Трансформация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Когда политика «включения» будет не в состоянии приносить пользу женщинам, вносить положительные перемены в их жизнь или не сможет высвечивать всю глубину социальных проблем, тогда со стороны женщин появится спрос на политику, которая сможет потребовать от учреждений признания половой и сексуальной идентичности, высокого статуса брака и семьи, рабочих мест, благоприятного отношения со стороны государства к правам человека и гуманизации отношений к окружающему миру. Критикуя и развивая положения либеральных и марксистских теорий, постструктурализма, психоанализа, постмодернизма, учений постколониального мира и экологии, философы-феминистки просто не применили эти понятия к женским исследованиям, но позаимствовали многое из инструментария вышеуказанных направлений. Они пытались определить такую политику, которая способствовала бы дегендеризации, пересмотрела бы традиционные отношения к половым ролям, распределяемым между мужчинами и женщинами, как бы перестраивая систему половых ролей в рамках общественных учреждений.
Но проект преобразований невольно поднимает вопрос: а в чем же заключаются женские потребности и желания, в чем их суть? Можем ли мы говорить о женщинах как о социальной группе, и как мы должны формулировать социальную политику в отношении этой группы, учитывая то, что она в свою очередь неоднородна? Вызывает беспокойство наличие разнообразных мнений и желаний среди самих женщин, что заставляет нас рассматривать этот пол с различных позиций, учитывая, что не только пол определяет потребности.
Даже если мы абстрагируемся от половой принадлежности, то все равно имеет смысл требовать изменений в социальной политике в отношении равенства возможностей. Признание женских прав как естественных прав человека зависит не только от изменения самой концепции прав человека, но также и от того насколько феминистская теория сможет создать условия для изменения ситуации в отношении прав человека в постколониальных развивающихся странах [49]. Новый подход к браку, — брак между геями и лесбиянками, — способен внести изменения в концепцию традиционного брака, являющегося символом патриархального общества. В то время как в большинстве государств «всеобщего благоденствия» центральной Европы и Скандинавии уже существует оплачиваемый отпуск для родителей, у которых есть больные дети, отпуск по болезни, американским феминисткам приходится требовать пособий по материнству, заботы об иждивенцах со стороны государства, независимо от их пола. Эти требования должны обеспечить преобразования в рамках тех рабочих мест, на которых работают опекуны иждивенцев [75]. В ходе исследований выясняются возможности изменений в структуре рабочих мест, определяются виды социальных пособий, выясняется, в чем же заключаются основные проблемы семейных отношений.
Наиболее проблемными представляются вопросы, связанные с расовой принадлежностью. Особенно они актуальны в Соединенных Штатах. Представители академической науки Вильямс и Спиллерс обращают внимание в своих работах на влияние расовых измерений пола на благосостояние как отдельных индивидов, так и целых семей [73, 61]. Кроме того, нам кажется, что философы-феминистки смотрят на проблемы социальной политики как на путь изменения отношения к вопросу о расовой принадлежности, например, они исследуют политику в отношении смешанных рас и межрасовых отношений [76; 59]. Возможно, что наиболее существенными являются проблемы бедности и расизма, затрагивающие не только женщин, но также мужчин, детей и сообщество в целом, и оказывающие влияние на жизнь женщин [39; 75]. Радикальный пересмотр фундаментальных концепций и категорий, таких как расовая идентификация полов, необходим в рамках политики, направленной на защиту детей от расовых и половых предрассудков.
В отношении наиболее распространенных проблем, таких как аборты и репродуктивные права, феминистки все более смещают акценты в своих исследованиях с индивидуальных проблем на социальные и политические, и ведут по этому поводу постоянные дискуссии. Именно в этом направлении, по мнению Петчески, лежит путь к ядру феминистских преобразований. Она пишет: «проблема политики абортов имеет большее значение, чем просто актуализация внимания на убийстве зародыша, она влияет на структуру семей, на отношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми и влияет на женскую занятость».
Сегодня в Соединенных Штатах многочисленные противники абортов в принципе согласны с юридическим закреплением права на аборт, но они считают, что в системе законодательства должен быть предусмотрен запрет на аборты для бедных и молодых женщин (например, необходимость родительского или судебного разрешения на аборт для молодых женщин). Эти положения созвучны с такой религиозной и государственной ценностью как «ценность человеческой жизни». Поэтому аборты должны регулироваться как религиозными, так и государственными нормами. Поскольку феминистки стремятся преобразовать социальные отношения, их противники предпринимают усилия по противоположной интерпретации нюансов общественного развития. Феминистки стараются привлекать положения как старых, так и новых теорий, когда ведут борьбу с издержками социальных изменений.
