ГЕНДЕРНАЯ ЭКОНОМИКА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Лидия Николаева
РЕФЛЕКСИЯ НА ТЕМУ: «ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
(ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Предпринимательство, в зависимости от подходов к оценке конкретной деятельности человека, трактуется по-разному. Интересную группировку эволюции форм и условий развития предпринимательства представил экономист В.В. Радаев и ученые Иркутской государственной экономической академии. Характеризуя экономическую функцию предпринимательской деятельности и теорию фирмы в системе рыночных отношений, они обобщили взгляды теоретиков экономической мысли по этому вопросу.
У истоков предпринимательства стоял шотландский экономист французского происхождения Р. Кантильон (XVIII в.), который ввел понятие «предприниматель» в экономическую науку. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, главная отличительная черта которого — риск, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных рынках.
Ж.-Б. Сэй (начало XIX в.) подчеркивал активную творческую роль предпринимателя как координатора факторов производства, посредника, обладателя особых знаний и опыта. Он обосновал источник его доходов, предположив, что большая их часть — это плата за достаточно редкие предпринимательские способности.
Анализу предпринимательства особое внимание уделили историко-социологические исследования. Виднейший представитель социальной школы В. Зомбарт в работе «Буржуа» (1911 г.) резко противопоставил две духовные основы капитализма — «дух предпринимательства» и «гражданский дух». Последний подразумевает прилежание, бережливость, умеренность, расчетливость и другие подобные качества добропорядочного бюргера. По Зомбарту, предпринимательство — это осуществление дальновидного плана, требующего длительного сотрудничества нескольких людей, а сам предприниматель — «завоеватель», с его готовностью к риску, с духовной свободой, волей, богатством идей, настойчивостью в достижении цели; «организатор», способный пробудить интерес, завоевать доверие и убедить людей купить его товары. Любопытно ранжирование целей предпринимателя: на первом месте — стремление к самоутверждению, процветанию и росту своего дела и только на втором — получение максимальной прибыли. Достижение этих целей поглощает все время предпринимателя, всю его энергию и вытесняет прочие потребности.
Но только у Й. Шумпетера фигура предпринимателя и его характерные свойства стали краеугольным камнем стройной логической системы взглядов. В работе «Теория экономического развития» (1912 г.) Шумпетер пытался объединить феномен экономического роста. Он анализировал экономическую динамику, переход от одного равновесного режима функционирования к другому. Этот переход, со всеми качественными и количественными изменениями, он назвал экономическим развитием. Причем качественные изменения в экономике Шумпетер связывал с образованием «новых комбинаций», к которым относил изготовление нового блага, открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих товаров, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников сырья, проведение реорганизации в отрасли.
Для осуществления этих новых комбинаций необходимо разрушить старые, изъяв нужные факторы производства. Это можно сделать, лишь предложив владельцам ресурсов более выгодные условия. Человек, берущийся за осуществление такого дела, и есть предприниматель. Он не обязательно является собственником факторов производства, но может быть и наемным управляющим.
Интересно, что обыденная хозяйственная и предпринимательская деятельность, согласно Шумпетеру, требуют от субъекта различных качеств. Так, в условиях статичного кругооборота люди («просто хозяева», по терминологии Шумпетера) действуют в соответствии с аксиомой «рационального поведения». Такая абстракция допустима, если события протекают достаточно медленно, рациональность входит в привычку и осуществляется неосознанно. При этом лучшим для «просто хозяина» является вариант «самый выгодный из привычных». Цели и мотивы деятельности — удовлетворение потребностей путем потребления. С насыщением потребности энергия, направленная на ее удовлетворение, ослабевает (это исходная предпосылка теории маржинализма).
Но не таков предприниматель. Для него характерно делать вовсе не то и не так, как это делают другие. Это особый тип людей, обладающих такими качествами, как интеллект, интуиция, сильная воля, стремление приобрести больше, чем он имеет; удовлетворение потребности в господстве, власти, влиянии; рациональное поведение для целей описания и прогнозирования различных явлений [9, С.96-103; 14, С.225-227].
В России определение такой категории, как «предпринимательство», было впервые дано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., в котором под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Уточнения и дополнения понятие «предпринимательство» получило с введением в действие ГК РФ, где определены основные черты и особенности предпринимательства, например такие, как инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, а также ряд других особенностей, требующих знаний и способностей для эффективного их же использования в практической деятельности. То есть предпринимательские способности можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать не только предпринимателей и предпринимательскую инфраструктуру, но и предпринимательскую этику и культуру.
