ГЕНДЕРНАЯ ЭКОНОМИКА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

 

Лидия Николаева

 

РЕФЛЕКСИЯ НА ТЕМУ: «ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

(ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

Предпринимательство, в зависимости от подходов к оценке конкретной деятельности человека, трактуется по-разному. Интересную группировку эволюции форм и условий развития предпринимательства представил экономист В.В. Радаев и ученые Иркутской государственной экономической академии. Характеризуя экономическую функцию предпринимательской деятельности и теорию фирмы в системе рыночных отношений, они обобщили взгляды теоретиков экономической мысли по этому вопросу.

У истоков предпринимательства стоял шотландский экономист французского происхождения Р. Кантильон (XVIII в.), который ввел понятие «предприниматель» в экономическую науку. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, главная отличительная черта которого — риск, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных рынках.

Ж.-Б. Сэй (начало XIX в.) подчеркивал активную творческую роль предпринимателя как координатора факторов производства, посредника, обладателя особых знаний и опыта. Он обосновал источник его доходов, предположив, что большая их часть — это плата за достаточно редкие предпринимательские способности.

Анализу предпринимательства особое внимание уделили историко-социологические исследования. Виднейший представитель социальной школы В. Зомбарт в работе «Буржуа» (1911 г.) резко противопоставил две духовные основы капитализма — «дух предпринимательства» и «гражданский дух». Последний подразумевает прилежание, бережливость, умеренность, расчетливость и другие подобные качества добропорядочного бюргера. По Зомбарту, предпринимательство — это осуществление дальновидного плана, требующего длительного сотрудничества нескольких людей, а сам предприниматель — «завоеватель», с его готовностью к риску, с духовной свободой, волей, богатством идей, настойчивостью в достижении цели; «организатор», способный пробудить интерес, завоевать доверие и убедить людей купить его товары. Любопытно ранжирование целей предпринимателя: на первом месте — стремление к самоутверждению, процветанию и росту своего дела и только на втором — получение максимальной прибыли. Достижение этих целей поглощает все время предпринимателя, всю его энергию и вытесняет прочие потребности.

Но только у Й. Шумпетера фигура предпринимателя и его характерные свойства стали краеугольным камнем стройной логической системы взглядов. В работе «Теория экономического развития» (1912 г.) Шумпетер пытался объединить феномен экономического роста. Он анализировал экономическую динамику, переход от одного равновесного режима функционирования к другому. Этот переход, со всеми качественными и количественными изменениями, он назвал экономическим развитием. Причем качественные изменения в экономике Шумпетер связывал с образованием «новых комбинаций», к которым относил изготовление нового блага, открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих товаров, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников сырья, проведение реорганизации в отрасли.

Для осуществления этих новых комбинаций необходимо разрушить старые, изъяв нужные факторы производства. Это можно сделать, лишь предложив владельцам ресурсов более выгодные условия. Человек, берущийся за осуществление такого дела, и есть предприниматель. Он не обязательно является собственником факторов производства, но может быть и наемным управляющим.

Интересно, что обыденная хозяйственная и предпринимательская деятельность, согласно Шумпетеру, требуют от субъекта различных качеств. Так, в условиях статичного кругооборота люди («просто хозяева», по терминологии Шумпетера) действуют в соответствии с аксиомой «рационального поведения». Такая абстракция допустима, если события протекают достаточно медленно, рациональность входит в привычку и осуществляется неосознанно. При этом лучшим для «просто хозяина» является вариант «самый выгодный из привычных». Цели и мотивы деятельности — удовлетворение потребностей путем потребления. С насыщением потребности энергия, направленная на ее удовлетворение, ослабевает (это исходная предпосылка теории маржинализма).

Но не таков предприниматель. Для него характерно делать вовсе не то и не так, как это делают другие. Это особый тип людей, обладающих такими качествами, как интеллект, интуиция, сильная воля, стремление приобрести больше, чем он имеет; удовлетворение потребности в господстве, власти, влиянии; рациональное поведение для целей описания и прогнозирования различных явлений [9, С.96-103; 14, С.225-227].

В России определение такой категории, как «предпринимательство», было впервые дано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., в котором под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Уточнения и дополнения понятие «предпринимательство» получило с введением в действие ГК РФ, где определены основные черты и особенности предпринимательства, например такие, как инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, а также ряд других особенностей, требующих знаний и способностей для эффективного их же использования в практической деятельности. То есть предпринимательские способности можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать не только предпринимателей и предпринимательскую инфраструктуру, но и предпринимательскую этику и культуру.

