Борьба с секс-торговлей: роли различных «актеров»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

В последние десятилетия иммиграционная политика основных принимающих стран имела постоянную тенденцию к ужесточению. Причины этого понятны — страны пытаются оградить национальные рынки труда от наплыва «нежелательных» мигрантов. Последствием такой политики является волна нелегальной миграции, которая обрушилась на принимающие страны.

Постоянная нехватка национальных работников непрестижных массовых профессий это такой же хронический симптом стран с развитой экономикой, как и повышенный спрос на высокотехнологичный интеллектуальный труд. Женщины-мигранты сосредоточены в низовых секторах рынка труда, и поэтому испытывают на себе все трудности, связанные с ограничительной иммиграционной политикой принимающих стран. По сути, эта политика носит дискриминационный характер, несмотря на либерально-демократические одежды, так как ее результатом является массовое вытеснение мигрантов-женщин из сферы легальных отношений в сферу неформальных, нелегальных, незаконных, а часто и прямо криминальных связей. Наиболее доступным становится именно рынок сексуальных или околосексуальных услуг. Являясь чаще всего полулегальным (теневым) или нелегальным, этот сектор занятости не требует от мигрантов легализации их статуса и, таким образом, стимулирует нелегальную миграцию.

Альтернативой криминализации и маргинализации миграции в настоящее время может быть только развитие легальных институтов и легальных возможностей трудовой миграции, то есть перевод на легальные рельсы хотя бы части того потока, который сегодня вытеснен в сферу нелегальных отношений. Только таким образом трудовая миграция из сферы андерграунда, сможет вернуться в плоскость нормальных экономических отношений. Если этого сделано не будет, то миграционный потенциал, существующий в обществе, будет продолжать реализовываться через нелегальные каналы.

Сами принимающие страны вряд ли пойдут на смягчение иммиграционной политики. Необходима инициатива посылающей стороны, причем инициатива целенаправленная, предпринятая на достаточно высоком уровне, целью которой может быть активный переговорный процесс с принимающими странами, направленный против дискриминационных методов иммиграционной политики и применяемых практик, нарушающих права человека. Нужно активное миграционное взаимодействие принимающих и посылающих стран, направленное на то, чтобы расширить легитимные возможности трудовой миграции.

Широкий общественный резонанс, который получила проблема торговли женщинами, отразился на деятельности международных и неправительственных организаций. Борьба с торговлей людьми включена в программы действий многих из них. Выделяются следующие основные направления работы:

выявление и борьба с криминальными группировками, организующими международную секс-торговлю;

проведение широкой информационной кампании для женщин, попадающих в секс-сферу как добровольно, так и против своей воли;

мероприятия по помощи и реабилитации жертв секс-торговли.

Первое направление осуществляется в основном национальными правоохранительными органами и Интерполом. Второе и третье — международными организациями и НПО.

Основные международные организации в сфере миграции (IOM, ILO, UNHCHR, Amnesty International, Врачи без границ и другие) откликнулись на новую волну секс-миграции из стран Центральной и Восточной Европы. Они организуют международные и поддерживают национальные инициативы по борьбе с торговлей людьми и связанными с ней нарушениями прав человека. Однако если представить международную миграцию как противостояние двух сторон, принимающей страны и страны-донора, одна из которых является источником миграционного давления, а другая пытается сдерживать его, то станет ясно, что политика международных организаций в основном защищает интересы принимающих стран.

Три выделенные направления работы против торговли людьми практически не затрагивают сферу миграционной политики. Из мероприятий, имеющих непосредственное отношение к иммиграционной политике, предлагается только выделить из группы нелегальных мигрантов жертв секс-торговли и не применять к ним мер, которые применяются к нелегалам. Причем сделать это предлагается только для тех лиц, которые соглашаются свидетельствовать против преступных группировок, то есть попадающих под национальные программы защиты свидетелей. В то же время активно обсуждается вопрос ужесточения (еще большего!) визовой политики, особенно в случае миграции молодых женщин на длительный срок.