В теории и практике утвердилось мнение, что не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства. И с этим, пожалуй, можно согласиться, не оспаривая ни законодательные основы, ни мнения теоретиков экономической мысли. Но… В предпринимательстве выделяются субъекты и объекты.
Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство. Объектами предпринимательства следует назвать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность людей, операции с ценными бумагами.
Взаимосвязь объектов и субъектов функционирования национальной экономики показывает, что в их классификации явно не достает таких элементов, как домашние хозяйства и само население. Они, с одной стороны, являются потребителями товаров и услуг, производимых предпринимателями, а с другой стороны, население само предлагает предпринимателям факторы производства в форме труда и предпринимательских способностей для производства необходимых им товаров и услуг. Семья и домашние хозяйства, в свою очередь, — основные звенья в создании и накоплении человеческого капитала, который инвестируется не только в функционирование отдельных предприятий, но и используется на макроэкономическом уровне при выработке эффективных мер государственного регулирования экономики посредством использования интеллектуального потенциала, формирующегося первоначально на уровне семьи. Встают вопросы: можно ли считать предпринимательством процесс воспитания детей и можно ли считать роль женщины-матери в домашнем хозяйстве, как активный и инициативный поиск для формирования Личности, несущей в себе ум, разум, добро, внимание и множество других положительных качеств характера, способствующих развитию всех сторон хозяйственной и общественной жизни? Ответ на эти вопросы можно получить, а может быть просто поразмышлять, исходя из сопоставления различных точек зрения [6. С.23-27].
Среди основных методологических подходов к предпринимательской деятельности выделяется: 1) неоклассический анализ, для которого характерны направления в изучении экономики домохозяйства, разделении труда внутри семьи, решений о выходе на рынок труда; 2) социалистический феминизм и близкий к нему марксизм, главными целями которых являются вопросы о причинах и формах эксплуатации женщин внутри семьи и вне ее, о факторах и сферах проявления гендерного неравенства; 3) институционализм, куда попадают такие проблемы, как роль государства в регулировании гендерных отношений и проблемы социальной политики. С политэкономической точки зрения, с точки зрения системных связей и зависимостей в каждом из отмеченных направлений можно выделяются элементы предпринимательства с позиций формирования, использования и воспроизводства важнейшего фактора производства — человеческого капитала.
В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». В обобщенном виде он учитывает следующие особенности:
в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат (издержек для физического формирования человека);
человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, его обладателю получение в будущем более высокого дохода;
вложения в человеческий капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект;
инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. Последний составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет;
функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической [4, С.46].
Если человеческий капитал обеспечивает экономический и социальный эффект, а его обладателю в будущем более высокий доход, можно ли назвать предпринимательством формирование и накопление человеческого капитала? Этот процесс является одной из функций домохозяйства в рыночной экономике. Система функций семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает: создание материальной базы семьи; производство физической основы человеческого капитала (реализацию детородной, воспитательной и рекреационной функций); реализацию человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства.
Из представленных выше понятий вытекает, что предпринимательская деятельность затрагивает не только экономические, но и социальные, психологические, а также политические вопросы жизнедеятельности человека и общества в целом. Учитывая это обстоятельство, становится понятным обращение к отмеченной проблематике со стороны самых разных дисциплинарных направлений.
Доступно ли в политэкономическом аспекте предпринимательской деятельности выделить гендерный подход и вести речь о специфическом женском предпринимательстве? С одной стороны, целесообразно говорить об участии женщин в бизнесе и принятии ими решений на макро- и микроуровнях в экономической сфере, с другой ‑ о выполнении домашней работы в рамках «семейного способа производства» [12, С.93].
Задуматься над этими вопросами позволил перевод статьи «Work» («Работа») Барбары Хилкерт Андолсен. Но прежде следует отметить несколько современных подходов к изучению роли женщины в семье, в реформировании экономики, в общественной и политической жизни нации. Этим проблемам уделено немало внимания в современной социологии, культуре, истории, статистике, экономике и незначительное место гендерные исследования занимают в философии и юриспруденции.
При оценке положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое, обнаруживаются гендерные различия в менеджменте. Например, в последние десятилетия, принимая на работу менеджеров, предприниматели стали отдавать предпочтение женщинам, потому что в отличие от мужчин-боссов, которые любят подгонять сотрудников и настраивать их друг против друга, женщины-менеджеры не только объединяют сотрудников, но и умеют вдохновлять их, демонстрируя восхищение даже незначительными успехами. Здесь возникает тот самый эффект, к которому стремятся женщины-политики, добиваясь нового законодательства, а именно — очеловечивание интересов. «Женщины больше заботятся о социальных проблемах и более активно подталкивают правительства к решению этих проблем. Кроме того, они меньше уверены в завтрашнем дне и более осмотрительны, нежели мужчины, и поэтому больше уделяют внимания таким расходам, как налог на профилактику здоровья, детские учреждения и пенсии. Для социальной государственной помощи такого рода женщины готовы платить более высокие налоги» [3, С.231].