В теории и практике утвердилось мнение, что не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства. И с этим, пожалуй, можно согласиться, не оспаривая ни законодательные основы, ни мнения теоретиков экономической мысли. Но… В предпринимательстве выделяются субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство. Объектами предпринимательства следует назвать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность людей, операции с ценными бумагами.

Взаимосвязь объектов и субъектов функционирования национальной экономики показывает, что в их классификации явно не достает таких элементов, как домашние хозяйства и само население. Они, с одной стороны, являются потребителями товаров и услуг, производимых предпринимателями, а с другой стороны, население само предлагает предпринимателям факторы производства в форме труда и предпринимательских способностей для производства необходимых им товаров и услуг. Семья и домашние хозяйства, в свою очередь, — основные звенья в создании и накоплении человеческого капитала, который инвестируется не только в функционирование отдельных предприятий, но и используется на макроэкономическом уровне при выработке эффективных мер государственного регулирования экономики посредством использования интеллектуального потенциала, формирующегося первоначально на уровне семьи. Встают вопросы: можно ли считать предпринимательством процесс воспитания детей и можно ли считать роль женщины-матери в домашнем хозяйстве, как активный и инициативный поиск для формирования Личности, несущей в себе ум, разум, добро, внимание и множество других положительных качеств характера, способствующих развитию всех сторон хозяйственной и общественной жизни? Ответ на эти вопросы можно получить, а может быть просто поразмышлять, исходя из сопоставления различных точек зрения [6. С.23-27].

Среди основных методологических подходов к предпринимательской деятельности выделяется: 1) неоклассический анализ, для которого характерны направления в изучении экономики домохозяйства, разделении труда внутри семьи, решений о выходе на рынок труда; 2) социалистический феминизм и близкий к нему марксизм, главными целями которых являются вопросы о причинах и формах эксплуатации женщин внутри семьи и вне ее, о факторах и сферах проявления гендерного неравенства; 3) институционализм, куда попадают такие проблемы, как роль государства в регулировании гендерных отношений и проблемы социальной политики. С политэкономической точки зрения, с точки зрения системных связей и зависимостей в каждом из отмеченных направлений можно выделяются элементы предпринимательства с позиций формирования, использования и воспроизводства важнейшего фактора производства — человеческого капитала.

В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». В обобщенном виде он учитывает следующие особенности:

в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат (издержек для физического формирования человека);

человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, его обладателю получение в будущем более высокого дохода;

вложения в человеческий капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект;

инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. Последний составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет;

функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической [4, С.46].

Если человеческий капитал обеспечивает экономический и социальный эффект, а его обладателю в будущем более высокий доход, можно ли назвать предпринимательством формирование и накопление человеческого капитала? Этот процесс является одной из функций домохозяйства в рыночной экономике. Система функций семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает: создание материальной базы семьи; производство физической основы человеческого капитала (реализацию детородной, воспитательной и рекреационной функций); реализацию человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства.

Из представленных выше понятий вытекает, что предпринимательская деятельность затрагивает не только экономические, но и социальные, психологические, а также политические вопросы жизнедеятельности человека и общества в целом. Учитывая это обстоятельство, становится понятным обращение к отмеченной проблематике со стороны самых разных дисциплинарных направлений.

Доступно ли в политэкономическом аспекте предпринимательской деятельности выделить гендерный подход и вести речь о специфическом женском предпринимательстве? С одной стороны, целесообразно говорить об участии женщин в бизнесе и принятии ими решений на макро- и микроуровнях в экономической сфере, с другой ‑ о выполнении домашней работы в рамках «семейного способа производства» [12, С.93].

Задуматься над этими вопросами позволил перевод статьи «Work» («Работа») Барбары Хилкерт Андолсен. Но прежде следует отметить несколько современных подходов к изучению роли женщины в семье, в реформировании экономики, в общественной и политической жизни нации. Этим проблемам уделено немало внимания в современной социологии, культуре, истории, статистике, экономике и незначительное место гендерные исследования занимают в философии и юриспруденции.

При оценке положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое, обнаруживаются гендерные различия в менеджменте. Например, в последние десятилетия, принимая на работу менеджеров, предприниматели стали отдавать предпочтение женщинам, потому что в отличие от мужчин-боссов, которые любят подгонять сотрудников и настраивать их друг против друга, женщины-менеджеры не только объединяют сотрудников, но и умеют вдохновлять их, демонстрируя восхищение даже незначительными успехами. Здесь возникает тот самый эффект, к которому стремятся женщины-политики, добиваясь нового законодательства, а именно — очеловечивание интересов. «Женщины больше заботятся о социальных проблемах и более активно подталкивают правительства к решению этих проблем. Кроме того, они меньше уверены в завтрашнем дне и более осмотрительны, нежели мужчины, и поэтому больше уделяют внимания таким расходам, как налог на профилактику здоровья, детские учреждения и пенсии. Для социальной государственной помощи такого рода женщины готовы платить более высокие налоги» [3, С.231].

