Вступление

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 

Если рассматривать частную жизнь с точки зрения феминизма, то существует два подхода к данному вопросу. Концепции личной жизни стали основной темой в критике того, что феминистки называют «либеральностью» и «патриархальностью» западных обществ. Хотя, насколько центральными были эти вопросы, еще нужно разобраться. Интересен тот факт, что для феминисток концепции частной жизни служили как предметом, так и средством критики. Одни из них рассматривают частную жизнь как барьер для либерализации жизни женщин, в то время как другие считают ее средством для достижения тех же целей.

В качестве целей критики, концепции личной жизни являлись негативными символами изоляции и индивидуализма, которые не могли сосуществовать с устоявшимися образами воспитания и заботы, возложенными на женщин [43, 41, 11]. Они также содержали идеи о женской скромности и замкнутости на обычных домашних делах [23]. Частная жизнь иногда была синонимом домашней и семейной жизни в контексте зависимого положения женщин в социально–экономических отношениях. Женщины и дети становятся уязвимыми в том обществе и в государстве, где игнорируются обязанности мужчин в частной и деловой жизни. Таким образом, некоторые феминистки, отстаивающие права женщин на свободу, равенство и безопасность вынуждены относиться к концепции частной жизни с неодобрением.

Однако другие имеют противоположную точку зрения. Так, в США, закон о правах на аборт и контроле над рождаемостью был принят под знаком права на частную жизнь. Некоторые феминистки резонно рассматривают концепции частной жизни как средство выражения идеалов независимости в принятии решений с учетом прав полов, воспроизводства, семьи и здоровья [5; 33; 24].

Основной целью данной статьи является описание противостояния в подходах феминисток к сфере частной жизни. Мой описательный анализ включает основные характеристики американских принципов морали и официальных теорий в области частной жизни. В США, да и не только, частная жизнь расширяет сферу своего действия на мораль, политику и право.

В области морали, (с учетом культурных различий), ежедневные споры о частной жизни вызваны желанием взаимного уважения в области жилищного вопроса, общения и поведения [25; 28]. В политике, в частности в западных демократиях, частная жизнь наряду с свободой и равенством являются основными ценностями. Однако, частная жизнь, в отличие от политики, не ограничена либеральным режимом [36; p.92-119]. Население всего мира считает, что защита, по меньшей мере, некоторых личных интересов является основной функцией хорошего правительства [8].

В области права каждая конституция или аналогичный основной закон имеют статьи об ограничении вмешательства государства в частную жизнь и частные владения. Гражданское законодательство стран Европы и устав Европейского Сообщества содержат статьи об ограничении разглашения личной и деловой информации. Право на частную жизнь является широко распространенной в США нормой.

Первая, Третья, Четвертая, Пятая и Четырнадцатая поправки к Конституции США признают право на частную жизнь [1; 2; 34]. Законодательные акты, общие законы и конституция США создают дополнительные права на частную жизнь для жертв нежеланного вмешательства, разглашения и нарушения секретности.

 

Незаслуженно обойденная стороной тема

Когда-то тему частной жизни в дискуссиях обходили стороной. На протяжении веков в Римском праве, повсеместно велись споры и обсуждения частной собственности, законов о частной собственности, сделок и их нарушений. Но до XX века всего небольшая часть писателей, юристов, философов и социологов брали на себя смелость вторгаться в частную жизнь. Одной из них была Шарлотта Перкинс Гилман. В книге «Женщины и Экономика» она детально проанализировала идеал семейной частной жизни [19]. Гилман пришла к выводу, что хотя семья и считается раем частной жизни, но она зачастую предоставляет небольшие шансы для обретения самостоятельности детьми, женщинами и неимущими.

Идея о праве на частную жизнь с успехом отразилась в конце XIX века в общем своде законов США. В 1960‑х она нашла отражение и в конституции США, а в 70‑80‑х годах и в федеральном законодательстве. Теперь, лица, сплетничающие или ведущие слежку, рискуют понести ответственность по гражданскому законодательству. Так, действия правительства, запрещающие смешанные браки или использование противозачаточных средств, могут быть расценены как несоблюдение конституции. Данное положение дел стало возможным благодаря существующему комплексу законов о частной жизни, включающему закон о рассмотрении споров между физическими лицами, обеспечивающий физическую изоляцию и ограничивающий разглашение информации. Наряду с ним существует также конституционное право, обязующее правительство занимать ограниченную, терпимую и нейтральную позицию по отношению к гражданам и позволять им принимать решения без давления и с относительной степенью автономности.