Различия между мужчинами и женщинами проявились при описании ими своего стиля руководства и методов влияния на подчиненных. Мужчины-менеджеры описывают свой стиль, который специалисты по управлению называют «деловым». Это означает, что свою работу они видят как серию дел (или сделок) с подчиненными с последующим награждением за оказание услуги или с наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает занимаемая ими должность.
Женщины-менеджеры осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами — обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью.
Женщины-предприниматели считают, что люди работают лучше, когда они довольны собой и своей работой, поэтому в обязанности лидера входит создание ситуаций, способствующих таким ощущениям. Основой подобного руководства через взаимодействие является привлечение к деятельности. Благодаря практике участия, сотрудники более активно поддерживают принятые решения и уменьшают опасность проявления неожиданной оппозиции. Активное привлечение к своей работе подчиненных позволяет снизить риск, связанный с тем, что конкретным клиентом, проектом или вложением занимается только один человек: если с ним что-то случится, его работой сможет заняться кто-то другой.
Известны и недостатки подобного стиля. Так, чтобы получить от кого-то идеи и информацию, требуется время, часто приходится делиться полномочиями, позволять себя критиковать. Если спрашивать у сотрудников мнение, может сложиться впечатление, что своих идей у менеджера нет. Необходимо также помнить, что в организации есть люди, предпочитающие получать распоряжения, а не участвовать в принятии решений.
Все эти разнообразные факторы предполагают применение различных стилей в зависимости от ситуации, а в структуре личности женщины-менеджера имеются черты, считающиеся противоречащими друг другу.
Одной из характеристик управленческой деятельности женщин-предпринимателей является поддержание в сотрудниках уважения к собственной персоне. Когда руководители приглашают сотрудников к процессу принятия решений, возникает побочный положительный эффект — сотрудники осознают свою значимость, стремятся к самовыражению личности. В отмеченном стиле прослеживается воспитательная функция, которую традиционно выполняют домашние хозяйства.
Будет ли считаться предпринимательской деятельностью женский труд в семье, когда женщина не занята работой на предприятии, но воспитывает ребенка, формирует человеческий капитал в интересах общества? Любой капитал, как известно, дает прибыль при разумном его использовании, распределении и управлении им. Прослеживается ли связь между женским предпринимательством в сфере бизнеса и проявляет ли предприимчивость женщина, выполняющая домашний труд, который так же, как и труд на предприятии требует физических, умственных и психологических усилий, будь то женщина-предприниматель или рядовой сотрудник? Предполагается, что поставленные вопросы являются справедливым предметом спора по проблемам предпринимательской деятельности на уровне семьи и домохозяйства.
Например, если взять эмоциональный труд в форме заботы или опеки ради благосостояния других, то заботливость по отношению к опекаемым, может быть объяснена позитивно-эмоциональной преданностью к ближним, которая, в свою очередь, включает в себя и положительные чувства других. Является ли это результатом? Да! Прирост доброжелательных эмоций затрагивает процесс стабильности, благополучия, формирования личности, что с точки зрения менеджмента есть эффективное управление, которое дает прирост, прибыль в экономическом плане. Поэтому женщину, занимающуюся домашним хозяйством, воспитывающую детей, проявляющую заботу к окружающим тоже можно назвать предпринимательницей, но не в сфере бизнеса, а в секторе домашнего хозяйства, как субъекте народнохозяйственной деятельности.