Различия между мужчинами и женщинами проявились при описании ими своего стиля руководства и методов влияния на подчиненных. Мужчины-менеджеры описывают свой стиль, который специалисты по управлению называют «деловым». Это означает, что свою работу они видят как серию дел (или сделок) с подчиненными с последующим награждением за оказание услуги или с наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает занимаемая ими должность.

Женщины-менеджеры осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами — обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью.

Женщины-предприниматели считают, что люди работают лучше, когда они довольны собой и своей работой, поэтому в обязанности лидера входит создание ситуаций, способствующих таким ощущениям. Основой подобного руководства через взаимодействие является привлечение к деятельности. Благодаря практике участия, сотрудники более активно поддерживают принятые решения и уменьшают опасность проявления неожиданной оппозиции. Активное привлечение к своей работе подчиненных позволяет снизить риск, связанный с тем, что конкретным клиентом, проектом или вложением занимается только один человек: если с ним что-то случится, его работой сможет заняться кто-то другой.

Известны и недостатки подобного стиля. Так, чтобы получить от кого-то идеи и информацию, требуется время, часто приходится делиться полномочиями, позволять себя критиковать. Если спрашивать у сотрудников мнение, может сложиться впечатление, что своих идей у менеджера нет. Необходимо также помнить, что в организации есть люди, предпочитающие получать распоряжения, а не участвовать в принятии решений.

Все эти разнообразные факторы предполагают применение различных стилей в зависимости от ситуации, а в структуре личности женщины-менеджера имеются черты, считающиеся противоречащими друг другу.

Одной из характеристик управленческой деятельности женщин-предпринимателей является поддержание в сотрудниках уважения к собственной персоне. Когда руководители приглашают сотрудников к процессу принятия решений, возникает побочный положительный эффект — сотрудники осознают свою значимость, стремятся к самовыражению личности. В отмеченном стиле прослеживается воспитательная функция, которую традиционно выполняют домашние хозяйства.

Будет ли считаться предпринимательской деятельностью женский труд в семье, когда женщина не занята работой на предприятии, но воспитывает ребенка, формирует человеческий капитал в интересах общества? Любой капитал, как известно, дает прибыль при разумном его использовании, распределении и управлении им. Прослеживается ли связь между женским предпринимательством в сфере бизнеса и проявляет ли предприимчивость женщина, выполняющая домашний труд, который так же, как и труд на предприятии требует физических, умственных и психологических усилий, будь то женщина-предприниматель или рядовой сотрудник? Предполагается, что поставленные вопросы являются справедливым предметом спора по проблемам предпринимательской деятельности на уровне семьи и домохозяйства.

Например, если взять эмоциональный труд в форме заботы или опеки ради благосостояния других, то заботливость по отношению к опекаемым, может быть объяснена позитивно-эмоциональной преданностью к ближним, которая, в свою очередь, включает в себя и положительные чувства других. Является ли это результатом? Да! Прирост доброжелательных эмоций затрагивает процесс стабильности, благополучия, формирования личности, что с точки зрения менеджмента есть эффективное управление, которое дает прирост, прибыль в экономическом плане. Поэтому женщину, занимающуюся домашним хозяйством, воспитывающую детей, проявляющую заботу к окружающим тоже можно назвать предпринимательницей, но не в сфере бизнеса, а в секторе домашнего хозяйства, как субъекте народнохозяйственной деятельности.

В данном примере прослеживается взаимосвязь объектов и субъектов хозяйствования, которая проявляется в цепочке: домохозяйства — фирма — государство, и наоборот, государство — фирма — домохозяйства. Здесь опять встает вопрос: кто будет оплачивать труд женщины в семье: муж, корпорация, правительство? Кто будет вкладывать инвестиции в человеческий капитал? Где и как этот капитал будет использован? Наверное, нельзя эти проблемы рассматривать изолированно, необходим комплексный и системный подход в их рассмотрении, так как инвестирование средств в формальное и неформальное образование характеризуется высокой социальной и экономической отдачей и является одним из наилучших средств достижения целей устойчивого развития и экономического роста. Отмеченная цель является важнейшей задачей государственного регулирования. И поскольку одной из функций государства является обеспечение правовой защиты населения и страны, обеспечение стабильности экономики и политики, то первостепенно важно, чтобы семья чувствовала уверенность в будущем, что, в свою очередь, приведет к сильному и мощному государству, с таким потенциалом, который создается на уровне домохозяйства. В такой интерпретации и государству, и корпорациям, и мужу необходимо поддерживать и сохранять роль женщины в семье, которая не только выполняет важнейшую физиологическую функцию — детородную и воспитательную,  но и является объектом духовности, материнской нежности, любви и красоты. Это огромные психологические затраты, часто переплетающиеся с физическим трудом. Забота о других — это многосторонняя деятельность, означающая отношение внимательной опеки ради благосостояния других, что включает в себя и положительные чувства другой стороны. А это, в свою очередь — результат в форме прироста положительных эмоций, что с точки зрения менеджмента, есть эффективное управление, дающее прибыль в экономическом плане как в настоящем, так и в будущем.

