и наркотиками, что говорит о том, что торговля женщинами рассматривается как один из этих трех основных видов транснациональной организованной преступности. Ниже приводится определение торговли людьми, данное в этом Протоколе.
Торговля людьми означает вербовку, перевозку, передачу, укрытие или получение/прием людей, посредством угрозы или использования силы или других форм принуждения, похищения, обмана, мошенничества, злоупотребления властью или зависимостью и/или предоставление или получение платежей или иных выгод в целях достижения соглашения с лицом, имеющим контроль над другим лицом для целей эксплуатации. Эксплуатация может включать эксплуатацию проституции других или иные формы сексуальной эксплуатации, принуждение к труду или оказанию услуг, рабство или действия, подобные рабству, постановку в зависимость.
Это и другие определения торговли людьми содержат ряд моментов, которые иногда понимаются по-разному.
Хотя проблема торговли людьми близко соприкасается с проблемами нелегальной миграции и контрабандной переправки людей через границы, эти понятия необходимо отличать друг от друга. В принципе торговля людьми допускает использование абсолютно легальных каналов для миграции (как с точки зрения въезда, так и пребывания в стране назначения), более того часто именно легальные каналы и инструменты используются криминальными группами. Такими инструментами являются, например, визовые схемы, используемые некоторыми странами. Заинтересованные в притоке женщин-мигрантов в индустрию развлечений, в начале 80‑х годов Японское посольство в Филиппинах ввело так называемую «визу работника индустрии развлечений»; затем эта практика была распространена на другие страны. Это фактически предоставило легитимную базу для секс-миграции. Сегодня такие визы выдаются и россиянам для работы в Японии и Швейцарии. Еще одним легальным визовым инструментом, используемым организаторами торговли для обеспечения легитимной основы своего бизнеса, является «виза невесты», существующая во многих странах. Заключение смешанных браков через систему «невест по переписке» — один из каналов торговли женщинами. Во многих случаях невеста подбирается под конкретные экономические функции, осуществляется принуждение, например, к работе на ферме или обслуживанию старых родителей «жениха», одиноких или инвалидов. Фиктивный брак может являться и способом рекрутирования женщин на нелегальную работу в секс-индустрии.
Более узкая трактовка, так называемого, трэффика, особенно женскими правозащитными организациями, часто приравнивает его к принудительной проституции. В международных документах сфера торговли людьми определена шире, чем секс-эксплуатация, а как эксплуатация практически любого труда с нарушением прав человека. Можно выделить следующие основные формы торговли людьми:
Принудительный труд, в том числе в «потогонном производстве»
Секс-торговля:
организация «гражданской» проституции
организация военной проституции
организация секс-туризма
Домашнее рабство
Браки по принуждению, в том числе через систему «невест по почте»
Принудительные репродуктивные функции, включая рождение ребенка
Принудительное донорство (продажа людей для трансплантации органов и тканей)
Принудительное усыновление/удочерение
Следует также сказать, что торговля людьми — глобальный процесс, затрагивающий не только женщин, но также детей и мужчин трудоспособного возраста, однако масштабы эксплуатации женщин с целью получения выгоды гораздо выше. По данным ЦРУ США, только 2% оборота торговли людьми приходится на долю мужчин [8].
Основной камень преткновения при определении торговли людьми и одновременно ключевой момент разногласий в понимании этого явления это — вопрос о добровольности и принуждении, а также об эксплуатации «проданных» людей. Не согласовано до сих пор, что подразумевать под эксплуатацией труда, где она начинается, и где заканчивается? Если женщина платит тысячи долларов за то, чтобы ее обеспечили работой в другой стране и переправили туда, то может ли он считаться жертвой эксплуатации? Такая постановка вопроса кажется многим абсурдной, поэтому критерием отнесения конкретного действия к торговле людьми принято считать наличие каких-либо насильственных действий, принуждения или обмана. Для расшифровки понятия эксплуатации приводятся конкретные формы нарушения прав человека:
- применение физического и психологического насилия, угрозы,
- изъятие документов,
- долговая кабала,
- принуждение к труду,
- ограничение свободы передвижения,
- обман.
