Заключение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

Читателей должно быть удивляет, почему автор не описывает какую-либо отдельную исследовательскую программу, направленную на реконструкцию гендерной системы образования.

С одной стороны, автор стремился к обзору достижений феминистской философии в сфере образования, прямо или косвенно освещающих достижения в этой области. Более того, большинство исследований в каждой из трех программ напрямую связаны с проектом реконструкции гендерной воспитательной системы. Но это вовсе не значит, что деятельность отдельно взятого феминистского философа, занимающегося проблемами образования, малопродуктивна. Действительно, налицо существенное различие между трудами Ноддинг «Изучение заботы в школах» и Мартин «Школа — дом: переосмысление школы с целью изменить семью» в подходах к решению проблемы полового различия в системе образования. Мартин в своей работе предлагает конкретные меры, Ноддинг же ограничивается постановкой проблемы. Автор уже упоминала о том, что философия образования практически не воспринимает феминистские исследования, не принимает образование девочек в качестве проблемы для изучения. Эта система упорно не желает замечать труды женщин по этой тематике. Некоторые критики даже заявляли, что работы, написанные в реформистском духе, не являются философскими. Автор оставляет это утверждение без комментариев, и выражает надежду, что со временем в философии образовании перестанут умалчивать о проблеме полового различия и окажут поддержку упоминавшимся трем феминистским исследовательским программам или начнут новые проекты.

 

Библиография и примечания:

 

Addelson, K.P. Moral Passages. New York: Routledge, 1994.

Addelson, K.P. Feminist Philosophy and the Women’s Movement. In Hypatia, 9: 3, 1994.

Atherton, M. Cartesian reason and Gendered Reason. In A Mind of One’s Own: Feminist Essays on reason and Objectivity. Ed. L. Antony and C. Witt. Boulder, CO: Westview Press, 1993.

Baseheart, V. Edith Stein’s Philosophy of Woman and Women’s Education. In Hypatia, 4:1, 1989.

Bogdan, D. Re-educating the Imagination: Toward a Poetics, Politics and Pedagogy of Literary Engagement. Toronto: Irwin, 1992.

Bunch, C. Not be Degrees: Feminist Theory and Education. Quest., 5:1, 1979.

Chodorow, N. The Reproduction of Mothering. Berkley: University of California Press, 1978.

Dewey, J. Philosophy and Civilization. New York: Peter Smith Edition, 1968.

Diller, A., Houston B., Morgan K., and Aylm M. The Gender Question in Education: Philosophical Dialogues. Boulder, Co: Westview Press, 1996.

Ferguson, K. Twenty Years of Feminist Philosophy. In Hypatia, 9: 3, 1994.

Ferguson, K. The Feminist Case Against Bureaucracy. Philadelphia, P.A: Temple University Press, 1984.

Foster, V. Making Women the Subject of Educational Change. Allen and Unwin, 1996.

Frye, M. Some Reflections on Separatism and Power. In The Politics of Reality: Essays in Feminist Theory. Ed. by M. Frye. Trumanburg, N.Y: The Crossing Press, 1983.

Garrison, J. and Phelan, A. Toward a Feminist Poetic of Critical Thinking. In Philosophy of Education Society. Champaign, II. Philosophy of Education Society, 1990.

Gilligan, C. Mapping the Moral Domain. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988.

Gilligan, C. In a Different Voice: Psychological Theory and Woman’s Development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

Gilligan, C., Brown L. Meeting at the Crossroads. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.

Greene, M. Landscapes of Learning. New York: Teachers’ Colledge Press, 1978.

Grumet, M.R. Bitter Milk. Amherst: University of Massachusets Press, 1988.

Harding, S. The Science Question in Feminism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1986.

Houston, B. Are Children’s Rights Wrongs? In Philosophy of Education, 1992. Champaign II: Philosophy of Education Society, 1993.

Houston, B. Prolegomena to Future caring. In Who cares? Theory, Research and Educational Implications of the Ethic of Care. Ed. M. Brabek. New York: Praeger, 1989.

Illich, I. Deschooling Society. New York: Harper and Row, 1972.

Keller, E. Reflections on Gender and Science. New Haven, CT: Yale University Press, 1985.

Kersey, S. Classics in Education of Girls and Women. Mettuchen, N.: Scerrecrow Press, 1981.

Laird, S. Curriculum and the Maternal. In Journal for a Just and Caring Education. 1:1, 1995.

Laird, S. Who Cares About Girls? Rethinking the Meaning of Teaching. Peabody Journal of Education, 1995.

Laird, S. Women and Gender in John Dewey’s Philosophy of Education. In Educational Theory, 38:1, 1988.

Laird S. Teacher Education? In Harvard Educational Review, 58: 4, 1988.

Lather, P. Getting Smart: Feminist Research and Pedagogy With/in the Postmodern. New York: Routledge, 1991.

Leach, M. Mothers of Intervention: Women’s Writing in Philosophy of Education. In Educational Theory. 41: 3, 1991.