Государство должно стимулировать воспроизводство человеческого капитала и оценить роль женщины по достоинству, не ограничивать ее заработной платой с более низким уровнем, по сравнению с заработной платой мужчин по однотипным видам работ. Государству следует создать такие условия, чтобы у женщин был стимул для реализации своих творческих и воспитательных способностей на всех уровнях жизнедеятельности. Конечно, это проблема сложная и многогранная, затрагивающая менталитет нации, социокультурные элементы и институциональные механизмы

Например, во многих странах были учреждены национальные механизмы по вопросам улучшения положения женщин. Эти механизмы созданы для разработки, реализации, контроля, оценки, пропаганды и поддержки политики, способствующей улучшению положения женщин. Национальный механизм должен иметь четко разработанные мандаты и полномочия; чрезвычайно важными элементами являются обеспечение достаточными ресурсами и предоставление возможностей влиять на политику, разрабатывать и пересматривать законодательство. Условиями, необходимыми для его эффективного функционирования являются:

наличие институциональных механизмов, содействующих вовлечению неправительственных и общественных организаций в процессы планирования, реализации и контроля программ по улучшению положения женщин;

наличие достаточных бюджетных средств и обеспеченность квалификации кадрами;

возможность оказания влияния на разработку правительством политики во всех областях.

При этом следует действовать в следующих направлениях:

поощрение и выстраивание отношений сотрудничества с соответствующими органами правительства, центрами по проведению прикладных и теоретических исследований по женской проблематике, научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами массовой информации, неправительственными организациями, в особенности женскими, и всеми другими партнерами в рамках гражданского общества;

учет гендерных аспектов в рамках законодательства, государственной политики, программ и проектов; проведение гендерного анализа на этапе подготовки решений в сфере политики;

сбор и распространение данных и информации с разбивкой по признаку пола для целей планирования и оценки; измерение в количественном выражении неоплаченного труда, который не учитывается в национальных счетах.

Итак, очевидно, что проблема оценки женского труда не только ставится, но по возможности, рассматривается и решается. Специалисты в области законодательного права стремятся узаконить положение женщин в обществе, способствуют реформированию Трудового кодекса по проблемам обеспечения равных прав в области трудовых отношений. Работы Л.С. Ржанициной, Н.И. Чекорина и других специалистов посвящены в трудовом законодательстве правам, льготам слабо защищенных слоев населения, в том числе и женщин [10].

Особенно важно отметить, что поставленные вопросы находят свое отражение в реальной действительности.

В современных условиях комплекс производительных способностей и потребностей человека, характерных для начального этапа постиндустриальной стадии развития общества и функционирующих в форме человеческого капитала, постепенно трансформируется.  Он превращается в систему творческих информационных способностей и потребностей, характерных для информационной стадии развития общества с преимущественно информационной экономикой и функционирующих в форме человеческих информационных ресурсов. Они представляют собой форму выражения сущностных творческих сил человека, включенных в систему информационной экономики в качестве главного фактора, обеспечивающего высокий динамизм и высокое качество социального и экономического прогресса общества.

В информационном обществе живая человеческая личность все менее и менее является носителем человеческого капитала и все больше становится носителем человеческих информационных ресурсов — главных факторов, обусловливающих высокий динамизм социального прогресса человеческого общества и высокие темпы экономического роста [5, С.18].

Проблемы женского предпринимательства на всех уровнях хозяйствования, и не только в бизнес-слое, но и на уровне домохозяйства требуют тщательного исследования, анализа и практической реализации поставленных проблем. Поэтому в рамках данной статьи автор не претендует на бесспорность затронутых вопросов, а призывает к серьезному обсуждению и выработке конструктивных предложений и рекомендаций по оценке женского предпринимательства на уровне домашнего хозяйства.

