Этика феминизма

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

Критерием ослабления взгляда на личность в современных философских дискуссиях является тот факт, что в последние годы возросло число исследований, предметом которых стала проблема прав человека и, в особенности, права на жизнь. С одной стороны, они свидетельствуют о повышенном интересе к сущностным характеристикам человека как личности, а, с другой — они ограничивают взгляд на моральную личность, пытаясь смоделировать все моральные требования к ее правам по принципу «роли сыновей», заменивших патриархальный подход. Точка зрения, акцентирующая внимания на праве, является фундаментальным подходом, получившим название в американском феминизме «правовой подход в этике» (А. Маккинтайр, Джон Лэдд). Его критика увязывается с критикой современного индивидуализма и демонстрирует неприемлемость феминистской онтологической точки зрения для мужчин.

Согласно правовому подходу в этике, концепция морального права является фундаментальным моральным положением или, по меньшей мере, одним из тех, что имеет решающее значение для решения глобальных проблем. При использовании правового подхода  люди выглядят как социальные или моральные атомы, соотносящиеся с правами и причинами, и реально или потенциально находятся в конкуренции и конфликте друг с другом. Принять правовой подход, значит допустить, что отношения между людьми существуют на контрактной или квази-контрактной базе, и что моральные требования, вырастающие из них ограничены исключительно правами и обязанностями.

В противоположность обязанностям, в основном определяющим, какие действия или условия являются морально востребованными, разрешенными или запрещенными, ответственность (в виде требования «ответственность для») скорее означает завершенность усилий, чем продолжение требований. Так, ответственность требует упражнений в благоразумии как составного элемента терпения. Не зная как достичь благоразумия люди, в ряде вопросов могут иметь только моральные обязательства и не иметь ответственности. То, что называется «ответственный взгляд» этики принимает в расчет моральную ответственность, вырастающую из отношений, как фундаментальных моральных требований и рассматривает людей как бытия, которые могут действовать по моральным причинам, и которые приходят к их статусу через отношения с другими людьми. Такие отношения не предполагают контрактности. Отношения детей к родителям являются иллюстрацией не контрактных отношений. В основном, отношения между людьми поддерживаются моральной ответственностью с обеих сторон, и эта ответственность изменяется с течением времени в частностях или целиком.

Права и обязательства связаны с ответственностью. Человеческие права являющиеся требованием общества и другого человека необходимы, если личность готова нести ответственность за ее или его отношения. Согласно этому взгляду, моральные личности могут и, возможно, имеют некоторые моральные обязательства или ответственность за поддержание бытия других людей, не являющихся моральными личностями. Например, не быть грубым по отношению к животным есть моральное обязательство к ним как к живым существам.

Возможно, правовой взгляд в этике вырастает из неадекватного взгляда на моральный статус людей или «личностей» и невнимания к важности особой ответственности, которая приходит с эмоциональными и статусными отношениями. В некоторых случаях, особенно в ситуациях, когда поступки взрослых людей кажутся странными, сама ситуация может быть описана адекватно в значении их прав и обязанностей. Вопрос о том, является ли поведение субъекта странным, решается каждый раз по-разному в зависимости от этических или религиозных норм. Когда отношения между участниками значительны или даже необходимы для того, чтобы одна из сторон стала агентом морали, нравственные обязанности, возникающие в результате этих взаимоотношений, приобретают важнейшее значение.

Существенно то, что описание взаимосвязей и обязанностей, присущих этим связям начинается с описания отношения сторон к ним, хотя такое описание критично оценивается другими людьми. Так, например, во многих случаях есть достаточно оснований считать, что ребенка обижают, даже если изначально ни ребенок, ни родители не рассматривают свои взаимоотношения таким образом. Это означает, что подход к этике с точки зрения моральных обязанностей обладает большим потенциалом для применения в межкультурных отношениях, чем подход с точки зрения прав. Последний не имеет способов представить вариант нравственных требований вместе с вариантами реальных взаимоотношений. Поскольку выполнение обязанностей обеспечения благосостояния других является одним из видов взаимоотношений, очень важных для поддержания нравственной чистоты, моральная чистота каждой отдельной личности является неразрывно связанной с поддержанием моральной чистоты других. Таким образом, их собственные интересы — это не то, что можно четко отделить от интересов других.

В противоположность обычным дуалистическим расчетам все участники отношений и участвующие в практике проявляют и развивают себя, что в свою очередь дает дальнейшее развитие отношений и практик. Более того, то, что считается как соответствующее развитие, есть нечто, что может быть частично определяемо в значениях приобретения достоинств, необходимых для того, чтобы вовлечь индивида в ключевые практики взаимной реализации.

Либерализация женских отношений и практик требует, чтобы они были реконституированы в направлении, которое  давало бы  возможность индивидам оказывать влияние на развитие друг друга через навыки, чувства и достоинства, и быть преимущественными чертами развития в каждом. Такого рода либерализация является социальной задачей и по этой причине сообщества, двигающиеся к этой трансформации, в частности группы феминисток, часто вынуждены отделяться от тех, кому новые преобразования не по душе. Верность новой модели отношений и продвижение либерального опыта требуют от феминисток и сочувствующих им групп достаточно серьезного самопожертвования в намерении конкурировать с традиционными образцами отношений. Но, как пишет Джейн Бейкер Миллер, «либерализация женского опыта будет означать, что развитие других не будет длительное время вопросом самопожертвования части тех, кто вовлечен в этот опыт; самопожертвования, которое, в конечном итоге, вносит вклад в продолжение практики и отношений доминирования и конкуренции». Из этого следует, что к существующим добродетелям необходимо привлекать и поддерживать либеральные практики являющиеся силой, способной сопротивляться доминированию и кооптации развития одного за счет другого.

