Феминистская онтология в преодолении дуализма
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Как уже становится очевидным, сердцевиной феминистской онтологии являются отношения «Я — другой», представляющие отношения между бытиями индивидов, на основе аналогий. Масштаб и ограничения этой аналогии Мэри Гессе называет подходом «негативной и позитивной аналогии». Эта отправная точка феминистской онтологии совершенно отличается от той, которая выросла из оппозиции «Я — другой». Как следствие дихотомической оппозиции возникает тенденция, отвергающая существование другого в большей или меньшей степени или создающая любое существование другого в «Я». Крайним ее выражением был солипсизм или различные формы патриархата, представляющие главу семейства или государства как субъектов, которые принимают решения в семье, клане или государстве.
Вопрос для тех, кто поддерживает онтологию, базирующуюся на отношениях «Я — другой» состоит в определении масштабов и ограничений аналогии между Я и другой. В то время как «Другой» не берется в оппозиции к «Я», характер «Я» не равен определению характера другого в оппозиции ко мне. Другие могут быть подобны мне или отличны в неограниченном разнообразии способов, даже при создании отношений, состоящих из двух элементов, искажающих онтологическую позицию, представленную здесь. Не все отношения дуалистичны и более ясно выражены как отношения «Я — другие». Реализуемые и мыслимые отношения между людьми в прошлом и настоящем конституируются «Я» и поэтому действия личности отражают более или менее успешную попытку соответствовать целой конфигурации отношений.
Отношения к другим субъектам — фундаментальное условие бытия личности, и никто не может стать ею без отношений к другим людям. Личность являет собою историческое бытие, и ее история есть фундаментальная история отношений к другим людям. Эта характеристика бытия неадекватно улавливалась некоторыми философами, настаивавшими на том, что люди являются результатом культурного бытия, хотя верным может быть и иное суждение. Действительно, мы есть то, что мы есть благодаря культурным бытиям, и мы создаем язык, через который их определяем. В то же время история отношений, которые, в частности конституируют нас, является чем-то иным, что проходит через и над нашим культурным наследием.
Очень важно подчеркнуть, что отношения «Я — другой» являются жизненными отношениями — не правовыми и не биологическими, хотя в последнем значении они могут влиять на жизненные взаимоотношения. Концепция отношений также контрастирует с пониманием роли как чего-то, что личность может взять и позднее отвергнуть и быть не более эффективной, чем одежда, которую можно временно снять или надеть.
Это понимание отношения имеет некоторое сходство с пониманием практики, о которой говорилось ранее. Что-то теряется, однако, когда конституируемые практикой отношения не получают должной оценки в философских дискуссиях. Возможно тенденция большего акцентирования внимания на практике, чем на отношениях существует благодаря той относительной легкости, с какой игнорируется в сознании то, что считается вторичным частным миром, в котором жизненные отношения являются личностными и вовлекающими в свою орбиту многое из того, что считается частным. Если это так, то данная тенденция базируется на допущении оппозиции общественного и личного/частного. Если для возникновения человека необходимы межличностные отношения, то существование социальных практик требует предварительного становления личностей, участвующих в этих практиках.
Онтология, основанная на феминистском понимании отношений «Я —другой» представляет многие факты, аномальные с точки зрения дуалистической онтологии и поэтому постоянно исключающиеся из изучения. Примером может служить потребительский взгляд на семейный институт. Он может быть одновременно и сентиментальным, представляющим семью как сердечный мир, дарованный мужчине ангелом-хранителем, матерью-женой и взглядом разочарованным, рассматривающим семейную жизнь в целом, как ад, в котором неврозы одного поколения караются следующим. Однако оба они не учитывают степень притяжения и заботы друг о друге, возникающую между всеми членами семьи, включая самых младших. Родители заботятся о детях, старшие дети о младших, повзрослевшие дети опекают родителей. Каждый акт смягчения боли или страданий становится частью будущего каждого человека: и того, кто ухаживает, и того, кто болен или нуждается в заботе. Исследовательница Элоиз Боуэдинг называет дуалистический подход к семье патологией или «искривлением социальной памяти». Его можно также определить как прогнозируемое следствие онтологии, в рамках которого основные вопросы излагаются в понятиях дуалистической оппозиции таким образом, что только один элемент любой пары может быть творческим в любых отношениях, кроме конкурентных.
Установки дуалистической онтологии обнаруживают свою несостоятельность во многих практиках, например, при лечении больных, страдающих неврозами. Взрослые пациенты часто страдают оттого, что в детстве их страхи и боль не были сняты родителями. Прогресс в психотерапии наступает только тогда, когда врач готов принять на себя боль пациента.
Иные находки, показывающие неадекватность дихотомии между эгоизмом и альтруизмом коренящимися в «Я — другой» оппозиции мы находим в концепции охраны материнства и детства Всемирной Организации Здоровья. Если предположить, что любой аспект счастливого личностного бытия может быть сконструирован индивидуалистически, то здоровье может стать его частью (наряду с такими вещами как социальный статус или экономическая безопасность). Но здоровье матери и ребенка столь тесно связаны, что здоровье одного не может быть полноценным без здоровья другого.
