Заключение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Читателей должно быть удивляет, почему автор не описывает какую-либо отдельную исследовательскую программу, направленную на реконструкцию гендерной системы образования.
С одной стороны, автор стремился к обзору достижений феминистской философии в сфере образования, прямо или косвенно освещающих достижения в этой области. Более того, большинство исследований в каждой из трех программ напрямую связаны с проектом реконструкции гендерной воспитательной системы. Но это вовсе не значит, что деятельность отдельно взятого феминистского философа, занимающегося проблемами образования, малопродуктивна. Действительно, налицо существенное различие между трудами Ноддинг «Изучение заботы в школах» и Мартин «Школа — дом: переосмысление школы с целью изменить семью» в подходах к решению проблемы полового различия в системе образования. Мартин в своей работе предлагает конкретные меры, Ноддинг же ограничивается постановкой проблемы. Автор уже упоминала о том, что философия образования практически не воспринимает феминистские исследования, не принимает образование девочек в качестве проблемы для изучения. Эта система упорно не желает замечать труды женщин по этой тематике. Некоторые критики даже заявляли, что работы, написанные в реформистском духе, не являются философскими. Автор оставляет это утверждение без комментариев, и выражает надежду, что со временем в философии образовании перестанут умалчивать о проблеме полового различия и окажут поддержку упоминавшимся трем феминистским исследовательским программам или начнут новые проекты.
Библиография и примечания:
Addelson, K.P. Moral Passages. New York: Routledge, 1994.
Addelson, K.P. Feminist Philosophy and the Women’s Movement. In Hypatia, 9: 3, 1994.
Atherton, M. Cartesian reason and Gendered Reason. In A Mind of One’s Own: Feminist Essays on reason and Objectivity. Ed. L. Antony and C. Witt. Boulder, CO: Westview Press, 1993.
Baseheart, V. Edith Stein’s Philosophy of Woman and Women’s Education. In Hypatia, 4:1, 1989.
Bogdan, D. Re-educating the Imagination: Toward a Poetics, Politics and Pedagogy of Literary Engagement. Toronto: Irwin, 1992.
Bunch, C. Not be Degrees: Feminist Theory and Education. Quest., 5:1, 1979.
Chodorow, N. The Reproduction of Mothering. Berkley: University of California Press, 1978.
Dewey, J. Philosophy and Civilization. New York: Peter Smith Edition, 1968.
Diller, A., Houston B., Morgan K., and Aylm M. The Gender Question in Education: Philosophical Dialogues. Boulder, Co: Westview Press, 1996.
Ferguson, K. Twenty Years of Feminist Philosophy. In Hypatia, 9: 3, 1994.
Ferguson, K. The Feminist Case Against Bureaucracy. Philadelphia, P.A: Temple University Press, 1984.
Foster, V. Making Women the Subject of Educational Change. Allen and Unwin, 1996.
Frye, M. Some Reflections on Separatism and Power. In The Politics of Reality: Essays in Feminist Theory. Ed. by M. Frye. Trumanburg, N.Y: The Crossing Press, 1983.
Garrison, J. and Phelan, A. Toward a Feminist Poetic of Critical Thinking. In Philosophy of Education Society. Champaign, II. Philosophy of Education Society, 1990.
Gilligan, C. Mapping the Moral Domain. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988.
Gilligan, C. In a Different Voice: Psychological Theory and Woman’s Development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.
Gilligan, C., Brown L. Meeting at the Crossroads. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.
Greene, M. Landscapes of Learning. New York: Teachers’ Colledge Press, 1978.
Grumet, M.R. Bitter Milk. Amherst: University of Massachusets Press, 1988.
Harding, S. The Science Question in Feminism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1986.
Houston, B. Are Children’s Rights Wrongs? In Philosophy of Education, 1992. Champaign II: Philosophy of Education Society, 1993.
Houston, B. Prolegomena to Future caring. In Who cares? Theory, Research and Educational Implications of the Ethic of Care. Ed. M. Brabek. New York: Praeger, 1989.
Illich, I. Deschooling Society. New York: Harper and Row, 1972.
Keller, E. Reflections on Gender and Science. New Haven, CT: Yale University Press, 1985.
Kersey, S. Classics in Education of Girls and Women. Mettuchen, N.: Scerrecrow Press, 1981.
Laird, S. Curriculum and the Maternal. In Journal for a Just and Caring Education. 1:1, 1995.
Laird, S. Who Cares About Girls? Rethinking the Meaning of Teaching. Peabody Journal of Education, 1995.
Laird, S. Women and Gender in John Dewey’s Philosophy of Education. In Educational Theory, 38:1, 1988.
Laird S. Teacher Education? In Harvard Educational Review, 58: 4, 1988.
Lather, P. Getting Smart: Feminist Research and Pedagogy With/in the Postmodern. New York: Routledge, 1991.
Leach, M. Mothers of Intervention: Women’s Writing in Philosophy of Education. In Educational Theory. 41: 3, 1991.