Интересы женщин и движение феминисток в США сыграли важную роль в становлении и развитии права на частную жизнь. В законодательстве США право на частную жизнь, являющееся пунктом закона о поддержании права и порядка, появилось как следствие противостояния изменяющихся отношений к женщинам и их правам [1; 2; 4].

«Дe Мэй против Робертс» (1881) было самым первым делом, провозгласившим право на частную жизнь. В ходе дела рассматривался случай из врачебной практики одного из докторов, позволявшего своему младшему помощнику присутствовать при осмотрах женщин и приеме родов. Письменное решение суда предполагало специальные меры в защиту скромности замужних женщин. Забота о единении семьи и женской скромности являлась одной из основных тем в законе о частной жизни, изложенным Луисом Брандэсом и Самюэлем Уореном в их знаменитой статье 1890 года «Пересмотр Гарвардских законов» [4]. Право женщин на законное использование контрацептивов было в центре споров в тот момент, когда в деле Грисвулд против штата Коннектикут (1965) Верховный суд США впервые признал право на частную жизнь конституционным. В деле Рой против Вэйд (1973) впервые в США было признано право женщин на аборт. Таким образом, право на решение сохранить или нет ребенка, защищается конституцией.

Под влиянием дел Рисвулда, Роя и других последующих дел, американские ученые, политики и вся общественность, для которых эти дела послужили прецедентами, после 60‑х, 70‑х, 80‑х годов проявили живой интерес к проблеме частной жизни в области здоровья, семьи и отношения полов. Но изменения в частной жизни были также вызваны компьютеризацией общества. В частности, они связаны с электронным наблюдением и компьютерными базами данных, разработанными государством и кругом деловых лиц. Также масло в огонь подливали проблемы наркотиков, алкоголя, СПИДа и генетического анализа. Эти феномены придали три смысла термину частной жизни: физический, информационный и  принятие решений.

 

Если рассматривать частную жизнь с точки зрения феминизма, то существует два подхода к данному вопросу. Концепции личной жизни стали основной темой в критике того, что феминистки называют «либеральностью» и «патриархальностью» западных обществ. Хотя, насколько центральными были эти вопросы, еще нужно разобраться. Интересен тот факт, что для феминисток концепции частной жизни служили как предметом, так и средством критики. Одни из них рассматривают частную жизнь как барьер для либерализации жизни женщин, в то время как другие считают ее средством для достижения тех же целей.

В качестве целей критики, концепции личной жизни являлись негативными символами изоляции и индивидуализма, которые не могли сосуществовать с устоявшимися образами воспитания и заботы, возложенными на женщин [43, 41, 11]. Они также содержали идеи о женской скромности и замкнутости на обычных домашних делах [23]. Частная жизнь иногда была синонимом домашней и семейной жизни в контексте зависимого положения женщин в социально–экономических отношениях. Женщины и дети становятся уязвимыми в том обществе и в государстве, где игнорируются обязанности мужчин в частной и деловой жизни. Таким образом, некоторые феминистки, отстаивающие права женщин на свободу, равенство и безопасность вынуждены относиться к концепции частной жизни с неодобрением.

Однако другие имеют противоположную точку зрения. Так, в США, закон о правах на аборт и контроле над рождаемостью был принят под знаком права на частную жизнь. Некоторые феминистки резонно рассматривают концепции частной жизни как средство выражения идеалов независимости в принятии решений с учетом прав полов, воспроизводства, семьи и здоровья [5; 33; 24].

Основной целью данной статьи является описание противостояния в подходах феминисток к сфере частной жизни. Мой описательный анализ включает основные характеристики американских принципов морали и официальных теорий в области частной жизни. В США, да и не только, частная жизнь расширяет сферу своего действия на мораль, политику и право.

В области морали, (с учетом культурных различий), ежедневные споры о частной жизни вызваны желанием взаимного уважения в области жилищного вопроса, общения и поведения [25; 28]. В политике, в частности в западных демократиях, частная жизнь наряду с свободой и равенством являются основными ценностями. Однако, частная жизнь, в отличие от политики, не ограничена либеральным режимом [36; p.92-119]. Население всего мира считает, что защита, по меньшей мере, некоторых личных интересов является основной функцией хорошего правительства [8].