Еще несколько лет назад было общепризнанным, что важно различать тех мигрантов, которые были насильно проданы для подневольного труда и тех, которые добровольно согласились на данную работу, например секс-занятость, за рубежом. Сегодня мигранты, которые выехали добровольно и продолжали добровольно работать в условиях эксплуатации, классифицируются как жертвы торговли людьми и нарушения прав человека по отношению к таким мигрантам должны рассматриваться столь же серьезно, как и к тем, кто был вывезен насильно. Определение CATOC не предполагает наличие принуждения к миграции или к труду (статья 3, b):
Согласие жертвы торговли людьми по отношению к формам эксплуатации, обозначенным в подпараграфе (a) этой статьи (см. определение выше — Е.Т.), не должно приниматься во внимание в случае, если любая из перечисленных в подпараграфе (a) форм эксплуатации была применена.
Наша точка зрения состоит в том, что, необходимо разграничить криминально-процессуальное понимание (и соответственное определение) торговли людьми и социальный аспект проблемы. Рассматривая женскую миграцию в рисковые сферы занятости как социальную проблему (то есть не с точки зрения уголовного наказания, а с точки зрения принятия мер социальной политики), нельзя основываться на принципе «принуждения» и ограничиваться рассмотрением случаев насилия, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Во-первых, применение в международной трактовке понятия торговли людьми принципа принуждения к проституции как проблемообразующего признака [19], фактически превращает данную проблему в криминальную, уводит ее от социального контекста, который как раз и заключается в том, чтобы найти социальные причины, способствующие секс-занятости, и меры социальной политики, способные ограничить это явление. Во-вторых, часто (например, говоря о работе в сфере развлечений) о добровольности предоставления женщиной секс-услуг можно говорить лишь относительно. Во многих случаях это «вынужденная добровольность» [4], продиктованная установившимся режимом этой занятости, — выбор в условиях, когда нет другого выбора. В-третьих, применение «принципа насильственности» сужает контингент женщин-мигрантов, нуждающихся в особых механизмах защиты прав, например, теми мигрантами, которые были вовлечены в проституцию насильственно. В то же время из-за слабости правового поля и распространенности теневых отношений в данной сфере женщины-мигранты, добровольно работающие в сфере сексуальных околосексуальных услуг, не менее нуждаются в защитных программах. Есть еще некоторые соображения в пользу того, чтобы не ограничивать проблему только случаями насильственного принуждения. Во-первых, торговцы людьми получают не меньшие доходы от продажи «добровольных» работников, чем от тех, кого удерживают силой и принуждают трудиться. Во-вторых, по нашим оценкам, «добровольцев» значительно больше, чем жертв прямого насилия. И нарушения прав человека у добровольных мигрантов носят, может быть, не такой вопиющий характер, но они значительно более массовые [7].
Принимая во внимание, что открытая секс-работа и околосексуальная занятость обеспечивают большинство миграционных возможностей для молодых женщин, можно утверждать, что в большей своей части женская трудовая миграция является маргинальной сферой трудовых отношений. Нарушения прав человека в этой области являются массовыми и связаны не только с секс-занятостью. Четверть опрошенных женщин отметили, что вся работа за рубежом это — большой риск, еще 43% также ощущают некоторую опасность. 27% считают, что риск не больше, чем при работе в России.
Менее 5% опрошенных считают себя защищенными при выезде за рубеж на работу, и почти 60% заявили о своей полной незащищенности. Более 40% опрошенных согласились с тем, что многие женщины, выехавшие на работу за рубеж, попадают в рабские условия. Примерно столько же думают, что это преувеличение. И только около 5% не согласились с этим утверждением.
Благодаря материалам в СМИ, многие потенциальные мигранты достаточно хорошо осведомлены о тех опасностях, которые влечет за собой трудовая миграция (Таблица 9).
Таблица 9.