 

 

Лидия Николаева

 

РЕФЛЕКСИЯ НА ТЕМУ: «ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

(ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

Предпринимательство, в зависимости от подходов к оценке конкретной деятельности человека, трактуется по-разному. Интересную группировку эволюции форм и условий развития предпринимательства представил экономист В.В. Радаев и ученые Иркутской государственной экономической академии. Характеризуя экономическую функцию предпринимательской деятельности и теорию фирмы в системе рыночных отношений, они обобщили взгляды теоретиков экономической мысли по этому вопросу.

У истоков предпринимательства стоял шотландский экономист французского происхождения Р. Кантильон (XVIII в.), который ввел понятие «предприниматель» в экономическую науку. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, главная отличительная черта которого — риск, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных рынках.

Ж.-Б. Сэй (начало XIX в.) подчеркивал активную творческую роль предпринимателя как координатора факторов производства, посредника, обладателя особых знаний и опыта. Он обосновал источник его доходов, предположив, что большая их часть — это плата за достаточно редкие предпринимательские способности.

Анализу предпринимательства особое внимание уделили историко-социологические исследования. Виднейший представитель социальной школы В. Зомбарт в работе «Буржуа» (1911 г.) резко противопоставил две духовные основы капитализма — «дух предпринимательства» и «гражданский дух». Последний подразумевает прилежание, бережливость, умеренность, расчетливость и другие подобные качества добропорядочного бюргера. По Зомбарту, предпринимательство — это осуществление дальновидного плана, требующего длительного сотрудничества нескольких людей, а сам предприниматель — «завоеватель», с его готовностью к риску, с духовной свободой, волей, богатством идей, настойчивостью в достижении цели; «организатор», способный пробудить интерес, завоевать доверие и убедить людей купить его товары. Любопытно ранжирование целей предпринимателя: на первом месте — стремление к самоутверждению, процветанию и росту своего дела и только на втором — получение максимальной прибыли. Достижение этих целей поглощает все время предпринимателя, всю его энергию и вытесняет прочие потребности.

Но только у Й. Шумпетера фигура предпринимателя и его характерные свойства стали краеугольным камнем стройной логической системы взглядов. В работе «Теория экономического развития» (1912 г.) Шумпетер пытался объединить феномен экономического роста. Он анализировал экономическую динамику, переход от одного равновесного режима функционирования к другому. Этот переход, со всеми качественными и количественными изменениями, он назвал экономическим развитием. Причем качественные изменения в экономике Шумпетер связывал с образованием «новых комбинаций», к которым относил изготовление нового блага, открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих товаров, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников сырья, проведение реорганизации в отрасли.

Для осуществления этих новых комбинаций необходимо разрушить старые, изъяв нужные факторы производства. Это можно сделать, лишь предложив владельцам ресурсов более выгодные условия. Человек, берущийся за осуществление такого дела, и есть предприниматель. Он не обязательно является собственником факторов производства, но может быть и наемным управляющим.

Интересно, что обыденная хозяйственная и предпринимательская деятельность, согласно Шумпетеру, требуют от субъекта различных качеств. Так, в условиях статичного кругооборота люди («просто хозяева», по терминологии Шумпетера) действуют в соответствии с аксиомой «рационального поведения». Такая абстракция допустима, если события протекают достаточно медленно, рациональность входит в привычку и осуществляется неосознанно. При этом лучшим для «просто хозяина» является вариант «самый выгодный из привычных». Цели и мотивы деятельности — удовлетворение потребностей путем потребления. С насыщением потребности энергия, направленная на ее удовлетворение, ослабевает (это исходная предпосылка теории маржинализма).

Но не таков предприниматель. Для него характерно делать вовсе не то и не так, как это делают другие. Это особый тип людей, обладающих такими качествами, как интеллект, интуиция, сильная воля, стремление приобрести больше, чем он имеет; удовлетворение потребности в господстве, власти, влиянии; рациональное поведение для целей описания и прогнозирования различных явлений [9, С.96-103; 14, С.225-227].

В России определение такой категории, как «предпринимательство», было впервые дано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., в котором под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Уточнения и дополнения понятие «предпринимательство» получило с введением в действие ГК РФ, где определены основные черты и особенности предпринимательства, например такие, как инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений, а также ряд других особенностей, требующих знаний и способностей для эффективного их же использования в практической деятельности. То есть предпринимательские способности можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать не только предпринимателей и предпринимательскую инфраструктуру, но и предпринимательскую этику и культуру.