Как уже становится очевидным, сердцевиной феминистской онтологии являются отношения «Я — другой», представляющие отношения между бытиями индивидов, на основе аналогий. Масштаб и ограничения этой аналогии Мэри Гессе называет подходом «негативной и позитивной аналогии». Эта отправная точка феминистской онтологии совершенно отличается от той, которая выросла из оппозиции «Я — другой». Как следствие дихотомической оппозиции возникает тенденция, отвергающая существование другого в большей или меньшей степени или создающая любое существование другого в «Я». Крайним ее выражением был солипсизм или различные формы патриархата, представляющие главу семейства или государства как субъектов, которые принимают решения в семье, клане или государстве.
Вопрос для тех, кто поддерживает онтологию, базирующуюся на отношениях «Я — другой» состоит в определении масштабов и ограничений аналогии между Я и другой. В то время как «Другой» не берется в оппозиции к «Я», характер «Я» не равен определению характера другого в оппозиции ко мне. Другие могут быть подобны мне или отличны в неограниченном разнообразии способов, даже при создании отношений, состоящих из двух элементов, искажающих онтологическую позицию, представленную здесь. Не все отношения дуалистичны и более ясно выражены как отношения «Я — другие». Реализуемые и мыслимые отношения между людьми в прошлом и настоящем конституируются «Я» и поэтому действия личности отражают более или менее успешную попытку соответствовать целой конфигурации отношений.
Отношения к другим субъектам — фундаментальное условие бытия личности, и никто не может стать ею без отношений к другим людям. Личность являет собою историческое бытие, и ее история есть фундаментальная история отношений к другим людям. Эта характеристика бытия неадекватно улавливалась некоторыми философами, настаивавшими на том, что люди являются результатом культурного бытия, хотя верным может быть и иное суждение. Действительно, мы есть то, что мы есть благодаря культурным бытиям, и мы создаем язык, через который их определяем. В то же время история отношений, которые, в частности конституируют нас, является чем-то иным, что проходит через и над нашим культурным наследием.
Очень важно подчеркнуть, что отношения «Я — другой» являются жизненными отношениями — не правовыми и не биологическими, хотя в последнем значении они могут влиять на жизненные взаимоотношения. Концепция отношений также контрастирует с пониманием роли как чего-то, что личность может взять и позднее отвергнуть и быть не более эффективной, чем одежда, которую можно временно снять или надеть.
Это понимание отношения имеет некоторое сходство с пониманием практики, о которой говорилось ранее. Что-то теряется, однако, когда конституируемые практикой отношения не получают должной оценки в философских дискуссиях. Возможно тенденция большего акцентирования внимания на практике, чем на отношениях существует благодаря той относительной легкости, с какой игнорируется в сознании то, что считается вторичным частным миром, в котором жизненные отношения являются личностными и вовлекающими в свою орбиту многое из того, что считается частным. Если это так, то данная тенденция базируется на допущении оппозиции общественного и личного/частного. Если для возникновения человека необходимы межличностные отношения, то существование социальных практик требует предварительного становления личностей, участвующих в этих практиках.
Онтология, основанная на феминистском понимании отношений «Я —другой» представляет многие факты, аномальные с точки зрения дуалистической онтологии и поэтому постоянно исключающиеся из изучения. Примером может служить потребительский взгляд на семейный институт. Он может быть одновременно и сентиментальным, представляющим семью как сердечный мир, дарованный мужчине ангелом-хранителем, матерью-женой и взглядом разочарованным, рассматривающим семейную жизнь в целом, как ад, в котором неврозы одного поколения караются следующим. Однако оба они не учитывают степень притяжения и заботы друг о друге, возникающую между всеми членами семьи, включая самых младших. Родители заботятся о детях, старшие дети о младших, повзрослевшие дети опекают родителей. Каждый акт смягчения боли или страданий становится частью будущего каждого человека: и того, кто ухаживает, и того, кто болен или нуждается в заботе. Исследовательница Элоиз Боуэдинг называет дуалистический подход к семье патологией или «искривлением социальной памяти». Его можно также определить как прогнозируемое следствие онтологии, в рамках которого основные вопросы излагаются в понятиях дуалистической оппозиции таким образом, что только один элемент любой пары может быть творческим в любых отношениях, кроме конкурентных.
Установки дуалистической онтологии обнаруживают свою несостоятельность во многих практиках, например, при лечении больных, страдающих неврозами. Взрослые пациенты часто страдают оттого, что в детстве их страхи и боль не были сняты родителями. Прогресс в психотерапии наступает только тогда, когда врач готов принять на себя боль пациента.
Иные находки, показывающие неадекватность дихотомии между эгоизмом и альтруизмом коренящимися в «Я — другой» оппозиции мы находим в концепции охраны материнства и детства Всемирной Организации Здоровья. Если предположить, что любой аспект счастливого личностного бытия может быть сконструирован индивидуалистически, то здоровье может стать его частью (наряду с такими вещами как социальный статус или экономическая безопасность). Но здоровье матери и ребенка столь тесно связаны, что здоровье одного не может быть полноценным без здоровья другого.