Осведомленность потенциальных мигрантов-женщин относительно возможных нарушений прав человека при трудовой миграции, %
Вид нарушения прав |
Хорошо известно |
Что-то слышала |
Не известно |
Изъятие паспорта |
11 |
84 |
5 |
Ограничение свободы передвижения |
14 |
64 |
14 |
Несоблюдение условий контракта (недоплата, большая продолжительность труда и др.) |
25 |
66 |
2 |
Долговая кабала |
9 |
61 |
20 |
Принуждение к секс-труду |
5 |
82 |
5 |
Угрозы, насилие |
5 |
66 |
18 |
В случае возникновения конфликтов в принимающей стране большинство потенциальных мигрантов (около 70%) надеются на помощь российского консульства в стране въезда. На полицию и другие государственные структуры принимающей страны рассчитывает половина опрошенных. 30% знают о существовании неправительственных организаций в принимающей стране и надеются на них; 30% полагаются на друзей, родственников, знакомых; 23% — на независимых юристов, адвокатов; 18% ‑ на своего будущего работодателя. При анализе этих данных необходимо учитывать, что отвечали на анкету читатели газеты, которая постоянно помещает на своих страницах информацию о трудовой миграции, в том числе, описание конфликтных ситуаций и способы их разрешения. Как видно, даже для таких «продвинутых» респондентов еще характерна вера в основном в традиционные силовые структуры, гораздо меньше опрошенных рассчитывают на неправительственные организации и еще меньше на юридические институты защиты прав. При этом практика показывает, что в настоящее время реальную помощь женщинам-мигрантам, попавшим в кризисную ситуацию за рубежом, оказывают как раз неправительственные и международные организации, в работе которых принцип защиты прав человека является преобладающим по отношению к отстаиванию национальных интересов. Полиция же, миграционные организации, а зачастую и российские загранучреждения чаще руководствуются узко гражданскими ценностями, с позиции которых отсутствие легального статуса мигранта является основанием для отказа в защите его прав.
Но все же ответы на вопрос «С кем Вы советовались (собираетесь советоваться) при выборе варианта выезда на работу?» показывают, что цивилизованные формы миграционного поведения уже начинают развиваться в России. 40% опрошенных советовались с родителями, мужем или другими родственниками, 43% прибегали к совету друзей, 36% (это немало! — даже если учитывать особенности выборки) обращались за консультацией к независимым юристам, адвокатам или другим специалистам вне фирмы, которая занималась их трудоустройством.
В современной России проблема торговли людьми и сам термин, переведенный с английского trafficking in human beings, были впервые «легализованы» на государственном уровне в 1997 г. [6, с.5]. В 2000 г. Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (CATOC) и Протокол к ней «О предупреждении и пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми». Два других протокола к данной Конвенции касаются проблем торговли оружием и наркотиками, что говорит о том, что торговля женщинами рассматривается как один из этих трех основных видов транснациональной организованной преступности. Ниже приводится определение торговли людьми, данное в этом Протоколе.
Торговля людьми означает вербовку, перевозку, передачу, укрытие или получение/прием людей, посредством угрозы или использования силы или других форм принуждения, похищения, обмана, мошенничества, злоупотребления властью или зависимостью и/или предоставление или получение платежей или иных выгод в целях достижения соглашения с лицом, имеющим контроль над другим лицом для целей эксплуатации. Эксплуатация может включать эксплуатацию проституции других или иные формы сексуальной эксплуатации, принуждение к труду или оказанию услуг, рабство или действия, подобные рабству, постановку в зависимость.
Это и другие определения торговли людьми содержат ряд моментов, которые иногда понимаются по-разному.
Хотя проблема торговли людьми близко соприкасается с проблемами нелегальной миграции и контрабандной переправки людей через границы, эти понятия необходимо отличать друг от друга. В принципе торговля людьми допускает использование абсолютно легальных каналов для миграции (как с точки зрения въезда, так и пребывания в стране назначения), более того часто именно легальные каналы и инструменты используются криминальными группами. Такими инструментами являются, например, визовые схемы, используемые некоторыми странами. Заинтересованные в притоке женщин-мигрантов в индустрию развлечений, в начале 80‑х годов Японское посольство в Филиппинах ввело так называемую «визу работника индустрии развлечений»; затем эта практика была распространена на другие страны. Это фактически предоставило легитимную базу для секс-миграции. Сегодня такие визы выдаются и россиянам для работы в Японии и Швейцарии. Еще одним легальным визовым инструментом, используемым организаторами торговли для обеспечения легитимной основы своего бизнеса, является «виза невесты», существующая во многих странах. Заключение смешанных браков через систему «невест по переписке» — один из каналов торговли женщинами. Во многих случаях невеста подбирается под конкретные экономические функции, осуществляется принуждение, например, к работе на ферме или обслуживанию старых родителей «жениха», одиноких или инвалидов. Фиктивный брак может являться и способом рекрутирования женщин на нелегальную работу в секс-индустрии.