 

Критерием ослабления взгляда на личность в современных философских дискуссиях является тот факт, что в последние годы возросло число исследований, предметом которых стала проблема прав человека и, в особенности, права на жизнь. С одной стороны, они свидетельствуют о повышенном интересе к сущностным характеристикам человека как личности, а, с другой — они ограничивают взгляд на моральную личность, пытаясь смоделировать все моральные требования к ее правам по принципу «роли сыновей», заменивших патриархальный подход. Точка зрения, акцентирующая внимания на праве, является фундаментальным подходом, получившим название в американском феминизме «правовой подход в этике» (А. Маккинтайр, Джон Лэдд). Его критика увязывается с критикой современного индивидуализма и демонстрирует неприемлемость феминистской онтологической точки зрения для мужчин.

Согласно правовому подходу в этике, концепция морального права является фундаментальным моральным положением или, по меньшей мере, одним из тех, что имеет решающее значение для решения глобальных проблем. При использовании правового подхода  люди выглядят как социальные или моральные атомы, соотносящиеся с правами и причинами, и реально или потенциально находятся в конкуренции и конфликте друг с другом. Принять правовой подход, значит допустить, что отношения между людьми существуют на контрактной или квази-контрактной базе, и что моральные требования, вырастающие из них ограничены исключительно правами и обязанностями.

В противоположность обязанностям, в основном определяющим, какие действия или условия являются морально востребованными, разрешенными или запрещенными, ответственность (в виде требования «ответственность для») скорее означает завершенность усилий, чем продолжение требований. Так, ответственность требует упражнений в благоразумии как составного элемента терпения. Не зная как достичь благоразумия люди, в ряде вопросов могут иметь только моральные обязательства и не иметь ответственности. То, что называется «ответственный взгляд» этики принимает в расчет моральную ответственность, вырастающую из отношений, как фундаментальных моральных требований и рассматривает людей как бытия, которые могут действовать по моральным причинам, и которые приходят к их статусу через отношения с другими людьми. Такие отношения не предполагают контрактности. Отношения детей к родителям являются иллюстрацией не контрактных отношений. В основном, отношения между людьми поддерживаются моральной ответственностью с обеих сторон, и эта ответственность изменяется с течением времени в частностях или целиком.

Права и обязательства связаны с ответственностью. Человеческие права являющиеся требованием общества и другого человека необходимы, если личность готова нести ответственность за ее или его отношения. Согласно этому взгляду, моральные личности могут и, возможно, имеют некоторые моральные обязательства или ответственность за поддержание бытия других людей, не являющихся моральными личностями. Например, не быть грубым по отношению к животным есть моральное обязательство к ним как к живым существам.

Возможно, правовой взгляд в этике вырастает из неадекватного взгляда на моральный статус людей или «личностей» и невнимания к важности особой ответственности, которая приходит с эмоциональными и статусными отношениями. В некоторых случаях, особенно в ситуациях, когда поступки взрослых людей кажутся странными, сама ситуация может быть описана адекватно в значении их прав и обязанностей. Вопрос о том, является ли поведение субъекта странным, решается каждый раз по-разному в зависимости от этических или религиозных норм. Когда отношения между участниками значительны или даже необходимы для того, чтобы одна из сторон стала агентом морали, нравственные обязанности, возникающие в результате этих взаимоотношений, приобретают важнейшее значение.

Существенно то, что описание взаимосвязей и обязанностей, присущих этим связям начинается с описания отношения сторон к ним, хотя такое описание критично оценивается другими людьми. Так, например, во многих случаях есть достаточно оснований считать, что ребенка обижают, даже если изначально ни ребенок, ни родители не рассматривают свои взаимоотношения таким образом. Это означает, что подход к этике с точки зрения моральных обязанностей обладает большим потенциалом для применения в межкультурных отношениях, чем подход с точки зрения прав. Последний не имеет способов представить вариант нравственных требований вместе с вариантами реальных взаимоотношений. Поскольку выполнение обязанностей обеспечения благосостояния других является одним из видов взаимоотношений, очень важных для поддержания нравственной чистоты, моральная чистота каждой отдельной личности является неразрывно связанной с поддержанием моральной чистоты других. Таким образом, их собственные интересы — это не то, что можно четко отделить от интересов других.

В противоположность обычным дуалистическим расчетам все участники отношений и участвующие в практике проявляют и развивают себя, что в свою очередь дает дальнейшее развитие отношений и практик. Более того, то, что считается как соответствующее развитие, есть нечто, что может быть частично определяемо в значениях приобретения достоинств, необходимых для того, чтобы вовлечь индивида в ключевые практики взаимной реализации.

Либерализация женских отношений и практик требует, чтобы они были реконституированы в направлении, которое  давало бы  возможность индивидам оказывать влияние на развитие друг друга через навыки, чувства и достоинства, и быть преимущественными чертами развития в каждом. Такого рода либерализация является социальной задачей и по этой причине сообщества, двигающиеся к этой трансформации, в частности группы феминисток, часто вынуждены отделяться от тех, кому новые преобразования не по душе. Верность новой модели отношений и продвижение либерального опыта требуют от феминисток и сочувствующих им групп достаточно серьезного самопожертвования в намерении конкурировать с традиционными образцами отношений. Но, как пишет Джейн Бейкер Миллер, «либерализация женского опыта будет означать, что развитие других не будет длительное время вопросом самопожертвования части тех, кто вовлечен в этот опыт; самопожертвования, которое, в конечном итоге, вносит вклад в продолжение практики и отношений доминирования и конкуренции». Из этого следует, что к существующим добродетелям необходимо привлекать и поддерживать либеральные практики являющиеся силой, способной сопротивляться доминированию и кооптации развития одного за счет другого.