В данном примере прослеживается взаимосвязь объектов и субъектов хозяйствования, которая проявляется в цепочке: домохозяйства — фирма — государство, и наоборот, государство — фирма — домохозяйства. Здесь опять встает вопрос: кто будет оплачивать труд женщины в семье: муж, корпорация, правительство? Кто будет вкладывать инвестиции в человеческий капитал? Где и как этот капитал будет использован? Наверное, нельзя эти проблемы рассматривать изолированно, необходим комплексный и системный подход в их рассмотрении, так как инвестирование средств в формальное и неформальное образование характеризуется высокой социальной и экономической отдачей и является одним из наилучших средств достижения целей устойчивого развития и экономического роста. Отмеченная цель является важнейшей задачей государственного регулирования. И поскольку одной из функций государства является обеспечение правовой защиты населения и страны, обеспечение стабильности экономики и политики, то первостепенно важно, чтобы семья чувствовала уверенность в будущем, что, в свою очередь, приведет к сильному и мощному государству, с таким потенциалом, который создается на уровне домохозяйства. В такой интерпретации и государству, и корпорациям, и мужу необходимо поддерживать и сохранять роль женщины в семье, которая не только выполняет важнейшую физиологическую функцию — детородную и воспитательную, но и является объектом духовности, материнской нежности, любви и красоты. Это огромные психологические затраты, часто переплетающиеся с физическим трудом. Забота о других — это многосторонняя деятельность, означающая отношение внимательной опеки ради благосостояния других, что включает в себя и положительные чувства другой стороны. А это, в свою очередь — результат в форме прироста положительных эмоций, что с точки зрения менеджмента, есть эффективное управление, дающее прибыль в экономическом плане как в настоящем, так и в будущем.
Государство должно стимулировать воспроизводство человеческого капитала и оценить роль женщины по достоинству, не ограничивать ее заработной платой с более низким уровнем, по сравнению с заработной платой мужчин по однотипным видам работ. Государству следует создать такие условия, чтобы у женщин был стимул для реализации своих творческих и воспитательных способностей на всех уровнях жизнедеятельности. Конечно, это проблема сложная и многогранная, затрагивающая менталитет нации, социокультурные элементы и институциональные механизмы
Например, во многих странах были учреждены национальные механизмы по вопросам улучшения положения женщин. Эти механизмы созданы для разработки, реализации, контроля, оценки, пропаганды и поддержки политики, способствующей улучшению положения женщин. Национальный механизм должен иметь четко разработанные мандаты и полномочия; чрезвычайно важными элементами являются обеспечение достаточными ресурсами и предоставление возможностей влиять на политику, разрабатывать и пересматривать законодательство. Условиями, необходимыми для его эффективного функционирования являются:
наличие институциональных механизмов, содействующих вовлечению неправительственных и общественных организаций в процессы планирования, реализации и контроля программ по улучшению положения женщин;
наличие достаточных бюджетных средств и обеспеченность квалификации кадрами;
возможность оказания влияния на разработку правительством политики во всех областях.
При этом следует действовать в следующих направлениях:
поощрение и выстраивание отношений сотрудничества с соответствующими органами правительства, центрами по проведению прикладных и теоретических исследований по женской проблематике, научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами массовой информации, неправительственными организациями, в особенности женскими, и всеми другими партнерами в рамках гражданского общества;
учет гендерных аспектов в рамках законодательства, государственной политики, программ и проектов; проведение гендерного анализа на этапе подготовки решений в сфере политики;
сбор и распространение данных и информации с разбивкой по признаку пола для целей планирования и оценки; измерение в количественном выражении неоплаченного труда, который не учитывается в национальных счетах.
Итак, очевидно, что проблема оценки женского труда не только ставится, но по возможности, рассматривается и решается. Специалисты в области законодательного права стремятся узаконить положение женщин в обществе, способствуют реформированию Трудового кодекса по проблемам обеспечения равных прав в области трудовых отношений. Работы Л.С. Ржанициной, Н.И. Чекорина и других специалистов посвящены в трудовом законодательстве правам, льготам слабо защищенных слоев населения, в том числе и женщин [10].
Особенно важно отметить, что поставленные вопросы находят свое отражение в реальной действительности.
В современных условиях комплекс производительных способностей и потребностей человека, характерных для начального этапа постиндустриальной стадии развития общества и функционирующих в форме человеческого капитала, постепенно трансформируется. Он превращается в систему творческих информационных способностей и потребностей, характерных для информационной стадии развития общества с преимущественно информационной экономикой и функционирующих в форме человеческих информационных ресурсов. Они представляют собой форму выражения сущностных творческих сил человека, включенных в систему информационной экономики в качестве главного фактора, обеспечивающего высокий динамизм и высокое качество социального и экономического прогресса общества.
В информационном обществе живая человеческая личность все менее и менее является носителем человеческого капитала и все больше становится носителем человеческих информационных ресурсов — главных факторов, обусловливающих высокий динамизм социального прогресса человеческого общества и высокие темпы экономического роста [5, С.18].
Проблемы женского предпринимательства на всех уровнях хозяйствования, и не только в бизнес-слое, но и на уровне домохозяйства требуют тщательного исследования, анализа и практической реализации поставленных проблем. Поэтому в рамках данной статьи автор не претендует на бесспорность затронутых вопросов, а призывает к серьезному обсуждению и выработке конструктивных предложений и рекомендаций по оценке женского предпринимательства на уровне домашнего хозяйства.