В теории и практике утвердилось мнение, что не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства. И с этим, пожалуй, можно согласиться, не оспаривая ни законодательные основы, ни мнения теоретиков экономической мысли. Но… В предпринимательстве выделяются субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство. Объектами предпринимательства следует назвать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность людей, операции с ценными бумагами.

Взаимосвязь объектов и субъектов функционирования национальной экономики показывает, что в их классификации явно не достает таких элементов, как домашние хозяйства и само население. Они, с одной стороны, являются потребителями товаров и услуг, производимых предпринимателями, а с другой стороны, население само предлагает предпринимателям факторы производства в форме труда и предпринимательских способностей для производства необходимых им товаров и услуг. Семья и домашние хозяйства, в свою очередь, — основные звенья в создании и накоплении человеческого капитала, который инвестируется не только в функционирование отдельных предприятий, но и используется на макроэкономическом уровне при выработке эффективных мер государственного регулирования экономики посредством использования интеллектуального потенциала, формирующегося первоначально на уровне семьи. Встают вопросы: можно ли считать предпринимательством процесс воспитания детей и можно ли считать роль женщины-матери в домашнем хозяйстве, как активный и инициативный поиск для формирования Личности, несущей в себе ум, разум, добро, внимание и множество других положительных качеств характера, способствующих развитию всех сторон хозяйственной и общественной жизни? Ответ на эти вопросы можно получить, а может быть просто поразмышлять, исходя из сопоставления различных точек зрения [6. С.23-27].

Среди основных методологических подходов к предпринимательской деятельности выделяется: 1) неоклассический анализ, для которого характерны направления в изучении экономики домохозяйства, разделении труда внутри семьи, решений о выходе на рынок труда; 2) социалистический феминизм и близкий к нему марксизм, главными целями которых являются вопросы о причинах и формах эксплуатации женщин внутри семьи и вне ее, о факторах и сферах проявления гендерного неравенства; 3) институционализм, куда попадают такие проблемы, как роль государства в регулировании гендерных отношений и проблемы социальной политики. С политэкономической точки зрения, с точки зрения системных связей и зависимостей в каждом из отмеченных направлений можно выделяются элементы предпринимательства с позиций формирования, использования и воспроизводства важнейшего фактора производства — человеческого капитала.

В экономической литературе существует множество различных определений понятия «человеческий капитал». В обобщенном виде он учитывает следующие особенности:

в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат (издержек для физического формирования человека);

человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, его обладателю получение в будущем более высокого дохода;

вложения в человеческий капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект;

инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. Последний составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет;

функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической [4, С.46].

Если человеческий капитал обеспечивает экономический и социальный эффект, а его обладателю в будущем более высокий доход, можно ли назвать предпринимательством формирование и накопление человеческого капитала? Этот процесс является одной из функций домохозяйства в рыночной экономике. Система функций семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает: создание материальной базы семьи; производство физической основы человеческого капитала (реализацию детородной, воспитательной и рекреационной функций); реализацию человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства.

Из представленных выше понятий вытекает, что предпринимательская деятельность затрагивает не только экономические, но и социальные, психологические, а также политические вопросы жизнедеятельности человека и общества в целом. Учитывая это обстоятельство, становится понятным обращение к отмеченной проблематике со стороны самых разных дисциплинарных направлений.

Доступно ли в политэкономическом аспекте предпринимательской деятельности выделить гендерный подход и вести речь о специфическом женском предпринимательстве? С одной стороны, целесообразно говорить об участии женщин в бизнесе и принятии ими решений на макро- и микроуровнях в экономической сфере, с другой ‑ о выполнении домашней работы в рамках «семейного способа производства» [12, С.93].

Задуматься над этими вопросами позволил перевод статьи «Work» («Работа») Барбары Хилкерт Андолсен. Но прежде следует отметить несколько современных подходов к изучению роли женщины в семье, в реформировании экономики, в общественной и политической жизни нации. Этим проблемам уделено немало внимания в современной социологии, культуре, истории, статистике, экономике и незначительное место гендерные исследования занимают в философии и юриспруденции.

При оценке положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое, обнаруживаются гендерные различия в менеджменте. Например, в последние десятилетия, принимая на работу менеджеров, предприниматели стали отдавать предпочтение женщинам, потому что в отличие от мужчин-боссов, которые любят подгонять сотрудников и настраивать их друг против друга, женщины-менеджеры не только объединяют сотрудников, но и умеют вдохновлять их, демонстрируя восхищение даже незначительными успехами. Здесь возникает тот самый эффект, к которому стремятся женщины-политики, добиваясь нового законодательства, а именно — очеловечивание интересов. «Женщины больше заботятся о социальных проблемах и более активно подталкивают правительства к решению этих проблем. Кроме того, они меньше уверены в завтрашнем дне и более осмотрительны, нежели мужчины, и поэтому больше уделяют внимания таким расходам, как налог на профилактику здоровья, детские учреждения и пенсии. Для социальной государственной помощи такого рода женщины готовы платить более высокие налоги» [3, С.231].