Обладая колоссальным потенциалом влияния в мире, который мог бы быть использован для влияния на миграционную политику стран, международные организации, практически самоустранились от решения этой задачи и ограничили свою компетенцию содействия в принятии национальных законов по наказанию организаторов торговли людьми, информационной кампанией и поддержкой неправительственных организаций, оказывающих помощь жертвам секс-торговли. Те программы и рекомендации, которые мировое сообщество разрабатывает сегодня в адрес национальных правительств, межнациональных объединений, НПО и СМИ, как правило, лежат вне области реальной политики.

Осуществить целенаправленное влияние на policymakers как принимающих стран, так и стран-доноров могут только международные организации высокого статуса, и в первую очередь, работающие под эгидой ООН. Авторитет международных организаций, их потенциал влияния в мире может и должен быть использован для воздействия на миграционные отношения принимающих и посылающих стран, с целью сделать их менее напряженными, а миграционную политику менее дискриминационной, направленной на расширение легитимного миграционного пространства и соответственно, на сужение сферы нелегальных и, особенно криминальных отношений.

Изменение политики в области международной миграции — трудная задача, особенно в глобальном масштабе, и на это потребуется много времени. Но без этого борьба с торговлей людьми и эксплуатацией труда мигрантов будет фикцией, какие бы средства международное сообщество в нее не вкладывало.

 

Острота социальных проблем, связанных с женской трудовой миграцией, не должна заслонять в целом положительного смысла самой миграции. Расширяя поле социальных возможностей, миграция реально помогает женщинам добиваться успеха, достигать своих целей. Маргинальность женщин-мигрантов — это социальный конструкт, отражающий общую гендерную асимметрию в социальной сфере (низкий социальный статус женщин, неравноправное положение в семье, сдвиг в сторону низкооплачиваемых секторов занятости). Это означает, что соответствующими мерами социальной и экономической политики, включая миграционную, возможно хотя бы до некоторой степени преодолеть создавшееся положение.

 

В последние десятилетия иммиграционная политика основных принимающих стран имела постоянную тенденцию к ужесточению. Причины этого понятны — страны пытаются оградить национальные рынки труда от наплыва «нежелательных» мигрантов. Последствием такой политики является волна нелегальной миграции, которая обрушилась на принимающие страны.

Постоянная нехватка национальных работников непрестижных массовых профессий это такой же хронический симптом стран с развитой экономикой, как и повышенный спрос на высокотехнологичный интеллектуальный труд. Женщины-мигранты сосредоточены в низовых секторах рынка труда, и поэтому испытывают на себе все трудности, связанные с ограничительной иммиграционной политикой принимающих стран. По сути, эта политика носит дискриминационный характер, несмотря на либерально-демократические одежды, так как ее результатом является массовое вытеснение мигрантов-женщин из сферы легальных отношений в сферу неформальных, нелегальных, незаконных, а часто и прямо криминальных связей. Наиболее доступным становится именно рынок сексуальных или околосексуальных услуг. Являясь чаще всего полулегальным (теневым) или нелегальным, этот сектор занятости не требует от мигрантов легализации их статуса и, таким образом, стимулирует нелегальную миграцию.

Альтернативой криминализации и маргинализации миграции в настоящее время может быть только развитие легальных институтов и легальных возможностей трудовой миграции, то есть перевод на легальные рельсы хотя бы части того потока, который сегодня вытеснен в сферу нелегальных отношений. Только таким образом трудовая миграция из сферы андерграунда, сможет вернуться в плоскость нормальных экономических отношений. Если этого сделано не будет, то миграционный потенциал, существующий в обществе, будет продолжать реализовываться через нелегальные каналы.

Сами принимающие страны вряд ли пойдут на смягчение иммиграционной политики. Необходима инициатива посылающей стороны, причем инициатива целенаправленная, предпринятая на достаточно высоком уровне, целью которой может быть активный переговорный процесс с принимающими странами, направленный против дискриминационных методов иммиграционной политики и применяемых практик, нарушающих права человека. Нужно активное миграционное взаимодействие принимающих и посылающих стран, направленное на то, чтобы расширить легитимные возможности трудовой миграции.