Когда политика «включения» будет не в состоянии приносить пользу женщинам, вносить положительные перемены в их жизнь или не сможет высвечивать всю глубину социальных проблем, тогда со стороны женщин появится спрос на политику, которая сможет потребовать от учреждений признания половой и сексуальной идентичности, высокого статуса брака и семьи, рабочих мест, благоприятного отношения со стороны государства к правам человека и гуманизации отношений к окружающему миру. Критикуя и развивая положения либеральных и марксистских теорий, постструктурализма, психоанализа, постмодернизма, учений постколониального мира и экологии, философы-феминистки просто не применили эти понятия к женским исследованиям, но позаимствовали многое из инструментария вышеуказанных направлений. Они пытались определить такую политику, которая способствовала бы дегендеризации, пересмотрела бы традиционные отношения к половым ролям, распределяемым между мужчинами и женщинами, как бы перестраивая систему половых ролей в рамках общественных учреждений.
Но проект преобразований невольно поднимает вопрос: а в чем же заключаются женские потребности и желания, в чем их суть? Можем ли мы говорить о женщинах как о социальной группе, и как мы должны формулировать социальную политику в отношении этой группы, учитывая то, что она в свою очередь неоднородна? Вызывает беспокойство наличие разнообразных мнений и желаний среди самих женщин, что заставляет нас рассматривать этот пол с различных позиций, учитывая, что не только пол определяет потребности.
Даже если мы абстрагируемся от половой принадлежности, то все равно имеет смысл требовать изменений в социальной политике в отношении равенства возможностей. Признание женских прав как естественных прав человека зависит не только от изменения самой концепции прав человека, но также и от того насколько феминистская теория сможет создать условия для изменения ситуации в отношении прав человека в постколониальных развивающихся странах [49]. Новый подход к браку, — брак между геями и лесбиянками, — способен внести изменения в концепцию традиционного брака, являющегося символом патриархального общества. В то время как в большинстве государств «всеобщего благоденствия» центральной Европы и Скандинавии уже существует оплачиваемый отпуск для родителей, у которых есть больные дети, отпуск по болезни, американским феминисткам приходится требовать пособий по материнству, заботы об иждивенцах со стороны государства, независимо от их пола. Эти требования должны обеспечить преобразования в рамках тех рабочих мест, на которых работают опекуны иждивенцев [75]. В ходе исследований выясняются возможности изменений в структуре рабочих мест, определяются виды социальных пособий, выясняется, в чем же заключаются основные проблемы семейных отношений.
Наиболее проблемными представляются вопросы, связанные с расовой принадлежностью. Особенно они актуальны в Соединенных Штатах. Представители академической науки Вильямс и Спиллерс обращают внимание в своих работах на влияние расовых измерений пола на благосостояние как отдельных индивидов, так и целых семей [73, 61]. Кроме того, нам кажется, что философы-феминистки смотрят на проблемы социальной политики как на путь изменения отношения к вопросу о расовой принадлежности, например, они исследуют политику в отношении смешанных рас и межрасовых отношений [76; 59]. Возможно, что наиболее существенными являются проблемы бедности и расизма, затрагивающие не только женщин, но также мужчин, детей и сообщество в целом, и оказывающие влияние на жизнь женщин [39; 75]. Радикальный пересмотр фундаментальных концепций и категорий, таких как расовая идентификация полов, необходим в рамках политики, направленной на защиту детей от расовых и половых предрассудков.
В отношении наиболее распространенных проблем, таких как аборты и репродуктивные права, феминистки все более смещают акценты в своих исследованиях с индивидуальных проблем на социальные и политические, и ведут по этому поводу постоянные дискуссии. Именно в этом направлении, по мнению Петчески, лежит путь к ядру феминистских преобразований. Она пишет: «проблема политики абортов имеет большее значение, чем просто актуализация внимания на убийстве зародыша, она влияет на структуру семей, на отношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми и влияет на женскую занятость».
Сегодня в Соединенных Штатах многочисленные противники абортов в принципе согласны с юридическим закреплением права на аборт, но они считают, что в системе законодательства должен быть предусмотрен запрет на аборты для бедных и молодых женщин (например, необходимость родительского или судебного разрешения на аборт для молодых женщин). Эти положения созвучны с такой религиозной и государственной ценностью как «ценность человеческой жизни». Поэтому аборты должны регулироваться как религиозными, так и государственными нормами. Поскольку феминистки стремятся преобразовать социальные отношения, их противники предпринимают усилия по противоположной интерпретации нюансов общественного развития. Феминистки стараются привлекать положения как старых, так и новых теорий, когда ведут борьбу с издержками социальных изменений.