Трансформация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

Когда политика «включения» будет не в состоянии приносить пользу женщинам, вносить положительные перемены в их жизнь или не сможет высвечивать всю глубину социальных проблем, тогда со стороны женщин появится спрос на политику, которая сможет потребовать от учреждений признания половой и сексуальной идентичности, высокого статуса брака и семьи, рабочих мест, благоприятного отношения со стороны государства к правам человека и гуманизации отношений к окружающему миру. Критикуя и развивая положения либеральных и марксистских теорий, постструктурализма, психоанализа, постмодернизма, учений постколониального мира и экологии, философы-феминистки просто не применили эти понятия к женским исследованиям, но позаимствовали многое из инструментария вышеуказанных направлений. Они пытались определить такую политику, которая способствовала бы дегендеризации, пересмотрела бы традиционные отношения к половым ролям, распределяемым между мужчинами и женщинами, как бы перестраивая систему половых ролей в рамках общественных учреждений.

Но проект преобразований невольно поднимает вопрос: а в чем же заключаются женские потребности и желания, в чем их суть? Можем ли мы говорить о женщинах как о социальной группе, и как мы должны формулировать социальную политику в отношении этой группы, учитывая то, что она в свою очередь неоднородна? Вызывает беспокойство наличие разнообразных мнений и желаний среди самих женщин, что заставляет нас рассматривать этот пол с различных позиций, учитывая, что не только пол определяет потребности.

Даже если мы абстрагируемся от половой принадлежности, то все равно имеет смысл требовать изменений в социальной политике в отношении равенства возможностей. Признание женских прав как естественных прав человека зависит не только от изменения самой концепции прав человека, но также и от того насколько феминистская теория сможет создать условия для изменения ситуации в отношении прав человека в постколониальных развивающихся странах [49]. Новый подход к браку, — брак между геями и лесбиянками, — способен внести изменения в концепцию традиционного брака, являющегося символом патриархального общества. В то время как в большинстве государств «всеобщего благоденствия» центральной Европы и Скандинавии уже существует оплачиваемый отпуск для родителей, у которых есть больные дети, отпуск по болезни, американским феминисткам приходится требовать пособий по материнству, заботы об иждивенцах со стороны государства, независимо от их пола. Эти требования должны обеспечить преобразования в рамках тех рабочих мест, на которых работают опекуны иждивенцев [75]. В ходе исследований выясняются возможности изменений в структуре рабочих мест, определяются виды социальных пособий, выясняется, в чем же заключаются основные проблемы семейных отношений.

Наиболее проблемными представляются вопросы, связанные с расовой принадлежностью. Особенно они актуальны в Соединенных Штатах. Представители академической науки Вильямс и Спиллерс обращают внимание в своих работах на влияние расовых измерений пола на благосостояние как отдельных индивидов, так и целых семей [73, 61]. Кроме того, нам кажется, что философы-феминистки смотрят на проблемы социальной политики как на путь изменения отношения к вопросу о расовой принадлежности, например, они исследуют политику в отношении смешанных рас и межрасовых отношений [76; 59]. Возможно, что наиболее существенными являются проблемы бедности и расизма, затрагивающие не только женщин, но также мужчин, детей и сообщество в целом, и оказывающие влияние на жизнь женщин [39; 75]. Радикальный пересмотр фундаментальных концепций и категорий, таких как расовая идентификация полов, необходим в рамках политики, направленной на защиту детей от расовых и половых предрассудков.

В отношении наиболее распространенных проблем, таких как аборты и репродуктивные права, феминистки все более смещают акценты в своих исследованиях с индивидуальных проблем на социальные и политические, и ведут по этому поводу постоянные дискуссии. Именно в этом направлении, по мнению Петчески, лежит путь к ядру феминистских преобразований. Она пишет: «проблема политики абортов имеет большее значение, чем просто актуализация внимания на убийстве зародыша, она влияет на структуру семей, на отношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми и влияет на женскую занятость».

Сегодня в Соединенных Штатах многочисленные противники абортов в принципе согласны с юридическим закреплением права на аборт, но они считают, что в системе законодательства должен быть предусмотрен запрет на аборты для бедных и молодых женщин (например, необходимость родительского или судебного разрешения на аборт для молодых женщин). Эти положения созвучны с такой религиозной и государственной ценностью как «ценность человеческой жизни». Поэтому аборты должны регулироваться как религиозными, так и государственными нормами. Поскольку феминистки стремятся преобразовать социальные отношения, их противники предпринимают усилия по противоположной интерпретации нюансов общественного развития. Феминистки стараются привлекать положения как старых, так и новых теорий, когда ведут борьбу с издержками социальных изменений.