Лидия Николаева
РЕФЛЕКСИЯ НА ТЕМУ: «ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
(ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Предпринимательство, в зависимости от подходов к оценке конкретной деятельности человека, трактуется по-разному. Интересную группировку эволюции форм и условий развития предпринимательства представил экономист В.В. Радаев и ученые Иркутской государственной экономической академии. Характеризуя экономическую функцию предпринимательской деятельности и теорию фирмы в системе рыночных отношений, они обобщили взгляды теоретиков экономической мысли по этому вопросу.
У истоков предпринимательства стоял шотландский экономист французского происхождения Р. Кантильон (XVIII в.), который ввел понятие «предприниматель» в экономическую науку. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, главная отличительная черта которого — риск, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных рынках.
Ж.-Б. Сэй (начало XIX в.) подчеркивал активную творческую роль предпринимателя как координатора факторов производства, посредника, обладателя особых знаний и опыта. Он обосновал источник его доходов, предположив, что большая их часть — это плата за достаточно редкие предпринимательские способности.
Анализу предпринимательства особое внимание уделили историко-социологические исследования. Виднейший представитель социальной школы В. Зомбарт в работе «Буржуа» (1911 г.) резко противопоставил две духовные основы капитализма — «дух предпринимательства» и «гражданский дух». Последний подразумевает прилежание, бережливость, умеренность, расчетливость и другие подобные качества добропорядочного бюргера. По Зомбарту, предпринимательство — это осуществление дальновидного плана, требующего длительного сотрудничества нескольких людей, а сам предприниматель — «завоеватель», с его готовностью к риску, с духовной свободой, волей, богатством идей, настойчивостью в достижении цели; «организатор», способный пробудить интерес, завоевать доверие и убедить людей купить его товары. Любопытно ранжирование целей предпринимателя: на первом месте — стремление к самоутверждению, процветанию и росту своего дела и только на втором — получение максимальной прибыли. Достижение этих целей поглощает все время предпринимателя, всю его энергию и вытесняет прочие потребности.
Но только у Й. Шумпетера фигура предпринимателя и его характерные свойства стали краеугольным камнем стройной логической системы взглядов. В работе «Теория экономического развития» (1912 г.) Шумпетер пытался объединить феномен экономического роста. Он анализировал экономическую динамику, переход от одного равновесного режима функционирования к другому. Этот переход, со всеми качественными и количественными изменениями, он назвал экономическим развитием. Причем качественные изменения в экономике Шумпетер связывал с образованием «новых комбинаций», к которым относил изготовление нового блага, открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих товаров, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников сырья, проведение реорганизации в отрасли.
Для осуществления этих новых комбинаций необходимо разрушить старые, изъяв нужные факторы производства. Это можно сделать, лишь предложив владельцам ресурсов более выгодные условия. Человек, берущийся за осуществление такого дела, и есть предприниматель. Он не обязательно является собственником факторов производства, но может быть и наемным управляющим.
Интересно, что обыденная хозяйственная и предпринимательская деятельность, согласно Шумпетеру, требуют от субъекта различных качеств. Так, в условиях статичного кругооборота люди («просто хозяева», по терминологии Шумпетера) действуют в соответствии с аксиомой «рационального поведения». Такая абстракция допустима, если события протекают достаточно медленно, рациональность входит в привычку и осуществляется неосознанно. При этом лучшим для «просто хозяина» является вариант «самый выгодный из привычных». Цели и мотивы деятельности — удовлетворение потребностей путем потребления. С насыщением потребности энергия, направленная на ее удовлетворение, ослабевает (это исходная предпосылка теории маржинализма).
Но не таков предприниматель. Для него характерно делать вовсе не то и не так, как это делают другие. Это особый тип людей, обладающих такими качествами, как интеллект, интуиция, сильная воля, стремление приобрести больше, чем он имеет; удовлетворение потребности в господстве, власти, влиянии; рациональное поведение для целей описания и прогнозирования различных явлений [9, С.96-103; 14, С.225-227].
В России определение такой категории, как «предпринимательство», было впервые дано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., в котором под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Уточнения и дополнения понятие «предпринимательство» получило с введением в действие ГК РФ, где определены основные черты и особенности предпринимательства, например такие, как инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, а также ряд других особенностей, требующих знаний и способностей для эффективного их же использования в практической деятельности. То есть предпринимательские способности можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать не только предпринимателей и предпринимательскую инфраструктуру, но и предпринимательскую этику и культуру.