Широкий общественный резонанс, который получила проблема торговли женщинами, отразился на деятельности международных и неправительственных организаций. Борьба с торговлей людьми включена в программы действий многих из них. Выделяются следующие основные направления работы:

выявление и борьба с криминальными группировками, организующими международную секс-торговлю;

проведение широкой информационной кампании для женщин, попадающих в секс-сферу как добровольно, так и против своей воли;

мероприятия по помощи и реабилитации жертв секс-торговли.

Первое направление осуществляется в основном национальными правоохранительными органами и Интерполом. Второе и третье — международными организациями и НПО.

Основные международные организации в сфере миграции (IOM, ILO, UNHCHR, Amnesty International, Врачи без границ и другие) откликнулись на новую волну секс-миграции из стран Центральной и Восточной Европы. Они организуют международные и поддерживают национальные инициативы по борьбе с торговлей людьми и связанными с ней нарушениями прав человека. Однако если представить международную миграцию как противостояние двух сторон, принимающей страны и страны-донора, одна из которых является источником миграционного давления, а другая пытается сдерживать его, то станет ясно, что политика международных организаций в основном защищает интересы принимающих стран.

Три выделенные направления работы против торговли людьми практически не затрагивают сферу миграционной политики. Из мероприятий, имеющих непосредственное отношение к иммиграционной политике, предлагается только выделить из группы нелегальных мигрантов жертв секс-торговли и не применять к ним мер, которые применяются к нелегалам. Причем сделать это предлагается только для тех лиц, которые соглашаются свидетельствовать против преступных группировок, то есть попадающих под национальные программы защиты свидетелей. В то же время активно обсуждается вопрос ужесточения (еще большего!) визовой политики, особенно в случае миграции молодых женщин на длительный срок.

Обладая колоссальным потенциалом влияния в мире, который мог бы быть использован для влияния на миграционную политику стран, международные организации, практически самоустранились от решения этой задачи и ограничили свою компетенцию содействия в принятии национальных законов по наказанию организаторов торговли людьми, информационной кампанией и поддержкой неправительственных организаций, оказывающих помощь жертвам секс-торговли. Те программы и рекомендации, которые мировое сообщество разрабатывает сегодня в адрес национальных правительств, межнациональных объединений, НПО и СМИ, как правило, лежат вне области реальной политики.

Осуществить целенаправленное влияние на policymakers как принимающих стран, так и стран-доноров могут только международные организации высокого статуса, и в первую очередь, работающие под эгидой ООН. Авторитет международных организаций, их потенциал влияния в мире может и должен быть использован для воздействия на миграционные отношения принимающих и посылающих стран, с целью сделать их менее напряженными, а миграционную политику менее дискриминационной, направленной на расширение легитимного миграционного пространства и соответственно, на сужение сферы нелегальных и, особенно криминальных отношений.

Изменение политики в области международной миграции — трудная задача, особенно в глобальном масштабе, и на это потребуется много времени. Но без этого борьба с торговлей людьми и эксплуатацией труда мигрантов будет фикцией, какие бы средства международное сообщество в нее не вкладывало.

 

Острота социальных проблем, связанных с женской трудовой миграцией, не должна заслонять в целом положительного смысла самой миграции. Расширяя поле социальных возможностей, миграция реально помогает женщинам добиваться успеха, достигать своих целей. Маргинальность женщин-мигрантов — это социальный конструкт, отражающий общую гендерную асимметрию в социальной сфере (низкий социальный статус женщин, неравноправное положение в семье, сдвиг в сторону низкооплачиваемых секторов занятости). Это означает, что соответствующими мерами социальной и экономической политики, включая миграционную, возможно хотя бы до некоторой степени преодолеть создавшееся положение.