 

Когда политика «включения» будет не в состоянии приносить пользу женщинам, вносить положительные перемены в их жизнь или не сможет высвечивать всю глубину социальных проблем, тогда со стороны женщин появится спрос на политику, которая сможет потребовать от учреждений признания половой и сексуальной идентичности, высокого статуса брака и семьи, рабочих мест, благоприятного отношения со стороны государства к правам человека и гуманизации отношений к окружающему миру. Критикуя и развивая положения либеральных и марксистских теорий, постструктурализма, психоанализа, постмодернизма, учений постколониального мира и экологии, философы-феминистки просто не применили эти понятия к женским исследованиям, но позаимствовали многое из инструментария вышеуказанных направлений. Они пытались определить такую политику, которая способствовала бы дегендеризации, пересмотрела бы традиционные отношения к половым ролям, распределяемым между мужчинами и женщинами, как бы перестраивая систему половых ролей в рамках общественных учреждений.

Но проект преобразований невольно поднимает вопрос: а в чем же заключаются женские потребности и желания, в чем их суть? Можем ли мы говорить о женщинах как о социальной группе, и как мы должны формулировать социальную политику в отношении этой группы, учитывая то, что она в свою очередь неоднородна? Вызывает беспокойство наличие разнообразных мнений и желаний среди самих женщин, что заставляет нас рассматривать этот пол с различных позиций, учитывая, что не только пол определяет потребности.

Даже если мы абстрагируемся от половой принадлежности, то все равно имеет смысл требовать изменений в социальной политике в отношении равенства возможностей. Признание женских прав как естественных прав человека зависит не только от изменения самой концепции прав человека, но также и от того насколько феминистская теория сможет создать условия для изменения ситуации в отношении прав человека в постколониальных развивающихся странах [49]. Новый подход к браку, — брак между геями и лесбиянками, — способен внести изменения в концепцию традиционного брака, являющегося символом патриархального общества. В то время как в большинстве государств «всеобщего благоденствия» центральной Европы и Скандинавии уже существует оплачиваемый отпуск для родителей, у которых есть больные дети, отпуск по болезни, американским феминисткам приходится требовать пособий по материнству, заботы об иждивенцах со стороны государства, независимо от их пола. Эти требования должны обеспечить преобразования в рамках тех рабочих мест, на которых работают опекуны иждивенцев [75]. В ходе исследований выясняются возможности изменений в структуре рабочих мест, определяются виды социальных пособий, выясняется, в чем же заключаются основные проблемы семейных отношений.

Наиболее проблемными представляются вопросы, связанные с расовой принадлежностью. Особенно они актуальны в Соединенных Штатах. Представители академической науки Вильямс и Спиллерс обращают внимание в своих работах на влияние расовых измерений пола на благосостояние как отдельных индивидов, так и целых семей [73, 61]. Кроме того, нам кажется, что философы-феминистки смотрят на проблемы социальной политики как на путь изменения отношения к вопросу о расовой принадлежности, например, они исследуют политику в отношении смешанных рас и межрасовых отношений [76; 59]. Возможно, что наиболее существенными являются проблемы бедности и расизма, затрагивающие не только женщин, но также мужчин, детей и сообщество в целом, и оказывающие влияние на жизнь женщин [39; 75]. Радикальный пересмотр фундаментальных концепций и категорий, таких как расовая идентификация полов, необходим в рамках политики, направленной на защиту детей от расовых и половых предрассудков.

В отношении наиболее распространенных проблем, таких как аборты и репродуктивные права, феминистки все более смещают акценты в своих исследованиях с индивидуальных проблем на социальные и политические, и ведут по этому поводу постоянные дискуссии. Именно в этом направлении, по мнению Петчески, лежит путь к ядру феминистских преобразований. Она пишет: «проблема политики абортов имеет большее значение, чем просто актуализация внимания на убийстве зародыша, она влияет на структуру семей, на отношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми и влияет на женскую занятость».

Сегодня в Соединенных Штатах многочисленные противники абортов в принципе согласны с юридическим закреплением права на аборт, но они считают, что в системе законодательства должен быть предусмотрен запрет на аборты для бедных и молодых женщин (например, необходимость родительского или судебного разрешения на аборт для молодых женщин). Эти положения созвучны с такой религиозной и государственной ценностью как «ценность человеческой жизни». Поэтому аборты должны регулироваться как религиозными, так и государственными нормами. Поскольку феминистки стремятся преобразовать социальные отношения, их противники предпринимают усилия по противоположной интерпретации нюансов общественного развития. Феминистки стараются привлекать положения как старых, так и новых теорий, когда ведут борьбу с издержками социальных изменений.