В теории и практике утвердилось мнение, что не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства. И с этим, пожалуй, можно согласиться, не оспаривая ни законодательные основы, ни мнения теоретиков экономической мысли. Но… В предпринимательстве выделяются субъекты и объекты.
Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство. Объектами предпринимательства следует назвать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность людей, операции с ценными бумагами.
Взаимосвязь объектов и субъектов функционирования национальной экономики показывает, что в их классификации явно не достает таких элементов, как домашние хозяйства и само население. Они, с одной стороны, являются потребителями товаров и услуг, производимых предпринимателями, а с другой стороны, население само предлагает предпринимателям факторы производства в форме труда и предпринимательских способностей для производства необходимых им товаров и услуг. Семья и домашние хозяйства, в свою очередь, — основные звенья в создании и накоплении человеческого капитала, который инвестируется не только в функционирование отдельных предприятий, но и используется на макроэкономическом уровне при выработке эффективных мер государственного регулирования экономики посредством использования интеллектуального потенциала, формирующегося первоначально на уровне семьи. Встают вопросы: можно ли считать предпринимательством процесс воспитания детей и можно ли считать роль женщины-матери в домашнем хозяйстве, как активный и инициативный поиск для формирования Личности, несущей в себе ум, разум, добро, внимание и множество других положительных качеств характера, способствующих развитию всех сторон хозяйственной и общественной жизни? Ответ на эти вопросы можно получить, а может быть просто поразмышлять, исходя из сопоставления различных точек зрения [6. С.23-27].
Среди основных методологических подходов к предпринимательской деятельности выделяется: 1) неоклассический анализ, для которого характерны направления в изучении экономики домохозяйства, разделении труда внутри семьи, решений о выходе на рынок труда; 2) социалистический феминизм и близкий к нему марксизм, главными целями которых являются вопросы о причинах и формах эксплуатации женщин внутри семьи и вне ее, о факторах и сферах проявления гендерного неравенства; 3) институционализм, куда попадают такие проблемы, как роль государства в регулировании гендерных отношений и проблемы социальной политики. С политэкономической точки зрения, с точки зрения системных связей и зависимостей в каждом из отмеченных направлений можно выделяются элементы предпринимательства с позиций формирования, использования и воспроизводства важнейшего фактора производства — человеческого капитала.
В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». В обобщенном виде он учитывает следующие особенности:
в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат (издержек для физического формирования человека);
человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, его обладателю получение в будущем более высокого дохода;
вложения в человеческий капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект;
инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. Последний составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет;
функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической [4, С.46].
Если человеческий капитал обеспечивает экономический и социальный эффект, а его обладателю в будущем более высокий доход, можно ли назвать предпринимательством формирование и накопление человеческого капитала? Этот процесс является одной из функций домохозяйства в рыночной экономике. Система функций семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает: создание материальной базы семьи; производство физической основы человеческого капитала (реализацию детородной, воспитательной и рекреационной функций); реализацию человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства.
Из представленных выше понятий вытекает, что предпринимательская деятельность затрагивает не только экономические, но и социальные, психологические, а также политические вопросы жизнедеятельности человека и общества в целом. Учитывая это обстоятельство, становится понятным обращение к отмеченной проблематике со стороны самых разных дисциплинарных направлений.
Доступно ли в политэкономическом аспекте предпринимательской деятельности выделить гендерный подход и вести речь о специфическом женском предпринимательстве? С одной стороны, целесообразно говорить об участии женщин в бизнесе и принятии ими решений на макро- и микроуровнях в экономической сфере, с другой ‑ о выполнении домашней работы в рамках «семейного способа производства» [12, С.93].
Задуматься над этими вопросами позволил перевод статьи «Work» («Работа») Барбары Хилкерт Андолсен. Но прежде следует отметить несколько современных подходов к изучению роли женщины в семье, в реформировании экономики, в общественной и политической жизни нации. Этим проблемам уделено немало внимания в современной социологии, культуре, истории, статистике, экономике и незначительное место гендерные исследования занимают в философии и юриспруденции.
При оценке положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое, обнаруживаются гендерные различия в менеджменте. Например, в последние десятилетия, принимая на работу менеджеров, предприниматели стали отдавать предпочтение женщинам, потому что в отличие от мужчин-боссов, которые любят подгонять сотрудников и настраивать их друг против друга, женщины-менеджеры не только объединяют сотрудников, но и умеют вдохновлять их, демонстрируя восхищение даже незначительными успехами. Здесь возникает тот самый эффект, к которому стремятся женщины-политики, добиваясь нового законодательства, а именно — очеловечивание интересов. «Женщины больше заботятся о социальных проблемах и более активно подталкивают правительства к решению этих проблем. Кроме того, они меньше уверены в завтрашнем дне и более осмотрительны, нежели мужчины, и поэтому больше уделяют внимания таким расходам, как налог на профилактику здоровья, детские учреждения и пенсии. Для социальной государственной помощи такого рода женщины готовы платить более высокие налоги» [3, С.231].