Martin, B. Sexualities Without Gender and Other Queer Utopias. Diacritics, 24: 2-3, 1994.

Martin, J. Changing of Educational Landscape. New York: Routledge, 1994.

Martin, J. The Schoolhome: Rethinking Schools for Changing Families. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.

Martin, J. What Should Science Educators do about the Gender Bias in Science? In History, Philosophy, and Science Teaching. Ed. M. Matthews. Toronto: OISE Press, 1991.

Martin, J. Reclaiming a Conversation. The Ideal of the Educated Women. New Haven, CT. Yale University Press, 1985.

Martin, J. Androgyny: A Modern Philosophical Discussion. Ed. by M. Vetterling-Braggin. Totowa, N.: Littelfield Adams, 1982.

Morgan, K. Amazons, Spinsters, and Women: a Career of One’s Own. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1979.

Nicholson, L. Women and Schooling. In Educational Theory, 30: 3, 1980.

Noddings, N. The Challenge to Care in Schools. New York: Teacher’s College Press, 1992.

Noddings, N. An Ethic of Caring and Its Implications for Instructional Arrangements. In American Journal of Education, 96: 2, 1988.

Noddings, N. Women and Evil. Berkeley: University of California Press, 1989.

Noddings, N. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkeley: University of California Press, 1986.

Pagano, J. Exiles and Communities: Teaching in the Patriarchal Wilderness. Albany, State University of New York Press, 1990.

Rohrer, P. At What Price Individualism? The Education of Isabel Archer. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1994.

Thompson, A. Friendship and Moral Character. In Philosophy of Education Society, 1990.

Thompson, P. Beyond Gender: Equity Issues for Home Economics Education. In Theory into Practice, 25, 4, 1986.

Rich, A. On Lies, Secrets, and Science. New York: W.W. Norton & Co., 1979.

Sichel, B. Ethics of Caring and the Institutional Ethics Committee. In Hypatia, 4:2, 1989.

Spender, D. Invisible Women: The Schooling  Scandal. London: Writes and Readers Publishing Cooperative, 1982.

Thayer-Bacon, B. Caring and Its Relationship to Critical Thinking. In Educational Theory, 43:3, 1993.

Walkredine, V. Schoolgirl Fictions. London: Verso, 1990.

Wolf, V. Three Guineas. London: Hogarth Press, 1938.

Yates, L. The Education of Girls. Hawthorn, Victoria: Australian Council for Educational Research, 1993.

ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Анна Филлипс

 

Читателей должно быть удивляет, почему автор не описывает какую-либо отдельную исследовательскую программу, направленную на реконструкцию гендерной системы образования.

С одной стороны, автор стремился к обзору достижений феминистской философии в сфере образования, прямо или косвенно освещающих достижения в этой области. Более того, большинство исследований в каждой из трех программ напрямую связаны с проектом реконструкции гендерной воспитательной системы. Но это вовсе не значит, что деятельность отдельно взятого феминистского философа, занимающегося проблемами образования, малопродуктивна. Действительно, налицо существенное различие между трудами Ноддинг «Изучение заботы в школах» и Мартин «Школа — дом: переосмысление школы с целью изменить семью» в подходах к решению проблемы полового различия в системе образования. Мартин в своей работе предлагает конкретные меры, Ноддинг же ограничивается постановкой проблемы. Автор уже упоминала о том, что философия образования практически не воспринимает феминистские исследования, не принимает образование девочек в качестве проблемы для изучения. Эта система упорно не желает замечать труды женщин по этой тематике. Некоторые критики даже заявляли, что работы, написанные в реформистском духе, не являются философскими. Автор оставляет это утверждение без комментариев, и выражает надежду, что со временем в философии образовании перестанут умалчивать о проблеме полового различия и окажут поддержку упоминавшимся трем феминистским исследовательским программам или начнут новые проекты.

 

Библиография и примечания:

 

Addelson, K.P. Moral Passages. New York: Routledge, 1994.

Addelson, K.P. Feminist Philosophy and the Women’s Movement. In Hypatia, 9: 3, 1994.

Atherton, M. Cartesian reason and Gendered Reason. In A Mind of One’s Own: Feminist Essays on reason and Objectivity. Ed. L. Antony and C. Witt. Boulder, CO: Westview Press, 1993.

Baseheart, V. Edith Stein’s Philosophy of Woman and Women’s Education. In Hypatia, 4:1, 1989.

Bogdan, D. Re-educating the Imagination: Toward a Poetics, Politics and Pedagogy of Literary Engagement. Toronto: Irwin, 1992.

Bunch, C. Not be Degrees: Feminist Theory and Education. Quest., 5:1, 1979.

Chodorow, N. The Reproduction of Mothering. Berkley: University of California Press, 1978.

Dewey, J. Philosophy and Civilization. New York: Peter Smith Edition, 1968.

Diller, A., Houston B., Morgan K., and Aylm M. The Gender Question in Education: Philosophical Dialogues. Boulder, Co: Westview Press, 1996.

