Выводы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103
Из приведенных аргументов очевидно, что, несмотря на интуитивность и даже очевидность некоторых черт предлагаемой онтологии, радикальное замещение дуалистической онтологии на онтологию, представленную выше, может иметь решающее значение, как для теории, так и для практики. Эта онтология основана на понимании отношения к себе и другому как отношения между аналогичными бытиями. Природа и продление аналогии есть нечто, что может быть детерминировано в каждом конкретном случае. Более того, различие между «Я» и «другой» не ведет к толкованию другого как оппозиции; иное другое бытие может быть создано и обычно создается через некоторые аналогичные характеристики, имеющиеся у меня самого. Поскольку различие между мною и другим не ведет к оппозиции, характеристики «Я» не определяют уникальность другого через оппозицию. Может быть много других, различающихся друг от друг по характеру также, как бытие численно отличается одно от другого и от «Я». Далее, вместо оппозиции «Я — другой» мы имеем отношение «Я и другие» и вместо ранее упоминавшихся дуалистических оппозиций, которые выражены в «западной мысли», мы имеем мультифакторные, интерактивные модели. В этом смысле не допускается оппозиции между «Я» и «другой», нет основной мотивации ни отвергать существование других, сводить всех других до «Я» — «одна душа в двух телах», — ни интерпретировать других как материал для собственных ожиданий.
С этой точки зрения личность понимается как относительное и историческое бытие. Человек становится личностью в отношениях и через отношения с другими людьми; бытие личности требует, чтобы человек имел историю отношений с другими людьми; реализация себя может быть осуществлена только через отношения и опыт. Фундаментальное моральное требование состоит в том, что ответственность за помощь другим неимущим вырастает из отношений к этим неимущим. Ответственность является взаимной, хотя части отношений могут иметь разную степень ответственности. Провозглашаемые права и коррелируемые обязательства личности гарантируются политическими институтами и другими людьми, но они могут быть удовлетворены лишь в том случае, когда люди готовы принять ответственность за отношения друг с другом.
Башарат Тайяб
Из приведенных аргументов очевидно, что, несмотря на интуитивность и даже очевидность некоторых черт предлагаемой онтологии, радикальное замещение дуалистической онтологии на онтологию, представленную выше, может иметь решающее значение, как для теории, так и для практики. Эта онтология основана на понимании отношения к себе и другому как отношения между аналогичными бытиями. Природа и продление аналогии есть нечто, что может быть детерминировано в каждом конкретном случае. Более того, различие между «Я» и «другой» не ведет к толкованию другого как оппозиции; иное другое бытие может быть создано и обычно создается через некоторые аналогичные характеристики, имеющиеся у меня самого. Поскольку различие между мною и другим не ведет к оппозиции, характеристики «Я» не определяют уникальность другого через оппозицию. Может быть много других, различающихся друг от друг по характеру также, как бытие численно отличается одно от другого и от «Я». Далее, вместо оппозиции «Я — другой» мы имеем отношение «Я и другие» и вместо ранее упоминавшихся дуалистических оппозиций, которые выражены в «западной мысли», мы имеем мультифакторные, интерактивные модели. В этом смысле не допускается оппозиции между «Я» и «другой», нет основной мотивации ни отвергать существование других, сводить всех других до «Я» — «одна душа в двух телах», — ни интерпретировать других как материал для собственных ожиданий.
С этой точки зрения личность понимается как относительное и историческое бытие. Человек становится личностью в отношениях и через отношения с другими людьми; бытие личности требует, чтобы человек имел историю отношений с другими людьми; реализация себя может быть осуществлена только через отношения и опыт. Фундаментальное моральное требование состоит в том, что ответственность за помощь другим неимущим вырастает из отношений к этим неимущим. Ответственность является взаимной, хотя части отношений могут иметь разную степень ответственности. Провозглашаемые права и коррелируемые обязательства личности гарантируются политическими институтами и другими людьми, но они могут быть удовлетворены лишь в том случае, когда люди готовы принять ответственность за отношения друг с другом.
Башарат Тайяб