Различия между мужчинами и женщинами проявились при описании ими своего стиля руководства и методов влияния на подчиненных. Мужчины-менеджеры описывают свой стиль, который специалисты по управлению называют «деловым». Это означает, что свою работу они видят как серию дел (или сделок) с подчиненными с последующим награждением за оказание услуги или с наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает занимаемая ими должность.
Женщины-менеджеры осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами — обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью.
Женщины-предприниматели считают, что люди работают лучше, когда они довольны собой и своей работой, поэтому в обязанности лидера входит создание ситуаций, способствующих таким ощущениям. Основой подобного руководства через взаимодействие является привлечение к деятельности. Благодаря практике участия, сотрудники более активно поддерживают принятые решения и уменьшают опасность проявления неожиданной оппозиции. Активное привлечение к своей работе подчиненных позволяет снизить риск, связанный с тем, что конкретным клиентом, проектом или вложением занимается только один человек: если с ним что-то случится, его работой сможет заняться кто-то другой.
Известны и недостатки подобного стиля. Так, чтобы получить от кого-то идеи и информацию, требуется время, часто приходится делиться полномочиями, позволять себя критиковать. Если спрашивать у сотрудников мнение, может сложиться впечатление, что своих идей у менеджера нет. Необходимо также помнить, что в организации есть люди, предпочитающие получать распоряжения, а не участвовать в принятии решений.
Все эти разнообразные факторы предполагают применение различных стилей в зависимости от ситуации, а в структуре личности женщины-менеджера имеются черты, считающиеся противоречащими друг другу.
Одной из характеристик управленческой деятельности женщин-предпринимателей является поддержание в сотрудниках уважения к собственной персоне. Когда руководители приглашают сотрудников к процессу принятия решений, возникает побочный положительный эффект — сотрудники осознают свою значимость, стремятся к самовыражению личности. В отмеченном стиле прослеживается воспитательная функция, которую традиционно выполняют домашние хозяйства.
Будет ли считаться предпринимательской деятельностью женский труд в семье, когда женщина не занята работой на предприятии, но воспитывает ребенка, формирует человеческий капитал в интересах общества? Любой капитал, как известно, дает прибыль при разумном его использовании, распределении и управлении им. Прослеживается ли связь между женским предпринимательством в сфере бизнеса и проявляет ли предприимчивость женщина, выполняющая домашний труд, который так же, как и труд на предприятии требует физических, умственных и психологических усилий, будь то женщина-предприниматель или рядовой сотрудник? Предполагается, что поставленные вопросы являются справедливым предметом спора по проблемам предпринимательской деятельности на уровне семьи и домохозяйства.
Например, если взять эмоциональный труд в форме заботы или опеки ради благосостояния других, то заботливость по отношению к опекаемым, может быть объяснена позитивно-эмоциональной преданностью к ближним, которая, в свою очередь, включает в себя и положительные чувства других. Является ли это результатом? Да! Прирост доброжелательных эмоций затрагивает процесс стабильности, благополучия, формирования личности, что с точки зрения менеджмента есть эффективное управление, которое дает прирост, прибыль в экономическом плане. Поэтому женщину, занимающуюся домашним хозяйством, воспитывающую детей, проявляющую заботу к окружающим тоже можно назвать предпринимательницей, но не в сфере бизнеса, а в секторе домашнего хозяйства, как субъекте народнохозяйственной деятельности.
В данном примере прослеживается взаимосвязь объектов и субъектов хозяйствования, которая проявляется в цепочке: домохозяйства — фирма — государство, и наоборот, государство — фирма — домохозяйства. Здесь опять встает вопрос: кто будет оплачивать труд женщины в семье: муж, корпорация, правительство? Кто будет вкладывать инвестиции в человеческий капитал? Где и как этот капитал будет использован? Наверное, нельзя эти проблемы рассматривать изолированно, необходим комплексный и системный подход в их рассмотрении, так как инвестирование средств в формальное и неформальное образование характеризуется высокой социальной и экономической отдачей и является одним из наилучших средств достижения целей устойчивого развития и экономического роста. Отмеченная цель является важнейшей задачей государственного регулирования. И поскольку одной из функций государства является обеспечение правовой защиты населения и страны, обеспечение стабильности экономики и политики, то первостепенно важно, чтобы семья чувствовала уверенность в будущем, что, в свою очередь, приведет к сильному и мощному государству, с таким потенциалом, который создается на уровне домохозяйства. В такой интерпретации и государству, и корпорациям, и мужу необходимо поддерживать и сохранять роль женщины в семье, которая не только выполняет важнейшую физиологическую функцию — детородную и воспитательную, но и является объектом духовности, материнской нежности, любви и красоты. Это огромные психологические затраты, часто переплетающиеся с физическим трудом. Забота о других — это многосторонняя деятельность, означающая отношение внимательной опеки ради благосостояния других, что включает в себя и положительные чувства другой стороны. А это, в свою очередь — результат в форме прироста положительных эмоций, что с точки зрения менеджмента, есть эффективное управление, дающее прибыль в экономическом плане как в настоящем, так и в будущем.