Martin, B. Sexualities Without Gender and Other Queer Utopias. Diacritics, 24: 2-3, 1994.
Martin, J. Changing of Educational Landscape. New York: Routledge, 1994.
Martin, J. The Schoolhome: Rethinking Schools for Changing Families. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.
Martin, J. What Should Science Educators do about the Gender Bias in Science? In History, Philosophy, and Science Teaching. Ed. M. Matthews. Toronto: OISE Press, 1991.
Martin, J. Reclaiming a Conversation. The Ideal of the Educated Women. New Haven, CT. Yale University Press, 1985.
Martin, J. Androgyny: A Modern Philosophical Discussion. Ed. by M. Vetterling-Braggin. Totowa, N.: Littelfield Adams, 1982.
Morgan, K. Amazons, Spinsters, and Women: a Career of One’s Own. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1979.
Nicholson, L. Women and Schooling. In Educational Theory, 30: 3, 1980.
Noddings, N. The Challenge to Care in Schools. New York: Teacher’s College Press, 1992.
Noddings, N. An Ethic of Caring and Its Implications for Instructional Arrangements. In American Journal of Education, 96: 2, 1988.
Noddings, N. Women and Evil. Berkeley: University of California Press, 1989.
Noddings, N. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkeley: University of California Press, 1986.
Pagano, J. Exiles and Communities: Teaching in the Patriarchal Wilderness. Albany, State University of New York Press, 1990.
Rohrer, P. At What Price Individualism? The Education of Isabel Archer. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1994.
Thompson, A. Friendship and Moral Character. In Philosophy of Education Society, 1990.
Thompson, P. Beyond Gender: Equity Issues for Home Economics Education. In Theory into Practice, 25, 4, 1986.
Rich, A. On Lies, Secrets, and Science. New York: W.W. Norton & Co., 1979.
Sichel, B. Ethics of Caring and the Institutional Ethics Committee. In Hypatia, 4:2, 1989.
Spender, D. Invisible Women: The Schooling Scandal. London: Writes and Readers Publishing Cooperative, 1982.
Thayer-Bacon, B. Caring and Its Relationship to Critical Thinking. In Educational Theory, 43:3, 1993.
Walkredine, V. Schoolgirl Fictions. London: Verso, 1990.
Wolf, V. Three Guineas. London: Hogarth Press, 1938.
Yates, L. The Education of Girls. Hawthorn, Victoria: Australian Council for Educational Research, 1993.
ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Анна Филлипс
Читателей должно быть удивляет, почему автор не описывает какую-либо отдельную исследовательскую программу, направленную на реконструкцию гендерной системы образования.
С одной стороны, автор стремился к обзору достижений феминистской философии в сфере образования, прямо или косвенно освещающих достижения в этой области. Более того, большинство исследований в каждой из трех программ напрямую связаны с проектом реконструкции гендерной воспитательной системы. Но это вовсе не значит, что деятельность отдельно взятого феминистского философа, занимающегося проблемами образования, малопродуктивна. Действительно, налицо существенное различие между трудами Ноддинг «Изучение заботы в школах» и Мартин «Школа — дом: переосмысление школы с целью изменить семью» в подходах к решению проблемы полового различия в системе образования. Мартин в своей работе предлагает конкретные меры, Ноддинг же ограничивается постановкой проблемы. Автор уже упоминала о том, что философия образования практически не воспринимает феминистские исследования, не принимает образование девочек в качестве проблемы для изучения. Эта система упорно не желает замечать труды женщин по этой тематике. Некоторые критики даже заявляли, что работы, написанные в реформистском духе, не являются философскими. Автор оставляет это утверждение без комментариев, и выражает надежду, что со временем в философии образовании перестанут умалчивать о проблеме полового различия и окажут поддержку упоминавшимся трем феминистским исследовательским программам или начнут новые проекты.
Библиография и примечания:
Addelson, K.P. Moral Passages. New York: Routledge, 1994.
Addelson, K.P. Feminist Philosophy and the Women’s Movement. In Hypatia, 9: 3, 1994.
Atherton, M. Cartesian reason and Gendered Reason. In A Mind of One’s Own: Feminist Essays on reason and Objectivity. Ed. L. Antony and C. Witt. Boulder, CO: Westview Press, 1993.
Baseheart, V. Edith Stein’s Philosophy of Woman and Women’s Education. In Hypatia, 4:1, 1989.
Bogdan, D. Re-educating the Imagination: Toward a Poetics, Politics and Pedagogy of Literary Engagement. Toronto: Irwin, 1992.
Bunch, C. Not be Degrees: Feminist Theory and Education. Quest., 5:1, 1979.
Chodorow, N. The Reproduction of Mothering. Berkley: University of California Press, 1978.
Dewey, J. Philosophy and Civilization. New York: Peter Smith Edition, 1968.
Diller, A., Houston B., Morgan K., and Aylm M. The Gender Question in Education: Philosophical Dialogues. Boulder, Co: Westview Press, 1996.