Ferguson, K. Twenty Years of Feminist Philosophy. In Hypatia, 9: 3, 1994.

Ferguson, K. The Feminist Case Against Bureaucracy. Philadelphia, P.A: Temple University Press, 1984.

Foster, V. Making Women the Subject of Educational Change. Allen and Unwin, 1996.

Frye, M. Some Reflections on Separatism and Power. In The Politics of Reality: Essays in Feminist Theory. Ed. by M. Frye. Trumanburg, N.Y: The Crossing Press, 1983.

Garrison, J. and Phelan, A. Toward a Feminist Poetic of Critical Thinking. In Philosophy of Education Society. Champaign, II. Philosophy of Education Society, 1990.

Gilligan, C. Mapping the Moral Domain. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988.

Gilligan, C. In a Different Voice: Psychological Theory and Woman’s Development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

Gilligan, C., Brown L. Meeting at the Crossroads. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.

Greene, M. Landscapes of Learning. New York: Teachers’ Colledge Press, 1978.

Grumet, M.R. Bitter Milk. Amherst: University of Massachusets Press, 1988.

Harding, S. The Science Question in Feminism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1986.

Houston, B. Are Children’s Rights Wrongs? In Philosophy of Education, 1992. Champaign II: Philosophy of Education Society, 1993.

Houston, B. Prolegomena to Future caring. In Who cares? Theory, Research and Educational Implications of the Ethic of Care. Ed. M. Brabek. New York: Praeger, 1989.

Illich, I. Deschooling Society. New York: Harper and Row, 1972.

Keller, E. Reflections on Gender and Science. New Haven, CT: Yale University Press, 1985.

Kersey, S. Classics in Education of Girls and Women. Mettuchen, N.: Scerrecrow Press, 1981.

Laird, S. Curriculum and the Maternal. In Journal for a Just and Caring Education. 1:1, 1995.

Laird, S. Who Cares About Girls? Rethinking the Meaning of Teaching. Peabody Journal of Education, 1995.

Laird, S. Women and Gender in John Dewey’s Philosophy of Education. In Educational Theory, 38:1, 1988.

Laird S. Teacher Education? In Harvard Educational Review, 58: 4, 1988.

Lather, P. Getting Smart: Feminist Research and Pedagogy With/in the Postmodern. New York: Routledge, 1991.

Leach, M. Mothers of Intervention: Women’s Writing in Philosophy of Education. In Educational Theory. 41: 3, 1991.

Martin, B. Sexualities Without Gender and Other Queer Utopias. Diacritics, 24: 2-3, 1994.

Martin, J. Changing of Educational Landscape. New York: Routledge, 1994.

Martin, J. The Schoolhome: Rethinking Schools for Changing Families. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.

Martin, J. What Should Science Educators do about the Gender Bias in Science? In History, Philosophy, and Science Teaching. Ed. M. Matthews. Toronto: OISE Press, 1991.

Martin, J. Reclaiming a Conversation. The Ideal of the Educated Women. New Haven, CT. Yale University Press, 1985.

Martin, J. Androgyny: A Modern Philosophical Discussion. Ed. by M. Vetterling-Braggin. Totowa, N.: Littelfield Adams, 1982.

Morgan, K. Amazons, Spinsters, and Women: a Career of One’s Own. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1979.

Nicholson, L. Women and Schooling. In Educational Theory, 30: 3, 1980.

Noddings, N. The Challenge to Care in Schools. New York: Teacher’s College Press, 1992.

Noddings, N. An Ethic of Caring and Its Implications for Instructional Arrangements. In American Journal of Education, 96: 2, 1988.

Noddings, N. Women and Evil. Berkeley: University of California Press, 1989.

Noddings, N. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkeley: University of California Press, 1986.

Pagano, J. Exiles and Communities: Teaching in the Patriarchal Wilderness. Albany, State University of New York Press, 1990.

Rohrer, P. At What Price Individualism? The Education of Isabel Archer. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1994.

Thompson, A. Friendship and Moral Character. In Philosophy of Education Society, 1990.

Thompson, P. Beyond Gender: Equity Issues for Home Economics Education. In Theory into Practice, 25, 4, 1986.

Rich, A. On Lies, Secrets, and Science. New York: W.W. Norton & Co., 1979.

Sichel, B. Ethics of Caring and the Institutional Ethics Committee. In Hypatia, 4:2, 1989.

Spender, D. Invisible Women: The Schooling  Scandal. London: Writes and Readers Publishing Cooperative, 1982.

Thayer-Bacon, B. Caring and Its Relationship to Critical Thinking. In Educational Theory, 43:3, 1993.

Walkredine, V. Schoolgirl Fictions. London: Verso, 1990.

Wolf, V. Three Guineas. London: Hogarth Press, 1938.

Yates, L. The Education of Girls. Hawthorn, Victoria: Australian Council for Educational Research, 1993.

ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Анна Филлипс