Государство должно стимулировать воспроизводство человеческого капитала и оценить роль женщины по достоинству, не ограничивать ее заработной платой с более низким уровнем, по сравнению с заработной платой мужчин по однотипным видам работ. Государству следует создать такие условия, чтобы у женщин был стимул для реализации своих творческих и воспитательных способностей на всех уровнях жизнедеятельности. Конечно, это проблема сложная и многогранная, затрагивающая менталитет нации, социокультурные элементы и институциональные механизмы
Например, во многих странах были учреждены национальные механизмы по вопросам улучшения положения женщин. Эти механизмы созданы для разработки, реализации, контроля, оценки, пропаганды и поддержки политики, способствующей улучшению положения женщин. Национальный механизм должен иметь четко разработанные мандаты и полномочия; чрезвычайно важными элементами являются обеспечение достаточными ресурсами и предоставление возможностей влиять на политику, разрабатывать и пересматривать законодательство. Условиями, необходимыми для его эффективного функционирования являются:
наличие институциональных механизмов, содействующих вовлечению неправительственных и общественных организаций в процессы планирования, реализации и контроля программ по улучшению положения женщин;
наличие достаточных бюджетных средств и обеспеченность квалификации кадрами;
возможность оказания влияния на разработку правительством политики во всех областях.
При этом следует действовать в следующих направлениях:
поощрение и выстраивание отношений сотрудничества с соответствующими органами правительства, центрами по проведению прикладных и теоретических исследований по женской проблематике, научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами массовой информации, неправительственными организациями, в особенности женскими, и всеми другими партнерами в рамках гражданского общества;
учет гендерных аспектов в рамках законодательства, государственной политики, программ и проектов; проведение гендерного анализа на этапе подготовки решений в сфере политики;
сбор и распространение данных и информации с разбивкой по признаку пола для целей планирования и оценки; измерение в количественном выражении неоплаченного труда, который не учитывается в национальных счетах.
Итак, очевидно, что проблема оценки женского труда не только ставится, но по возможности, рассматривается и решается. Специалисты в области законодательного права стремятся узаконить положение женщин в обществе, способствуют реформированию Трудового кодекса по проблемам обеспечения равных прав в области трудовых отношений. Работы Л.С. Ржанициной, Н.И. Чекорина и других специалистов посвящены в трудовом законодательстве правам, льготам слабо защищенных слоев населения, в том числе и женщин [10].
Особенно важно отметить, что поставленные вопросы находят свое отражение в реальной действительности.
В современных условиях комплекс производительных способностей и потребностей человека, характерных для начального этапа постиндустриальной стадии развития общества и функционирующих в форме человеческого капитала, постепенно трансформируется. Он превращается в систему творческих информационных способностей и потребностей, характерных для информационной стадии развития общества с преимущественно информационной экономикой и функционирующих в форме человеческих информационных ресурсов. Они представляют собой форму выражения сущностных творческих сил человека, включенных в систему информационной экономики в качестве главного фактора, обеспечивающего высокий динамизм и высокое качество социального и экономического прогресса общества.
В информационном обществе живая человеческая личность все менее и менее является носителем человеческого капитала и все больше становится носителем человеческих информационных ресурсов — главных факторов, обусловливающих высокий динамизм социального прогресса человеческого общества и высокие темпы экономического роста [5, С.18].
Проблемы женского предпринимательства на всех уровнях хозяйствования, и не только в бизнес-слое, но и на уровне домохозяйства требуют тщательного исследования, анализа и практической реализации поставленных проблем. Поэтому в рамках данной статьи автор не претендует на бесспорность затронутых вопросов, а призывает к серьезному обсуждению и выработке конструктивных предложений и рекомендаций по оценке женского предпринимательства на уровне домашнего хозяйства.