Ferguson, K. Twenty Years of Feminist Philosophy. In Hypatia, 9: 3, 1994.
Ferguson, K. The Feminist Case Against Bureaucracy. Philadelphia, P.A: Temple University Press, 1984.
Foster, V. Making Women the Subject of Educational Change. Allen and Unwin, 1996.
Frye, M. Some Reflections on Separatism and Power. In The Politics of Reality: Essays in Feminist Theory. Ed. by M. Frye. Trumanburg, N.Y: The Crossing Press, 1983.
Garrison, J. and Phelan, A. Toward a Feminist Poetic of Critical Thinking. In Philosophy of Education Society. Champaign, II. Philosophy of Education Society, 1990.
Gilligan, C. Mapping the Moral Domain. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988.
Gilligan, C. In a Different Voice: Psychological Theory and Woman’s Development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.
Gilligan, C., Brown L. Meeting at the Crossroads. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.
Greene, M. Landscapes of Learning. New York: Teachers’ Colledge Press, 1978.
Grumet, M.R. Bitter Milk. Amherst: University of Massachusets Press, 1988.
Harding, S. The Science Question in Feminism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1986.
Houston, B. Are Children’s Rights Wrongs? In Philosophy of Education, 1992. Champaign II: Philosophy of Education Society, 1993.
Houston, B. Prolegomena to Future caring. In Who cares? Theory, Research and Educational Implications of the Ethic of Care. Ed. M. Brabek. New York: Praeger, 1989.
Illich, I. Deschooling Society. New York: Harper and Row, 1972.
Keller, E. Reflections on Gender and Science. New Haven, CT: Yale University Press, 1985.
Kersey, S. Classics in Education of Girls and Women. Mettuchen, N.: Scerrecrow Press, 1981.
Laird, S. Curriculum and the Maternal. In Journal for a Just and Caring Education. 1:1, 1995.
Laird, S. Who Cares About Girls? Rethinking the Meaning of Teaching. Peabody Journal of Education, 1995.
Laird, S. Women and Gender in John Dewey’s Philosophy of Education. In Educational Theory, 38:1, 1988.
Laird S. Teacher Education? In Harvard Educational Review, 58: 4, 1988.
Lather, P. Getting Smart: Feminist Research and Pedagogy With/in the Postmodern. New York: Routledge, 1991.
Leach, M. Mothers of Intervention: Women’s Writing in Philosophy of Education. In Educational Theory. 41: 3, 1991.
Martin, B. Sexualities Without Gender and Other Queer Utopias. Diacritics, 24: 2-3, 1994.
Martin, J. Changing of Educational Landscape. New York: Routledge, 1994.
Martin, J. The Schoolhome: Rethinking Schools for Changing Families. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.
Martin, J. What Should Science Educators do about the Gender Bias in Science? In History, Philosophy, and Science Teaching. Ed. M. Matthews. Toronto: OISE Press, 1991.
Martin, J. Reclaiming a Conversation. The Ideal of the Educated Women. New Haven, CT. Yale University Press, 1985.
Martin, J. Androgyny: A Modern Philosophical Discussion. Ed. by M. Vetterling-Braggin. Totowa, N.: Littelfield Adams, 1982.
Morgan, K. Amazons, Spinsters, and Women: a Career of One’s Own. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1979.
Nicholson, L. Women and Schooling. In Educational Theory, 30: 3, 1980.
Noddings, N. The Challenge to Care in Schools. New York: Teacher’s College Press, 1992.
Noddings, N. An Ethic of Caring and Its Implications for Instructional Arrangements. In American Journal of Education, 96: 2, 1988.
Noddings, N. Women and Evil. Berkeley: University of California Press, 1989.
Noddings, N. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkeley: University of California Press, 1986.
Pagano, J. Exiles and Communities: Teaching in the Patriarchal Wilderness. Albany, State University of New York Press, 1990.
Rohrer, P. At What Price Individualism? The Education of Isabel Archer. In Philosophy of Education. Champaign, II: Philosophy of Education Society, 1994.
Thompson, A. Friendship and Moral Character. In Philosophy of Education Society, 1990.
Thompson, P. Beyond Gender: Equity Issues for Home Economics Education. In Theory into Practice, 25, 4, 1986.
Rich, A. On Lies, Secrets, and Science. New York: W.W. Norton & Co., 1979.
Sichel, B. Ethics of Caring and the Institutional Ethics Committee. In Hypatia, 4:2, 1989.
Spender, D. Invisible Women: The Schooling Scandal. London: Writes and Readers Publishing Cooperative, 1982.
Thayer-Bacon, B. Caring and Its Relationship to Critical Thinking. In Educational Theory, 43:3, 1993.
Walkredine, V. Schoolgirl Fictions. London: Verso, 1990.
Wolf, V. Three Guineas. London: Hogarth Press, 1938.
Yates, L. The Education of Girls. Hawthorn, Victoria: Australian Council for Educational Research, 1993.
ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Анна Филлипс