Различия между мужчинами и женщинами проявились при описании ими своего стиля руководства и методов влияния на подчиненных. Мужчины-менеджеры описывают свой стиль, который специалисты по управлению называют «деловым». Это означает, что свою работу они видят как серию дел (или сделок) с подчиненными с последующим награждением за оказание услуги или с наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает занимаемая ими должность.

Женщины-менеджеры осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами — обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью.

Женщины-предприниматели считают, что люди работают лучше, когда они довольны собой и своей работой, поэтому в обязанности лидера входит создание ситуаций, способствующих таким ощущениям. Основой подобного руководства через взаимодействие является привлечение к деятельности. Благодаря практике участия, сотрудники более активно поддерживают принятые решения и уменьшают опасность проявления неожиданной оппозиции. Активное привлечение к своей работе подчиненных позволяет снизить риск, связанный с тем, что конкретным клиентом, проектом или вложением занимается только один человек: если с ним что-то случится, его работой сможет заняться кто-то другой.

Известны и недостатки подобного стиля. Так, чтобы получить от кого-то идеи и информацию, требуется время, часто приходится делиться полномочиями, позволять себя критиковать. Если спрашивать у сотрудников мнение, может сложиться впечатление, что своих идей у менеджера нет. Необходимо также помнить, что в организации есть люди, предпочитающие получать распоряжения, а не участвовать в принятии решений.

Все эти разнообразные факторы предполагают применение различных стилей в зависимости от ситуации, а в структуре личности женщины-менеджера имеются черты, считающиеся противоречащими друг другу.

Одной из характеристик управленческой деятельности женщин-предпринимателей является поддержание в сотрудниках уважения к собственной персоне. Когда руководители приглашают сотрудников к процессу принятия решений, возникает побочный положительный эффект — сотрудники осознают свою значимость, стремятся к самовыражению личности. В отмеченном стиле прослеживается воспитательная функция, которую традиционно выполняют домашние хозяйства.

Будет ли считаться предпринимательской деятельностью женский труд в семье, когда женщина не занята работой на предприятии, но воспитывает ребенка, формирует человеческий капитал в интересах общества? Любой капитал, как известно, дает прибыль при разумном его использовании, распределении и управлении им. Прослеживается ли связь между женским предпринимательством в сфере бизнеса и проявляет ли предприимчивость женщина, выполняющая домашний труд, который так же, как и труд на предприятии требует физических, умственных и психологических усилий, будь то женщина-предприниматель или рядовой сотрудник? Предполагается, что поставленные вопросы являются справедливым предметом спора по проблемам предпринимательской деятельности на уровне семьи и домохозяйства.

Например, если взять эмоциональный труд в форме заботы или опеки ради благосостояния других, то заботливость по отношению к опекаемым, может быть объяснена позитивно-эмоциональной преданностью к ближним, которая, в свою очередь, включает в себя и положительные чувства других. Является ли это результатом? Да! Прирост доброжелательных эмоций затрагивает процесс стабильности, благополучия, формирования личности, что с точки зрения менеджмента есть эффективное управление, которое дает прирост, прибыль в экономическом плане. Поэтому женщину, занимающуюся домашним хозяйством, воспитывающую детей, проявляющую заботу к окружающим тоже можно назвать предпринимательницей, но не в сфере бизнеса, а в секторе домашнего хозяйства, как субъекте народнохозяйственной деятельности.

В данном примере прослеживается взаимосвязь объектов и субъектов хозяйствования, которая проявляется в цепочке: домохозяйства — фирма — государство, и наоборот, государство — фирма — домохозяйства. Здесь опять встает вопрос: кто будет оплачивать труд женщины в семье: муж, корпорация, правительство? Кто будет вкладывать инвестиции в человеческий капитал? Где и как этот капитал будет использован? Наверное, нельзя эти проблемы рассматривать изолированно, необходим комплексный и системный подход в их рассмотрении, так как инвестирование средств в формальное и неформальное образование характеризуется высокой социальной и экономической отдачей и является одним из наилучших средств достижения целей устойчивого развития и экономического роста. Отмеченная цель является важнейшей задачей государственного регулирования. И поскольку одной из функций государства является обеспечение правовой защиты населения и страны, обеспечение стабильности экономики и политики, то первостепенно важно, чтобы семья чувствовала уверенность в будущем, что, в свою очередь, приведет к сильному и мощному государству, с таким потенциалом, который создается на уровне домохозяйства. В такой интерпретации и государству, и корпорациям, и мужу необходимо поддерживать и сохранять роль женщины в семье, которая не только выполняет важнейшую физиологическую функцию — детородную и воспитательную,  но и является объектом духовности, материнской нежности, любви и красоты. Это огромные психологические затраты, часто переплетающиеся с физическим трудом. Забота о других — это многосторонняя деятельность, означающая отношение внимательной опеки ради благосостояния других, что включает в себя и положительные чувства другой стороны. А это, в свою очередь — результат в форме прироста положительных эмоций, что с точки зрения менеджмента, есть эффективное управление, дающее прибыль в экономическом плане как в настоящем, так и в будущем.