В области права каждая конституция или аналогичный основной закон имеют статьи об ограничении вмешательства государства в частную жизнь и частные владения. Гражданское законодательство стран Европы и устав Европейского Сообщества содержат статьи об ограничении разглашения личной и деловой информации. Право на частную жизнь является широко распространенной в США нормой.

Первая, Третья, Четвертая, Пятая и Четырнадцатая поправки к Конституции США признают право на частную жизнь [1; 2; 34]. Законодательные акты, общие законы и конституция США создают дополнительные права на частную жизнь для жертв нежеланного вмешательства, разглашения и нарушения секретности.

 

Незаслуженно обойденная стороной тема

Когда-то тему частной жизни в дискуссиях обходили стороной. На протяжении веков в Римском праве, повсеместно велись споры и обсуждения частной собственности, законов о частной собственности, сделок и их нарушений. Но до XX века всего небольшая часть писателей, юристов, философов и социологов брали на себя смелость вторгаться в частную жизнь. Одной из них была Шарлотта Перкинс Гилман. В книге «Женщины и Экономика» она детально проанализировала идеал семейной частной жизни [19]. Гилман пришла к выводу, что хотя семья и считается раем частной жизни, но она зачастую предоставляет небольшие шансы для обретения самостоятельности детьми, женщинами и неимущими.

Идея о праве на частную жизнь с успехом отразилась в конце XIX века в общем своде законов США. В 1960‑х она нашла отражение и в конституции США, а в 70‑80‑х годах и в федеральном законодательстве. Теперь, лица, сплетничающие или ведущие слежку, рискуют понести ответственность по гражданскому законодательству. Так, действия правительства, запрещающие смешанные браки или использование противозачаточных средств, могут быть расценены как несоблюдение конституции. Данное положение дел стало возможным благодаря существующему комплексу законов о частной жизни, включающему закон о рассмотрении споров между физическими лицами, обеспечивающий физическую изоляцию и ограничивающий разглашение информации. Наряду с ним существует также конституционное право, обязующее правительство занимать ограниченную, терпимую и нейтральную позицию по отношению к гражданам и позволять им принимать решения без давления и с относительной степенью автономности.

Интересы женщин и движение феминисток в США сыграли важную роль в становлении и развитии права на частную жизнь. В законодательстве США право на частную жизнь, являющееся пунктом закона о поддержании права и порядка, появилось как следствие противостояния изменяющихся отношений к женщинам и их правам [1; 2; 4].

«Дe Мэй против Робертс» (1881) было самым первым делом, провозгласившим право на частную жизнь. В ходе дела рассматривался случай из врачебной практики одного из докторов, позволявшего своему младшему помощнику присутствовать при осмотрах женщин и приеме родов. Письменное решение суда предполагало специальные меры в защиту скромности замужних женщин. Забота о единении семьи и женской скромности являлась одной из основных тем в законе о частной жизни, изложенным Луисом Брандэсом и Самюэлем Уореном в их знаменитой статье 1890 года «Пересмотр Гарвардских законов» [4]. Право женщин на законное использование контрацептивов было в центре споров в тот момент, когда в деле Грисвулд против штата Коннектикут (1965) Верховный суд США впервые признал право на частную жизнь конституционным. В деле Рой против Вэйд (1973) впервые в США было признано право женщин на аборт. Таким образом, право на решение сохранить или нет ребенка, защищается конституцией.

Под влиянием дел Рисвулда, Роя и других последующих дел, американские ученые, политики и вся общественность, для которых эти дела послужили прецедентами, после 60‑х, 70‑х, 80‑х годов проявили живой интерес к проблеме частной жизни в области здоровья, семьи и отношения полов. Но изменения в частной жизни были также вызваны компьютеризацией общества. В частности, они связаны с электронным наблюдением и компьютерными базами данных, разработанными государством и кругом деловых лиц. Также масло в огонь подливали проблемы наркотиков, алкоголя, СПИДа и генетического анализа. Эти феномены придали три смысла термину частной жизни: физический, информационный и  принятие решений.