Более узкая трактовка, так называемого, трэффика, особенно женскими правозащитными организациями, часто приравнивает его к принудительной проституции. В международных документах сфера торговли людьми определена шире, чем секс-эксплуатация, а как эксплуатация практически любого труда с нарушением прав человека. Можно выделить следующие основные формы торговли людьми:
Принудительный труд, в том числе в «потогонном производстве»
Секс-торговля:
организация «гражданской» проституции
организация военной проституции
организация секс-туризма
Домашнее рабство
Браки по принуждению, в том числе через систему «невест по почте»
Принудительные репродуктивные функции, включая рождение ребенка
Принудительное донорство (продажа людей для трансплантации органов и тканей)
Принудительное усыновление/удочерение
Следует также сказать, что торговля людьми — глобальный процесс, затрагивающий не только женщин, но также детей и мужчин трудоспособного возраста, однако масштабы эксплуатации женщин с целью получения выгоды гораздо выше. По данным ЦРУ США, только 2% оборота торговли людьми приходится на долю мужчин [8].
Основной камень преткновения при определении торговли людьми и одновременно ключевой момент разногласий в понимании этого явления это — вопрос о добровольности и принуждении, а также об эксплуатации «проданных» людей. Не согласовано до сих пор, что подразумевать под эксплуатацией труда, где она начинается, и где заканчивается? Если женщина платит тысячи долларов за то, чтобы ее обеспечили работой в другой стране и переправили туда, то может ли он считаться жертвой эксплуатации? Такая постановка вопроса кажется многим абсурдной, поэтому критерием отнесения конкретного действия к торговле людьми принято считать наличие каких-либо насильственных действий, принуждения или обмана. Для расшифровки понятия эксплуатации приводятся конкретные формы нарушения прав человека:
- применение физического и психологического насилия, угрозы,
- изъятие документов,
- долговая кабала,
- принуждение к труду,
- ограничение свободы передвижения,
- обман.
Еще несколько лет назад было общепризнанным, что важно различать тех мигрантов, которые были насильно проданы для подневольного труда и тех, которые добровольно согласились на данную работу, например секс-занятость, за рубежом. Сегодня мигранты, которые выехали добровольно и продолжали добровольно работать в условиях эксплуатации, классифицируются как жертвы торговли людьми и нарушения прав человека по отношению к таким мигрантам должны рассматриваться столь же серьезно, как и к тем, кто был вывезен насильно. Определение CATOC не предполагает наличие принуждения к миграции или к труду (статья 3, b):
Согласие жертвы торговли людьми по отношению к формам эксплуатации, обозначенным в подпараграфе (a) этой статьи (см. определение выше — Е.Т.), не должно приниматься во внимание в случае, если любая из перечисленных в подпараграфе (a) форм эксплуатации была применена.
Наша точка зрения состоит в том, что, необходимо разграничить криминально-процессуальное понимание (и соответственное определение) торговли людьми и социальный аспект проблемы. Рассматривая женскую миграцию в рисковые сферы занятости как социальную проблему (то есть не с точки зрения уголовного наказания, а с точки зрения принятия мер социальной политики), нельзя основываться на принципе «принуждения» и ограничиваться рассмотрением случаев насилия, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Во-первых, применение в международной трактовке понятия торговли людьми принципа принуждения к проституции как проблемообразующего признака [19], фактически превращает данную проблему в криминальную, уводит ее от социального контекста, который как раз и заключается в том, чтобы найти социальные причины, способствующие секс-занятости, и меры социальной политики, способные ограничить это явление. Во-вторых, часто (например, говоря о работе в сфере развлечений) о добровольности предоставления женщиной секс-услуг можно говорить лишь относительно. Во многих случаях это «вынужденная добровольность» [4], продиктованная установившимся режимом этой занятости, — выбор в условиях, когда нет другого выбора. В-третьих, применение «принципа насильственности» сужает контингент женщин-мигрантов, нуждающихся в особых механизмах защиты прав, например, теми мигрантами, которые были вовлечены в проституцию насильственно. В то же время из-за слабости правового поля и распространенности теневых отношений в данной сфере женщины-мигранты, добровольно работающие в сфере сексуальных околосексуальных услуг, не менее нуждаются в защитных программах. Есть еще некоторые соображения в пользу того, чтобы не ограничивать проблему только случаями насильственного принуждения. Во-первых, торговцы людьми получают не меньшие доходы от продажи «добровольных» работников, чем от тех, кого удерживают силой и принуждают трудиться. Во-вторых, по нашим оценкам, «добровольцев» значительно больше, чем жертв прямого насилия. И нарушения прав человека у добровольных мигрантов носят, может быть, не такой вопиющий характер, но они значительно более массовые [7].