Государство должно стимулировать воспроизводство человеческого капитала и оценить роль женщины по достоинству, не ограничивать ее заработной платой с более низким уровнем, по сравнению с заработной платой мужчин по однотипным видам работ. Государству следует создать такие условия, чтобы у женщин был стимул для реализации своих творческих и воспитательных способностей на всех уровнях жизнедеятельности. Конечно, это проблема сложная и многогранная, затрагивающая менталитет нации, социокультурные элементы и институциональные механизмы

Например, во многих странах были учреждены национальные механизмы по вопросам улучшения положения женщин. Эти механизмы созданы для разработки, реализации, контроля, оценки, пропаганды и поддержки политики, способствующей улучшению положения женщин. Национальный механизм должен иметь четко разработанные мандаты и полномочия; чрезвычайно важными элементами являются обеспечение достаточными ресурсами и предоставление возможностей влиять на политику, разрабатывать и пересматривать законодательство. Условиями, необходимыми для его эффективного функционирования являются:

наличие институциональных механизмов, содействующих вовлечению неправительственных и общественных организаций в процессы планирования, реализации и контроля программ по улучшению положения женщин;

наличие достаточных бюджетных средств и обеспеченность квалификации кадрами;

возможность оказания влияния на разработку правительством политики во всех областях.

При этом следует действовать в следующих направлениях:

поощрение и выстраивание отношений сотрудничества с соответствующими органами правительства, центрами по проведению прикладных и теоретических исследований по женской проблематике, научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами массовой информации, неправительственными организациями, в особенности женскими, и всеми другими партнерами в рамках гражданского общества;

учет гендерных аспектов в рамках законодательства, государственной политики, программ и проектов; проведение гендерного анализа на этапе подготовки решений в сфере политики;

сбор и распространение данных и информации с разбивкой по признаку пола для целей планирования и оценки; измерение в количественном выражении неоплаченного труда, который не учитывается в национальных счетах.

Итак, очевидно, что проблема оценки женского труда не только ставится, но по возможности, рассматривается и решается. Специалисты в области законодательного права стремятся узаконить положение женщин в обществе, способствуют реформированию Трудового кодекса по проблемам обеспечения равных прав в области трудовых отношений. Работы Л.С. Ржанициной, Н.И. Чекорина и других специалистов посвящены в трудовом законодательстве правам, льготам слабо защищенных слоев населения, в том числе и женщин [10].

Особенно важно отметить, что поставленные вопросы находят свое отражение в реальной действительности.

В современных условиях комплекс производительных способностей и потребностей человека, характерных для начального этапа постиндустриальной стадии развития общества и функционирующих в форме человеческого капитала, постепенно трансформируется.  Он превращается в систему творческих информационных способностей и потребностей, характерных для информационной стадии развития общества с преимущественно информационной экономикой и функционирующих в форме человеческих информационных ресурсов. Они представляют собой форму выражения сущностных творческих сил человека, включенных в систему информационной экономики в качестве главного фактора, обеспечивающего высокий динамизм и высокое качество социального и экономического прогресса общества.

В информационном обществе живая человеческая личность все менее и менее является носителем человеческого капитала и все больше становится носителем человеческих информационных ресурсов — главных факторов, обусловливающих высокий динамизм социального прогресса человеческого общества и высокие темпы экономического роста [5, С.18].

Проблемы женского предпринимательства на всех уровнях хозяйствования, и не только в бизнес-слое, но и на уровне домохозяйства требуют тщательного исследования, анализа и практической реализации поставленных проблем. Поэтому в рамках данной статьи автор не претендует на бесспорность затронутых вопросов, а призывает к серьезному обсуждению и выработке конструктивных предложений и рекомендаций по оценке женского предпринимательства на уровне домашнего хозяйства.